ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
чатого вала. Крайние положения поршня при возвратно-поступатель ном движении называются мертвыми точками (рис. 3-3, а): при наи большем расстоянии поршня от оси коленчатого вала верхняя (внут ренняя) мертвая точка (в.м.т.), при наименьшем — нижняя (наруж ная) мертвая точка (н.м.т.). Объем внутренней полости цилиндра в мо мент нахождения поршня в в.м.т. называется объемом сжатия или объемом камеры сгорания. Объем, описываемый поршнем внутри ци линдра, называется рабочим объемом.
Двигатели внутреннего сгорания строятся с воспламенением топ лива от сжатия и с искровым зажиганием. В первом случае горючее периодически впрыскивается в камеру сгорания двигателя и воспла меняется без постороннего источника зажигания. Такое явление про исходит благодаря тому, что в камере сгорания в этот момент нахо дится сжатый воздух, температура которого выше температуры само воспламенения данного топлива. Мельчайшие частицы топлива, по падая в такую горячую среду сжатого воздуха, быстро нагреваются и воспламеняются. В двигателях с искровым зажиганием воспламене ние топлива осуществляется от постороннего источника зажигания— обычно от электрической искры.
С воспламенением от сжатия работают дизели и турбопоршневые комбинированные двигатели, с искровым зажиганием — карбюратор ные и газовые двигатели.
Принцип работы |
четырехтактного двигателя |
|
с воспламенением |
от сжатия |
(дизеля) |
Первый такт — впуск или зарядка |
(см. рис. 3-3). При движении |
поршня от в.м.т. к н.м.т. через всасывающий клапан засасывается в цилиндр двигателя свежий воздух. Выпускной клапан в это время закрыт. Давление в цилиндре при всасывании вследствие гидравли ческих потерь в воздушном фильтре, в трубопроводе и во впускном клапане устанавливается несколько ниже давления окружающей среды р0. В конце впуска давление в цилиндре бывает 0,8-7-0,95 р0. Начало открытия и закрытия впускного клапана имеет важное зна чение для лучшего наполнения цилиндра воздухом. Для каждого типа двигателей в зависимости от конструкции и числа оборотов уста навливаются наивыгоднейшие углы открытия и закрытия клапанов. Начало открытия впускного клапана обычно устанавливается на 10-f-
50° до в.м.т., чем обеспечивается к моменту |
начала впуска значи |
||
тельное проходное |
сечение. Закрытие впускного клапана производят |
||
на 204-50 |
после |
н.м.т. |
|
Второй |
такт — сжатие. После закрытия |
впускного клапана бла |
годаря обратному движению поршня начинается сжатие заряда (воз духа и остаточных газов). Давление воздуха в цилиндре в процессе сжатия повышается и достигает примерно 304-60 бар, а температура 890-f-llOO К- Такие относительно высокие температуры сжатого воз духа необходимы для того, чтобы обеспечить самовоспламенение впрыскиваемого в эту среду мелко распыленного жидкого (дизельного) топлива, так как эти двигатели не имеют каких-либо приспособлений
230
для зажигания топлива во время работы. Запальные приспособления, имеющиеся в некоторых дизелях, служат только для пуска холодного двигателя и выключаются во время работы.
Третий такт — сгорание и расширение. Третий такт осуществля ется при следующем ходе поршня от в.м.т. к н.м.т. К концу сжатия в камеру сгорания впрыскивается топливо. Угол опережения начала подачи топлива 104-30° до в.м.т. Распыленное топливо под действием горячего сжатого воздуха нагревается и самовоспламеняется. Темпе ратура газов в цилиндре повышается до 1750-^-2500 К, а давление поднимается в зависимости от типа двигателя до 504-120 бар. Под действием возросшего давления поршень движется в обратную сторо ну, т. е. часть тепловой энергии превращается в механическую работу,
поэтому третий такт |
называют рабочим ходом. К концу расширения |
давление в цилиндре |
падает до 3,04-6,0 бар, а температура газов — |
до 8504-1300 К. |
|
Четвертый такт — выпуск. Четвертый такт происходит при дви жении поршня от н.м.т. к в.м.т. К концу хода расширения открыва ется выпускной клапан. Угол предварения открытия выпускного кла пана тем больше, чем выше число оборотов двигателя, и составляет 204-60° до н.м.т. С открытием выпускного клапана газы устремляются наружу, давление газов в цилиндре падает до 1,054-1,15 бар, а темпе ратура — до 6004-750 К- За время четвертого такта выпускной кла пан остается открытым, и газы выталкиваются поршнем наружу. Выпускной клапан закрывается за 54-10° после в.м.т.
Вслед за ходом выпуска вновь начинается такт всасывания, т.е. весь рабочий процесс повторяется. В конце четвертого и в начале пер вого такта некоторое время оба клапана могут оставаться открытыми; это называется перекрытием клапанов.
На рис. 3.3, б изображена индикаторная диаграмма, которая по казывает изменение давления газов в цилиндре в зависимости от хода поршня за цикл. Такую диаграмму снимают с цилиндра двигателя особым прибором — индикатором.
Принцип работы двухтактного двигателя
своспламенением от сжатия (дизеля)
Вдвухтактных двигателях процесс выпуска и зарядка двигателя свежим воздухом осуществляются в конце расширения и начале сжатия. Для зарядки и очистки цилиндра от продуктов сгорания в
двухтактных двигателях необходимо иметь предварительно сжатый до определенного давления свежий воздух. Для этого двигатель снаб жается особым воздушным продувочным насосом (нагнетателем) / (рис. 3-4, а), подающим воздух под абсолютным давлением примерно 1,24-1,5 бар в ресивер продувочного воздуха 4 и далее в цилиндр. В ка честве продувочного насоса в основном применяются ротативные и центробежные нагнетатели. На рис. 3-4 приведена схема двухтактного двигателя с ротативным нагнетателем. В двухтактном двигателе со щелевой продувкой как для выпуска отработавших газов, так и для впуска свежего воздуха и продувки цилиндра по периметру нижней
231
части втулки цилиндра имеются выпускные и продувочные окна. При этом обычно выпускные окна имеют большую высоту, чем проду вочные.
Начало |
Выпуск |
рабочего хода |
Продувка |
Сжатие |
д) |
1- начало открытия Выпускных |
окон |
||
|
2- начало открытия продудочных |
окон |
||
|
3- закрытие |
продувочных |
окон |
|
|
^-закрытие |
Выпускных |
окон |
|
д.km. |
н.м.т. |
|
|
|
Рис. 3-4. Схема работы двухтактного дизеля
Выпускные окна открываются за 504-80° до н.м.т., а закрываются за 204-80° после н.м.т. Продувочные окна открываются за 404-70° до н.м.т. и закрываются через 404-70° после н.м.т.
Первый такт — сгорание, расширение и начало выпуска и заряд ки; происходит он при движении поршня от в.м.т. к н.м.т. В первый период (см. рис. 3-4, а) продолжается начатое в конце сжатия сгора ние топлива, давление в цилиндре повышается. Далее при нисходя
щем движении |
поршня продукты сгорания расширяются, и давление |
и температура |
газов в цилиндре падают. К концу хода расширения |
открываются выпускные клапаны (или выпускные окна), газы устрем ляются наружу через выпускной коллектор 3 и давление в цилиндре резко падает (рис. 3-4, б). Затем открываются продувочные окна, цилиндр продувается воздухом, т. е. в цилиндр поступает сжатый воздух и вытесняет отработавшие газы.
Второй такт охватывает движение поршня от н.м.т. до в.м.т.; при этом происходит очистка и зарядка цилиндра и далее сжатие га зов в цилиндре. При движении поршня от н.м.т. к в.м.т. продолжается начатое в конце хода расширения поступление воздуха через проду
вочные окна и выпуск продуктов сгорания в выпусной |
патрубок и да |
|||
лее в атмосферу (рис. 3-4, в). |
При этом часть продувочного |
воздуха |
||
также вытекает с продуктами |
сгорания в окружающую среду. Затем |
|||
перекрываются продувочные |
и выпускные |
окна, и при дальнейшем |
||
ходе поршня воздух и остаточные газы |
сжимаются |
в |
цилиндре |
(рис. 3-4, г). Давление воздуха в конце сжатия доходит до 354-60 бар, а температура воздуха — до 9504-1100 К- Когда поршень будет на ходиться за 104-20° до в.м.т., начинается впрыск топлива через фор сунку 2 (см. рис. 3-4, а), которое воспламеняется поддействием высокой температуры сжатого воздуха. На рис. 3-4, д показано изменение дав ления газов внутри цилиндра по ходу поршня.
В небольших двухтактных двигателях применяются иногда кри- вошипно-камерная продувка, где в качестве продувочного насоса служит закрытая полость кривошипной камеры 1 и обратная сторона рабочего поршня (рис. 3-5). При этом кривошипная камера / сообща ется по каналу 2 с рабочей полостью цилиндра и через автоматически работающие обратные пластинчатые клапаны 3 — с атмосферой.
Рабочий процесс в кривошипной камере происходит следующим
образом. При движении поршня к |
в.м.т. в |
период такта |
сжатия |
(рис. 3-5, а) в кривошипной камере |
создается |
разрежение, |
давление |
падает до 0,854-0,90 бар, благодаря чему через автоматические кла паны засасывается в полость кривошипной камеры свежий воздух из атмосферы.
При движении поршня к н.м.т. в период такта сгорания и расшире ния (рис. 3-5, б) воздух в кривошипной камере сжимается, обратные клапаны 3 автоматически закрываются и абсолютное давление воздуха в полости кривошипной камеры поднимается до 1,24-1,35 бар. После довательно открываются выпускные и затем продувочные окна, дав ление в цилиндре резко падает. С открытием продувочных окон воз дух из полости кривошипной камеры устремляется по каналу 2 в ра бочий цилиндр, происходит процесс продувки.
233
Недостаток кривошипно-камерной продувки заключается в том, что воздуха, подаваемого кривошипной камерой для продувки рабо чего цилиндра, недостаточно. В связи с этим получается не вполне удовлетворительная продувка и зарядка цилиндра. Несмотря на это, из-за простоты конструкции в некоторых типах маломощных двигате лей такая схема продувки успешно применяется.
Рис. 3-5. Схема работы двухтактного двигателя с кривошипно-камерной продувкой
Принцип работы двигателя двойного действия
Двигатели, рассмотренные выше, назы ваются двигателями простого действия. В них рабочие процессы осуществляются лишь в полости над поршнем двигателя.
|
Выпускаются также двигатели, где рабо |
|||||||
чие |
процессы |
идут |
в |
полостях |
с обеих |
сто |
||
рон |
поршня. |
Такие |
|
двигатели |
называются |
|||
двигателями |
двойного |
действия. |
Ранее |
дви |
||||
гатели двойного |
действия строились |
как в |
||||||
двухтактном, |
так |
и |
в четырехтактном |
ис |
||||
полнении, но |
в |
последнее время |
их |
делают |
только двухтактными. В двигателях двойного действия (рис. 3-6) рабочий цилиндр 3 имеет с обеих сторон крышку, и подпоршневое прос транство является, так же как и надпоршне-
Рис. 3-6. Схема двухтактного дизеля двойного действия