Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Попелхова Дина Александровна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна содержание.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Рассматривание иллюстрации на стр.170.

- Какой момент изображен на иллюстрации?

- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

- Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170.

- Ребята, может быть кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)

(Выставляю портрет С.Я. Маршака)

- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

- Хотите послушать отрывок из этой сказки?

4. Инсценировка отрывка сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (приложение 1).

- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.

V. Итог урока.

- О какой букве узнали на уроке?

- Чем она вам запомнилась?

VI. Домашнее задание:

Читать слова, тексты на стр.170-171, колыбельную песенку выучить наизусть.

Задание 3. (максимальное количество баллов – 6 баллов)

3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.

 

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Состав слова

 

 

 

 

Части речи

 

 

 

 

Предложение

 

 

 

 

 

3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.

 

3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?

3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.

 

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Состав слова

 

 ознакомление с особенностями однокоренных слов,с понятием «корень»

 формирование понятий: «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставки

 углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных надежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Части речи

 преобладают наблюдения и группировка слов по значению: название предметов, признаков, действий

 вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи

 склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм

 склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значение форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм

Предложение

 разбирают предложения по смыслу, то есть о чем или о ком говорится в предложении, что именно об этом говорится

 предлагается точное определение предложения, они изучают состав предложения, его структуру, знакомятся с главными членами предложения

 наблюдают за главными членами предложения, учатся работать с ними. Учеников знакомят с второстепенными членами предложения, их названиями, ролью в предложении. Также в третьем классе говорят о том, что предложения подразделяются на несколько типов

 знакомятся с понятием «однородные члены предложения», учатся ставить знаки препинания при однородных членах предложения


 

3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.

Проанализировав три УМК: «Перспективная начальная школа», «Школа России» и «Начальная школа XXI века» на предмет Методики изучения темы "Предложение" в начальных классах можно сделать следующие выводы:

В целом все три УМК представляют изучение темы соответственно примерной общей образовательной программе начального общего образования. Но есть некоторые различия в подходе изучения данной темы.
Первое отличие – это то, что среди трех УМК точное определение предложения в учебнике вводится лишь по УМК «Школа России». В «Перспективной начальной школе» его не вводят в учебнике вообще (учитель с детьми выводят определение сами), а в учебнике «Начальной школы 21 века» вводят признаки предложения.
Второе отличие – в УМК «Перспективная начальная школа» изучение членов предложения начинается со 2-ого класса в теме «Главные и неглавные слова в предложении». Научные названия вводятся только в 3-ем классе.
Третье существенное отличие заключается в том, что только в УМК «Начальная школа 21 века» сложные предложения делят на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Кроме того, изучив разные УМК, можно отметить следующие виды упражнений, применяемые для формирования языкового понятия.
Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений:
- различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, 
вода и водыземля и земли); согласные в корнях слов (например, луг и лугасторож и сторожить);
- смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк); определите, что различает данные слова (например, лот и толмода и домаспор и спорт);
- деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги;
Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:
- обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
- определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем);
- расположите слова по алфавиту;
- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:
- укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);
- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;
- найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;

Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:
- найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);
- обозначьте условными знаками части слова;
- подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);
- выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы)
- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);
Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:
- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
- составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);
- определите способ образования слова;
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
- постановка слова в указанной форме;
Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:
- отграничение одних синтаксических структур от других;
- определение структуры данной синтаксической единицы;
- нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
- составление схем предложений.

3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?
Начальная школа - это старт всей школьной жизни ребенка, от того, насколько прочно будут заложены основы грамотного письма, во многом зависит последующий процесс овладения грамотой.
Основная причина появления ошибок в правописании идет от неразвитого орфографического “чутья” школьников. Соответственно, одним из условий успешного обучения младших школьников грамотному письму является усиленная работа по их овладению орфографической грамотности. В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограмму, именуемое «орфографической зоркостью», выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Источники положительной мотивации орфографической работы обучающихся состоят в следующем:
- возбуждение познавательных интересов,
- поиск занимательных форм и методов работы,
- чёткий отбор дидактического материала.
При обучении орфографии в начальных классах учителю следует организовать работу над следующими группами опознавательных признаков:




  1. Фонетические признаки включают в себя фонетическую позицию в слове, при которой нельзя доверять произношению, например, для гласных - положение в безударном слоге, для парных согласных - положение в абсолютном конце слова или перед согласными. Это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на формирование языкового чувства, интуиции, на развитие речевого слуха у обучающихся;


  2. Звуки, звукосочетания, буквы, содержащие ситуацию выбора верного нормативного написания из графически возможных. Например, гласные а , о, и, е, я; парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с; сочетания -стн- ( -сн- ), -здн- ( -зн- ) и др.;


  3. Морфемные признаки учитывают положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме, место «опасных» звуков или букв в приставке, корне, суффиксе или в окончании;


  4. Морфологические признаки указывают на положение звука или буквы в слове определённой части речи, например: безударное падежное окончание имени существительного - и усваиваются при изучении основных грамматических категорий;


  5. Семантические признаки выделяют собственные имена и наименования и усваиваются в процессе наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными;


  6. При переносе слов с одной строки на другую учитываются слоговой и морфемный состав слова.