Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины экономический анализ специальность 080101. 65 Экономическая теория.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (РПУД) ДИСЦИПЛИНЫ

Характеристика традиционных способов факторного анализа.

Понятие и экономическая сущность резервов в экономическом анализе. Принципы классификации и организации поиска резервов.

Виды информации, используемой в экономическом анализе.

Требования, предъявляемые к информационному обеспечению анализа. Проверка достоверности информации.

Организация аналитической работы на предприятии.

Тема 1. Научные основы экономического анализа

План:

1.1. Понятие экономического анализа, его предмет, объекты и субъекты.

1.2. Содержание, задачи и принципы экономического анализа.

1.3. Классификация видов экономического анализа.

1.4. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками.

1.1. Понятие экономического анализа, его предмет, объекты и субъекты

1.2. Содержание, задачи и принципы экономического анализа

1.3. Классификация видов экономического анализа

1.4. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками

Тема 2. Метод и методика экономического анализа

План:

2.1 Содержание метода экономического анализа, его характерные особенности.

2.2. Классификация показателей, используемых в экономическом анализе.

2.3. Классификация факторов в экономическом анализе.

2.1. Содержание метода экономического анализа, его характерные особенности

2.2. Классификация показателей, используемых в экономическом анализе

2.3. Классификация факторов в экономическом анализе

Тема 3. Методические приемы экономического анализа

План:

3.1. Общая характеристика методических приемов экономического анализа.

3.2. Виды зависимостей результативных и факторных показателей.

3.3. Характеристика традиционных способов факторного анализа.

3.1. Общая характеристика методических приемов экономического анализа

3.2. Виды зависимостей результативных и факторных показателей

3.3. Характеристика традиционных способов факторного анализа

Способ балансовой увязки

Способ цепных подстановок

Способ абсолютных разниц

Способ относительных разниц

Индексный метод

Способ процентных чисел

Способ долевого участия

Тема 4. Классификация и принципы поиска резервов в экономическом анализе

План:

4.1. Понятие и экономическая сущность резервов.

4.2. Принципы классификации резервов.

4.1. Понятие и экономическая сущность резервов

4.2. Принципы классификации резервов

Тема 5. Информационное обеспечение экономического анализа

План:

5.1. Виды информации, используемой в анализе.

5.2. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению анализа.

5.3. Организация аналитической работы на предприятии.

5.1. Виды информации, используемой в анализе

5.2. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению анализа

5.3. Организация аналитической работы на предприятии

Какова организация аналитической работы на предприятии?

МОДУЛЬ 1. Теория экономического анализа и диагностики хозяйственной деятельности



Дополнительная литература

  1. Абрютина М.С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебное пособие, М. : Дело и Сервис , 2010 - 464c.

  2. Анущенкова К.А. Финансово-экономический анализ: учебно-практ. пособие /К.А. Анущенкова, В.Ю. Анущенкова, М.: Дашков и К' , 2008 - 404с.

  3. Басовский Л.Е. Экономический анализ (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учеб. пособие для вузов /Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский, М. : ИНФРА-М , 2010 - 222c.

  4. Гальчина О.Н. Теория экономического анализа: учеб. пособие для вузов /О.Н. Гальчина, Т.А. Пожидаева, М. : Дашков и К' , 2010 - 240c.

  5. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов /Л.Т. Гиляровская, Д.В. Лысенко, Д.А. Ендовицкий, М.: Проспект, 2011. - 360с.

  6. Зенкина И.В. Теория экономического анализа: Учебное пособие. Дашков и К, 2009. – 208с.

  7. Каурова О.В. Финансово-экономический анализ предприятия туристской индустрии: Учебное пособие для вузов /О. В. Каурова, А. Н. Малолетко, Е. Н. Подсевалова. Москва : КноРус , 2012. - 215 с.

  8. Климова Н.В. Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры) : учеб. пособие для вузов, М. : Вузовский учебник , 2008 - 287с.

  9. Клишевич Н.Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ: учебное пособие, М. : КноРус , 2009 - 304c.

  10. Ковалев В.В. Анализ баланса, или как понимать баланс : учеб.-практич. пособие для вузов /В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев, М.: Проспект, 2009 - 448c.

  11. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник /О. И. Аверина, В. В. Давыдова, Н. И. Лушенкова и др. Москва: КноРус , 2012. - 428 с.

  12. Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник /под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. Санкт-Петербург : Питер , 2010. - 569 с.

  13. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов /А.И. Алексеева и др., М. : КноРус , 2011 - 712с.

  14. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов /под ред. М.А. Вахрушиной, М.: Вузовский учебник , 2009 - 463c.

  15. Маркин Ю.П. Экономический анализ: Учебник. - Омега-Л, 2011. – 450с.

  16. Мельник М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие /М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова, М.: Форум , 2008 - 192с.

  17. Потапова Н.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие /Н. С. Потапова; Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре технического университета, 2009. - 146 с.

  18. Радченко Ю.В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. Ростов-на-Дону : Феникс , 2008. - 219 с.

  19. Романова Л.Е. Экономический анализ: Учебное пособие /Л.Е. Романова, Л. В. Давыдова, Г. В. Коршунова. Санкт-Петербург : Питер , 2011. - 331 с.

  20. Румянцева Е.Е. Экономический анализ: Учебник для вузов, М.: Изд-во Российской академии государственной службы , 2010 - 224c.

  21. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов, М. : ИНФРА-М , 2009. - 408с.

  22. Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятия сферы услуг): Учебное пособие /Г. И. Хотинская, Т. В. Харитонова; Москва: Дело и Сервис , 2012. - 240 с.

  23. Черненко А.Ф. Учет и анализ для бакалавров менеджмента: Учебное пособие для вузов /А. Ф. Черненко, Н. Ю. Черненко, А. В. Башарина. Ростов-на-Дону: Феникс , 2012. - 474 с.

  24. Чуев И.Н. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник для вузов, М. : Дашков и К' , 2010 - 384c.

  25. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник для вузов /Н.В. Войтоловский, А. П. Калинина, В. П. Курносова и др. Москва : Юрайт, 2011. - 507 с.



Интернет-ресурсы:

  1. Савин К.Н., Нижегородов Е.В. Экономические процессы в мировом хозяйстве: введение в экономический анализ: учебное пособие / К.Н. Савин, Е.В. Нижегородов. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2011. - 300 с. http://window.edu.ru/resource/532/76532

  2. Савин К.Н., Нижегородов Е.В. Экономика: введение в экономический анализ: учебное пособие / К.Н. Савин, Е.В. Нижегородов. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2011. - 216 с. http://window.edu.ru/resource/531/76531

  3. Герасимов Б.И. , Коновалова Т.М., Нижегородов Е.В. Микроэкономика: введение в экономический анализ: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010. - 80 с. http://window.edu.ru/resource/078/73078



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)
Школа экономики и менеджмента


ГЛОССАРИЙ

по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

специальность 080101.65 «Экономическая теория»

Владивосток

2012
Анализ безубыточности – анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения величин выпуска, прибыли и затрат, позволяющий определить уровни доходов и затрат при различных уровнях деловой активности.

Анализ ликвидности предприятия – анализ возможности для предприятия покрыть все его финансовые обязательства.

Анализ структуры активов – анализ величины, структуры и соотношения фиксированных и оборотных активов предприятия и динамики их элементов. Он, в частности показывает: какова величина текущих и постоянных активов и как изменяется их соотношение; какие статьи растут опережающими темпами и как это сказывается на структуре баланса; какая доля активов заморожена на тот или иной срок в запасах и дебиторской задолженности.

Анализ структуры пассивов – анализ соотношения собственных и заемных средств предприятия, а также составляющих их статей. Определение динамики изменения статей пассивов за определенный период времени.

Анализ финансовой устойчивости
– анализ состояния счетов предприятия на предмет его платежеспособности. Анализ устойчивости предприятия производится на основе построения баланса неплатежеспособности, который включает в себя показатели, характеризующие общую величину неплатежей, причины неплатежей и источники средств, ослабляющих финансовую напряженность.

Ассортимент выпускаемой продукции – это состав, соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли, группе товаров с учетом их сортности.

Ассортиментная политика – формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика обычно преследует долгосрочные цели, например, компания может сохранять свое присутствие на рынке, не приносящее прибыли в настоящий момент, ради будущих успехов.

Балансовая стоимость – балансовая стоимость элемента активов равная его первоначальной стоимости, за вычетом накопленной амортизации.

Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции финансовой отчетности с предыдущих периодом для выявление направлений и закономерностей изменений.

Валовая прибыль – величина валовой прибыли определяется как разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью реализованной продукции.

Вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Диагностическое обследование предприятия – обследование финансово-хозяйственной деятельности, проводимое с целью выявления проблем предприятия и определения перспектив его развития.

Дифференциал финансового рычага – разность между рентабельностью активов (отношение прибыли до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль, к сумме активов) и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам.

Запас финансовой прочности – отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах.


Коэффициент абсолютной ликвидности – отношение наиболее ликвидных активов компании (денежные средства и ликвидные ценные бумаги) к текущим обязательствам. Показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное значение этого коэффициента находится в пределах 0,2 – 0,5.

Коэффициент автономии – одна из важнейших характеристика устойчивости финансового состояния предприятия, характеризующая степень его финансовой независимости. Определяется как отношение собственных средств к общей сумме активов.

Коэффициент быстрой ликвидности – отношение наиболее ликвидных активов компании (денежные средства и ликвидные ценные бумаги) и дебиторской задолженности к текущим обязательствам. Этот коэффициент отражает платежные возможности предприятия для своевременного и быстрого погашения дебиторской задолженности. Нижнее нормальное значение коэффициента равно единице.

Коэффициент критической ликвидности – см. Коэффициент быстрой ликвидности.

Коэффициент маневренности собственных средств – отношение собственных оборотных средств компании к общей величине собственных средств.

Коэффициент оборачиваемости текущих пассивов – отношение выручки от реализации продукции, работ или услуг к средней за период величине текущих пассивов предприятия.

Коэффициент общей ликвидности – рассчитывается как отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. С его помощью количественно определяется способность предприятия оплатить в срок краткосрочные обязательства, используя имеющиеся в наличии текущие активы. Нормальным считается значение от 1,5 до 2,5, в зависимости от отрасли.

Коэффициент покрытия – см. Коэффициент общей ликвидности.


Коэффициент реинвестирования – коэффициент, который показывает, какая часть чистой прибыли была вложена в предприятие после выплаты дивидендов. Вычисляется как частное от деления величины реинвестированной прибыли на величину чистой прибыли.

Коэффициент текущей ликвидности – см. Коэффициент общей ликвидности.

Коэффициент финансовой устойчивости – для чистых активов в совокупных активах компании. Показывает, какая доля активов компании финансируется за счет собственного капитала.

Коэффициентный финансовый анализ – анализ и интерпретация финансовой отчетности компании при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов).

Ликвидность – легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.

Ликвидность баланса предприятия – определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Маркетинговая стратегия – один из элементов стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Принципиально различаются стратегия «привлечения» покупателя и стратегия «продвижения» продукта. В первом случае создается покупательский спрос на определенный продукт или определенную марку (в первую очередь с помощью рекламы), во втором – стимулируется стремление розничных продавцов активно продавать определенный продукт или определенную марку (в основном с помощью специальных предложений для розничного продавца).

Норма прибыли – величина прибыли (в процентах), которую модно получить от реализации инвестиционного проекта или других активов, приносящих доход.

Оборачиваемость – показатель, характеризующий скорость оборота средств или обязательств. Оборачиваемость для данного вида средств или обязательств может рассчитываться как частное от деления 365 дней на их период оборота.

Оборачиваемость дебиторской задолженности – отношение выручки от реализации продукции (работ, услуг) к средней за период величине дебиторской задолженности. Показывает вынужденное или добровольное расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого компанией.