ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ствует меньшему периоду воздействия кавитации. Сильное влия ние на кавитационный износ оказывает шероховатость поверх ности. Например, при увеличении высоты неровностей с 5 мкм до 30 мкм износ увеличивается примерно в 10 раз. При дальней шем увеличении шероховатости износ не меняется. С ростом температуры жидкости в пределах 17—70° кавитационный износ образцов увеличивается. Износ деталей увеличивается также за счет увеличения скоростей втекания в каверны воды и увели чения удара ее о поверхность детали из-за уменьшения вязкости воды с ростом температуры.
Присутствие в струйно-капельном потоке абразивных частиц усиливает действие кавитации за счет образования слабых мест в жидкости на поверхности несмачиваемых частиц и из-за увели чения кумулятивного действия струек при смыкании каверн. Износ при совместном действии кавитации и абразивных частиц е увеличением содержания абразива в воде сначала уменьшается до минимальной величины, затем снова возрастает. Это явление объясняется снятием поверхностного слоя с микротрещинами в процессе гидроабразивного изнашивания. Дальнейшее увеличе ние трещин из-за кавитации приводит к износу за счет выламы вания и вымывания частиц металла. С момента повышения скоро сти абразивного изнашивания над скоростью от кавитационного изнашивания общий износ возрастает. Интенсивность абра зивно-кавитационного изнашивания сталей в значительной сте пени зависит от доли содержания абразива в воде. Кавитацион ные изъязвления выглядят более сглаженными за счет воздей ствия частиц аэрозоля [29].
При внешнем визуальном осмотре деталей турбин, имевших следы эрозии различных видов, можно условно различить эрозию по интенсивности и внешнему виду: на точечную — отдельные мелкие кратеры; бороздчато-штриховую — отдельные штриховые вытянутые кратеры; оспенную — от удара отдельных твердых частиц; оспенно-кратерную — отдельные более крупные кратеры; волнообразно-бороздчатую — на боковых поверхностях обойм, дисков рабочих колес; грядообразно-бороздчатую — на выходных кромках рабочих лопаток последней ступени ЧНД; глубококра терную — на входных кромках рабочих лопаток, балансировоч ных грузах, ободе диафрагм ЧНД; губчато-кратерную от кави тационного воздействия; поверхностно гладкоабразивную — от газоабразивного воздействия. Еще раз подчеркнем условность различия отдельных названных видов эрозии, так как характер и степень величины износа во многом зависят не только от воздей ствующей среды, но и от состояния поверхностного слоя металла изнашиваемой детали (марки металла, его термообработки, ре жимов обработки, металлографической структуры и пр.).
По интенсивности износа можно различить слабую, умерен ную, повышенную, сильную и весьма сильную эрозию. Слабая эрозия — отдельные точечные, оспенные, мелкократерные изъяз
48
вления. Умеренная— износ поверхности детали без заметного изменения конфигурации или контуров ее поверхности. Повы шенная — износ детали с заметным изменением ее контуров, например небольшое уменьшение хорды профиля рабочей ло патки, изменение формы профиля направляющей лопатки, изме нение формы обводов диафрагмы и т. д. Сильная — значитель ное изменение формы и конфигурации детали за счет эрозии, при котором ставится под сомнение надежность работы изношен ной детали. Весьма сильная — износ, при котором дальнейшая эксплуатация турбины опасна.
В заключение по материалам данной главы следует отметить, что результаты обследования многочисленных эксплуатируемых турбин выявили наличие эрозии всех деталей турбины, омывае мых паровым потоком. Из-за износа в проточную часть постоянно поступают продукты износа в виде твердых частиц различной дисперсности. Твердые частицы поступают также из парогенера тора, системы РППВ и паропроводов. Несмотря на повышенные требования к чистоте пара в АПТУ за счет коррозии и эрозии пароводяного тракта в проточную часть атомной турбины вно сится значительное количество твердых частиц. Присутствие твердого аэрозоля в паре усиливает действие капельной влаги на проточную часть турбины.
До недавнего времени абразивный износ в турбинах не прини мался во внимание. Только в связи с весьма сильным износом рабочих лопаток регулировочных ступеней мощных турбин, работавших на паре от прямоточных котлов, было обращено внимание на этот вид абразивного износа. Однако гидро- и паро абразивное изнашивания остальных ступеней и других деталей проточной части в настоящее время явно недооцениваются.
Эрозия, кроме рабочих лопаток ЧНД, проявляется на внутрен них поверхностях корпусов, обойм, валов, дисков, уплотнитель ных поверхностей и других элементов проточной части, омывае мых влажным паром. Защита от эрозии в основном применяется для рабочих лопаток. В последнее время начинают применять по крытия из хромистой стали деталей статорной части турбин АПТУ, подверженных эрозионному износу. Разъемы корпусов навари ваются защитными покрытиями. Обоймы и диафрагмы ВП части турбин выполняются стальными. Однако ряд ответственных деталей, например полотна дисков рабочих колес ВП ступеней, хвостовики и замки рабочих лопаток, головки заклепок, выход ные кромки рабочих лопаток последней ступени ЧНД и другие вращающиеся детали, не имеет защиты от эрозии.
Эрозия деталей турбин определяется очень многими факто рами. От предварительной оценки капельной и струйной эрозии деталей ВП части турбин в известной степени зависят такие опре деляющие размеры турбины величины, как разделительное давле ние, температура промперегрева, числа оборотов роторов, выбор размера ступеней. Эрозионная надежность ВП проточной части
4 И. П. Фаддеев |
49 |
может стать серьезной проблемой для развития атомного турбо строения. Для ее решения в турбинах нужен комплексный под ход и совместное решение аэродинамических, гидродинамических, теплофизических, металловедческих, прочностных вопросов. При постановке задач по аспектам эрозионной надежности турбин немаловажную роль играет статистический подход к выявлению мест эрозии эксплуатируемых деталей. С помощью статистиче ского подхода к выявлению закономерностей эрозионных износов, опирающегося на физические исследования процессов эро зии, можно решить весьма актуальную проблему надежности паровых турбин.
Г Л А В А II
ТВЕРДЫЕ ПРИМЕСИ И ОТЛОЖЕНИЯ
ВПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ТУРБИН
ИНЕКОТОРЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИДКОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭРОЗИЮ ТУРБИННЫХ ДЕТАЛЕЙ
При рассмотрении возникновения эрозии в паровых турбинах обычно не рассматривается присутствие в паре твердого аэрозоля, образующегося из отложений, продуктов износа и коррозии паро вого и водяного трактов паротурбинной установки и парогенера тора.
Явления, возникающие при ударе капель о поверхности вра щающихся и неподвижных деталей и приводящие к эрозии их поверхностей, рассматривают в отрыве от таких физических свойств воды, как ее объемная прочность, зависимость прочности от содержания примесей в воде, растворения воздуха, проявле ния хрупкости жидкости при высокоскоростном ударе о твердые поверхности деталей. Между тем для создания расчетных зависи мостей, объясняющих и дающих возможность прогнозировать эрозионное изнашивание при высокоскоростном капельном и струйном ударе жидкости о поверхность высокопрочных металлов и сплавов, необходим учет перечисленных физических свойств воды и присутствия в паровом потоке и в жидкости твердых ча стиц.
12.РАСТВОРИМЫЕ И НЕРАСТВОРИМЫЕ ПРИМЕСИ
Вцикл действующей паротурбинной установки любого типа происходит непрерывное поступление примесей, загрязняющих пар.
Основными источниками поступления |
примесей |
являются: |
1) добавочная питательная вода для покрытия потерь с утеч |
||
кой пара и воды, продувкой барабанных |
котлов и т. |
д.; |
2)присосы охлаждающей воды в конденсат через неплотности
вконденсаторе, сетевых подогревателях, в сальниках насосов, перекачивающих конденсат, при работе насосов на давлении, меньшем, чем давление технической воды, охлаждающей саль ники;
3)присадки, вводимые в цикл для коррекционной обработки питательной и котловой воды;
4)продукты коррозии элементов пароводяного тракта и эро зии узлов и деталей парогенератора и турбины. Поступление примесей в работающей установке происходит постоянно.
4 |
51 |
Обычно примеси разделяют на растворимые и нерастворимые. К первым относятся газообразные и минеральные. Ко вторым — твердые соединения, образующиеся в результате сложных физико химических процессов, протекающих в паре и конденсате, и продукты разрушения поверхностей всего пароводяного тракта ПТУ.
Отложения на поверхностях нагрева парогенератора с паром поступают в турбину. Образующиеся в котле отложения по хими ческому составу разделяются на четыре основные группы: 1) ще лочноземельные кальцевые и магниевые—в большинстве твердые, плотные накипи; 2) сложные силикатные — различного минера логического состава, разнообразной структуры от пористых комковых до твердых и плотных соединений; 3) железные — желез нофосфатные накипи, легко отделяемые от парообразующих труб,, и железноокисные накипи, образующие плотные отложения; 4) медные, с неравномерным распределением меди по толщине слоя отложения.
Вносимые в парогенератор примеси за счет кристаллизации: и слипания выпадают в котловой воде в виде твердых нераство римых соединений — шламов. Различают шламы, не прилипаю щие к поверхностям, поэтому легко выводимые из парогенера тора, и способные образовывать вторичные накипи. Как показал опыт эксплуатации парогенераторов среднего и высокого дав лений, в шламах котловой воды происходит накопление также продуктов коррозии материалов поверхностей пароводяноготракта.
Для рассматриваемых нами вопросов эрозии деталей паровых турбин представляет интерес дисперсный состав шлама. Исследо вание дисперсного состава шлама продувочной воды парогенера
торов |
высокого давления — ТП-170 (р = 10,8 |
МПа), среднего- |
||||
давления (р = 3,2 МПа) |
и котла |
низкого |
давления |
(р = |
||
= 1,3 |
МПа) [41] |
показало, что процентное содержание фракций |
||||
частиц |
шламов и |
размер |
частиц (рис. |
II. 1) практически |
одина |
ковы. Наибольшее количество шлама приходится на частицы радиусом до 10 мкм — около 85—90%. Крупных частиц радиу сом 10—20 мкм в шламе исследованных котлов 10—15%. Раз меры частиц шлама близки к размерам вторичных капель конден сата, образующихся при дроблении пленок и крупных капель, влаги в проточной части низкого давления влажнопаровыхсту пеней.
По химическому составу исследованный шлам в основном состоял из окислов железа и фосфатов.
Помимо примесей, содержащихся в питательной воде пароге нераторов, в турбину с паром выносятся продукты коррозии конструкционных материалов парогенератора. В процессе кор розии, т. е. самопроизвольного разрушения поверхностных слоев материалов пароводяного тракта парогенератора вследствие элек трохимических и химических процессов, образуются многочислен
52