Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

они изготовляются из жаропрочных сталей и сплавов, которые обла­ дают, как правило, плохой теплопроводностью. Поэтому в настоящее время все больше уделяется внимания способам непосредствен­ ного охлаждения лопаток воздухом или водой. Однако существую­ щие сейчас способы являются сложными в конструктивном и техно­ логическом исполнении, они недостаточно надежны в работе и заметно удорожают турбину. А все это в итоге тормозит их распространение в практике отечественного и зарубежного газотурбостроения.

При внутреннем охлаждении лопаток воздухом последний подво­ дится через полый вал к ободу ротора. Затем он пропускается через специально выполненные в теле лопатки продольные отверстия (см. рис. 2-17, а), после чего удаляется в проточную часть турбины, где смешивается с потоком газа. Форма и число охлаждающих отверстий бывают в лопатках различными.

Часто для пропуска охлаждающего воздуха сами лопатки изго­ товляются полыми (см. рис. 2-17, б). Внутрь таких полых лопаток 1 вставляются дефлекторы (вставки) 2, с помощью которых достигается более равномерное поле температур по профилю, а также обтекание охлаждаемой поверхности воздухом с большей скоростью. За счет этого повышается коэффициент теплоотдачи и в конечном счете сокра­ щается расход охлаждающего воздуха.

В том случае, если лопатки охлаждаются водой, она обычно по одним каналам пропускается вдоль всей лопатки до конца ее, а по другим возвращается назад и затем отводится в систему охлаждения. С помощью насоса обеспечивается непрерывная циркуляция воды в замкнутой системе охлаждения. Обладая значительно большой эф­ фективностью, по сравнению с охлаждением воздухом, водяное ох­ лаждение лопаток тем не менее до сих пор не вышло из стадии экспе­ риментальных исследований. Причиной тому является его гораздо большая сложность, недостаточная надежность в эксплуатации, по­ требность в дистиллированной воде. Кроме того, при охлаждении водой температурное поле по профилю лопатки получается более не­ равномерным, в результате чего в теле лопатки могут быть значитель­ ные по величине термические напряжения.

Более надежным в работе и в то же время не требующим специаль­ ной замкнутой системы является термосифонное охлаждение лопаток (см. рис. 2-17, в). Внутренняя полость лопаток / в этом случае делает­ ся герметичной и заполняется жидкостью 2, являющейся хорошим теплоносителем (водой, жидким сплавом натрия с калием и т. д.). При работе турбины в результате действия центробежных сил и раз­ ности температур возникает интенсивная естественная циркуляция жидкости в полости лопатки. Более холодные частицы жидкости, имею­ щие больший удельный вес, отбрасываются центробежными силами к вершине лопатки, а нагретые частицы перемещаются к хвостовику 3. Для увеличения поверхности отвода тепла хвостовик 3 каждой ло­ патки оканчивается индивидуальным радиатором 4, который охлаж­ дается обычно воздухом. Основным недостатком термосифонного ох­ лаждения лопаток являются трудности, связанные с отводом большого количества тепла от радиаторов.

194


§ 2-12. Камеры сгорания

 

 

Камера сгорания

является одним из

основных элементов ГТУ,

в ней осуществляется

нагрев рабочего тела до заданной

температуры

за счет сжигания топлива в потоке сжатого воздуха.

 

К камерам сгорания предъявляются

следующие

требования:

1) в них должно происходить устойчивое-горение топлива на всех режимах работы ГТУ, без срывов, опасных пульсаций и затухания пламени; 2) поле температур в газовом потоке перед турбиной долж­

но

быть достаточно равномерным

во избежание местных перегревов

и

повреждений сопел и лопаток;

3) для увеличения срока службы

они должны иметь надежное охлаждение, особенно наиболее нагре­

тых частей; 4) высокая экономичность на

всех режимах

работы

ГТУ; 5) возможно меньшее

гидравлическое

сопротивление;

6) на­

дежный запуск;

7) по конструкции они должны быть удобными и

безопасными в

эксплуатации,

технологичными и недорогими

в изго­

товлении; 8) камеры сгорания

транспортных

ГТУ, кроме того, долж­

ны иметь еще возможно меньший вес и габариты.

 

Камеры сгорания современных ГТУ работают на газообразном

топливе (в основном это природные газы) и на различных

сортах

жидкого топлива: газойле, керосине, дизельном топливе, соляровом масле и т. д. Использование тяжелых сортов жидкого топлива (мазу­ тов) сопряжено с целым рядом значительных трудностей и в на­ стоящее время находится в основном в стадии освоения. Вопрос этот усложняется еще тем, что в мазутах часто содержатся вредные приме­ си — ванадий, сера и натрий, которые способны вызывать коррозию и загрязнение зольными отложениями проточной части турбин, реге­ нераторов и самих камер сгорания. Причем ванадиевая коррозия осо­ бенно резко усиливается при увеличении температуры газа перед турбиной свыше 920 К [7].

Проблема сжигания в камерах сгорания твердого топлива пока не решена, но в этом направлении ведутся исследовательские работы.

Камеры сгорания характеризуются следующими основными пока­

зателями.

 

 

1. Тепловая

производительность камеры, кВт,

 

 

QK = BQP,

(2-64)

где В — расход

сжигаемого топлива, кг/с; QE низшая

теплота

сгорания топлива, кДж/кг.

2. Объемная теплонапряженность q, кВт/м3 , характеризует ком­ пактность камеры, а з начит, и эффективность использования ее объема:

Я = QJVK = BQPJVK,

(2-65)

где VK — объем камеры сгорания, м3 ; принимается обычно равным объему пламенной (жаровой) трубы.

С повышением давления в камере производительность и теплона­ пряженность ее увеличиваются, так как при этом возрастают весовой расход воздуха через камеру, а следовательно, и расход сжигаемого

7*

195


топлива. Поэтому при оценке камер сгорания их объемную теплонапряженность обычно берут относительно к величине давления в каме­ ре, т. е.

q = BQllVKpB,

(2-66)

здесь р в — давление на входе в камеру, бар.

Потери энергии в камере сгорания состоят из тепловых потерь и потерь давления.

3. Все тепловые потери учитываются с помощью теплового к.п.д.

камеры сгорания

 

 

% . с

= 1 - (QH.C + Q0H.)/(5QS),

(2-67)

где QH - C — потери тепла от неполного сгорания топлива

(химический

и физический недожог). У современных камер сгорания

эти потери

не должны превышать

1-4-5% от общего расхода тепла

при работе

на всем диапазоне рабочих нагрузок и 1-4-3% — при работе на рас­ четной нагрузке; Q0XJI — потери за счет отдачи тепла в окружающее пространство нагретой поверхностью камеры и примыкающих к ней трубопроводов. Эти потери обычно бывают не более 0,5% от расхода тепла.

В существующих камерах сгорания величина теплового к.п.д.

при

работе на расчетном

режиме -%.с =

0,97-4-0,99.

 

 

4. Полные потери давления в камере сгорания складываются из

двух составляющих: а) из гидравлических потерь,

которые

возника­

ют

без

подвода тепла

в

камере

в

результате

потерь

на тре­

ние при прохождении

газового

потока, и местных

сопротивлений от

воздухонаправляющих

ребер, завихрителей и т.д. Эти потери

опреде­

ляются

при холодной

продувке

камеры; б) дополнительных

потерь

давления, вызванных

нагревом

газа при сгорании топлива в камере.

Вопрос снижения давления

в газовом

потоке при подводе тепла рас­

сматривается в курсе газовой динамики. Плотность газа в этом случае уменьшается, а скорость газового потока увеличивается.

Величину полных потерь давления принято выражать в долях или процентах по отношению к полному давлению воздуха на входе в камеру р в * :

л *

* »

 

v K e = J L . 100% =

Р в ~ Р г • 100%,

(2-68)

Рв

Рв

 

где Ар* — полная потеря давления в камере, бар; р* — полное дав­ ление газов на выходе из камеры, бар.

Величины полных давлений воздуха и газа:

Рв = Р' + ТШ' Рг = + - 2 7 Ж >

( 2 _ 6 9 )

где р в , р г — статическое давление воздуха на входе и газа на выходе, бар; рв , рг — плотности воздуха и газа, кг/м3 ; wB, wr — средние скорости воздуха во входном сечении и газа в выходном сечении камеры, м/с.

196


В современных конструкциях камер сгорания величина полных потерь давления обычно бывает в пределах vKс = 14-3%, но в авиа­ ционных камерах она может достигать 10%.

Потери давления в камере сгорания снижают к.п.д. ГТУ и вызы­ вают соответствующий перерасход топлива. Это можно учесть с по­ мощью аэродинамического к.п.д. камеры сгорания т]к.с . Его величина,

по данным испытаний [9], в среднем составляет т£.с = 0,984-0,99. Общий к.п.д. камеры сгорания можно выразить в виде произве­

дения:

У современных камер сгорания TJk - c = 0,95 4-0,98.

5. Общий коэффициент избытка воздуха в камере сгорания

a =

GJ(BL0),

(2-71)

где GB и В — соответственно расход воздуха и топлива в камере, кг/с;

Ln — теоретически необходимое

количество

воздуха для сжигания

1

кг топлива, рассчитывается по элементарному составу топлива (см.

§

3-6).

Как уже отмечалось, в современных ГТУ а = 4 4- 8.

Но непосредственно в процессе сгорания

участвует не все коли­

чество воздуха GB, а только часть его — первичный воздух, поступаю­

щий в зону горения,

 

GB l = a.BLo,

(2-72)

где di — коэффициент избытка первичного

воздуха, величина кото­

рого зависит от конструкции камеры сгорания и вида сжигаемого топлива. Обычно ai = 1,2 4- 1,6.

Существующие камеры сгорания имеют разнообразные конструк­ тивные формы, которые можно разделить на следующие основные типы: а) индивидуальное, б) секционные (многотрубчатые), в) коль­ цевые, г) трубчато-кольцевые.

Кроме того, камеры сгорания делятся на прямоточные и противоточные. В прямоточных камерах охлаждающий (вторичный) воздух движется в кольцевом канале между пламенной трубой и корпусом в том же направлении, что и продукты сгорания. В противоточных камерах поток охлаждающего воздуха направлен навстречу потоку продуктов сгорания в пламенной трубе. Применение противоточных камер в ряде случаев дает преимущества в смысле общей компоновки ГТУ и позволяет сократить длину камеры. Но потери давления в них обычно больше, чем в прямоточных камерах.

Индивидуальные камеры в свою очередь бывают выносными и встроенными. Выносная камера в отдельно смонтированном корпусе устанавливается в ГТУ рядом с турбокомпрессором. Применяются эти камеры в основном в стационарных и значительно реже в транс­ портных установках. У встроенных камер корпус опирается непо­ средственно на общий корпус турбокомпрессора или конструктивно с ним совмещен.

197


Существуют две разновидности индивидуальных камер сгорания, а именно: цилиндрические и угловые камеры.

Цилиндрическая камера сгорания является по конструкции прос­ той и довольно широко применяется (рис. 2-19). Поступающий в нее сжатый воздух разделяется на два потока: первичный и вторичный. Первичный воздух поступает через воздухонаправляющее устройство / в пламенную трубу 4, куда через форсунку 2 (или горелку) подает­ ся топливо, которое сгорает в потоке воздуха. Расход первичного воздуха регулируется в зависимости от расхода топлива соответст­ вующим поворотом лопаток воздухонаправляющего устройства /,

Рис. 2-19. Схема цилиндрической камеры сгорания

что осуществляется посредством специальных рычагов управления. Вторичный (охлаждающий) воздух пропускается через кольцевое пространство между пламенной трубой 4 и корпусом 3 камеры сгора­ ния. При движении он интенсивно охлаждает стенки трубы и корпуса. Выходя из кольцевого пространства, вторичный воздух попадает в объем А, где он смешивается с продуктами сгорания, понижая тем самым их температуру до заданной величины.

Для более интенсивного охлаждения пламенной трубы, уменьше­ ния закрутки газового потока на выходе из камеры и для лучшего перемешивания вторичного воздуха с продуктами сгорания к поверх­ ности пламенной трубы приварены лопатки 5, закручивающие поток вторичного воздуха в направлении, обратном тому, которое придается первичному воздуху.

В цилиндрических камерах можно установить не одну, а много форсунок, что увеличивает надежность работы и позволяет регулиро­ вать теплопроизводительность камеры сгорания изменением числа работающих форсунок. Объемная теплонапряженность этих камер составляет (20-т-30)-103 кВт/м3 при давлении 4 4-4,5 бар, а тепловая производительность камеры сгорания — до 40-103 кВт. Расход топ­ лива на камеру достигает 3000 кг/ч, а расход воздуха — 2,5-105 м3 /ч.

Положительными сторонами индивидуальных цилиндрических ка­ мер сгорания являются простота конструкции и сравнительно малые

198

потери давления, достигающие 1,5 -=~ 3,0%.

Основным

недостатком

этих камер является

большой вес

и габариты.

 

Секционные (многотрубчатые)

камеры

сгорания

представляют

собой конструкцию, в

которой объединено несколько (6-г- 16) парал­

лельно работающих цилиндрических камер (секций), часто связан­ ных между собой пламяпередающими патрубками.

На рис. 2-20 показана в разрезе одна секция многотрубчатой ка­ меры сгорания. Она состоит из внутренней пламенной трубы и внеш­ него кожуха. Пламенная труба включает в себя головку, состоящую из лопаточного завихрителя 3, тарелки 2 и конуса 4, и корпус, со­ стоящий из цилиндрической части 5 и двух конических участков,

Рис. 2-20. Секция многотрубчатой камеры сгорани

соединенных между собой конусным кольцом 6. Первичный воздух поступает через входной кожух 1 в головку пламенной трубы. Часть его направляется в зону горения через лопаточный завихритель 3, а оставшаяся часть идет туда через многочисленные отверстия в та­ релке 2 и конусе 4. Кроме того, на цилиндрической части пламенной трубы 5 имеется еще два ряда отверстий, через которые поступает до­ полнительно воздух, необходимый для горения при полной нагрузке ГТУ. Вторичный воздух идет по кольцевому пространству между пламенной трубой и кожухом 8 и затем поступает в зону смешения через четыре ряда отверстий в конической части пламенной трубы 7. Кроме того, небольшая часть охлаждающего воздуха входит внутрь пламенной трубы через большое число отверстий малого диаметра в конусном кольце 6.

Секционные камеры сгорания выполняются обычно в виде единого моноблока, в котором все секции заключены в общий корпус. Каждая

199