Файл: Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта Омский институт водного транспорта филиал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34
Высоконапорные гидроузлы имеют то же назначение, что и средненапорные, но отличаются от них тем, что регулирование стока реки здесь годичное и многолетнее. В таких гидроузлах строят глухие плотины с отдельными береговыми водосбросами, здания гидроэлектростанций размещают при плотинах; вместо судоходных шлюзов здесь применяют судоподъемники, для сплава леса — лесоперевалочные устройства.
1.2.6 Компоновка гидроузлов
При компоновке гидроузлов придерживаются следующих общих принципов. Каждое сооружение должно наилучшим образом выполнять свои функции и не мешать работе других сооружений гидроузла.
Располагаться сооружения в гидроузле должны так, чтобы были обеспечены благоприятный гидравлический режим для их работы и бесперебойное обслуживание сооружений, а также удобный и надежный пропуск воды в период строительства, так как современные крупные гидроузлы строят по несколько лет. В частности, величины и направления скоростей воды и льда в подходах к шлюзу, зданию гидроэлектростанции, плотине и другим сооружениям не должны вызывать затруднений в их работе.
При компоновке гидроузла и выборе типов сооружений должны учитываться местные природные условия
(топографические, геологические, гидрологические и т. д), удобства для эксплуатации и необходимость использования минимальных затрат труда, материалов и других ресурсов для их возведения. В сооружениях максимально используют местные строительные материалы и сборные конструкции.
Сооружения гидроузла должны создавать красивый архитектурный ансамбль, причем не за счет внешнего украшения, а разумного распределения масс материалов с учетом окружающего ландшафта.
Рис.18 Схема русловой компоновки гидроузла:
а—профиль по оси гидроузла; б — план; — меженное русло; 2—граница поймы; 3

35
— водосливная плотина; 4—здание гидроэлектростанции; 5—судоходный шлюз; 6— земляная плотина на пойме; 7 — раздельный устой; S— подходный канал к шлюзу
При проектировании низконапорных и средненапорных гидроузлов на равнинных реках с широкими поймами применяют две основные схемы компоновки гидроузлов: русловую, когда водосливная плотина и здание гидроэлектростанции размещаются в русле реки, а судоходный шлюз в большинстве случаев располагается в пойме, и пойменную, когда водосливная плотина, здание гидроэлектростанции и судоходный шлюз строятся в пойме, а русло перекрывается земляной плотиной, насыпаемой
в
воду.
Иногда при компоновке низконапорных гидроузлов воднотранспортного или транспортно-энергетического назначения все сооружения размещают в меженном русле.
Рис.19 Схема пойменной компоновки гидроузла:
1 — граница меженного русла; 2 — граница поймы; 3 — земляная плотина в меженном русле.
При русловой компоновке гидроузла бетонные водосливная плотина и здание гидроэлектростанции возводятся непосредственно в русле реки в две три очереди работ, для каждой из которых требуется устройство котлованов, огражденных отдельными перемычками. На реках с большими колебаниями уровней воды такие перемычки получаются очень сложными, а возведение бетонных сооружений в две-три очереди работ значительно увеличивает срок строительства.
Особенностью пойменной компоновки гидроузлов является то, что все бетонные сооружения — плотина, здание гидроэлектростанции, судоходный шлюз — возводятся в пойме реки (преимущественно на выпуклом берегу), вне основного меженного русла за общими ограждающими перемычками. После готовности сооружений через них пропускаются меженные расходы воды, а русло реки перекрывается.
Производство земляных работ способом гидромеханизации позволяет


36 быстро и относительно дешево прорывать подводящие каналы и намывать грунт в земляную плотину, перекрывающую русло.
Высоконапорные гидроузлы строятся преимущественно для энергетики и орошения, как правило, в предгорных и в горных районах, в условиях сравнительно узких ущелий, при наличии скальных оснований. В таких гидроузлах судоходные сооружения располагают на берегу отдельно от плотины и здания гидроэлектростанции.
Размещение судоходного шлюза в составе гидроузла определяется в основном требованиями эксплуатации, которые сводятся к обеспечению бесперебойного пропуска судов через шлюз при минимальной затрате времени. Ниже приводятся наиболее характерные схемы расположения судоходного шлюза относительно подпорного фронта.
1. Шлюз расположен на пойме в так называемой деривации и соединяется с руслом подходными каналами (рис.23, а).
2. Шлюз расположен рядом с плотиной (рис.23, 6).
3. Верхняя голова его находится в створе остальных подпорных сооружений, а камера целиком в нижнем бьефе. При таком расположении подпорный фронт наиболее короткий. В этом случае нижнюю разделительную дамбу делают короткой, а верхнюю — достаточно длинной, чтобы устранить опасность затягивания судов, входящих в шлюз с верхнего бьефа, на водосливную плотину.
4. Шлюз полностью расположен в верхнем бьефе, так как нижняя голова его находится в створе основных подпорных сооружений (рис.23, в). При такой схеме вход в шлюз находится на значительном расстоянии от плотины, что обеспечивает спокойный подход к шлюзу. Нижнюю разделительную дамбу в этом случае делают более длинной. Такое расположений шлюза увеличивает длину подпорного фронта.
5. Шлюз расположен частично в верхнем и частично в нижнем бьефах
(рис,23, г).
Рис.20 Схемы расположения шлюза относительно подпорного фронта: а — в деривационном канале (в нижнем бьефе); б—в нижнем бьефе; в—в верхнем бьефе; г —
между верхним и нижним бьефами; а/а — створ подпорного фронта; — судоходный шлюз; 2 — здание гидроэлектростанции; 3 — водосливная плотина; 4 — верхний подходный канал; 5 — нижний подходный канал; в — верхняя разделительная дамба; 7

37
— нижняя разделительная дамба
Наибольшее распространение в отечественной практике строительства получила схема размещения судоходного шлюза в деривации.
На ряде гидроузлов шлюзы находятся вблизи бетонных напорных сооружений и имеют минимально необходимые подходные каналы. Опыт эксплуатации этих сооружений подтвердил правильность такой компоновки шлюза, так как короткие подходные каналы способствуют быстрейшему прохождению судов через гидроузлы; длинные подходные каналы увеличивают это время. Так, например, на Цимлянском,
Горьковском и Куйбышевском гидроузлах судоходные шлюзы построены в пойменной деривации протяжением до 10 км, на проход судов по которой из-за невозможности движения полным ходом тратится очень много времени.
В результате гидравлических исследований на моделях стали стремиться, не превышая допускаемых для судоходства поперечных скоростей в устьевых участках, по возможности укорачивать подходные каналы шлюзов. Исследования и опыт работы построенных сооружений показали, что для удовлетворительных условий захода судов в канал и выхода из него не требуется удаление устья канала от водопропускных сооружений гидроузла более чем на 1,5—2,0 км.
1.2.7 Искусственные водные пути дореволюционной России
Основные пути сообщения в древности проходили по рекам, озерам и морям. К числу первых работ по улучшению судоходных условий. На внутренних водных путях России относится строительство в 1699—1704 гг. Ивановского канала с 23 шлюзами и другими сооружениями, соединившего Волгу с верховьем Дона по рекам Оке и Упе. За два года по этому каналу пропустили 300 судов. Однако вскоре каналом перестали пользоваться из-за недостатка воды и необеспеченности глубин в верховьях рек.
В 1703 г. по указу Петра I на месте волока между реками Тверцой и
Цной в районе г. Вышнего Волочка началось строительство соединительного канала, получившего название Тверецкого, длиной 3,3 км с двумя полушлюзами. Первые суда с корабельным лесом из Казани в
Петербург прошли по каналу в 1708 г. Водный путь от Волги до Финского залива проходил по I рекам Волге, Тверце, Тверецкому каналу, рекам Цне,
Мете, Ильменскому озеру, р. Волхову, Ладожскому озеру, р. Неве. Опыт показал несовершенство построенного соединения. В 1719—1722 гг. талантливый гидротехник-самородок М. И. Сердюков построил новые сооружения на Тверецком канале и в 1736—1738 гг. создал на р. Цне большое водохранилище для питания канала водой. Все эти сооружения получили название Вышневолоцкой водной системы.


38
В связи с недостаточной пропускной способностью Вышневолоцкой водной системы, в 1799 г. началось строительство Maриинской водной системы (р. Волга — р. Шексна — оз. Белое — р. Ковжа — водораздельный канал — р. Вытегра — оз. Онежское — р. Свирь — оз.
Ладожское — р. Нева), которая в 1808 г. пропустила первые суда с осадкой
98 см. В процессе строительства этой второй системы возвели сорок четыре шлюза. За первые два года работы по ней в сторону Петербурга прошли 2012 судов, грузоподъемностью до 160 тс.
С течением времени Мариинская водная система совершенствовалась.
За период существования она реконструировалась трижды, последний раз в 1890—1896 гг.
Одновременно с началом строительства Мариинской водной системы начались работы по возведению сооружений на третьей системе, соединяющей Волгу с Невой,— Тихвинской. Ее строительство было закончено в 1811 г. От р. Волги трасса этой системы проходила по рекам
Мологе, Чагодоще, Тихвинскому каналу, рекам Тихвинке и Сяси и соединялась с Приладожским каналом, построенным в обход Ладожского озера в 1731 г. По системе мог ли плавать суда грузоподъемностью до 100 тс. После переустройства Мариинской водной системы в 1896 г.
Тихвинская водная система потеряла свое транспортное значение.

39
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

1.3 СУДОХОДНЫЕ ШЛЮЗЫ
1.3.1 Общее устройство судоходного шлюза
Судоходный шлюз представляет собой напорное гидротехническое сооружение, соединяющее две водные поверхности с различными уровнями воды и служащее для перевода судов и плотов, а также других плавучих средств из одного бьефа в другой.
Современные шлюзы — ответственные и технически высоко оснащённые гидротехнические сооружения.
Впростейшем случае шлюз представляет собой прямоугольную камеру, огражденную по бокам стенами. Последние бывают бетонные и железобетонные, каменные, деревянные ряжевые, из металлического шпунта. В шлюзах дореволюционных построек стены выполнялись часто в виде земляных откосов с каменным мощением.
Камера шлюза со стороны бьефов ограничена массивными головами, которые носят название, соответствующее бьефу, от которого голова отделяет камеру (со стороны верхнего бьефа — верхняя голова, со стороны нижнего бьефа — нижняя). Ряд шлюзов Северо-Двинской системы и шлюз
№ 9 канала имени Москвы имеют еще дополнительную голову посередине камеры, с помощью которой можно осуществлять шлюзование маломерного флота не полной длиной камеры, а ее половиной, что дает экономию времени и расхода воды на шлюзование. Эти головы называют средними или промежуточными.
Головы возводятся из армированного бетона или железобетона. На низконапорных деревянных шлюзах их устраивают из ряжей. Каждая голова состоит из двух боковых стен (устоев), между которыми располагаются затворы шлюза, называемые воротами. На головах устраиваются полностью или частично водопроводные устройства, а также ремонтные и аварийные заграждения. На устоях голов, как правило, возводятся здания (башни), где размещаются приводные механизмы ворот и водопроводных устройств, пульт управления шлюзом, контакторные панели, мастерские и другие служебные помещения.

40
Рис.21 Продольный разрез (а) и план (б) бетонного шлюза:
1 — верхняя голова; 2— двустворчатые ворота; 3 камера; 4— нижняя голова; 5
— ремонтные заграждения;6 король (порог); 7 — днище; .8 — водопроводные галереи; 9— шкафная часть; 10 затвор водопроводных галерей; 9—напор на шлюз;
10— длина камеры; В
к
—ширина камеры; Я
к
— глубина на короле
Со стороны бьефов к головам примыкают направляющие палы — сооружения, обеспечивающие плавную заправку входящего в шлюз судна или плота.
Размеры и очертания голов зависят, прежде всего, от грунта основания, а также от принятой для данного шлюза водопроводной системы, питающей шлюз водой.
На Рис.24 приведена схема бетонного шлюза, оборудованного двустворчатыми воротами и системой питания из обходных коротких галерей. Ворота обеспечивают восприятие напора, возникающего в смежных бьефах и камере при ее наполнении и опорожнении, и передают его на устои голов, для чего последние устраиваются массивными.
В открытом положении ворота заходят в специальные ниши, носящие название шкафов или шкафных ниш. Пространство, занимаемое воротами при их движении, называется шкафной частью. Дно шкафной части, как правило, заглублено ниже дна камеры. Образующийся вертикальный выступ, к которому примыкает низ створок, закрытых ворот, называется королем или порогом. Обычно отметка короля в днищевой части шлюза является наивысшей, поэтому понятие «глубина на короле» определяет судоходную глубину в шлюзе.
В закрытом состоянии ворота опираются в устои голов и передают им давление воды. Место соприкосновения створок ворот с устоями голов носит название вереи.
Верхние головы шлюзов могут иметь ровное дно или иметь уступ, называемый стенкой падения. Последняя устраивается в том случае, если подпорный уровень воды в верхнем бьефе обеспечивает излишнюю


41 глубину на короле при ровном дне. Стенка падения позволяет значительно уменьшить высоту верхних ворот, облегчить их конструкцию и тем самым обеспечить, наряду со снижением строительной стоимости, внедрение ряда эксплуатационных преимуществ.
На Рис.25 показана верхняя голова со стеной падения и обходными галереями и камерой гашения. Такая компоновка значительно сокращает длину головы, но возможна к применению лишь при большой высоте стенки.
Рис.22 Схема верхней головы шлюза с наполнением из-под стенки падения: а — продольный разрез; б — план; 1 — ворота; 2— галерея; 3— камера гашения; 4— стенка падения
Из других конструкций голов со стенкой падения получили широкое распространение верхние головы с без галерейной системой наполнения, оборудованные плоскими или сегментными затворами. Применение этих конструкций позволяет совместить функции ворот и водопроводных затворов. Преимущество таких затворов-ворот выражается еще в том, что они легко доступны для осмотра и ремонта. Конструкции нижних голов менее разнообразны, так как они не имеют стенки падения.
На нижних головах применяют, как правило, двустворчатые ворота.
Компоновок нижних голов с такими воротами в основном две: бес галерейная — с выпуском воды через клинкеты в нижней части ворот или с боковым выпуском; с короткими обходными галереями или продольными галереями в устоях.
Процесс прохода судна через, шлюз называется шлюзованием.
Рассмотрим, как происходит шлюзование судна в однокамерном шлюзе с головной системой питания.
В нашем примере (Рис.24, а) судно переходит из нижнего бьефа в верхний. Уровни воды в камере шлюза в нижнем бьефе одинаковы.
Верхние ворота закрыты и воспринимают на себя напор со стороны верхнего бьефа. Нижние ворота открыты для входа судна в камеру шлюза.
Судно входит в камеру и отшвартовывается. Закрываются ворота нижней головы и галереи опорожнения. Включаются механизмы подъема верхних ворот, которые в данном случае представляют собой плоский щит, полностью перекрывающий судоходное отверстие верхней головы. Щит приподнимается, и в образовавшуюся между ним и порогом щель вода из

42 верхнего бьефа устремляется в камеру и начинается ее наполнение. Для гашения энергии воды и создания тем самым спокойного отстоя судна в камере на верхней голове за щитом устроены специальные гаси тельные устройства. Вода будет поступать в камеру до тех пор, пока не выровняются уровни в верхнем бьефе и камере
Рис.23 Судно переходит из нижнего бьефа в верхний
Вместе с уровнем воды в камере судно будет также подниматься к верхнему бьефу. После выравнивания уровней ворота верхней головы открываются.
Шлюзование вниз происходит обратным порядком (Рис.24, б). Судно при открытых верхних воротах входит в камеру и ошвартовывается.
Верхние ворота закрываются (щит принимает положение, но уровень воды в камере соответствует уровню верхнего бьефа); открываются затворы водопроводных галерей нижней головы; вода через эти галереи будет уходить из камеры в нижний бьеф, уровень воды в камере вместе со шлюзующимся судном будет опускаться, пока не сравняется с уровнем нижнего бьефа. После этого открываются ворота нижней головы и судно выходит из шлюза в нижний бьеф.
Рис.24 Схема шлюзования судна вверх в шлюзе с головной системой питания: а -г- вход судна в камеру с нижнего бьефа; б наполнение камеры; в — выход судна из шлюза в верхний бьеф; 1— верхний подходной канал; 2—
верхние направляющие палы; 3— верхняя голова; 4— подъемно-опускные ворота; 5 гасители; 6— камера шлюза; 7 — двустворчатые ворота нижней головы; 8—нижняя голова; 9— водопроводные галереи опорожнения; 10
нижние направляющие палы; 11 — нижний подходной канал