ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 323
Скачиваний: 2
вок для покрытия мощностей 10 000-И00 ООО кВт. Вследствие
меньших |
капитальных |
затрат |
||||
по сравнению |
с |
паротурбин |
||||
ными установками |
и |
простоты |
||||
обслуживания |
они иногда |
при |
||||
меняются |
на |
электростанциях |
||||
небольшой мощности |
также в |
|||||
качестве |
основных |
базовых аг |
||||
регатов. |
И |
это |
особенно |
це |
||
лесообразно, |
если |
местораспо |
||||
ложение |
электростанции |
нахо |
дится в районе, где имеется острый дефицит в охлаждаю щей воде.
Для современного газотур бостроения характерно увели чение начальной температуры газа и степени повышения дав ления. Но наряду с этим суще ствует стремление сократить применение аустенитных ста лей, особенно для роторов тур бин, компенсируя это за счет использования различных эф фективных способов их охлаж дения. Для повышения надеж ности, долговечности и мобиль ности ГТУ за последнее время появилась тенденция к упро щению их схем, причем даже для установок большой мощнос ти — свыше 15 МВт.
Путем утилизации тепла от ходящих газов в теплофика ционных установках, котлахутилизаторах коэффициент ис пользования тепла топлива в ГТУ повышают до 70% и бо лее.
В настоящее время стремят ся увеличивать единичную мощ ность установок на электростан циях. В нашей стране создана самая мощная в мире ГТУ типа ГТ-100-750-2, тепловая схема которой рассмотрена в § 2-6. Эта установка двухвальная, но все ее основные агрегаты ском-
217
понованы в одну линию (рис. 2-29). Причем компрессор высокого дав ления 1, камера сгорания высокого давления 2, турбина высокого давления 3, камера сгорания низкого давления 4 и турбина низкого давления 5 имеют общий корпус. Компрессор же низкого давления 6 заключен в отдельный корпус. Он осевой, восьмиступенчатый, обеспе чивает степень повышения давления $ = 4,3 и работает с высокой окружной скоростью порядка 325 м/с. Ротор компрессора 6 состоит из вала с насадными дисками, соединенными между собой болтами. Рабочие лопатки из нержавеющей стали устанавливаются в диски с торцевой стороны и крепятся замком типа «ласточкин хвост». Высота лопаток первой ступени равна 520 мм, а диаметр облопачивания составляет 750 мм. Компрессор высокого давления 1 имеет 13 ступеней и обеспе чивает степень повышения давления (3 = 6,3. Ротор его барабанного типа, сборный. Рабочие лопатки кованые, из нержавеющей стали. Направляющие аппараты сварные, объединены в обоймы. Вал компрес сора 1 соединен фланцем с турбиной высокого давления 3, которая имеет 3 ступени. Ротор ее составной, из трех соединенных болтами дисков. Лопатки первых двух ступеней турбины изготовлены из жаропрочного сплава на никелевой основе, а лопатки третьей ступе ни — из аустенитной стали.
Электрогенератор и компрессор низкого давления 6 приводятся во вращение от пятиступенчатой турбины низкого давления 5. Лопат ки первых двух ее ступеней также изготовлены из сплава на никеле вой основе, третьей и четвертой ступеней — из аустенитной стали, а пятой ступени-—из высокохромистой нержавеющей стали. Ротор турбины 5 составной из соединенных болтами дисков, которые изготов лены так же, как и диски ротора турбины высокого давления 3, из стали перлитного класса. Роторы обеих турбин 3 и 5 охлаждаются продувкой воздуха через монтажные зазоры хвостовиков рабочих лопаток.
Камеры сгорания высокого давления 2 и низкого давления 4ана логичны по конструкции. Каждая из них образована двенадцатью пламенными трубами, которые расположены вокруг турбомашин. В каждой из труб установлена комбинированная горелка, предназна ченная для сжигания жидкого и газообразного топлива.
Запуск установки осуществляется с помощью специальной пуско вой паровой турбины, вращающей через редуктор с расцепным устрой ством вал компрессора высокого давления 1. Установка имеет дистан ционное управление. Системы ее автоматического регулирования и защиты обеспечивают устойчивую и надежную работу на пусковых и рабочих режимах как на газообразном, так и на жидком топливе.
Благодаря небольшим весо-габаритным показателям, простоте обслуживания и маневренности ГТУ успешно применяются для пере движных электростанций, которые обычно делаются в виде энерго поездов, состоящих из одного или двух вагонов, либо в виде прицепных автофургонов. Мощность таких электростанций достигает 6000 кВт, к.п.д. — 18-f-20% и более. Установки вводятся в действие за 5-г-20 мин.
В качестве примера можно назвать серийно выпускаемые в нашей стране автоматизированные газотурбинные электростанции типа
218
ПАЭС-1600-Т/6,3 и ПАЭС-1250-Т/6.3, мощность которых соответствен но равна 1600 и 1250 кВт. Каждая такая электростанция монтируется в двух полуприцепах-фургонах, транспортировка которых осуществля ется автотягачами.
Газотурбогенератор электростанции имеет систему автоматическо го запуска и приема нагрузки за время не более 5 мин. При работе он не требует непрерывного наблюдения со стороны обслуживающего персонала, управляется с местного пульта или телесигналами, имеет автоматическую защиту по всем основным параметрам турбогенера
тора. Рабочим топливом |
могут служить керосин, дизельное топливо, |
а также природный или |
попутный газ промышленного применения. |
Для привода электрогенератора использован конвертированный авиационный турбовинтовой двигатель АИ-20, который очень компак тен, легок, не требует охлаждающей воды, надежен в эксплуатации и удобен в обслуживании. Чтобы обеспечить достаточно длительный моторесурс газотурбинного двигателя, температура газа перед турби ной снижена (примерно до 950 К) по сравнению с авиационным ва риантом двигателя АИ-20.
Следует отметить, что у нас в стране и за рубежом в последнее время все в более широком масштабе используются авиационные га зотурбинные двигатели (АГТД) в энергетике и промышленности. АГТД являются более отработанными и совершенными в конструктив ном отношении двигателями. Они могут работать в любых климатиче ских условиях, не нуждаются в охлаждающей воде, быстро запуска ются и способны принимать нагрузку без предварительного прогрева. Благодаря массовости производства АГТД имеют относительно низ кую стоимость, более компактны, имеют еще меньшие вес и габариты, чем ГТУ энергетического типа. В результате этого для их установки требуются легкие и простые фундаменты, небольшие по размерам помещения, что в итоге позволяет резко снизить затраты на капиталь ное строительство [5]. За счет автоматизации и дистанционного управ ления для АГТД требуется крайне ограниченное число обслуживаю щего персонала. При применении АГТД в качестве пиковых и резерв ных установок при снижении частоты тока в сети они обычно включа ются автоматически или дистанционно (по радио либо телефону) при полностью автоматизированной системе управления.
Недостатками АГТД являются меньшие моторесурс и экономич ность по сравнению с ГТУ энергетического типа.
При конвертировании АГТД на выходе газов из двигателя вместо реактивного сопла устанавливается силовая турбина, мощность ко торой передается на электрогенератор либо каким-то другим потреби телям. Так, американской фирмой «Дженерал Электрик» разработана установка, в которой 10 АГТД работают на одну консольно установ ленную одноступенчатую турбину, соединенную с электрогенератором
мощностью 100 000 кВт. Принципиально |
иная компоновка |
принята |
в установке фирмы «Пратт Уитни». В ней АГТД расположены |
перпен |
|
дикулярно оси силовой турбины. Каждая пара двигателей |
работает |
|
на одну турбину мощностью 30 000 кВт. |
Роторы силовых |
турбин |
219
соединены в установке последовательно, мощность всей установки составляет 120 ООО кВт [5].
В связи с бурным развитием добычи и использования природного газа за последние десятилетия резко возросла протяженность магист ральных газопроводов. При перекачке газа по газопроводам его тре буется сжимать до 50 бар, вследствие чего возникла необходимость в большом количестве газоперекачивающих станций. На этих стан циях обычно устанавливаются мощные высокооборотные компрессоры с приводом от ГТУ. У нас в стране для этой цели сейчас широко при меняются ГТУ типа ГТ-700-5 НЗЛ и ГТН-9-750 ЛМЗ, топливом для которых служит природный газ, поступающий непосредственно из газопровода.
Показанная на рис. 2-30 установка ГТ-700-5 выполнена с «раз резным валом» и регенерацией тепла отходящих газов. Турбина вы сокого давления 3 вращается со скоростью 5000 об/мин и служит при водом осевого компрессора 1, который имеет 11 ступеней и обеспечи вает степень повышения давления [3 = 3,9. Ротор компрессора / цель нокованый, барабанного типа, со сквозным центральным отверстием. Турбина низкого давления 4 силовая, она приводит во вращение через зубчатый редуктор центробежный нагнетатель газа. Число оборотов ее может регулироваться в диапазоне 38004-5750 об/мин. Передаваемая нагнетателю газа мощность составляет 42504-4300 кВт. Температура газов перед турбиной 3 равна 970 К. К.п.д. ГТУ на номинальной мощ ности при регенерации тепла и расчетных параметрах газа достигает 25%. Турбина высокого давления 3 двухступенчатая, а турбина низ кого давления 4 — одноступенчатая. Турбины имеют дисковые рото ры, которые охлаждаются воздухом. Обе турбины заключены в общий корпус 2, имеющий горизонтальный и вертикальный разъемы. Корпус отлит из перлитной стали, внутри него имеется тонкостенный экран, изготовленный из листовой аустенитной стали. Благодаря тому, что между экраном и корпусом размещен слой теплоизоляционного мате риала 5, температура наружной поверхности корпуса сравнительно невелика.
Все шире внедряются газовые турбины в различные отрасли про мышленности. Особенно большой технико-экономический эффект дает применение газовых турбин в ряде производств, когда ГТУ непосред ственно включаются в тот или иной технологический процесс. При мером тому могут служить процессы, для осуществления которых тре буется большое количество сжатого воздуха, и в то же время в них выделяется много тепла. Так, на нефтеперегонных заводах при кре кинг-процессе подается сжатый воздух с давлением 3,54-4 бар, а из крекинг-установок отходит газ с температурой 7204-770 К при р « 3 бар. В этом случае для сжатия воздуха успешно используются
осевые компрессоры с приводом от газовых турбин, работающих на отходящем газе.
В химической промышленности целый ряд установок по производ ству слабой азотной кислоты работает, потребляя большое количество воздуха при давлении 64-9 бар. В результате процесса окисления ам миака в этих установках выделяется много тепла. Применение в дан-
220