Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Попелхова Дина Александровна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна содержание.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Синяя карточка квадратной формы — твёрдый согласный звук. Зелёная карточка в форме квадрата — мягкий согласный звук. Квадрат в красном цвете — гласный звук. Два треугольника (синего и красного оттенка), соединённых в один прямоугольник — слог, состоящий из твёрдого согласного и гласного. Красный и зелёный треугольник, которые соединены в 1 прямоугольник — слог, состоящий из мягкого согласного и гласных звуков.

Используют звуковой анализ слова в 1 классе (схемы и разбор) и дошкольном образовании, как вспомогательный инструмент при обучении чтению. Преподаватель сможет не только рассказать о каждой единице речи отдельно, но научит собирать их воедино и снова разделять. К тому же модель выделяет разницу в произношении между согласными и гласными звуками.

Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:

1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;

2) в слоге может быть различное количество звуков;

3) в слоге обязательно есть гласный звук;

4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).

Данные схемы-модели используются не только в подготовительный период, но и на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.

Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы. Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.


Помимо коллективной работы со схемами-моделями может проводиться и индивидуальная. На партах, на индивидуальных наборных полотнах ученики выставляют картонные цветные карточки, конструируя схему звукового состава слова.

Уже в подготовительный период ознакомление учащихся со схемами-моделями слов и обучение их пользоваться такими схемами выступают как важная составная часть аналитической работы при обучении грамоте. Необходимые учащимся умения формируются быстрее и прочнее при наличии такой наглядной опоры. Дети не испытывают серьёзных затруднений при работе со схемами в процессе анализа звучащей речи, поскольку ознакомление учеников со схематическим обозначением речевых и звуковых единиц происходит постепенно, новые сведения сообщаются каждый раз на основе ранее усвоенного и способствуют углублению того, чем дети уже овладели.

Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.

По мере овладения навыком чтения использование схем-моделей значительно сокращается, поскольку они являются лишь вспомогательным средством и ни в коей мере не могут рассматриваться как самоцель осуществляемой на уроках обучения грамоте работы. Использование схем на разных этапах урока как в подготовительный, так и в основной период обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова и звуко-буквенный анализ при овладении продуктивными способами чтения и письма.
1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).

Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.

Сознательный характер письма состоит в следующем:

а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.

Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.


Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;

ориентировка на странице прописей и тетради;

ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;

письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;

предупреждение искажения при написании букв;

исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Методы обучения письму:
Копировальный метод – обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом; письмо через кальку или полиэтиленовую пленку. (репродуктивный метод, основанный на механическом упражнении, не ведет к сознательному овладению навыком письма) .

Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.

Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.

Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.

Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.


Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.

Этапы и условия формирования графического навыка:

1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.

2. Письмо элементов букв.

3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.

4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.

Методические приемы обучения письму.

показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);

списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);

копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);

воображаемое письмо (письмо в воздухе);

анализ формы буквы;

а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;

б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;

в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.

Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.

усвоение правил письма:

- Буквы надо писать с одинаковым наклоном.

- Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.

- Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.

- Слог пишется безотрывно.

письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);

анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).
Структура урока письма.
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.

2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.

3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.


5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.

6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.

7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).

8. Письмо соединений (слогов) различными способами.

9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.
10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.

11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.

Задание 2. (максимальное количество баллов – 6 баллов)

2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-                      Как называются предметы, изображенные на иллюстрации?

-                      Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон.

-                      А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны?

-                      Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека?

-                      Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]?

-                      Докажите, что вы правы.

-                      Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул».

-                      Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.)

-                      А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна. Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык. 

-                      Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой?

 

-                      Твердый или мягкий?

-                      Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне.

-                      Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как

-                      Стул, кресло, скамейка.

 

 

 

 

 

-                      Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят.

-                      Стул, кресло, трон.

 

-                      Стул, кресло, трон (хором). 

-                      В слове «стул».

 

-                      Сту[ллл].

(Самостоятельно составляют из фишек)

 

-                      Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой.

 

 

 

-                      Синюю. Зеленую.

 

-                      [ллл]. Язык прижимается к верхним зубам.

-                      Согласный.

-                      [л] (кладут руку на горло). Звонкий.

-                      [л]. Твердый.

(Показывают синюю фишку.)

 

 

нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук.

-                      Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале.

-                      В каком еще слове есть звук [л]? 

-                      Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]?

-                      Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким?

-                      Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук?

-                      Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить?

-                      Что еще мы должны узнать о согласном?

 

-                      Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку.

(На доске появляется схема           □)

-                      С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».)

-                      Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются?

 

-                      Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки.

-                      Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.)

-                      Подскажу: звери так радовались избавлению от страшного чудовища, с которым легко справился маленький воробей – «взял и клюнул Таракана – вот и нету великана». - Назовите, кого изобразил художник.

 

 

-                      Лавка (лавочка).

 

-                      Кресло.

-                      Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова.

 

-                      Мебель.

-                      Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’].

 

-                      [л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный.

-                      Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят звук и показывают зеленую фиш-

ку.)

 

 

 

-                      [л] и [л’].

 

-                      [л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                      «Тараканище» Корнея Чуковского.

Слона, слониху, жирафа, обезьян, бегемота, осликов, летучих мышей...

-  Давайте назовем по картинке слова, в которых есть звуки [л] или [л’]. Приготовьте фишки, будете показывать, какой из звуков вы услышали в слове. Петя, начинай.

 

-                      Я вижу, все согласны, что в этом слове есть звук [л]. Где он стоит в слове? (Так же проводится работа с остальными словами.)

-                      Слон. (Остальные дети показывают синюю

фишку.)

 

 

-                      В середине слова.