Файл: 1. Объект, предмет,структура,функции философии. Философия и медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


7.Законы логики.

Законы мышления – это внутренняя, существенная, необходимая связь мыслей, обязательная норма поведения мышления в его работе по достижению истинного знания. Законы логики в мышлении были сформулированыАристотелем (IV в. до н.э.) : закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и Лейбницем (1646 - 1716): закон достаточного основания. Кроме этих четырех основных законов в формальной логике применяются вытекающие из этих законов частные законы, например, правила доказательства и опровержения и др. Законы логики отражают законы материального бытия, но имеют специфику. Они не носят мировоззренческого характера и применение их ограничено только сферой мышления. Действию этих законов подчиняются все наши мысли, независимо от их конкретного

содержания. Они едины для всех людей, устойчивы и неизменны. В отличие от законов бытия они носят аксиоматический характер. Законы формальной логики обеспечивают необходимый порядок мысли: ее последовательность, определенность, конкретность, непротиворечивость, обоснованность, доказательность. Тем самым требования логических законов позволяют врачу более эффективно постигать истинное знание, успешнее применять его в своей многообразной деятельности. Кроме того, и студенты, соблюдающие эти законы, укрепляют свое научное мировоззрение, нравственные принципы, успешнее учатся.ЗАКОН ТОЖДЕСТВА в логике (его формула А есть А) – это закон тождества мыслей в процессе рассуждения, а не тождества предметов, явлений- то, что они есть на самом деле, их одинаковость, которой в действительности не существует. Закон тождества гласит: всякая мысль в процессе рассуждения должна оставаться тождественной самой себе. Это значит, что сколько бы раз не повторялось в ходе рассуждения то или иное понятие или суждение, они должны сохранять одно и то же содержание и смысл. Они не должны допускать двоякого толкования понятий, исходного положения, тезиса. Каждая правильная мысль, понятие о предмете или явлении должны быть определенными и сохранять свою однозначность (тождество) на протяжении всего рассуждения, т.е. сохранять одно и тоже содержание. Аристотель утверждал, что самые главные формы прекрасного – это порядок, соразмерность и определенность.Назовем типичную ошибку нарушения закона тождества. « Подмена тезиса» (ignoratio elenchi), происходит , когда в суждениях, умозаключениях, в доказательстве и опровержении, в дискуссии и споре меняется содержание или объем применяемых понятий, доказываемых положений. Тогда нарушается и закон противоречия, другие законы. И в медицине, особенно современной, платной мы не редко встречаемся с нарушениями закона тождества. Широко употребляются такие понятия (термины), как кардиопатия, синдром, атеросклероз, дистония, миопатоз и др. В них нет определенности, конкретности содержания этих понятий. Увлечение врачами подобными общими терминами делает диагностику неконкретной, путанной, туманной. Что означает, например, заключение врача: « Практически здоров»?



ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ – вернее было бы назвать его законом недопустимости противоречий в ходе мышления. Нельзя смешивать реальные противоречия и логические. Первые В.И.Ленин называл противоречиями «живой жизни», а вторые «неправильного рассуждения». Нельзя смешивать реальные противоречия, отражающие сложный процесс развития объективной действительности, и логические противоречия. Требование закона противоречия звучит так: нельзя одновременно по одному и тому же вопросу, взятому в одном и том же смысле, высказывать противоположные мысли.; две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятые в одном и том же смысле, не могут быть одновременно истинными, одна из них будет обязательно ложной. Человек, допускающий противоречия в суждениях, противоречит самому себе. Следовательно, если человек в чем-либо не прав, он обязательно где-то впадает в противоречие и погрязнет в нем, если не найдет сил признать свою неправоту. В современном обществе, особенно в СМИ, допускается логическая ошибка противоречия в определении (contradiction inadjecto), когда происходит сочетание взаимно исключающих друг друга понятий «отрицательная ценность», «ложная истина», «безобразная красота», «злое добро» («добро с кулаками») и т.п. Применение закона противоречия в процессе врачебного мышления обеспечивает логическую стройность, непротиворечивость мысли. Нарушение закона противоречия (непротиворечивости мысли) происходит тогда, когда, например, врач выдвигает противоречащие друг другу диагностические суждения, по-разному истолковывающие клиническую симптоматику. Закон противоречия, как и другие логические законы, является законом связи мыслей. Такая связь предполагает способность человеческого мышления не исключать противоречащие суждения при определенных условиях.

Закон исключенного третьего

Из закона исключенного третьего следует: из двух противоречащих суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении одно необходимо истинно, а другое ложно; третьего быть не может. Формула закона: « А есть либо В, либо не В». Смысл закона исключенного третьего состоит в том, что он запрещает признавать одновременно истинными либо одновременно ложными два противоречащих суждения. Нарушение закона исключенного третьего происходит, например, тогда, когда одному и тому же больному вместо убедительного подтверждения или отрицания поставленного диагноза ставится новый диагноз.


Закон исключенного третьего помогает в ходе врачебной деятельности вырабатывать оперативные решения, заключения, особенно в боевой обстановке, в критических случаях, при острых заболеваниях. Так перед военным врачом сама жизнь выдвигает сложные противоречивые ситуации, требующие неотложной помощи по формуле «или – или». Других решений здесь не может быть. В воспитательной работе с молодежью закон исключенного третьего применяется редко и с особой осторожностью. В политической борьбе приходится занимать принципиальную позицию: да или нет. Здесь закон исключенного третьего применяется часто.

Закон достаточного основания. закон достаточного основания требует обоснованности, доказательности в мышлении. Его формулировка гласит: ВСЯКАЯ МЫСЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОБОСНОВАНА ДРУГИМИ МЫСЛЯМИ, ИСТИННОСТЬ КОТОРЫХ ДОКАЗАНА по формуле: Если есть В, то есть как его основание – А.Т.е.логически стройная мысль должна не просто давать истинность известного положения, но всегда выдвигать достаточное основание для этого. Основание- это суждения, которые приводятся для обоснования истинности другого суждения. А то суждение, которое вытекает из других суждений как из основания, называется логическим следствием. Мысль, которая приводится в качестве достаточного основания, в свою очередь имеет своим достаточным основанием некоторую третью мысль, которая так же имеет достаточное основание. Пределом обоснования мысли, достаточным основанием являются достоверные факты, аксиомы, законы и иные доказанные положения. В медицине таким пределом выступает медицинский факт и показания медицинского исследования, а главное - состояние больного, динамика патологического процесса. Закон достаточного основания требует, чтобы наши мысли были внутренне связаны друг с другом, вытекали одна из другой, обосновывали друг друга. Быть последовательным – значит не только выставить то или иное истинное положение, но и объяснить его, обосновать, сделать из него необходимые выводы. Недопустима необоснованная диагностика, поспешность принятия врачом решения, когда он еще не имеет достаточного основания для вывода и выработки программы лечения. Такое бывает по разным причинам и часто приводит к врачебным ошибкам. Таким недостаткам способствует, особенно у малоопытных врачей, нехватка времени на обследование и лечение больного, установленный администрацией план как обязательное требование.


Достаточным основанием для правильных суждений, выводов являются прежде всего действительные и взаимодополняющие факты, аксиомы, другие истинные суждения, статистические показания. Однако требование достаточного основания, как и другие законы логики, нельзя абсолютизировать , доводить до абсурда. Так во врачебном деле, как и в педагогике, достаточное основание для выводов часто вызревает постепенно и не очевидно. Кроме того, достаточные основания при медицинском осмотре, исследовании различных заболеваний у разных больных индивидуальны, зачастую скрыты и многообразны. В одних случаях для получения необходимого основания достаточен осмотр врача при кожных, некоторых глазных или ушных заболеваниях. В других - необходимо проведение рутинных лабораторно-инструментальных исследований (анализ крови, рентгеоскопия и др.). В-третьих, требуются специальные диагностические методики , включая сложные (эхокардиография, эндоскопия, МРТ и др.) В каждом конкретном случае врач стремится к тому, чтобы диагноз был наиболее обоснован, имел достаточное основание.

8.Философия Древней Индии и Китая.

Философия Древней Индии.

Для древнеиндийского мировоззрения характерно богатое развитие форм предфилософии. Такая предфилософия зарождается в древнейшем памятнике индийской литературы — Ведах. В них выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым сочетались философские представления о мире, человеке, нравственности.Все школы и системы древнеиндийской философии принято разделять на два больших лагеря. В первом сосредоточены ортодоксальные системы, в которых признается авторитет Вед.К неортодоксальным системам, не признающим авторитета Вед, относятся три основные школы: чарвака, буддизм и джайнизм.

Уясняя особенности каждой из них, подчеркнем, что все системы имели ряд общих черт, характерных для всей древнеиндийской философии:1. Все системы рассматривают философию как практическую необходимость, а не просто удовлетворение интеллектуальной любознательности.

2. Всем системам присуще стремление понять истинную природу Вселенной и смысл человеческой Жизни.

3. Для всех систем характерна вера в «вечный нравственный миропорядок», который распространяется на богов, небесные тела и на самого человека. Идея этого закона нашла отражение в общей концепции кармы: то есть все поступки индивида, хорошие или плохие, вызывают соответствующие последствия в его жизни. Карма - это и закон возмездия, и рок, и судьба, строго предопределенный закон причины-следствия. Закон кармы управляет не только жизнью существ, но и устройством физического мира.