Анализируя выражения (11.4) и (11.5), видим, что с ростом температуры подогрева экономия тепла топлива Э возрастает, а ве личина топливного эквивалента подогрева Эпод снижается. Сниже
ние Эпод объясняется повышением экономичности работы печи. Увеличение единичных мощностей нагревательных и термичес
ких печей и форсирование их работы приводит к тому, что темпера тура дымовых газов за печью высока и составляет 900— 1100° С. С учетом теплоты, поступающей в рабочее пространство с подогре тыми воздухом и топливом, коэффициент использования топлива колеблется в пределах 40—80%. Значительная же часть теплоты сгорания топлива (60—20%) теряется. Учитывая последнее обстоя тельство, использование теплоты продуктов сгорания топлива акту ально и весьма полезно как с экономической, так и технологической точек зрения. Однако мероприятия по утилизации теплоты неболь ших термических и нагревательных печей должны выполняться лишь после всестороннего экономического сопоставления вариантов работы печи с регенерацией дымовых газов и без нее.
Утилизация теплоты дымовых газов в основном осуществляется по трем самостоятельным схемам:
а) подогрев воздуха (а в ряде случаев и топлива), идущего на горение, происходит в рекуперативном теплообменнике (рекупера торе). Горячий воздух направляется ко всем зонам горения печи; б) использование теплоты продуктов сгорания выполняется
установкой за печью газотурбинной установки (ГТУ);
в) установка за печью котлов-утилизаторов. При сжигании топлива со сравнительно высокой теплотворной способностью весьма часто применяются комбинированные схемы, когда вначале на газо вом тракте печи устанавливается воздухоподогреватель-рекупера тор, служащий для подогрева воздуха-окислителя до температуры, обеспечивающей наибольший экономический эффект (200—450°С),
иуже после него — котел-утилизатор. При использовании комбини рованной схемы температура дымовых газов перед котлом-утилиза тором составляет примерно 600—650° С. Температура подогрева воздуха в предвключённом воздухоподогревателе выбирается в ре зультате сопоставления нескольких вариантов в соответствии с фор мулами (11.4) и (11.5). Такая комбинированная схема находит очень широкое применение при строительстве нагревательных печей большой и средней производительности. Печи машиностроительных
иавтотракторных предприятий котлами-утилизаторами, как пра вило, не комплектуются.
11.3. УТИЛИЗАЦИЯ ТЕПЛОТЫ ДЫМОВЫХ ГАЗОВ ЗА СЧЕТ УСТАНОВКИ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТЕПЛООБМЕННИКА
Осуществляя мероприятия по утилизации теплоты, приходится решать вопрос о том, какой из приведенных схем следует отдать предпочтение. Решение этого вопроса неразрывно связано с видом сжигаемого в печи топлива. Дело в том, что при сжигании низко калорийного топлива подогрев воздуха необходим, так как в про-