Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
А. Д. КУБРАК
МОРСКИЕ
РЫБНЫЕ ПОРТЫ И ИХ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ДОПУЩЕНО УПРАВЛЕНИЕМ КАДРОВ И УЧЕБ НЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МРХ СССР В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫС ШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ № 171в
М О СКВ А П И Щ ЕВА Я П РО М Ы Ш Л ЕН Н О С ТЬ
1974
УДК 639.2.07
Рецензенты:
В. И. ФИЛИППЕНКОВ, А. М. АЛЕКСАНДРОВ
|
м ш м — ■■ ■» и — м |
Л ? |
] |
Гео. публичная |
|
; |
научно - TaxHi: .е~!гая |
|
j |
бибднотокв СССР |
|
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
|
1 |
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА |
|
|
ty- / fJty |
|
ОИздательство «Пищевая промышленность», 1974 г.
31705—095
95—74
044(01)—74
ВВЕДЕНИЕ
Решение задач по дальнейшему увеличению выпуска высококачественных рыбных продуктов связано с повышением эффективности использования основных средств, увеличением производственных мощностей и рентабельности всех предприятий рыбной промышлен ности.
Важным звеном в составе рыбной промышленности
СССР являются морские рыбные порты. В них осу ществляется всестороннее обслуживание многотипового флота различного производственного назначения (плав базы, производственные рефрижераторы, транспортные рефрижераторы, промысловые суда).
В порту проводятся разгрузка судов, прибывающих с промысла, и их ремонт, снабжение судов в очередной рейс тарой, солью, топливом, водой, различными техни ческими материалами и продовольствием.
Одной из важнейших задач в области повышения экономической эффективности использования флота и увеличения его рентабельности является сокращение стояночного времени судов в портах, на долю которого приходится значительная часть всего бюджета эксплуа тационного времени.
Интенсификация обработки судов в портах и сокра щение общего (валового) стояночного времени могут быть достигнуты за счет внедрения комплексной меха низации и автоматизации перегрузочных работ, совер
шенствования |
системы перевозок |
рыбной продукции |
с промысла на |
базе пакетных и |
контейнерных перево |
3
зок, а также за счет совершенствования методов орга низации и планирования обработки судов в порту и лик видации непроизводительных стоянок.
Морские рыбные порты страны за последние годы получили большое развитие: построено много новых глубоководных причалов, увеличены глубины у старых причалов и в подходных каналах; возросло количество холодильных емкостей и складов общего назначения; перегрузочное оборудование пополнилось новыми мар ками портальных кранов, электропогрузчиков, автопо грузчиков, что позволяет внедрять комплексную меха низацию и ликвидировать тяжелый ручной труд.
Порты накопили огромный опыт рациональной орга низации производственного процесса, скоростной обра ботки судов, согласованных действий всех участников обслуживания флота (порта, органов сбыта, судовла дельцев, железной дороги), внедрения научной органи зации труда и комплексной механизации перегрузочных работ,
'В условиях, когда морские рыбные порты перешли на новую систему планирования и экономического сти мулирования, вопросы эффективного использования основных фондов, рациональной организации обслужи вания судов приобретают исключительное значение.
Инженер-экономист должен иметь определенный объем знаний по устройству и эксплуатации морских рыбных портов, независимо от того, на каком предприя тии рыбной промышленности он будет работать, так как от организации работы портов зависит производствен ная деятельность баз рыболовного и транспортного фло та, береговых рыбообрабатывающих и других предприя тий, обслуживающих флот.
Г л а в а I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРСКИХ РЫБНЫХ ПОРТАХ
ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКИХ РЫБНЫХ ПОРТОВ
Морской |
рыбный |
порт — это пункт, где |
сконцентрированы |
предприятия |
и устройства, предна |
значенные для производства грузовых работ и всесто роннего обслуживания судов флота рыбной промышлен ности.
Порт является связующим звеном между различны ми видами транспорта. Через него проходят грузы с морских судов рыбной промышленности на железно дорожный, автомобильный и водный транспорт, а так же грузы снабжения, отправляемые на промысел.
Номенклатура работ и услуг рыбного порта может быть различной в зависимости от технической оснащен ности порта и типов судов, базирующихся на него.
Основные задачи порта по обеспечению нужд флота рыбной промышленности сводятся к выполнению про изводственно-хозяйственных и административно-управ ленческих функций.
В производственно-хозяйственную деятельность пор та входят:
грузовая обработка судов; выполнение вспомогательных операций; санитарная обработка судов; осуществление технических операций. Грузовая обработка судов включает:
предоставление судам причалов с учетом характера доставляемого груза (мороженая, охлажденная, соле ная рыбная продукция и т. д.);
назначение ответственного производителя работ (стивидора);
5
разгрузку-погрузку судов по разработанным техно
логическим картам; обеспечение подачи железнодорожных вагонов, авто
транспорта или судов портофлота в зависимости от при нятого варианта грузовых работ;
оформление грузовых документов на перерабатывае
мые грузы.
При обслуживании флота порт выполняет следую щие вспомогательные операции: оформление приходаотхода судов; лоцманскую проводку; швартовку; пере становку судов от причала к причалу; перетяжку у при чала, снабжение судов топливом, водой и т. д. Морской рыбный порт осуществляет санитарную обработку су дов (дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, дегаза цию). К техническим операциям, выполняемым портом по обслуживанию судов, относятся производство девиациоиных и радиодевиационных работ; ремонтэлектрорадионавигационной аппаратуры и судовых радиостанций; ремонт навигационных и штурманских приборов; кор ректура морских карт и пособий по мореплаванию.
Рыбный порт выполняет следующие административ но-управленческие функции:
обеспечивает условия безаварийного и безопасного плавания судов при выходе в море или прибытии в порт, а также при нахождении их в порту;
осуществляет надзор за соблюдением законов и пра вил по торговому мореплаванию, международных до говоров и соглашений, в которых участвует СССР;
осуществляет надзор за выполнением постановлений, распоряжений и других руководящих материалов, из данных органами государственной власти, а также вы шестоящими организациями в пределах обеспечения нормальной хозяйственной деятельности морского рыб ного порта;
издает обязательные постановления по вопросам без опасности движения на территории и акватории порта, охраны порядка и социалистической собственности;
осуществляет выдачу и проверку судовых докумен тов по морским специальностям и квалификационных свидетельств.
Таким образом, морские рыбные порты должны осу ществлять всестороннее обслуживание судов в порту, предоставляя тем самым возможность рыбодобываю
6
щим предприятиям и морским транспортным организа циям сосредоточить внимание на вопросах своей основ ной деятельности — добыче рыбы и перевозке рыбной продукции с промысла.
Для определения путей и методов совершенствова ния обслуживания флота в морских рыбных портах не обходимо выявить технико-экономические особенности производственной деятельности морских рыбных портов, которые определяются составом и условиями работы флота рыбной промышленности, а также характером услуг, оказываемых портом этим судам.
В отличие от судов Министерства Морского флота
СССР флот рыбной промышленности, как правило, осу ществляет перевозки между районами промысла и пор тами приписки, называемыми базовыми. В связи с этим погрузочно-разгрузочные работы занимают лишь 45— 50% в объеме работ и услуг морских рыбных портов, остальную часть составляют другие виды услуг, свя занные с всесторонним обслуживанием судов. В мор ских торговых портах перегрузочные операции в общем объеме работ и услуг занимают примерно 85—90%.
Флот рыбной промышленности СССР имеет следую щие основные базовые порты: в Северном бассейне — Мурманский; в Западном— Калининградский, Клайпед ский, Рижский, Таллинский; в Дальневосточном — Вла дивостокский и Находка; в Азовско-Черноморском — Севастопольский; в Каспийском— Астраханский.
Наряду с рыбными портами такого рода сохрани лись и продолжают функционировать порты, портовые пункты, рыбокомбинаты, обслуживающие среднетоннаж ный и мелкий промысловый флот (Пионерский, Светлый, Охотск, Маго, Хайрюзово и другие порты). Однако зна чение их в рыбной промышленности все более сни жается.
Рыбные порты — это порты специального назначения; в них перегружаются скоропортящиеся пищевые грузы, требующие особого технологического режима перегруз ки и хранения. Несмотря на значительную номенклату ру, основными грузами в большинстве рыбных портов являются мороженая и соленая рыбная продукция.
В отличие от морских торговых портов для рыбных портов характерен значительно больший удельный вес разгрузочных операций, так как основной объем пере
7
возок (75—80%) происходит в направлении промысел — порт. Морские рыбные порты имеют значительно боль ший судооборот вследствие захода малотоннажных су дов. В некоторых рыбных портах судооборот по мало тоннажным судам в 10—11 раз превышает судооборот по крупнотоннажному флоту. Вместе с тем подавляю щая часть грузооборота большинства рыбных портов создается за счет погрузки-разгрузки крупнотоннажных судов. Разные типы судов имеют конструктивные раз личия, это обусловливает различия в технологии их об работки и создает значительные трудности в планиро вании и организации перегрузочных работ в рыбном порту.
Суда флота рыбной промышленности, в особенности рефрижераторные, имеют грузовые люки малых разме ров, что значительно снижает интенсивность грузовых работ. Например, грузовые люки на большом морозиль ном рыболовном траулере (БМРТ) имеют размеры 1,8X1,8 м, что позволяет при грузовой обработке суд на формировать подъемы массой (весом) не более 1 т, в результате чего выработка бригад портовых ра бочих снижается на 30—40%, грузоподъемность пор тальных кранов используется не более чем на 20—30%. Обработка двух БМРТ дает рыбному порту всего 1200 т морского грузооборота, но при этом портальные краны делают 1200—1400 циклов, в то время как при обработке обычного сухогрузного судна в морском тор говом порту такое количество циклов дает в среднем 6000—7000 т. Следовательно, из-за разнотипности и кон структивных особенностей судов флота рыбной про мышленности, а также специфики обработки рыбных грузов погрузка-разгрузка их более трудоемка, чем пе ревалка генеральных грузов в морских торговых портах.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОРСКОГО РЫБНОГО ПОРТА
Необходимость обеспечения всех видов обслу живания флота рыбной промышленности обусловливает различия в составе отдельных частей, сооружений и устройств портов.
Современный морской рыбный порт включает: акваторию, т. е. защищенную от волнения водную
площадь;
8
подходные каналы, обеспечивающие судам безопас ный подход к акватории порта. При наличии достаточ ных глубин на подходах к порту необходимость в ка налах отпадает. Примером порта с подходным каналом является Калининградский, без канала — Пионерский;
причальный фронт, предназначенный для стоянки судов во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ и других операций по обслуживанию судов;
склады различного назначения для хранения прохо дящих через порт грузов. Специализированными скла дами в рыбных портах являются холодильники, служа щие как для хранения мороженой рыбной продукции, так и для приемки, заморозки и хранения свежей рыбы;
механическое оборудование для погрузочно-разгру зочных работ (краны, погрузчики, транспортеры и т. д.);
железнодорожные пути и автомобильные дороги.
Помимо обычных портовых сооружений в рыбных портах предусматривается ряд специальных устройств, предприятий и учреждений. На территории порта могут находиться заводы по изготовлению рыбной продукции, тары, орудий лова, льдозаводы, заводы или цехи изго товления медицинского или технического рыбьего жира, рыбной муки и пр. Например, на территории Мурман ского морского рыбного порта расположены консервный и коптильный заводы, цех медицинского жира, льдозавод с льдохранилищем, жестянобаночная фабрика, за вод рыбной кормовой муки.
Для выполнения работ по междурейсовому ремонту флота на территории рыбного порта размещают завод или мастерские по ремонту. Ремонт электрорадионавигационной аппаратуры осуществляется специальным подразделением порта — электрорадионавигационной ка мерой.
Для бункеровки судов топливом при рыбных портах сооружают нефтебазы, оборудованные емкостями для хранения горючесмазочных материалов.
Кроме этих основных элементов в состав порта вхо дят устройства, обеспечивающие его нормальную рабо ту, в том числе мастерские по ремонту перегрузочного оборудования; средства энергоснабжения, водоснабже ния и канализация; служебно-вспомогательный флот; средства связи и сигнализация; административные и
9