Файл: Кубрак А.Д. Морские рыбные порты и их эксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ления на основе использования экономико-математиче ских методов и современных средств обработки данных (ЭВМ, устройств накопления, регистрации, отображения и пр.). АСУ является человеко-машинной системой, в ко торой центральное место остается за человеком, активно участвующим в регулировании производства и исполь зующим для этого вычислительную технику и другие средства. Эффект автоматизации управления заключа ется в том, что она позволяет руководству различных уровней принимать оптимальные решения и сводить до минимума вероятность принятия ошибочных, неверных решений.
По объектам управления АСУ разделяются на сле дующие группы: автоматизированные системы управле ния отраслями (ОАСУ); автоматизированные системы управления предприятием (АСУП); специализированные автоматизированные системы управления функциональ ных органов управления народным хозяйством (плано вых, статистических, финансово-банковских и др.).
В текущем пятилетии в рыбной промышленности
СССР намечается создание отраслевой автоматизиро ванной системы управления, системы управления на пяти характерных для отрасли предприятиях с последующим использованием разработанных проектов на других пред приятиях отрасли одинакового производственного про филя. В качестве таких предприятий намечены рыбодо бывающее, рыбообрабатывающее предприятия, морской рыбный порт, судоремонтный завод и предприятие, эксплуатирующее рыбообрабатывающий и приемо-транс- нортный флот. Кроме того, разрабатывается автоматизи рованная система «Сырьевая база» и АСУ флотом на промысле (АСУФП), в которой в качестве объекта уп равления приняты работающие в одном районе экспеди ция или отряд судов.
Таким образом, АСУ рыбной промышленности будет представлять совокупность подсистем (отраслевая АСУ, АСУ предприятиями, АСУ флотом на промысле, автома тизированная система «Сырьевая база»), имеющих свои собственные задачи, но деятельность которых взаимо увязывается общими задачами, стоящими перед Мини стерством рыбного хозяйства СССР.
Цель создания АСУП «Рыбный порт» — автоматиза ция сбора и обработки данных о ходе производственно
281
хозяйственной деятельности порта и выполнение много вариантных расчетов, позволяющих оптимизировать ре шения, принимаемые руководством порта для обеспече ния наилучшего использования материальных и трудо вых ресурсов, ускорения комплексного обслуживания' флота, улучшения технико-эксплуатационных и финансо вых показателей работы морского рыбного порта.
АСУП «Рыбный порт» является сложной системой управления, включающей отдельные подсистемы, т. е. части системы, выделенные по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам управления.
Подсистемы АСУП могут выделяться по следующим признакам:
функциональному (в соответствии с функциями си стемы управления);
организационному (в соответствии с организационноадминистративным делением системы);
по составу элементов системы управления (персонал, информационная база, математическое обеспечение, тех нические средства).
Функциональными подсистемами в АСУП «Рыбный порт» являются технико-экономическое' планирование; техническая подготовка производства; управление основ ным производством; управление финансовой деятельно стью, нормативное хозяйство и др.
Подсистемами, выделенными по организационному признаку, могут быть грузовой район, портофлот, электрорадионавигационная камера и другие подразделения порта. Наиболее распространенным при проектировании
АСУП является деление системы |
по функциональному |
признаку. Информационная база |
АСУ — это совокуп |
ность данных, документооборота и методов организации информации, ее хранения и контроля, обеспечивающая взаимоувязанное решение всего комплекса задач. По назначению в процессе управления информация подраз деляется на нормативно-справочную, плановую, отчет ную, промежуточную и выходную; по стабильности — на условнопостоянную и переменную. Математическое обеспечение представляет собой комплекс математиче ских и логических методов, алгоритмов и программ ма шинной обработки информации, который используется при решении задач, и разрабатывается с учетом специ фики применяемой электронно-вычислительной техники.
282
Для создания единства математического обеспечения в рыбной промышленности налажен обмен программами и трансляторами алгоритмических языков между орга низациями, участвующими в проектировании системы. Разработано более 20 стандартных программ обработки экономической информации.
Технические средства АСУ состоят из электронных и других вычислительных машин, устройств ввода и выво да информации, устройств регистрации и подготовки дан ных, средств связи, копирования и размножения. Техни ческое единство АСУ рыбной промышленности обеспечи вается тем, что отрасль оснащена ЭВМ типа «Минск-32» и все вычислительные центры комплектуются преимуще ственно однотипным оборудованием. Задачи, решаемые в АСУ, можно классифицировать следующим образом:
по функциям управления (задачи планирования, ре гулирования, учета, контроля и анализа);
по периодичности (регулярные, нерегулярные, разо вые) ;
по методу решения (оптимизационные и учетно-рас четные). К оптимизационным задачам относятся задачи, решение которых осуществляется путем выбора из мно гих вариантов оптимального: распределение трудовых и материальных ресурсов, капитальных вложений, состав ление графиков движения флота, определение очередно сти обработки судов в порту и др. В учетно-расчетных задачах решение получается однозначно, исключая вы бор, например, учет производственных и финансовых по казателей, использования трудовых ресурсов, расчет нормативов.
Следовательно, разработка АСУ «Рыбный порт» включает большой объем комплексных исследований по экономико-эксплуатационным и техническим вопросам.
Создание АСУП состоит из следующих стадий: предпроектной, включающей обследование предприятия и раз работку технического задания на создание АСУП; раз работки технического проекта; разработки рабочего про екта; внедрения. В настоящее время разрабатывается АСУП Калининградского морского рыбного порта
(КМРП). На предпроектной стадии |
была обследована |
||
и проанализирована |
структура управления |
КМРП, а |
|
также выявлены формализованные |
задачи, |
решаемые |
|
аппаратом управления |
всех уровней. |
Это позволило со |
283
ставить полное представление о производственной дея тельности порта и режима его работы, структуре пред приятия и составе работающих, состоянии механизации и автоматизации управления, нормативном хозяйстве, о составе и характере применяемого оборудования,пер спективах развития, о действующих ограничениях в ра боте порта, а также получить данные об особенностях производственных и информационных взаимосвязей как подразделений порта, так и порта в целом.
Обследованием было выявлено 120 формализованных задач, решаемых в аппарате управления и цехах порта. Из них отобрано для автоматизации 102 задачи по сле дующим подсистемам: управление основным производст вом 39, управление финансовой деятельностью 8, плани рование, учет и анализ труда и заработной платы 3, бух галтерский учет 22, технико-экономическое планирова ние 13, материально-техническое снабжение 3, планиро вание, учет и анализ кадров 5, техническая подготовка производства 4, управление вспомогательным производ ством 5. Для определения очередности внедрения прове дена экспертная оценка важности каждой задачи с точ ки зрения ожидаемой от ее автоматизации эффективно сти, обеспеченности исходной информацией и норматив ной базой.
На первом этапе (1972—1975 гг.) создания АСУП «КМРП» предполагается автоматизировать основные процессы формирования массивов переменной и условно постоянной информации и расчеты по задачам следую щих подсистем: управление основным производством; управление финансовой деятельностью; планирование, учет и анализ труда и заработной платы. Будут созданы основы интегрированной системы обработки данных (ИСОД), позволяющей обеспечить достоверность и свое временность информации о производственно-хозяйствен ной деятельности порта. Второй этап (после 1975 г.) представляет собой дальнейшее развитие системы: за вершение создания ИСОД и автоматизированное реше ние оптимизационных задач планирования и управ ления. Внедрение АСУП «Рыбный порт» даст возмож ность изменить порядок и повысить качество решения производственных задач, связанных с комплексным об служиванием судов в порту, резко сократить стояночное время дорогостоящего флота рыбной промышленности.
284
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакаев В. Г. Эксплуатация морского флота. М., «Транспорт», 1965.
327 с. |
Технологическое проектирование |
морских |
портов. М., |
Брюм А. И. |
|||
«Транспорт», 1971. 327 с. |
|
в морских |
|
Ветренко Л. |
Д. Основы технологии перегрузки грузов |
||
портах. М., «Транспорт», 1961, 401 с. |
нормирование труда |
||
Ветренко Л. |
Д., Ковалев Я. Д. Техническое |
||
в морских портах. М., «Транспорт», 1971. 239 с. |
|
Гордин М. Л. Пути совершенствования организации обработки судов в рыбных портах. Обзорная информация ПНИИТЭИ рыбного хозяйства, 1971, серия 7, вып. 3. 38 с.
Горюнов Б. Ф., Шихиев Ф. М. Морские порты и портовые соору жения. М., «Транспорт», 1970. 447 с.
Гуревич Г. Е., Немчиков В. И. Организация и планирование работы морского транспорта. М., «Транспорт», 1972. 352 с.
Ирхин А. П., Шустрое Д. Н. Планирование работы флота и портов. iM., «Транспорт», 1968. 371 с.
Котов М. Ф. Планирование, организация и технология портовых перегрузочных работ. М., «Транспорт», 1970. 311 с.
Крутых А. Т. Внедрение оптимального режима обработки транс портных судов в морских портах. Экспресс-информация ЦНИИТЭИ рыбного хозяйства, 1972, серия 7, вып. 8, с. 1—19.
Лазарев Н. Ф. Эксплуатационные расчеты при организации грузо вых работ в морских портах. М., «Транспорт», 1971. 238 с.
Методика определения экономической эффективности обработки су дов скоростным методом в портах ММФ. Л., СоюзморНИИ-
проект, 1970. .13 с.
Методические указания по составлению техпромфинплана морского рыбного порта. Л., Гипрорыбфлот, 1971. 130 с.
Методические указания по анализу производственно-хозяйственной деятельности морских рыбных портов. Рига, ЦПКТБ, 1972. 130 с.
Организация работы флота и портов. Под ред. А. П. Ирхина. М., «Транспорт», 1966. 527 с. Авт.: А. П. Ирхин, А. М. Казанцев, В. И. Савин, А. Е. Суколенов, Н. И. Шарапов, Д. Н. Шустров.
Правила оказания услуг морскими рыбными портами. Л., Гипрорыб флот, 1970. 154 с.
Савин В. И. Математические методы оптимального планирования работы флота и портов. М., «Транспорт», 1969. 167 с.
Сборник руководящих материалов по рыбному хозяйству. Т. 1, Ч. 2-я, Л.., «Транспорт», 1970. 374 с.
Свидерский П. А. Устройство и эксплуатация рыбопромысловых пор тов и баз. М., Пищепромиздат, 1955, 371 с.
Сиротский В. Ф. Эксплуатация портов. М., «Транспорт», 1967. 239 с. Татаренко Н. С. Повышение экономической эффективности перегру
зочного процесса в портах. М., «Транспорт», 1968. 215 с. Устройство и оборудование морских портов. М., «Транспорт»; 1969.
385 с. Авт.: Ф. М. Шихиев, Н. И. Ерофеев, Р. И. Гинсбург, Г. Ю. Цейтлин.
285
Сообщение даты прихода б порт, подача карго-плана
Подготобна к обработке
. Обработка информации,
\полученной от судна
I Определение количества
| порт альных кранов
Получение реквизит ов
IРазработ ка комплексного Iтехнологического плана
обработки судна
Определение номера лри-
чала |
Выгрузки |
Переход |
Мартоб |
судна с |
|
!промьт |
та к при |
|
чалу |
ПодготоВка оборудования и приспособлений
Подготовка ВнутрипортоВых транспортных средств'
Подготовка автотранс порта
Заявка на железноео -
ротные Вагоны
ПодготоВка складской площади
Орзормление |
выгрузка-погрузка и Всестороннее обслуживание |
судна |
Наименование бтдела, службыр |
|
прихода |
|
|
|
|
|
|
|
должностного лица, отвечаю |
|
|
Выгрузка и зачист ка |
\Погрузка |
|
щего за выполнение рабать/ ' |
|
|
Щ |
||
|
|
'трюма№1 |
Код (номер) |
|
|
|
|
|
Срок Выполнения |
Погрузка |
события |
( дат а, час) |
|
||
|
|
|
)трюма№2 |
|
|
Расстановка
бригад портоВых f ПС
рабочих
Оформление Дрохождедокументов шйёШГ прихода
ПодготоВка судовых гру-£2ПК
[зовых 'бВ
[устройств \к работе
РасстаноВка перегрузоч ных механизмов
Рис,- 57. Сетевой график
бункеровка судна Водой |
f u n |
Догрузка
‘трюма
№3
Погрузкапродуктов( ПНБ
{промысловогоисуда-\Р7 Вогоснабжения Чч«
{догрузка трюмаN 4
Оформление акт а,___
учета стояночногорСТС
ВременинаВыгрузку'30
мазутом
\Погрузка___
трюма№5^36
I
и топливом(цНБ I
I j
,
->
топливом
обработки ТР «Прибой» в рыбном порту.
|
Оформление отхода и грузовых документов |
|||
|
|
Уточнение |
|
|
|
|
заявки на прохож |
||
|
|
дение каналом |
||
Оформление / т с г \ |
\ |
f КАП' |
||
{грузовыхдо- |
|
|
||
кументоВ |
|
|
|
|
|
Дрохождение |
|
|
|
|
портнадзора |
|
|
|
|.Заявка на |
/КАП |
|
Сообщение о |
|
|
канал |
|
|
готовности к |
|
|
|
Выходу 8море |
|
Оформление___ _ |
|
|||
|
|
|||
актаучетабПТС |
|
|
||
стояночногд1,1 |
|
|
||
|
Времена |
|
|
|
КМ -капитан |
|
ЩУ-железнодорожный участок |
||
ОГ. |
-оперативная группа |
|
ЗНЭ-замсстителъ начальника грузо |
|
|
по планированию |
|
вогорайона поэксплуатации |
|
ГД |
-главный диспетчер |
|
ЗНМ-заместитель начальника грузо |
|
ТСГ -транспартно-склад |
вогорайону по механизации |
|||
|
окая |
группа |
|
ДИВдиспетчер,нефтебазы |
НО |
-начальник службы |
|
СТО-старший стивидор |
|
20К -второйпомощниккапитана SC -заведующий складом |
||||
ДП |
-диспетчер порта |
|
С-стивидор |