Файл: Психологическая картина проявления возрастного кризиса в период зрелости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(институт)

Дошкольная педагогика, прикладная психология

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Возрастная психология»
Тема: «Психологическая картина проявления возрастного кризиса в период зрелости»


Студент

Екатерина Александровна Свердлова







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-1902д













Преподаватель

Голубева Ирина Владимировна







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2022

КУРСОВАЯ РАБОТЫ

по дисциплине: Возрастная психология

Тема: «Психологическая картина проявления возрастного кризиса в период зрелости»

Выполнила:

Студентка 3-го курса

Группы ПСХбвд-1902д

Свердлова Екатерина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..………..4

Глава 1. Теоретические основы периода зрелости..………………………..5

    1. Понятие и суть зрелости………………………………….…5

    2. Этапы периода зрелости………………………………….…8

    3. Особенности кризисов и способы их преодоления………11

Глава 2. Практически-экспериментальная работа по выявлению


наличия кризиса в период зрелости………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………...19

Список литературы ……………………………………………………….....20

Введение

В наше время можно сделать вывод, что большинство исследований ведущими зарубежными и отечественными исследователями было посвящено периодам девства и отрочества, когда более поздним периодам уделялось меньше внимания. В своей исследовательской работе я хочу рассмотреть период зрелости (ранее «взрослости»). Есть разные мнения по границам этого периода, например, знаменитый немецкий психолог Э.Х. Эриксон считал, что период зрелости длится от 25 до 60 лет, а это 40 лет – огромный промежуток. В это время происходят очень интересные и волнующие события и не менее интересные кризисы и трудности. Для меня более поздние периоды являются очень интересным материалом для исследования, ведь это чаще всего мы сами и наши близкие. При выборе темы мне пришла интересная мысль: «С психологической точки зрения я и мои родители находимся в одном периоде, тогда почему мы такие разные?». В свей курсовой работе я решила исследовать разницу между ранней и поздней взрослостью.

Объект – Период зрелости

Предмет –Возрастной кризис в период зрелости

Цель – выявить различия протекания кризисов в ранней и поздней зрелости

Задачи работы:

  1. Провести анализ теоретических основ периода зрелости.

  2. Произвести анализ теоретических основ проявления кризиса в период зрелости.

  3. Выявить отличия кризисов в разных периодах с помощью исследования.

Гипотеза исследования: Кризисы поздней зрелости проявляются более явно, чем кризисы ранней зрелости

Глава 1. Теоретические основы периода зрелости.

    1. Понятие и суть зрелости

В общем смысле под взрослостью понимается период построения семьи и период, в котором основной вид деятельности- труд. Взрослость – период трудовой деятельности и построения семьи. Можно выделить несколько новообразований этого периода:

  • Проектирование стратегии жизни

  • феномен «акме» (высшая точка достижения успехов, развития и активности личности);

  • статус родителя;

  • переход на новый интеллектуальный уровень;

  • поиск смысла жизни.


В таблице ниже я приведу некоторые мнения известных психологов на тему зрелости.

Таблица 1. Мнения исследователей

Исследователь

Мнение

Шарлотта Бюлер

По мнению немецкого психолога, зрелость – это период расцвета и наиболее активной жизни. Специалист утверждает, что старение начинается в 50 лет, происходит постепенное угасание активности, а жизнь больше окрашивается серыми или мрачными оттенками. Шарлотта Бюлер связывает зрелость с наличием душевного кризиса и пассивности.

Роджер Гаулд, Дэниэл Дж. Левинсон, Джордж Вэйлант





У теории периодизации этих американских психологов много поклонников, так как она более оптимистичная. Исследователи утверждают, что наиболее гармоничное самоощущение как раз происходит в зрелости. Человек ощущает душевное равновесие. По поводу кризиса в период зрелости они говорят, что он часто наступает в 40-42 лет, так как в это время человек склонен заниматься анализом своей жизни. Как раз результатом этого анализа является обретение равновесия и удовлетворения.

Владимир Моргун





Активные исследования периода зрелости начались лишь в последние десятилетия, а до это этого времени отечественная психология мало уделяла ему внимания В. Ф. Моргун. Считается одним из наиболее популярных специалистов, который занимался изучением этого периода.

Исследователь называет период от 30 до 40 лет расцветом работоспособности и максимальной отдачи. По его мнению, в это время человек часто обретает жизненный опыт, занимается построением семьи и задумывается о том, что он оставит людям после себя. Моргун утверждает, что кризис начинается после 55 лет, вед ь в этот период человек чаще переживает пессимистические настроения.

Эрик Эриксон

Периодизация немецкого психолога Э. Эриксона считается наиболее признанной в мировой психологии. Он выделяет очень долгий период, а именно от 25 до 65 лет. По мнению исследователя человек больше стремится к продуктивности и творчеству. Эриксон утверждает, что одна из главных нужд зрелого человека — это быть нужным и именно поэтому существует зависимость старшего поколения от младшего.

Для наглядности мы можем рассмотреть классификацию возрастных границ.


Таблица 2. Классификация возрастных границ.

Автор

Возрастные границы

Ранняя зрелость

(лет)

Поздняя зрелость

(лет)

Д.Биррен

17-25

50-75

Д.Бромлей

21-25

40-55

В.В.Бунак

25-35(муж)

20-30 (жен)

После 35

После 30

Ш.Бюлер

25-45

45-65

В.В.Гинзбург

24-40

45-50

Ж.Годфруа

20-40

40-60

Д.Векслер

20-35

46-53

Ю.Н.Карандашев

20-28

36-44

Г.Крайг

20-40

От 60 и далее

Д. С. Левинсон

17-45

От 60 и далее

Можно увидеть, что границы у разных исследователей отличаются. Но главный вывод, который мы можем сделать, это то, что все психологи отмечают неоднородность периода.

Мне ближе всего теория Эриксона, поэтому далее я буду использовать его периодизацию для раскрытия темы.

    1. Этапы периода зрелости

Зрелость можно разделить на несколько этапов. В целом, они схожи между собой и поэтому часто рассматриваются в одном контексте. Три кризисных этапа взрослости:

  1. Кризис 30 лет – ранняя взрослость

  2. Кризис 40 лет – средняя взрослость

  3. Кризис 50 лет – поздняя взрослость

Первые 2 кризиса – это в первую очередь поиск смысла жизни, рефлексия на тему прожитых дней и корректировка дальнейших жизненных планов. Здесь часто приходит осознание утекающей молодости, сомнения на тему правильности предыдущего опыта и верности направления в жизни.


Про период поздней взрослости имеется мало данных, как теоретических, так и практических. Это связано с тем, что поздний период изучен меньше, чем остальные, ведь в этот период человек уже сформирован как личность и здесь речь ведется уже не об обучении, а перевоспитании и самовоспитании. Если говорить другими словами, то в этот период уже мало что влияет на становление и развитие личности.

Ранняя взрослость.

Ранней взрослостью можно назвать период с 30 - 40 лет. Этот этап характеризуется завершением обучения и переход во взрослую жизнь. Личность переходит к практическому применению накопленных знаний, навыков и умений. Есть несколько особенностей этого периода:

  • стабилизация личности (во всех планах - психологическом, финансовом, моральном т. д.);

  • Расстановка приоритетов, осмысление своих интересов, познание себя;

  • Сепарация от родителей;

  • Проявление активности ради нацеленных планов и будущей жизни.

Благополучное разрешение кризиса в этом периоде в большинстве своем зависит от правильности выбранной профессии. В обратном случае человек может оказаться напуганным и растерянным. Высока вероятность материальной зависимости, что подразумевает и моральную зависимость. Человек в таком случае смотри на жизнь пессимистично и относится к себе негативно.

Средняя взрослость, или зрелость

Ранней взрослостью можно назвать период с 40 - 50 лет. Этот этап характеризуется пиком профессиональной деятельности и личностной самореализации, развития, по-другому феномен «акме». В сравнении с периодом ранней взрослости можно увидеть, что здесь личностные особенности уже устаканились и до конца жизненного пути в большинстве своем остаются без значительных изменений.

Особенности средней зрелости:

  • Рефлексия прожитых дней (цели на будущее угасают, человек отдает больше значения настоящему и прошлому)

  • Обретение нового смысла прожитых дней, человек анализирует планы юности и молодости с достигнутым результатом.

  • осознание угасания собственных возможностей (времени и здоровья в том числе);

  • иногда уменьшение уровня стремлений (не всегда).

Степень, глубина и выраженности кризиса в данном случае зависит от «ожидания-реальность», то есть от того, насколько соответствует реальная жизнь с ее образом у личности. Соответственно, чем сильнее несоответствие и фрустрация на фоне не свершённых ожиданий, тем сильнее кризис.