Файл: Основы организации менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 регламентирование, пр.;
− к административным методам относятся приказы, распоряжения, постановления, инструктаж, команды.
Рис. 6. Методы управления
Подгруппа организационных методов применяется в типовых
(«штатных») ситуациях, а подгруппа административных, наоборот, преимущественно в конкретных случаях. Цель организационных методов
управления – сформулировать правила, обязательные для выполнения и определяющие порядок и содержание организационной деятельности (устав компании, внутрифирменные стандарты, инструкции, положения, правила планирования и учета, нормы расхода ресурсов и т.п.). Следует отметить, что в этих документах не указываются конкретные личности и конкретные даты исполнения заданий, т.е. данная группа методов является обезличенной.
Целью административных методов управления является обеспечение выполнения персоналом организационных правил и норм в ситуациях несоблюдения требований, установленных в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций. Соответствующее

24 воздействие на работников осуществляется посредством уже упоминавшихся приказов, распоряжений и т.п., отдаваемых как в устной, так и в письменной форме. Документы этой подгруппы являются уже персонифицированными, т.е. в них указываются конкретные работники, конкретные даты и действия, которые они должны реализоваться.
Методы этой группы регламентируются правовыми актами хозяйственного и трудового законодательства.
Экономические методы управления направлены на обеспечение рационального использования экономических законов в хозяйственной деятельности с учетом экономических последствий управленческой и производственной деятельности. В данной группе используется система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов, т.е. эти методы основаны на использовании материальных стимулов, увязанных с результатами труда. Сюда относятся базовая заработная плата, премии, бонусы, кредиты и т.п. Естественно, что экономические методы управления занимают доминирующее положение в системе управленческих методов, так как самым непосредственным образом связаны с объективными материальными потребностями и интересами людей.
Социально–психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. Социально–психологические методы управления представляют собой комплекс способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах, через социальные потребности и психологические особенности людей. Здесь используются, главным образом, моральные стимулы к труду, с помощью которых административное задание преобразуется в осознанный долг, внутреннюю потребность работника.
В группу социально-психологических методов управления входят:
− социальное планирование (совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально- квалификационного состава, повышение общеобразовательного уровня, улучшение условий работы и т.д.);
− мотивация работников;
− формирование благоприятного морального климата в коллективе и т.п.
Результаты социологических исследований говорят о том, что эффективность деятельности хозяйственного руководителя определяется не столько его профессиональными знаниями, сколько умением работать с людьми. Именно поэтому во главе коллектива должны быть люди достаточно гибкие, умеющие


25
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Упражнение «Принцесса и крестьянин»
Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость. Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой –
«смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик. Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.
Вопрос: Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?
2. Количественная оценка распорядительной деятельности.
Количественная оценка распорядительной деятельности характеризуется степенью единства командования, степенью единства распорядительства и степенью выполнения поручений в организации.
1.
Степень единства командования Ек ;
Ек = Ос/О, где: Ос – количество поручений объекту управления от непосредственного субъекта управления; О – количество вообще получаемых объектом управления поручений
2.
Степень единства распорядительства
Ер=О
Р
/О, где: О
Р
– количество поручений, не противоречащих друг другу; О – количество полученных объектом управления поручений.
3.
Степень выполнения поручений
Ев=Ов/О, где: Ов – количество выполненных объектом управления поручений; О – количество полученных объектом управления поручений.
4.
Количественная оценка распорядительной деятельности
Ко = (Ек + Е
Р
+ Ев): 3
Измеряется в долях единицы от 1 до 0 (1 – отлично, 0,7 – хорошо, 0,4 –
удовлетворительно, 0,3 – плохо).
Задача 1. Работник получает всего 16 поручений в месяц, в том числе 10 поручений от непосредственного линейного руководителя; 13 не

26 противоречащих друг другу поручений; 11 поручений выполнено.
Задача 2. Работник получает 12 поручений в неделю, в том числе 8 поручений от непосредственного субъекта управления, из них 7 поручений, не противоречащих друг другу, и выполняется 5 поручений.
Задача 3. Работник получает 109 поручений в год, в том числе 65 несанкционированных поручений, а 44 от непосредственного линейного руководителя; 53 поручения противоречат друг другу. Из всех поручений выполнено только 22. Остальные в полной мере не выполнены.
Задание.
1.
Охарактеризуйте обстановку с распорядительной деятельностью на объекте управления.
2.
Рассчитайте степень единства командования, единства распорядительства и степень выполнения поручений.
3.
Сделайте вывод об уровне эффективности распорядительной деятельности менеджера и сформулируйте практические советы по его повышению.


27
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. ВНЕШНЯЯ И
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
2.
1. Определение и общие характеристики организаций
Термин «организация» происходит от греческого слова «organon», которое означает устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое и приведение в стройную систему. «Большой энциклопедический словарь» дает такое определение организации: организация (франц. –
organisation
, от средневекового латинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю). Таким образом, термин «организация» означает:
- строение чего–либо (упорядочивание);
- деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других;
- совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи.
Несмотря на множественность определений, даваемых специалистами в области управления, любая организация рассматривается как общность людей, которые объединяют свои усилия и осознают необходимость координации их деятельности для достижения общего результата (цели). Таким образом, можно дать следующее определение организации:
Организация это социальная целостность, направленная на некоторую цель, построенная как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности и связанная с окружающей средой.
Все вышеприведенные определения справедливы для формальных организаций, т.е. тех которые специально создаются людьми для достижения желаемых результатов. Термин «организация» в менеджменте обычно используется для обозначения формальной организации.
В деятельности организаций можно выделить две сферы, которые существенно отличаются между собой по многим показателям и инструментам управления (табл.3).
Первая – это область формального управления или формальная
организация. Она управляется профессиональными менеджерами и осуществляет функции: выработки целей и задач, принятия и координации решений, стимулирования и вознаграждения, контроля и санкционирования и др. Это часть организации, которая планируется, программируется, контролируется.
Есть участки и уровни организации, которые не поддаются прямому управлению и координации деятельности, они требуют поведенческих способов управленческих воздействий, принятия решений, мотивации и контроля персонала. Таким образом, вторая область управления – это область неформального управления или неформальная организация. В любой формальной организации существуют и неформальные. Эти организации никто специально не создает, они возникают спонтанно, но в них люди также


28 общаются и взаимодействуют между собой на основе общих интересов.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения. В них существует определенное распределение ролей и определен статус каждого входящего в группу. В неформальной группе, как правило, выделяется явно или неявно выраженный лидер. Руководители должны понимать, что вне зависимости от их воли неформальные группы существуют, с ними бесполезно бороться, с ними нужно считаться, искать способы эффективного взаимодействия, использовать их сильные стороны для достижения целей организации.
Таблица 3
Сходство и различие формальной и неформальной организации
Сравниваемый параметр
Формальная организация
Неформальная организация
Цели деятельности.
Официально предписаны.
Определяются участниками.
Взаимоотношения между членами группы.
Официальные.
Неофициальные.
Характер (структура) взаимоотношений.
Вертикальное подчинение.
Отношения равноправные, дружеские, хотя и выделяется лидер.
Организационная основа взаимодействия.
Права и обязанности.
Власть и политика.
Основное внимание уделяется.
Должности.
Каждому человеку и личности.
Возглавляет.
Руководитель (формальный лидер).
Неформальный лидер.
Источник власти лидера.
Делегируется руководством.
Исходит от группы.
Регулятор поведения в группе.
Правила.
Нормы.
Способы приведения поведения членов группы в соответствие с нормами и
Вознаграждения и штрафы.
Неформальные санкции
(возрастание неформального авторитета, бойкот и др.).
Рассматривая организацию как систему, следует классифицировать их по степени открытости по отношению к внешней среде.
Открытая организация это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, который имеет особое единство с внешним окружением или это самоорганизующаяся система на всех этапах жизненного цикла.
В противоположность открытым, закрытые организации ориентированы в основном на внутренние процессы, и в условиях рынка функционировать не могут. Здесь следует отметить, что полностью закрытых систем не существуют.
Все организации в большей или меньшей степени зависят от внешней среды, т.е. не смогут существовать изолированно от нее. На самом деле это так, поскольку любая организация не сможет функционировать без ресурсов, получаемых из внешней среды с одной стороны, а с другой внешняя среда в виде потребителей использует продукцию организации и если потребитель


29 откажется от нее смысл существования любой организации исчезает.
Организации создаются для достижения самых разных целей, удовлетворения различных потребностей людей, поэтому они так разнообразны, имеют различное назначение, расположение, размеры, внешний вид, строение, поведение и другие характеристики. Несмотря на большое разнообразие различных организаций в современном обществе все они имеют определенные сходные характеристики. Выделяют общие и структурные
характеристики организаций. Если провести аналогию с описанием человека, то с помощью общих характеристик можно дать общее представление о человеке и его принадлежности к определенному биологическому виду, этносу и социальному слою, то с помощью структурных характеристик можно описать его с точки зрения роста, веса, черт характера, особенностей речи и т.д.
К общим характеристикам относятся:
− размер;
− цели и стратегии;
− окружающая среда;
− технологии;
− культура.
К структурным характеристикам относятся:
− централизация и децентрализация;
− иерархия власти;
− специализация;
− формализация;
− профессионализм;
− управление персоналом.
1   2   3   4   5   6   7