ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 292
Скачиваний: 2
Вторая группа материалов применяется для работы в области температур до 9204-970 К. К ней относятся стали аустенитного клас са, имеющие высокую окалиностойкость и сопротивляемость пол зучести. Эти стали имеют большую жаропрочность и в большинстве своем легче поддаются сварке, чем стали перлитного класса. Но наря ду с достоинствами аустенитные стали обладают рядом существенных недостатков, из-за которых применять их нежелательно во всех тех случаях, когда без особого ущерба могут быть использованы перлит ные или мартенситные стали. К недостаткам аустенитных сталей от носятся трудность их обработки, невозможность упрочнения мето дами термообработки, а также более высокий коэффициент линейного расширения и в 24-4 раза более низкий коэффициент теплопроводнос ти, чем у сталей перлитного класса. Кроме того, они в несколько раз дороже последних вследствие того, что содержат в себе значитель но больше дефицитных элементов, как-то: никеля, молибдена, воль фрама и т. д. В качестве примера сталей аустенитного класса можно назвать стали ЭИ 405 и ЭЙ 612. Хорошо поддающаяся сварке сталь ЭИ 405 используется для изготовления сварных роторов, лопаток и других теплонапряженных деталей. Хромоникелевая сталь ЭИ 612, легированная вольфрамом и титаном, идет на изготовление лопаток и крепежных деталей, работающих при температуре до 920 К-
Третья группа материалов применяется для изготовления деталей, предназначенных для работы при температурах выше 9204-970 К. В эту группу входят сплавы никеля, хрома и кобальта с различными присадками и небольшим содержанием железа. Среди них наиболь шее распространение получили сплавы на никелевой основе с высо ким (до 154-16%) содержанием хрома, как-то: ЭИ 765, ЭИ 437, ЭИ 607, ЭИ 893. Из этих сплавов в основном изготовляются лопатки газовых турбин.
Направляющие лопатки (сопла) устанавливаются непосредствен но в корпусе турбины или закрепляются в специальных обоймах, вставляемых в корпус. Они обычно размещаются по всей окружности, т. е. имеется полный подвод газа к рабочим лопаткам. Лопаткам должна быть обязательно обеспечена возможность свободного темпе ратурного удлинения. При высокой температуре газа перед турбиной лопатки в ряде случаев выполняются с внутренним охлаждением. Чаще всего применяется воздушное охлаждение, но иногда бывает и жидкостное.
Рабочие лопатки газовых турбин с целью получения более высо кого к . п . д . преимущественно выполняются закрученными. Для сни жения напряжений, возникающих в корневом сечении от центробеж ных сил, закрученные профили обычно делаются с уменьшающейся площадью поперечного сечения по высоте лопатки. Способы крепле ния рабочих лопаток применяются в основном такие же, как и в паро вых турбинах. Особенно хорошо зарекомендовало себя в работе при высоких температурах и больших нагрузках крепление лопаток елоч ным хвостом. Оно отличается высокой прочностью, позволяет легко производить смену лопаток и осуществлять охлаждение дисков и нож ки лопаток продувкой воздуха через монтажные зазоры (рис. 2-16).
188
При наружном охлаждении |
рабочие |
лопатки делаются сплошными, |
а при внутреннем — полыми |
или же |
с продольными отверстиями в |
теле (рис. 2-17). Лопатки изготовляются ковкой, штамповкой, фрезе рованием, точным литьем, прессованием из порошков и другими спо собами. Сплошные лопатки очень часто у вершины имеют утончение, что уменьшает опасность возникновения аварии при задевании о кор пус турбины. Такая конструкция позволяет, кроме того, уменьшить радиальные зазоры, а значит, и потери за счет утечки газа через них.
Роторы газовых турбин бывают дисковыми, барабанными и дискобарабанными. Первые распространены гораздо больше, чем осталь ные, вследствие своих достоинств, основными из которых являются следующие: роторы с дисками без отверстий в центре обладают более высокой прочностью при действии центробежных сил; диски изготовля ются из отдельных, небольших по размерам поковок и обрабатываются независимо друг от друга; при изготовлении в дисках пазов для хвос товиков лопаток можно использовать наиболее прогрессивные методы. В дисковых роторах многоступенчатых турбин число лопаток по сту пеням не взаимосвязано, и самое главное — это то, что можно осу ществлять осевую сборку турбины при неразъемных корпусе и диа фрагмах. Дисковые роторы обычно применяются в высоконапряжен ных турбинах, в том числе и в авиационных. Роторы многоступенча тых турбин выполняются составными (сборными) из отдельных дис ков, которые соединяются между собой стяжными болтами, винтами или шпильками, а также радиальными штифтами, легко допускающи ми температурные деформации сопрягаемых деталей. В малонапря-
189
женных турбинах диски иногда делаются насадными на вал, к которо му они крепятся различными способами.
Барабанные и диско-барабанные роторы газовых турбин по кон струкции аналогичны таким роторам паровых турбин. Они бывают цельноковаными и сварными. В турбинах небольшой мощности ротор часто отковывается заодно с валом. Цельнокованые роторы весьма жестко ограничиваются по диаметру, так как для заготовок диамет ром более 1 м трудно бывает обеспечить высокое качество поковки. Этого недостатка лишены сварные роторы. Кроме того, сварные рото ры в ряде случаев бывает целесообразно сваривать из элементов, из готовленных из разных сталей.
Рис. 2-17. Конструктивные схемы рабочих лопаток с внутренним охлаждением
Роторы газовых турбин сейчас все чаще выполняются охлаждае мыми. Если они в этом случае работают с относительно невысокой температурой, их можно изготовлять из сталей перлитного класса, которые значительно дешевле, чем аустенитные стали. В остальных случаях для роторов наряду с перлитными применяются и аустенит ные стали.
В связи с тем что потери давления существенно снижают мощность и к.п.д. ГТУ, всегда стремятся конструкцию цилиндров турбины и
компрессора |
выполнить |
так, |
чтобы гидравлическое |
сопротивление |
при проходе |
воздуха и |
газа, |
особенно через входные |
и выпускные |
патрубки, было возможно меньшим. Из этих соображений широко распространена компоновка корпусов ГТУ в одну линию, когда ком прессор, камера сгорания и турбина расположены по одной оси. При-
190
чем такое расположение принимается даже для двухвальных устано вок, когда оба вала имеют разное число оборотов. Примером тому может служить ГТ-100-750. В этом случае потери давления при пере ходе газа из одного агрегата в другой получают минимальными. Кла паны перед газовыми турбинами, как правило, отсутствуют.
Корпусы (цилиндры) газовых турбин обычно отливаются из пер литных сталей. Но в некоторых случаях применяется сварка отдель ных частей корпуса. Для упрощения сборки и разборки корпусы круп ных турбин обычно выполняются с горизонтальным разъемом. При этом обе половины соединяются болтами или шпильками, что более предпочтительно. Для упрощения технологии изготовления корпусы многоступенчатых турбин часто имеют еще и вертикальный разъем, а иногда вообще делаются составными из кольцевых элементов, кото рые соединяются между собой на фланцах. Корпусы одноступенчатых турбин в большинстве своем выполняются без разъемов. В случае отсутствия разъемов в корпусе осуществляется осевая сборка и раз борка турбин.
В отличие от паровой турбины корпус газовой турбины работает при более высокой температуре, но зато при меньшем давлении (по рядка 20-^30 бар и ниже).
Для уменьшения температуры стенок корпуса внутрь его часто вставляется жароупорный экран, изготовленный из тонкостенного листа аустенитной стали. Между экраном и стенками корпуса поме щается теплоизоляционный материал. Отверстия в экране разгружа ют его от давления газа. А стенки корпуса, воспринимающие давле ние, имеют низкую температуру.
Существуют и другие варианты снижения температуры корпуса. Так, например, корпус заключается в кожух, а через зазор между ними пропускается охлаждающий воздух. Бывают турбины и с двухстенным корпусом, между стенками которого проходит воздух от ком прессора. Внутренние стенки подвержены действию высокой темпе ратуры, а наружные воспринимают давление газа. Применяются так же корпусы с водяным охлаждением. Для крепления к фундаменту обычно в нижней части корпуса делаются опорные лапы.
Валы, лабиринтовые уплотнения и подшипники газовых турбин по конструкции аналогичны таким же деталям паровых турбин. Не которое исключение составляют газовые авиационные турбины, в которых преимущественно применяются подшипники качения.
§ 2-11. Методы повышения термической стойкости турбинных деталей и способы их охлаждения
Повышения термической стойкости турбинных деталей добивают ся не только путем использования для их изготовления жаростойких сплавов и сталей, но также при помощи ряда других мероприятий, а именно: а) за счет применения различных способов охлаждения деталей воздухом и водой; б) нанесением на поверхность лопаток
191
тонкого слоя защитных покрытий, в качестве которых обычно исполь зуются окислы А12 03 (алюминия), MgO (магния), ВеО (бериллия) и другие подобные соединения: MgO-Al2 03 , Al2 03 -SiO, ВеО-MgO-Zr02 .
Благодаря высокой температуре плавления (27504-3300 К), хими ческой стойкости и низким коэффициентам теплопроводности этих веществ покрытия из них хорошо предохраняют поверхность лопаток от высокотемпературной коррозии и дают возможность снизить их температуру; в) посредством изготовления лопаток из металлокерамических материалов методами порошковой металлургии. Деталь в этом случае изготовляется из порошковой смеси керамики и металла холодным прессованием с последующим спеканием или же горячим прессованием. Полученные таким образом изделия обладают значи тельной прочностью при высоких температурах и стойкостью по отно шению к высокотемпературной коррозии. А меньший удельный вес металлокерамики по сравнению со сталями и сплавами позволяет снизить напряжения в лопатках, возникающие за счет центробежной силы при вращении турбины.
СреДи разработанных видов металлокерамики хорошо показала себя композиция под названием «керамель», состоящая из 80 % карби да титана и 20 % кобальта. Ее сопротивление разрыву составляло 36,2-1034-68,7-103 Н/см2 при температуре 1143 К и 18,1-1034-49,1 х х Ю 3 Н/см2 при 1366 К- Диск с лопатками из «керамеля» был испы тан при вращении с окружной скоростью 215 м/с при температуре 1478 К, и лопатки вели себя при этом вполне удовлетворительно.
Однако, несмотря на обнадеживающие результаты, оба рассмот ренных выше метода повышения термической стойкости лопаток еще не вышли по существу из рамок исследовательских работ и не полу чили распространения в производстве. Причина — большая хрупкость применяемых керамических и металлокерамических материалов и склон ность их к растрескиванию при резком изменении температуры.
Зато в настоящее время все в больших масштабах применяются в турбинах средней и особенно большой мощности различные способы охлаждения турбинных деталей воздухом и водой. Эти способы мож но разделить на два следующих основных вида:
1. Охлаждение ротора воздухом или водой с частичным охлажде нием рабочих лопаток за счет отвода тепла от них путем теплопровод ности через хвостовики в ротор.
2. Непосредственное охлаждение рабочих лопаток воздухом или водой при одновременном охлаждении и самого ротора.
Каждый из этих способов в свою очередь имеет ряд различных ва
риантов. Рассмотрим наиболее распространенные из них. |
|
|||||||
Первый |
способ является в целом наиболее |
простым |
и |
поэтому |
||||
он сейчас широко распространен. В практике применяются |
четыре |
|||||||
следующих |
метода |
охлаждения |
роторов: |
1. |
Радиальный |
обдув |
||
(рис. 2-18, а), при котором охлаждающий |
воздух подается |
к цент |
||||||
ральной части |
диска |
(у дискового |
ротора) |
и растекается |
по радиусу |
|||
к периферии, |
охлаждая диск и одновременно препятствуя |
попаданию |
горячего газа из проточной части турбины к боковой поверхности дис ка. 2. Струйное охлаждение обода диска (рис. 2-18, б). В этом случае
192
обод диска обдувается струями воздуха, который подводится к нему через ряд специальных отверстий, трубок или сопел небольшого диа метра, расположенных в корпусе турбины в нескольких местах по окружности диска. Но иногда подвод воздуха к ободу осуществляется и с помощью сплошной кольцевой щели. Этот метод более эффектив
ный, чем радиальный обдув. Исследования |
показали, |
что при струй |
|||||||||||||
ном |
охлаждении |
температура |
|
обода |
|
|
|||||||||
диска |
может |
|
быть |
снижена |
на |
150 К |
|
|
|||||||
по сравнению с неохлаждаемым диском |
|
|
|||||||||||||
при |
расходе |
воздуха |
порядка |
|
2% |
от |
|
|
|||||||
всего |
расхода |
его |
в ГТУ. 3. |
Наиболее |
|
|
|||||||||
эффективно и |
экономично |
охлаждение |
|
|
|||||||||||
роторов продувкой |
воздуха |
через |
|
мон |
|
|
|||||||||
тажные |
зазоры |
между |
хвостовиками |
|
|
||||||||||
лопаток |
и пазами |
в |
роторе |
(см. рис. |
|
|
|||||||||
2-16). Охлаждающий воздух поступает |
|
|
|||||||||||||
по осевому |
отверстию |
в |
роторе |
и за |
|
|
|||||||||
тем через |
специальные |
каналы |
в |
|
теле |
|
|
||||||||
ротора |
подводится к хвостовикам рабо |
|
|
||||||||||||
чих лопаток. При проходе |
воздуха |
че |
|
|
|||||||||||
рез зазор |
между |
хвостовиком |
и |
пазом |
|
|
|||||||||
интенсивно охлаждается не только |
обод |
|
|
||||||||||||
ротора, но и ножка |
лопатки. |
|
Испыта |
Рис . 2-18. |
Схемы охлаж |
||||||||||
ния |
показали, |
что температура |
ротора |
дения дисков газовых тур |
|||||||||||
при |
данном |
|
методе |
охлаждения |
бы |
|
бин |
||||||||
вает |
примерно |
на |
2004-300 |
К |
ниже |
|
|
температуры газа перед турбиной. Необходимый расход охлаждаю щего воздуха составляет 14-3% от общего его расхода в установке. Этот метод пригоден не только для дисковых, но и для барабанных роторов. Он нашел широкое применение в нашей стране в области авиационного и транспортного газотурбостроения. В ряде случаев, чаще всего в турбинах значительной мощности с барабанными ротора ми, для увеличения эффективности охлаждения перечисленные ме тоды применяются или одновременно, или в различных комбинациях друг с другом. 4. Охлаждение дисков с помощью водяных экранов. При этом по обеим сторонам обода и полотна диска с некоторым за зором устанавливаются неподвижные охлаждаемые водой экраны, которые обеспечивают достаточно интенсивный отвод тепла путем излучения. Испытания показали, что данный метод примерно равно ценен струйному охлаждению с расходом охлаждающего воздуха порядка 24-3%. Но вследствие конструктивных и эксплуатационных усложнений (так, например, в этом случае требуется специальная замкнутая система охлаждения с дистиллированной водой) рассмот ренный метод имеет весьма ограниченное применение.
Практика показывает, что при всех четырех рассмотренных мето дах охлаждения снижение температуры рабочих лопаток за счет от вода от них тепла путем теплопроводности через хвостовики в охлаж даемый ротор является недостаточно эффективным. Это объясняется тем, что лопатки имеют сравнительно большую длину и, кроме того,
7—559 |
193 |