Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис . 1-63. Продольный разрез турбины ПТ-25-90/10 К Т З

ГГ-ЖЖ-33-ИИ-/И

Рис. 1-64. Поворотная диафрагма соплового парораспределения ЦСД турбины ПТ-25-90/10 К Т З

§ 1-35. Конструкции турбин с противодавлением

Турбины с противодавлением строятся на заводах СССР на но­ минальные мощности 2500 4- 100 ООО кВт и на различные параметры свежего и отработавшего пара. Все турбины с противодавлением снаб­ жаются сопловым парораспределением активного типа.

Турбина типа Р-4-35/3 КТЗ имеет расчетные параметры свежего пара 34,3 бар и 435° С, противодавление 2,94 бар; допускается изме­ нение противодавления в пределах 1,96 -=- 3,92 бар. Продольный раз­ рез ее показан на рис. 1-65. Проточная часть ее состоит из двухвенечной регулирующей ступени и девяти ступеней давления. Турбины КТЗ с низким противодавлением, как правило, строятся с двухвенечными регулирующими ступенями, что обеспечивает их компактность. Паро­ распределение турбины сопловое: шесть регулирующих клапанов установлены на верхней крышке турбины. В турбине после седьмой ступени предусмотрен нерегулируемый отбор пара для подогрева питательной воды.

Корпусы переднего и заднего подшипников жестко соединены с корпусом турбины. Корпус заднего подшипника неподвижно закреп­ лен на фундаментной раме, а корпус переднего подшипника крепится к корпусу турбины, который опирается на фундаментную плиту через специальную гибкую опору только в осевом направлении. Такая кон­ струкция опоры обеспечивает полную компенсацию тепловых расши­ рений и является надежной и простой, что характерно и для других однотипных турбин.

Характерной особенностью этой и других однотипных турбин КТЗ является конструкция их роторов. Диски турбин КТЗ не имеют явно выраженных ступиц. Для каждой турбины они выполнены од­ ного диаметра; посадка их на вал производится после автофретирования в горячем состоянии с повышенным натягом. Диски имеют продольные шпонки от проворачивания, а в осевом направлении удерживаются специальными кольцами, посаженными на вал в горя­ чем состоянии. Такое конструктивное решение позволило перенести промежуточные уплотнения диафрагм непосредственно на вал, т. е. уменьшить диаметр уплотнений и сократить протечки пара по ступе­ ням и строительную длину турбины. Фикспункт турбины располо­ жен у ее выхлопа, и она расширяется в сторону переднего подшипника. Турбина имеет валоповоротное устройство с ручным приводом. Перед­ ний подшипник турбины является комбинированным опорно-упор­ ным. Упорная часть подшипника одновременно является регулятором скорости.

Расход свежего пара через турбину при номинальной и максималь­ ной нагрузке составляет 35,6 т/ч. Удельный расход пара соответ­

ственно равен

8,9 кг/(кВт-ч).

На рис. 1-66

показана схема регулирования турбин с противодав­

лением. Система регулирования турбины гидродинамическая, однонасосная, с двукратным усилением регулирующего импульса. Масло из масляного бака 1 поступает к инжектору 2, из которого подается в систему смазки турбины и к центробежному насосу 3. Дроссельная

119



Рис. 1-65. Продольный разрез турбины Р-4-35/3 КТЗ

диафрагма 4 уменьшает давление масла в напорной линии системы регулирования. Центробежный масляный насос 3 (он же регулятор скорости) при рабочем числе оборотов развивает давление в системе нагнетания 7,35 бар. При повышении давления масла за колесом главного насоса 3 золотник трансформатора давления 5 перемещает­ ся вверх и одновременно повышается давление в импульсной линии 8. Золотник 7 поднимается вверх и соединяет нижнюю полость сер­ вомотора 9 с нагнетательной линией насоса, а масло из верхней полос­ ти 9 поступает в сливную линию 10. При этом клапан свежего пара прикрывается и нагрузка турбины уменьшается. Поршень сервомо­ тора, перемещаясь вверх, увеличивает проходную площадь окна об­ ратной связи сервомотора, и масло из импульсной линии идет в слив­ ную линию, т. е. на всас к центробежному насосу, что приводит отсечной золотник в среднее положение. Таким образом, уменьшается мощность турбины и восстанавливается рабочее число оборотов при индивидуаль­ ной работе на электрическую сеть. Регулятор давления 6 сильфонного типа подключен в выхлопной части турбины, а между поршнями золотника имеется связь с импульсной и сливной линиями. Он вклю­ чается при параллельной работе турбины с другими турбогенерато­ рами. Например, противодавление турбины повышается, поршень ре­ гулятора давления 6 поднимается вверх, приток масла в импульснук> линию уменьшается, а давление в ней повышается, что приводит к подъему поршня отсеченного золотника 7. При этом нижняя полость сервомотора 9 соединяется напорной линией насоса 3 через отсеч­

ный золотник 7. Последующие процессы регулирования

протекают

аналогично регулированию с регулятором скорости.

 

Турбина типа

Р-50-130/18 ЛМЗ, номинальная

мощность

50000 кВт на 3000 об/мин. Параметры свежего пара

127,5 бар; 565° С

и противодавление

17,7 бар. Продольный разрез

турбины показан

на рис. 1-67. Проточная часть турбины состоит из одновенечной ре­ гулирующей ступени и шестнадцати ступеней давления. Регулиро­ вание турбины смешанное: сопловое с внутренним обводом. Регули­ рующая ступень состоит из четырех групп сопел, обслуживаемых четырьмя клапанами. Обводной клапан подает пар к четвертой ступени давления из камеры регулирующей ступени и открывается од­ новременно с четвертым сопловым клапаном. Все диски турбины изго­ товлены из одной поковки с валом из стали Р2. Диафрагмы промежу­ точных ступеней укреплены в четырех обоймах. В турбине предус­ мотрены два нерегулируемых отбора пара за девятой и тринадцатой ступенями для подогрева питательной воды.

Диски всех ступеней давления имеют разгрузочные от осевых давлений отверстия. Лабиринтовые уплотнения со стороны высокого и низкого давлений выполнены без втулок. Диаметры Еала переднего уплотнения несколько больше диаметров уплотнений диафрагм и концевых уплотнений вала со стороны низкого давления, что также разгружает осевые давления по ходу пара в турбине. Передний под­ шипник турбины комбинированный опорно-упорный. На переднем конце вала расположены два цилиндрических бойка предохрани­ тельных выключателей и двусторонний масляный насос.

122


Рис. 1-67. Продольный разрез турбины Р-50-130/18 Л М З

Расход свежего пара при номинальной нагрузке составляет 370т/ч,, а при максимальной 60 ООО кВт — 480 т/ч. Удельные расходы пара соответственно равны 7,4 и 8,0 кг/(кВт-ч).

А

Рис. 1-68. Продольный разрез турбины Р-100-130/15 ТМЗ

Турбина типа Р-100-130/15 ТМЗ, номинальная мощность 100 000 кВт при 3000 об/мин. Расчетные давления и температура све­ жего пара 127,5 бар и 565° С, противодавление 14,7 бар. Продольный разрез турбины показан на рис. 1-68. Парораспределение турбины сопловое с четырьмя регулирующими клапанами: два клапана уста­ новлены на верхней крышке и два — по бокам у нижней части корпу­ са. Турбина имеет два расходящихся потока пара. Регулирующая

124

ступень одновенечная с увеличенным, по сравнению с диаметром ступеней давления, диаметром. Часть высокого давления турбины име­ ет двухстенный цилиндр. Пар по выходе из регулирующей ступени проходит шесть ступеней давления и, омывая внутреннюю стенку корпуса, направляется в последующие шесть ступеней. Диафрагмы части среднего давления (ЧСД) турбины закреплены в трех обоймах. Отработавший пар турбины направляется внешним потребителям.

Турбина имеет три нерегулируемых отбора пара для подогрева питательной воды. Первый отбор производится за последней ступенью двойного корпуса и два других организованы между обоймами части среднего давления. Указанное расположение корпусов турбины с рас­ ходящимися потоками пара благоприятно для уравновешивания осе­ вого давления на упорный подшипник.

Турбина покоится на двух опорных подшипниках: передний опор­ ный, а со стороны выхлопа пара — комбинированный опорно-упор­ ный. Средняя -часть последнего подшипника — опорная, а по обе ее стороны установлены рабочие колодки, упирающиеся в два гребня,, выточенные на валу турбины. Валоповоротное устройство размеще­ но на корпусе соединительной муфты между турбиной и генератором.

Расход свежего пара через турбину при расчетных параметрах со­ ставляет 760 т/ч. Удельный расход пара при номинальной мощности равняется 7,6 кг/(кВт-ч).

§ 1-36. Конструкции турбин с противодавлением и регулируемыми отборами пара

Турбина

типа

ПР-6-35(15)5 КТЗ,

номинальная

мощность

6000

кВт при 3000 об/мин. Расчетные параметры пара: давление све­

жего

пара

34,3 бар, температура 435° С; давление регулируемого от­

бора

14,7 бар, противодавление 4,9 бар. Продольный

разрез

верхней

половины турбины показан на рис. 1-69. Проточная часть

турбины

до регулируемого

отбора состоит из

одновенечной

регулирующей

ступени и трех ступеней давления; за регулируемым отбором — также одновенечная регулирующая ступень и три ступени давления. Регу­ лирующие ступени свежего пара и производственного отбора имеют сопловое парораспределение. Номинальный расход свежего пара че­

рез турбину при ее

работе

без

регулируемого

отбора составляет

62,6 т/ч, а с производственным

отбором — 84,5

т/ч.

Номинальная

величина производственного

отбора 35 т/ч.

 

 

 

В

процессе эксплуатации

турбины давление

в

регулируемом от­

боре

может изменяться в пределах 12,7-=-16,7 бар,

а

протиЕодавле-

ние — соответственно

3,92-=-6,85

бар.

 

 

 

Номинальные удельные расходы пара при расчетных условиях без

регулируемого отбора

пара 10,4 кг/(кВт-ч),

с регулируемым

отбо­

р о м — 14,1 кг/(кВт-ч).

Основные технические

характеристики

элект­

рических генераторов переменного тока, приводящиеся в работу па­ ровыми турбинами, даны в табл. 1-4.

125-


Рис . 1-69. Продольный разрез верхней половины турбины ПР-6-35(15)5 К Т З

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1-4

Основные

характеристики электрических турбогенераторов

на 3000 об/мин выпускаемых заводами СССР

 

Тип генератора

Номинальная

К.п.д. при

Номинальное

Номинальный

мощность.

номинальной

напряжение,

ток.

 

кВа

мощности, %

в

А

Т2-6-2

7500

96;

96,4

3150

1375

6300

668

 

 

 

 

Т2-12-2

15000

97,2;

96,6

6300

1375

10500

825

ТВС-30

37500

 

 

98,3

10500

2065

ТВ-60-2

75000

98,5

10500

4125

ТВФ-60-2

75000

98,5

10500

4125

ТВФ-60-2

75000

98,5

6300

6900

ТВ2-100-2

117500

98,78

13800

4925

ТВФ-100-2

117500

98,7

10500

6475

ТВ2-150-2

166500

98,9

18000

5350

ТВВ-150-2

176500

98,7

18000

5670

ТВФ-200-2

235000

98,8

11000

12350/2

ТГВ-200

235000

98,87

15750

8630

ТВВ-200-2

235000

98,6

15750

8630

ТВВ-320-2

353000

98,7

20000

10200

ТГВ-300

353000

98,79

20000

10200

ТГВ-500

589000

98,75

ТВВ-800-2

889000

98,75

24000 ± 5

21400

Глава 1-8.

К О Н Д Е Н С А Ц И О Н Н Ы Е УСТРОЙСТВА ПАРОВЫХ ТУРБИН

§ 1-37. Общие сведения о конденсации пара в конденсаторах

 

Термический к.п.д. паротурбинной установки без

отборов

пара

на

подогрев питательной

воды

 

 

 

Ч = ('о — ht) I (i0 'к),

(1 -201)

где

i0— энтальпия пара

перед турбиной, кДж/кг; i 2 t

— энтальпия

отработавшего пара, принимается по адиабате, кДж/кг;

iK — энталь­

пия

конденсата, кДж/кг.

 

 

 

Из (1-201) следует, что чем меньше i 2 t , тем выше к.п.д. (при умень­

шении i 2 t уменьшается и tK , но значительно медленнее, чем i2t).

По­

этому работа турбины с глубоким вакуумом оказывается экономически более выгодной.

Для получения вакуума в выхлопном патрубке турбины приме­ няются специальные теплообменники, называемые конденсаторами. В паротурбинных установках могут применяться следующие типы конденсаторов: поверхностные водяные и воздушные, а также смеши­ вающие. В современных паротурбинных установках стационарного

127