Файл: 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих суть этой проблемы.

Субъект познания — это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта - т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся прежде всего в языке.

Формулировка четвертой проблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? На сегодня наука выделяет чувственное и рациональное познание, видит познавательные возможности интуиции.

Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии? Дж. Локк, характеризуя стиль и отчасти смысл достижения истины, писал: "Поиски разумом истины представляют род соколиной или псовой охоты, в которой сама погоня за дичью составляет значительную часть наслаждения. Каждый шаг, который делает ум в своем движении к знанию, есть некоторое открытие, каковое является не только новым, но и самым лучшим, на время, по крайней мере.

Говоря об основных проблемах классической теории познания, нельзя не упомянуть и о принципах, на которых она базируется, в их числе:

- принцип познаваемости мира;

- принцип определяющей роли практики;

- принцип отражения, который включает в себя следующие идеи: всеобщности отражения; отражаемое первично, отражающее вторично; отражение — это диалектический процесс; познание — высшая форма отражения; образы отражения субъективны по форме, объективны по содержанию; исходный и конечный пункт познания — практика.

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, называется познанием.

Таким образом, гносеология (теория познания, эпистемология) — это раздел философии (и отрасль философского знания), в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности.

37. Характеристика чувственного познания и его форм


Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

38. Абстрактное мышление и его формы. Сущность клинического мышления.

Абстрактное мышление относится к такому виду мышления, которое не берет во внимание отдельные детали, а концентрируется на размышлении в целом. Это дает возможность совершить абсолютно новые открытия. Такое мышление рекомендуется развивать еще с раннего возраста, тогда это в значительной мере поможет в решении важных задач в будущем.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.


К формам абстрактного мышления относят:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);

Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Клиническое мышление - это специфическая мыслительная сознательная и подсознательная деятельность врача, дающая возможность наиболее эффективно использовать данные науки, логики и опыта для решения диагностических и терапевтических задач в отношении конкретного больного. Основные формы клинического мышления осуществляются через анализ и синтез.

Первая задача клинического мышления — и никаким другим методом ее заменить нельзя — это помочь врачу познавать самую сущность больного. Врач при этом пытается расценить не только то, к какой категории личностей принадлежит данный больной, но и охватить в едином целостном образе характерологические черты его. От оценки характера зависят не только использование анамнестических высказываний больного, но в большеи степени также и реакции больного, вызываемые болезнью. Поэтому эта оценка в каждом случае имеет важное значение для установления диагноза(соотношение рациональных и чувственных методов познания). Так, например, совершенно иначе приходится расценивать проявления боли у людей сдержанных, чем у лиц, склонных к истерическим реакциям. Надо всегда прежде всего взвесить, насколько верно отражают сущность болезни внешние формы ее проявления у данного больного. Это позволит учесть долю психических факторов в его болезни. Врач при этом никогда не должен забывать, что; и на органические заболевания очень часто наслаивается доля психического. Неправильные диагнозы ставятся иногда только потому, что в этих случаях переоценивался психический компонент, но, Конечно, гораздо чаще бывает наоборот: истерические реакции принимаются за подлинные и тем самым психоневрозы ошибочно диагностируют как поражения органического происхождения. Каждое жизненное проявление больного есть выражение его личности и позволяет сделать диагностические выводы в этом направлении. Из всех выразительных движений наибольшее значение приобрел анализ почерка. Хотя графология только в особых случаях дает диагностические указания на характер заболевания (нервные болезни), она несомненно завоевала свое определенное место при оценке личности. Диагностическое значение отдельных внешних особенностей больного. В этом разделе мы вынуждены ограничиться некоторыми характерными симптомами и немногими указаниями.


39. Философское учение об истине и ее критериях. Истина в медицинском диагнозе и заключении.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

  • Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

  • Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

  • Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика( целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.) Формы практики:

-материальное производство (труд, преобразование природы);

-социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

-научный эксперимент.

Основным вопросом, возникающим перед врачом при его встрече с больным, является
постановка диагноза — краткого медицинского заключения о сущности заболевания и состояния больного. Постановка диагноза — самая трудная и сложная задача в области клинической медицины, ибо и лечение, и прогноз, и профилактика зависят от диагноза. Разновидностей клинических диагнозов существует много, они могут формироваться по методу построения, по времени выявления, по степени обоснованности. В практической медицине чаще всего используются только три вида диагноза: предварительный, основной (клинический) и окончательный, которые отражают определенные этапы диагностики.

Диагноз - заключение о существе объекта обследования, выраженное в терминах, регламентированных номенклатурами и классификациями отрасли деятельности, к которой обследуемый объект относится.

40. Методология и методы научного познания, их классификация. Формы научного познания.

Метод – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

- система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (наука, политика, искусство);

- учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод – это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Каждый метод – безусловно важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:

- недооценивать метод и методологические проблемы, считая это все незначительны делом, отвлекающим от настоящей работы, подлинной науки (методологический негативизм);

- преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращая метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия (методологическая эйфория).