Файл: 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. Допарадигмальный период, по мнению Куна, характерен для зарождения любой науки. На ранних стадиях развития любой науки различные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, далеко не всегда одинаково описывают и интерпретируют одни и те же явления.
На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы. Существование парадигмы предполагает и более четкое определение области исследования в зрелой науке (или профессионализм). Именно благодаря принятию парадигмы школа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится вполне профессиональной научной школой, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину.
Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки(«Нормальной наукой» Кун называет исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом в качестве основы для развития, то есть это исследование в рамках парадигмы и направленное на поддержание этой парадигмы) сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки.
Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений - через периодически происходящие научные революции.
Познавая окружающий мир, человек стремится создать в своем сознании его определенную модель или, как говорят картину мира. На каждом историческом этапе развития представления о мире различны, т. е. картина мира изменяется (эволюционирует) по мере познания окружающей реальности. Картину мира можно понимать как парадигму миропонимания – совокупность идей, теорий, методов, концепций, описывающих известный человеку природный мир. В период господства какой-либо парадигмы происходит «мирное» развитие науки, т. е. количественное накопление знаний о природе. Такое развитие естествознания было характерно, например, для натурфилософии античности.
Смена научных парадигм представляет собой революцию в естествознании. Революция – это переворот. Научная революция – это коренные изменения в научных знаниях, радикально меняющие прежнее видение мира.
В истории науки выделяют три глобальные научные революции.
В VI−IV вв. до н. э. произошла первая революция в познании мира, в результате которой и начинается зарождение самой науки. Она связана с именем Аристотеля, который создал формальную логику – главный инструмент выведения и систематизации знания. Научное знание было предметно дифференцировано, науки о природе отделены от метафизики, математики. Аристотелем были определены нормы научности знания, даны образцы объяснения, описания и обоснования в науке, многими из которых пользуются и сейчас.
Вторая глобальная научная революция произошла в эпоху перехода от средневековья к Новому времени. Исходным моментом этой революции является появление гелиоцентрического учения великого польского астронома Н. Коперника. Однако одно только это учение не отражает суть перемен, происходящих в этот период в науке. Научная революция XVI−XVIII вв. привела к становлению классического естествознания. Основоположниками его были Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Итогом работы этих ученых стало создание механистической научной картины мира (МКМ) на базе экспериментально-математического естествознания. Основополагающими идеями МКМ являются классический атомизм и механицизм, а ее ядром – механика Ньютона. Фундаментальные понятия этой картины мира: материя, движение, пространство, время, взаимодействие.
Третья научная революция. Конец XIX – начало XX в. ознаменовались целой серией блестящих открытий в физике (открытие сложного строения атома, открытие явления радиоативности, рентгеновских лучей, дискретного характера электромагнитного излучения и др.), возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя. Их общим итогом явился сокрушительный удар по механистической картине мира, смена старой парадигмы. С середины 90-х годов XIX в. началась третья глобальная научная революция. Наиболее значимыми теориями, положенными в основу новой научной парадигмы, стали теория относительности Эйнштейна и квантовая механика. С появлением этих теорий изменилась и естественно-научная картина мира.
Итак.Научные революции – это необходимый этап в развитии науки, так как именно во время революционных сдвигов определяются основные контуры научной картины мира на длительный период. Однако нельзя думать, что смена парадигмы приводит к отрицанию старой системы знаний, напротив, научная революция предполагает преемственность в развитии научного знания. Согласно принципу соответствия, сформулированному Н. Бором, всякая новая научная теория не отвергает предшествующую, а включает ее в себя как частный случай, т. е. ограничивает сферу ее действия. Так, релятивистская механика (механика больших скоростей) Эйнштейна не отвергает механику Ньютона, а показывает, что ее законы действуют только при малых скоростях, намного меньших скорости света.
43. динамика развития науки как процесс порождения нового знания Зачин: Важнейшая характеристика знания – динамика (его рост, изменение, развитие)
Гегель говорил: «истина есть процесс, а не результат» (мир подвижен= >приобретение нового знания о нем тоже). Проблемы: 1. пониманием расширения объема истинных знаний 2. Динамика науки -это кумулятивный(накопительный)процесс или антикумулятивный (отторгающий многие прежние знания. 3.самоизменение под воздействием факторов. Общие закономерности развития науки: 1.преемственность. 2.единство количественных и качественных знаний 3.дифференциация (выделение новых наук) и интеграция(синтез наук, пограничные науки) 4.математизация и компьютеризация 5.ускоренное развитие науки 6.свобода критики. Недопустимость монополизма в науке. 7. философский принцип антропоцентризма - принцип познания мира и оценки знаний о нем в связи с включенностью в этот процесс человека как сознательно-творящего фактора. Выдвигается на первый план профессиональные и нравственные качества ученого как личности. В философии существуют три концепции развития науки: 1. Кумулятивный процесс – накопление знаний (линейно развивающийся процесс) 2. феномен научной революции (скачок)( Энгельс, Ленин, Вернадский) 3. интуитивный подход (чутье). В отечественной философии науки выделяют четыре глобальных научных революции
• Доклассическая научная революция (античность 5-6 века д. н.э. - 17 век н.э.)
• Классическая научная революция (17-19 века)
• Неклассическая научная революция (вторая половина 19 века - первая половина 20 века)
• Постклассическая научная революция (вторая половина 20 века - наши дни)
Доклассическое естествознание
Объект науки - мегамир. Мегамир (от греч. megas - большой мир) - то же что макрокосмос, Метагалактика, Вселенная.
Идеал науки - знания ради знания. Наблюдения являются основным методом познания
Научная картина мира(общее представление о мире и объективной реальности)- носит интегративный характер. характерны геоцентризм и гелиоцентризм.
Философские основы науки - философия наука наук.
Классическое естествознание
Объект науки - макромир - Земля и ближний космос.
Идеал науки - знание это сила, а не насилие над природой. Человек начинает преобразовывать мир.
Научная картина мира: классическая механика Ньютона. мир представляет четко слаженный механизм.
Философские основы науки - механистический детерминизм. Детерминизм - причинно-следственная связь линейна, случайности отрицаются.
Известные философы этого периода Декарт, Бэкон. В это период преобладает механистично-метафизический стиль мышления, с позиции перемещения в пространстве. Отрицание внутренних противоречий в системе научного знания. Усиливаются дифференцирующие тенденции - от философии отделяются науки: механика, физика, химия. Преобладает принцип антропоцентризма - человек высшее творение природы.
Неклассическое естествознание
Объект науки - микромир - совокупность элементарных частиц. Происходит взаимосвязь эмпирического и рационального способов познания.
Идеал науки - Сочетание теоретической и прикладной направленности науки.
Научная картина мира формируется из частных научных картин мира (физическая картина мира, биологическая картина мира). С развитием дисциплин появляются науки на стыке форм: физическая химия, биохимия..
Философские основы науки - стиль естественного научного мышления. Учитывается человеческий фактор в процессе познания.
Период неклассического естествознания связывают с открытием электрона, поля и т.д.
Постклассическое естествознание
Объект науки - мега-макро-микромир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и медитативного уровней познания.
Идеал науки - аксиологизация науки (что ценно, а что нет). Повышение степени фундаментального научного знания.
Научная картина мира идет процесс формирования общей научной картины мира. Преобладает представление о глобальной эволюции. Развитие - это атрибут всех форм реальности. Переход от антропоцентризма к биосфероцентризму. - кроме человека рассматривается биосфера и космос в единстве.
Философские основы науки - синергетика и синергетический стиль мышления. Процессы раз-ся интегративно. Антропный принцип развития науки - человек входит в структуру познавательного процесса, его роль учитывается на каждом этапе познания. Преодоление разрыва м/у естественным и гуманитарным знанием.
Если нужен будет какой-нибудь пример:
Английский физик открыл электрон. Это революция в науке, т.к. изменилось представление о строении атома=> новые научные заключения
Вывод 1. История науки свидетельствует, что она развивается по законам диалектики как сложное, полное ошибок и многообразия явление, а не как нечто неизменное или однолинейный процесс. 2. укрепление союза науки и философии
2. Непременно сказать про медицину: Подлинно универсальная теория медицины может быть создана только в единстве с теорией патогенеза и саногенеза( комплекс защитных механизмов, направленных на восстановление нарушенной саморегуляции организма. Она должна иметь единую философско-методологическую базу научного познания человека.
44. Типы научной рациональности
Принцип историзма, ставший ключевым в анализе науки (Т.Кун, И.Лакатос и др.), позволил говорить и об историчности рационализма, привел к выводам о том, что научная рациональность, как и наука, исторически меняется.
Исторически первой формой рациональности является не наука, а философия (в частности, античная). Парменид, древнегреческий философ, провозгласил принцип тождества мышления и бытия. Выраженность в языке, в слове должна быть точной, однозначной. (представлена в логике Аристотеля).
Первая научная революция( связана с появлением гелиоцентрического учения польского астронома Николая Коперника) сформировала особый тип рациональности – научный(считается первым).1. Бытие перестало рассматриваться как Абсолют, а Космос был отождествлен с природой, которая понималась как единственная реальность. 2. Человеческий разум наделяется статусом суверенности. 3. Объективность, безразличная к ценностям субъекта, становится идеалом научной рациональности. 4.научная рациональность признавала правомерность только тех идеальных объектов, которые можно воспроизвести, повторить в эксперименте 5.научным признавалось только то, что могло быть конструировано и выражено языком математики. великий Галилей превратил ее в технику исследования.
На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы. Существование парадигмы предполагает и более четкое определение области исследования в зрелой науке (или профессионализм). Именно благодаря принятию парадигмы школа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится вполне профессиональной научной школой, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину.
Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки(«Нормальной наукой» Кун называет исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом в качестве основы для развития, то есть это исследование в рамках парадигмы и направленное на поддержание этой парадигмы) сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки.
Согласно концепции Куна, развитие науки идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через смену ведущих представлений - через периодически происходящие научные революции.
Познавая окружающий мир, человек стремится создать в своем сознании его определенную модель или, как говорят картину мира. На каждом историческом этапе развития представления о мире различны, т. е. картина мира изменяется (эволюционирует) по мере познания окружающей реальности. Картину мира можно понимать как парадигму миропонимания – совокупность идей, теорий, методов, концепций, описывающих известный человеку природный мир. В период господства какой-либо парадигмы происходит «мирное» развитие науки, т. е. количественное накопление знаний о природе. Такое развитие естествознания было характерно, например, для натурфилософии античности.
Смена научных парадигм представляет собой революцию в естествознании. Революция – это переворот. Научная революция – это коренные изменения в научных знаниях, радикально меняющие прежнее видение мира.
В истории науки выделяют три глобальные научные революции.
В VI−IV вв. до н. э. произошла первая революция в познании мира, в результате которой и начинается зарождение самой науки. Она связана с именем Аристотеля, который создал формальную логику – главный инструмент выведения и систематизации знания. Научное знание было предметно дифференцировано, науки о природе отделены от метафизики, математики. Аристотелем были определены нормы научности знания, даны образцы объяснения, описания и обоснования в науке, многими из которых пользуются и сейчас.
Вторая глобальная научная революция произошла в эпоху перехода от средневековья к Новому времени. Исходным моментом этой революции является появление гелиоцентрического учения великого польского астронома Н. Коперника. Однако одно только это учение не отражает суть перемен, происходящих в этот период в науке. Научная революция XVI−XVIII вв. привела к становлению классического естествознания. Основоположниками его были Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Итогом работы этих ученых стало создание механистической научной картины мира (МКМ) на базе экспериментально-математического естествознания. Основополагающими идеями МКМ являются классический атомизм и механицизм, а ее ядром – механика Ньютона. Фундаментальные понятия этой картины мира: материя, движение, пространство, время, взаимодействие.
Третья научная революция. Конец XIX – начало XX в. ознаменовались целой серией блестящих открытий в физике (открытие сложного строения атома, открытие явления радиоативности, рентгеновских лучей, дискретного характера электромагнитного излучения и др.), возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя. Их общим итогом явился сокрушительный удар по механистической картине мира, смена старой парадигмы. С середины 90-х годов XIX в. началась третья глобальная научная революция. Наиболее значимыми теориями, положенными в основу новой научной парадигмы, стали теория относительности Эйнштейна и квантовая механика. С появлением этих теорий изменилась и естественно-научная картина мира.
Итак.Научные революции – это необходимый этап в развитии науки, так как именно во время революционных сдвигов определяются основные контуры научной картины мира на длительный период. Однако нельзя думать, что смена парадигмы приводит к отрицанию старой системы знаний, напротив, научная революция предполагает преемственность в развитии научного знания. Согласно принципу соответствия, сформулированному Н. Бором, всякая новая научная теория не отвергает предшествующую, а включает ее в себя как частный случай, т. е. ограничивает сферу ее действия. Так, релятивистская механика (механика больших скоростей) Эйнштейна не отвергает механику Ньютона, а показывает, что ее законы действуют только при малых скоростях, намного меньших скорости света.
43. динамика развития науки как процесс порождения нового знания Зачин: Важнейшая характеристика знания – динамика (его рост, изменение, развитие)
Гегель говорил: «истина есть процесс, а не результат» (мир подвижен= >приобретение нового знания о нем тоже). Проблемы: 1. пониманием расширения объема истинных знаний 2. Динамика науки -это кумулятивный(накопительный)процесс или антикумулятивный (отторгающий многие прежние знания. 3.самоизменение под воздействием факторов. Общие закономерности развития науки: 1.преемственность. 2.единство количественных и качественных знаний 3.дифференциация (выделение новых наук) и интеграция(синтез наук, пограничные науки) 4.математизация и компьютеризация 5.ускоренное развитие науки 6.свобода критики. Недопустимость монополизма в науке. 7. философский принцип антропоцентризма - принцип познания мира и оценки знаний о нем в связи с включенностью в этот процесс человека как сознательно-творящего фактора. Выдвигается на первый план профессиональные и нравственные качества ученого как личности. В философии существуют три концепции развития науки: 1. Кумулятивный процесс – накопление знаний (линейно развивающийся процесс) 2. феномен научной революции (скачок)( Энгельс, Ленин, Вернадский) 3. интуитивный подход (чутье). В отечественной философии науки выделяют четыре глобальных научных революции
• Доклассическая научная революция (античность 5-6 века д. н.э. - 17 век н.э.)
• Классическая научная революция (17-19 века)
• Неклассическая научная революция (вторая половина 19 века - первая половина 20 века)
• Постклассическая научная революция (вторая половина 20 века - наши дни)
Доклассическое естествознание
Объект науки - мегамир. Мегамир (от греч. megas - большой мир) - то же что макрокосмос, Метагалактика, Вселенная.
Идеал науки - знания ради знания. Наблюдения являются основным методом познания
Научная картина мира(общее представление о мире и объективной реальности)- носит интегративный характер. характерны геоцентризм и гелиоцентризм.
Философские основы науки - философия наука наук.
Классическое естествознание
Объект науки - макромир - Земля и ближний космос.
Идеал науки - знание это сила, а не насилие над природой. Человек начинает преобразовывать мир.
Научная картина мира: классическая механика Ньютона. мир представляет четко слаженный механизм.
Философские основы науки - механистический детерминизм. Детерминизм - причинно-следственная связь линейна, случайности отрицаются.
Известные философы этого периода Декарт, Бэкон. В это период преобладает механистично-метафизический стиль мышления, с позиции перемещения в пространстве. Отрицание внутренних противоречий в системе научного знания. Усиливаются дифференцирующие тенденции - от философии отделяются науки: механика, физика, химия. Преобладает принцип антропоцентризма - человек высшее творение природы.
Неклассическое естествознание
Объект науки - микромир - совокупность элементарных частиц. Происходит взаимосвязь эмпирического и рационального способов познания.
Идеал науки - Сочетание теоретической и прикладной направленности науки.
Научная картина мира формируется из частных научных картин мира (физическая картина мира, биологическая картина мира). С развитием дисциплин появляются науки на стыке форм: физическая химия, биохимия..
Философские основы науки - стиль естественного научного мышления. Учитывается человеческий фактор в процессе познания.
Период неклассического естествознания связывают с открытием электрона, поля и т.д.
Постклассическое естествознание
Объект науки - мега-макро-микромир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и медитативного уровней познания.
Идеал науки - аксиологизация науки (что ценно, а что нет). Повышение степени фундаментального научного знания.
Научная картина мира идет процесс формирования общей научной картины мира. Преобладает представление о глобальной эволюции. Развитие - это атрибут всех форм реальности. Переход от антропоцентризма к биосфероцентризму. - кроме человека рассматривается биосфера и космос в единстве.
Философские основы науки - синергетика и синергетический стиль мышления. Процессы раз-ся интегративно. Антропный принцип развития науки - человек входит в структуру познавательного процесса, его роль учитывается на каждом этапе познания. Преодоление разрыва м/у естественным и гуманитарным знанием.
Если нужен будет какой-нибудь пример:
Английский физик открыл электрон. Это революция в науке, т.к. изменилось представление о строении атома=> новые научные заключения
Вывод 1. История науки свидетельствует, что она развивается по законам диалектики как сложное, полное ошибок и многообразия явление, а не как нечто неизменное или однолинейный процесс. 2. укрепление союза науки и философии
2. Непременно сказать про медицину: Подлинно универсальная теория медицины может быть создана только в единстве с теорией патогенеза и саногенеза( комплекс защитных механизмов, направленных на восстановление нарушенной саморегуляции организма. Она должна иметь единую философско-методологическую базу научного познания человека.
44. Типы научной рациональности
Принцип историзма, ставший ключевым в анализе науки (Т.Кун, И.Лакатос и др.), позволил говорить и об историчности рационализма, привел к выводам о том, что научная рациональность, как и наука, исторически меняется.
Исторически первой формой рациональности является не наука, а философия (в частности, античная). Парменид, древнегреческий философ, провозгласил принцип тождества мышления и бытия. Выраженность в языке, в слове должна быть точной, однозначной. (представлена в логике Аристотеля).
Первая научная революция( связана с появлением гелиоцентрического учения польского астронома Николая Коперника) сформировала особый тип рациональности – научный(считается первым).1. Бытие перестало рассматриваться как Абсолют, а Космос был отождествлен с природой, которая понималась как единственная реальность. 2. Человеческий разум наделяется статусом суверенности. 3. Объективность, безразличная к ценностям субъекта, становится идеалом научной рациональности. 4.научная рациональность признавала правомерность только тех идеальных объектов, которые можно воспроизвести, повторить в эксперименте 5.научным признавалось только то, что могло быть конструировано и выражено языком математики. великий Галилей превратил ее в технику исследования.