Файл: Реконструкция глубоких шахт..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Клетевое отделение имеет три приемные площадки на отм. ±0,00 м, +9,00 м и +20,40 м. Площадка на отм. ±0,00 предназ­ начена для спуска и подъема оборудования и материалов. Отм. +9,00 м предназначена для спуска и подъема людей, а при­ емная площадка на отм. +20,40 м — дл я приема вагонеток с мок­

рой рудой или пустой породой. Данная приемная площадка обо­ рудована аналогично с шахтами им. В. И. Ленина и «Гвардейская».

Скиповая подъемная машина типа МК5Х8 является самой мощной безредукторной многоканатной машиной в мире. Приво­ дом машины служат два тихоходных двигателя постоянного тока

мощностью

по 4300

кВт с номинальной

скоростью

вращения

55 об/мин. Эти двигатели обеспечивают максимальную

скорость

движения скипов 14 м/с. Питание

электродвигателей

осуществ­

ляется посредством

шинопровода

от групп

Г—Д, установленных

на отметке

±0,00.

 

 

 

 

107

Рис. 42. Разрез по башенному надшахтному зданию шахты «Родина» (скиповое отделе­ ние) :

/, 3, 9, II — мостовые краны; 2 — скиповая подъемная машина; 4 — клетевая подъемная машина; 5 — скип; 6 приемный бункер; 7— по­ садочные площадки: 8— клеть; 9 —

кран для заводки скипа

650

-750(hAUfffffff-Hffûû^60t 7500-

97. 80

Рис. 43. Разрез по ба­ шенному надшахтному зданию шахты «Родина»

(клетевое

отделение):

/ — мостовой

кран;

2 — ски­

повая

подъемная

машина;

3~ клетевая

подъемная

ма­

шина;

4 — кран

ручной:

5 —

-.кип:

6 — клеть;

7 — вагонет­

 

ка; 8

— толкатель.

 



По-новому решен привод клетевой подъемной машины. В каче­ стве приводных используются два тихоходных электродвигателя

постоянного тока, якори которых насажены на оба

конца вала

подъемной машины. Двигатели

безподшипниковые

мощностью

по 740 кВт, с

номинальной скоростью

вращения 46 об/мин на

напряжение 535 В.

 

 

 

Применение

безредукторного

привода

на скиповой

и клетевой

подъемных машинах позволило упростить компоновочные решения башенного надшахтного здания, уменьшив его размеры в плане.

Питание электропривода подъемной

машины М К 5 Х 8 осуществ­

ляется от двух агрегатов, состоящих

из генератора

постоянного

тока ПП6000/375 (5500 кВт, 1000 В, 5500 А, 375 об/мин)

и синхрон­

ного двигателя СДС 3290-12/16 (5800 кВт, 375 об/мин, 6 кВ).

 

Схемой предусмотрено переключение главной цепи по различ­

ным вариантам (рис. 44) :

 

 

 

 

 

 

 

две автономные системы Г—Д с выравниванием

нагрузки

в си­

стеме авторегулирования;

может работать каждая

система Г—Д

в отдельности при второй

отключенной;

 

 

 

 

 

 

система Г—Д—Г—Д;

 

 

 

 

 

 

 

система Г—Д—Д с питанием от одного или другого

генератора.

Системы Г—Д—Г—Д при двух автономных Г—Д обеспечивают

работу подъемной установки с полной

нагрузкой (50 тс)

и макси­

мальной скоростью (14 м/с).

 

 

 

 

 

 

Работа отдельной системы Г—Д обеспечивает подъем половины

груза с проектной максимальной скоростью.

 

 

 

 

 

Система Г—Д—Д в связи с тем, что напряжение

генераторов

1000 В, обеспечивает подъем полного

груза

со скоростью

0,6

ѵтах

fmax«8,7 м/с, т. е. позволяет сохранить 75%

подъемных

возмож­

ностей установки в случае выхода из

строя

одного

преобразова­

тельного агрегата.

 

 

 

 

 

 

 

Регулирование скорости электропривода и реверс из состояния покоя производят изменением напряжения на якорях подъемных

электродвигателей за счет

регулирования

возбуждения

генерато­

ров при постоянном возбуждении

двигателей.

 

 

Питание обмоток возбуждения генераторов осуществляется от

реверсивных

тиристорных

преобразовательных устройств. Такие

же устройства

применены

для

питания

обмоток

возбуждения

подъемных

электродвигателей,

но в

схему включена

половина

тиристоров,

что

позволяет

получить

регулируемое

нереверсивное

напряжение.

Задачу точного поддержания заданной скорости решает замкутая система управления, которая включает в себя задающее устройство, тахогенератор обратной связи по фактической ско­ рости, элементы схемы сравнения, усилители, тиристорные преоб­ разователи переменного тока в регулируемый по величине по­ стоянный ток возбуждения и электрические машины.

Принципиальная схема управления приводом скиповой подъем­ ной машины шахты «Родина» приведена на рис. 45.

ПО


Рис. 44. Принципиальная схема управления подъемной машиной |Мк 5X8 со скипами грузоподъемностью 50 т шахты «Родина» (узлы возбуждения глав.

ных двигателей и генераторов и силовая цепь главных электромашин) :

а — узел возбуждения

главных

двигателей ПП4300/55;

б — силовая

цепь главных электриче­

ских

машин;

в — узел возбуждения

генераторов

П6000/375

отгтг

Cm -220В

Л—Ь

 

 

Цифровой

 

программный

 

блок

Cm-220$

Ж

СС-ІГ

Узел обратной связи по потоку генераторов

Рис. 45. Принципиальная схема управления приводом скиповой подъемной ма­ шины шахты «Родина» (узлы задания скорости по ускорению с корректировкой по пути а и узел обратной связи по потоку генераторов б)

Разработаны два варианта схемы задания скорости: по пути и по ускорению с корректировкой по пути.

Для задания скорости по пути применено цифровое программ­ ное устройство аппарата «Горизонт» конотопского завода «Крас­ ный металлист». Цифроаналоговый преобразователь питается от сельсинного командоаппарата управления машиной. Благодаря этому машинист имеет возможность снизить максимальную ско­ рость на весь период равномерного движения или на каком-либо участке ствола. При задании скорости по ускорению переходный процесс формируется обратными связями.

Разность напряжений задания и обратной связи по скорости подается на обмотки управления суммирующих магнитных усили­ телей тиристорных преобразователей. Величина этого напряжения ограничивается. Результирующие ампер-витки магнитного усили­ теля равны разности ампер-витков обмотки управления и обмотки обратной связи по потоку возбуждения генераторов. Темп разгона и замедления задается величиной опорного напряжения узла огра­ ничения напряжения.

Для устойчивости системы автоматического управления заве­ дена гибкая обратная связь: выходное напряжение тиристорного преобразователя через стабилизирующий трансформатор подается на вход суммирующего магнитного усилителя.

Для ослабления тока в главной цепи от остаточного напряже­ ния генератора в период стоянки машины принята отрицательная обратная связь по напряжению генератора, подключаемая после отключения контакторов 1КОП, 2КОП. Обмотка гашения сумми­ рующего магнитного усилителя защищается от перегрузки в случае отключения контакторов при высоком напряжении на генераторе стабилитронами.

При работе двух параллельных групп Г — Д нормальное распределение нагрузки контролируется обмотками суммирующих магнитных усилителей по токам в главных цепях.

Точность поддержания заданной скорости подъема зависит от тока возбуждения подъемных электродвигателей. Эту функцию выполняют тиристорные преобразователи. В силовой части воз­ будителя каждого электродвигателя используется одна из двух трехфазных мостовых схем реверсивного тиристорного преобра­ зователя.

Система управления током возбуждения включает в себя узлы задания и обратной связи по току. Введение обратных связей по току практически устраняет влияние колебания напряжения в сети и температуры обмоток возбуждения на выходной ток тиристор­ ного преобразователя.

Для уменьшения нагрева электродвигателей во время пауз ток возбуждения снижается уменьшением тока в задающей обмотке усилителя. При пуске контактор 1КОП шунтирует сопротивление в цепи задания; ток задания и ток возбуждения доводятся до но­ минала.

8 Ю. Я. Власенко и др.

113


В схеме приняты три режима управления подъемной машиной: «Автоматический», «Ручной», «Ревизия».

Подъем груза производится только в автоматическом режиме. Подача импульса на пуск установки выполняется из дозаторного

отделения

по окончании загрузки скипа. Разгон,

равномерный ход

и замедление подъемной машины осуществляет

система

автома­

тического

регулирования. Стопорение машины

в конце

цикла

Рис. 46. Схема комплекса надшахт:іых сосружений шахты «Родина»:

/ — надшахтное

здание;

2 —- дробильный корпус; 3, 5 и 7 — конвейерные галереи;

4, 8 — пере­

грузочные

узлы;

6 — сортировка; 9— склад

руды; 10 — надшахтное здание

шахты

им. 50-ле­

тия газеты

«Правда»;

// — машинное здание этой шахты; 12 — бункера

железнодорожные

 

 

 

погрузочные;

13 — мастерские

 

 

подъема производится по импульсу от магнитных

выключателей.

В режиме «Ревизия» выполняются ремонтные работы в стволе,

осмотр канатов, прицепных

устройств

и сосудов. Режим «Ручное

управление»

используется для целей

наладки и

при включении

машины после срабатывания предохранительного тормоза.

Схема комплекса надшахтных сооружений шахты «Родина»

представлена

на рис. 46. Вся переработанная на дробильно-сорти-

ровочной фабрике

руда передается на существующий

склад руды

и железнодорожные погрузочные бункера

шахты им. 50-летия га­

зеты «Правда».

 

 

 

 

 

 

Поверхностный

комплекс

состоит

из

башенного

надшахтного

здания, совмещенного с дробильным корпусом, сортировки, рас­ положенной вдоль движения потока руды, с шестью инерционными грохотами типа 172-Гр и перегрузочного узла пустой породы. Все эти сооружения связаны между собой конвейерными галереями.

Дробильно-сортировочная фабрика, согласно схеме цепи аппа­

ратов, указанной на рис. 47, предназначена

для работы в несколь­

ких режимах. Режим работы по отработке

товарной руды состоит

из дробления, сортировки и складирования

руды по сортам 10—0

114