Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В том же 1900 г. Кертис предложил одноступенчатую паровую

турбину

с двумя ступенями скорости. Схема однодисковой

турбины

с двумя

ступенями

скорости схематично представлена на

рис.

1-4.

В соплах

4 турбины

происходит понижение давления от р0

до р2.

За

счет перепада давлений скорость пара в соплах увеличивается от на-

Давление

Рис. 1-3.

Схема активной турбины с

Рис . 1-4.

Схема

активной

тремя

ступенями давления

турбины с

двумя

ступенями

 

 

 

скорости

 

чальной величины с0 до ct. На первом 3 и втором 6 рядах

рабочих

лопаток, закрепленных с диском 2 на валу 1, кинетическая

энергия

пара превращается в работу на валу турбины. Таким образом, ско­ рость рабочего тела'на рабочих лопатках понижается на первом венце лопаток от^досг, на втором венце—от с / до с2'- В каналах направляю­ щих лопаток 7, укрепленных в корпусе 5, происходит лишь изменение направления струи потока, связанное с некоторым понижением ско­ рости от с2 до Ci за счет частичной потери энергии. В верхней части

10


рис. 1-4 представлены графики изменения давления р

рабочего тела

и абсолютной скорости потока с.

 

Двухвенечный

диск имеет сравнительно невысокий к. п. д. вслед­

ствие увеличения

потерь на рабочих и направляющих

лопатках.

Р и с . 1-5. Паровая турбина Н З Л

Основными преимуществами турбин со ступенями скорости являют­ ся простота их конструкции, компактность, невысокая стоимость, надежность в работе и простота обслуживания. Турбины этого типа вследствие невысокой экономичности и малой единичной мощности находят применение для привода центробежных насосов, эксгаусте­ ров, судовых генераторов и других машин небольшой мощности.

На рис. 1-5 представлена однодисковая двухвенечная паровая тур­

бина Невского

завода имени Ленина (НЗЛ) для привода эксгаустера

с начальными

параметрами

пара 11 бар

и 325° С и давлением отрабо­

тавшего пара

4,5 бар. Вал

турбины с

насаженным диском с двумя

11

ступенями скорости 6 лежит на двух подшипниках / и 7. Подшипник / является комбинированным опорно-упорным. Упорный подшипник предназначен для восприятия осевых усилий и фиксации ротора в осе­ вом направлении. Свежий пар поступает к соплам 4 через пять ре­ гулирующих клапанов 5. Подвод пара к турбине обеспечивается пос­ ледовательным открытием регулирующих клапанов; через каждый клапан пар подводится к самостоятельной группе сопел, в чем и заклю­ чается сопловое (количественное) парораспределение. Из сопел пар поступает на рабочие лопатки первого венца 10, из них на направ­ ляющие лопатки 5, после чего проходит через второй венец рабочих лопаток 9. Отработавший пар отводится из турбины через выпускной патрубок. Для уменьшения утечек пара из турбины с обеих сторон диска предусмотрены передние и задние концевые лабиринтовые уп­ лотнения 2.

Зубчатый масляный насос 12 предназначен для подачи масла на смазку подшипников и в систему регулирования. Подшипники тур­ бины расположены в специальных корпусах 11 и 8.

Турбины рассмотренных типов называются осевыми (аксиальны­

ми), так как поток рабочего пара в них проходит

вдоль оси турби­

ны. Наряду с осевыми турбинами в первой четверти

X X в. были раз­

работаны конструкции радиальных паровых турбин, в которых поток пара движется в направлениях, перпендикулярных к оси турбины, т. е. радиально. Первая радиальная турбина была предложена брать­ ями Юнгстрем в 1910 г. Принципиальная схема такой турбины пока­ зана на рис. 1-6. Турбина состоит из дисков 5 и 2, расположенных на концах валов 7 и / . На обращенных друг к другу поверхностях дис­ ков закреплены рабочие лопатки 3, 4, собранные в кольцевых обой­ мах. Пар из паропровода 8 через отверстия в дисках поступает в цент­ ральную камеру, а из нее, пройдя через каналы всех рядов рабочих каналов, направляется в выхлопной патрубок корпуса 6 турбины. Рас­ ширение пара от давления р0 до давления р2 происходит в каналах всех рядов рабочих лопаток. Валы 7 и 1 вместе с насаженными на них дис ­ ками и рабочими лопатками вращаются в противоположных направ­ лениях. Такие турбины являются чисто реактивными. Радиальные паровые турбины строятся также с неподвижными направляющими лопатками; в этом случае они работают по такому же принципу, как и рассмотренные выше осевые реактивные турбины.

До Великой Октябрьской социалистической революции турбост­ роение в нашей стране развивалось очень медленно. Первая паровая турбина мощностью 200 кВт была выпущена в 1907 г. единственным строившим тогда в России турбины Петербургским металлическим за­ водом (ныне Ленинградский металлический завод им. X X I I съезда КПСС). За период с 1907 до 1913 гг. этот завод построил всего 26 паро­ вых турбин наибольшей мощностью 1250 кВт в одном агрегате. С на­ чалом первой мировой войны турбостроение в России практически прекратилось. Отечественное турбостроение возобновилось лишь в 1923 г. В 1924 г. ЛМЗ выпустил турбину мощностью 2000 кВт. До 1931 г. все турбостроение в СССР было сосредоточено на ЛМЗ. В те­ чение первой пятилетки он создал турбины средней и большой мощ-

12


ности (до 50000 кВт). Начиная со второй пятилетки ЛМЗ перешел на

строительство конденсационных

турбин мощностью по 24000; 50000

и 100 000 кВт, рассчитанных на

параметры пара 28,5 бар и 400°С.

В это же время была разработана

конструкция теплофикационной тур­

бины мощностью 25000 кВт на те же параметры пара и построены пер­ вые образцы. Кроме того, ЛМЗ построил предвключенную турбину на параметры пара 123 бар и 450° С. Создание турбины мощностью 100 000 кВт при 3000 об/мин, уникальной в то время в мировом турбо­

строении, и теплофикационных

 

 

турбин крупной

мощности

было

 

 

большим

достижением

ЛМЗ,

 

 

поставившим

завод в ряды

пере­

 

 

довых

турбостроительных

 

заво­

 

 

дов.

Строительство

 

турбин

 

 

мощностью

2500 ~ 12 000

кВт

 

 

начиная

с 1931 г . было сосредо­

 

 

точено

на

заводе

«Красный

 

 

путиловец»

(ныне

Кировском

 

 

заводе) в Ленинграде. В

1934 г.

 

 

вступил

в строй

один из круп­

 

 

нейших

турбостроительных за­

 

 

водов

Харьковский

турбинный

 

 

завод

(ХТГЗ),

начавший

стро­

 

 

ить

одноцилиндровые

турби­

 

 

ны мощностью 50 000 кВт. Этот

 

 

завод в 1938 г. выпустил турбину

 

 

мощностью

100

000

кВт

при

 

 

1500 об/мин

на параметры

пара

 

 

28,5 бар и 400° С. Во второй пя­

 

 

тилетке

ЛМЗ

выпустил

се­

 

 

рию

конденсационных

турбин

 

 

мощностью

25000 ч- 100

000 кВт

при

3000 об/мин с начальными

параметрами

пара 88 бар и 500° С. В

1952 г. на ЛМЗ создана паровая

турбина мощностью 150 000 кВт с п=3000

об/мин на сверхвысокие пара­

метры пара 167 бар и 550° С. В настоящее время ЛМЗ развернул серий­ ный выпуск теплофикационных турбин типов Т-50 и ПТ-50 с одним и двумя регулируемыми отборами пара мощностью по 50 000 кВт на параметры пара 128 бар и 535° С. В 1957 г. ЛМЗ построил конденса­ ционную турбину типа К-200-130 мощностью 200 000 кВт, рассчитан­ ную на параметры пара 128 бар и 565° С, с промежуточным перегревом пара до 565° С, а в 1960 г.—-конденсационную турбину мощностью 300 000 кВт на сверхкритические параметры пара 236 бар и 560° С, с промежуточным перегревом пара до 565° С, которая работает на ГРЭС. В настоящий момент такую турбину завод выпускает серийно.

ЛМЗ создал двухвальную и одновальную турбины мощностью по 800 000 кВт на параметры свежего пара 236 бар и 560° С, с промежу­ точным перегревом пара до 565° С, которые работают на ГРЭС. В нас­ тоящий момент на ЛМЗ готовится к выпуску одновальная турбина единичной мощностью 1 200 000 кВт на 3000 об/мин.

13


ХТГЗ выпустил серии турбин мощностью 25 ООО — 100 ООО кВт как" предвключенные, так и конденсационного типа на начальные па­ раметры пара 88 бар и (500 ч- 535)° С, и на 128 бар и 565° С. На элект­ ростанциях работают серийного выпуска паровые турбины ХТГЗ мощ­ ностью по 160 000 кВт на параметры свежего пара 128 бар и 565° С с промежуточным перегревом пара до 565° С. На ГРЭС эксплуатируют­

ся паровые турбины

ХТГЗ мощностью по 300 000

кВт на параметры

свежего

пара 236 бар

и 560° С с промежуточным

перегревом

пара до

565° С,

а также на Назаровской ГРЭС освоена одновальная

паровая

турбина

мощностью

500 000 кВт.

 

 

С 1936 г. турбостроение начало развиваться на НЗЛ. Этот завод кроме паровых турбин средней мощности для привода электрических генераторов выпускает специальные паровые турбины для привода компрессоров и воздуходувок, являясь крупным поставщиком этого оборудования. НЗЛ строит также газовые турбины небольшой мощ­ ности для привода электрических генераторов и привода нагнетателей, используемых на магистральных газопроводах для подачи газа в го­ рода и на промышленные предприятия.

Перед началом Отечественной войны вступил в строй турбомоторный завод (ТМЗ) в г. Свердловске, который строит теплофикационные

турбины

с регулируемыми отборами пара

мощностью 12 000; 25

000;

50 000 и

100 000 кВт, а также и газовые

турбины небольшой

мощ­

ности. В настоящий момент ТМЗ строит теплофикационные турбины мощностью 250 000 кВт на давление свежего пара 236 бар и темпера­

туру 560° С, которые работают на мощных

ТЭЦ.

 

В 1950 г. вступил в строй

Калужский

турбинный завод

(КТЗ),

который развернул строительство

различного типа серийных

турбин:

конденсационных — без отбора

и

с одним-двумя регулируемыми от­

борами пара; турбин с противодавлением — без отбора и с одним регу­ лируемым отбором пара. Все турбины, выпускаемые КТЗ, имеют не­ высокие параметры пара: 34,5 бар и 435° С, а также 88 бар и 535° С и небольшую единичную мощность—до 25 000 кВт. Турбины КТЗ нахо­ дят очень широкое применение в различных областях промышленности.

Большой заслугой советских ученых й инженеров является пуск в 1954 г. первой промышленной электростанции, работающей на атом­ ной Энергии. Первичным двигателем на этой электростанции также является паровая турбина. В 1958 г. вступила в строй первая очередь новой советской атомной электростанции мощностью 100 000кВт. Строительство паровых турбин для атомных электростанций, работаю­ щих на насыщенном паре, сосредоточено на ХТГЗ. В настоящий мо­

мент завод строит

паровые турбины единичной мощностью 70 000 ~=-

~ 75 000 и 220 000

кВт на 3000 об/мин. Кроме того, на заводе строят

турбины единичной мощностью по 500 000 кВт на работу сухим насы­ щенным паром с давлением 65 бар.

§ 1-2. Паротурбинные установки и их термический к. п. д.

Простейшая схема паросиловой установки, в которой паровая турбина является одним из ее элементов, показана на рис. 1-7. Идеаль­ ный цикл Ренкина без учета тепловых потерь и потерь давления пред-

14