Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
—обеспечивать стабильность твердого раствора при длительной службе;
—предотвращать и затормаживать дифференциальные процессы;
—не вызывать структурных превращений, ведущих к ослабле нню границ зерен.
Удовлетворить все перечисленные требования одновременно очень трудно.
Рассмотрим, какое влияние оказывает многокомпонентное леги рование на жаропрочные свойства сплава на никелевой основе. Присадка к никелю 20% хрома слабо сказывается на жаропрочности сплава, хотя и сопровождается некоторым его упрочнением, свиде тельствующим об усилении энергии связи в кристаллической ре шетке. Дальнейшее усложнение состава присадками титана и алюми ния в общем количестве 2,5—3% вызывает резкое повышение жаро прочности сплава. Присадки молибдена и вольфрама способствуют дальнейшему увеличению длительной прочности. Дополнительным средством повышения жаропрочности таких сложнолегированных сплавов является присадка к ним небольших количеств бора, упроч няющего границы зерен. Такое комплексное легирование дает воз можность повысить в несколько раз жаропрочность основного ме талла.
Достижения |
в создании жаропрочных |
материалов |
применяют и |
||||
к низколегированным сталям перлитного |
класса. Некоторые из них |
||||||
(например, хромомолибденовольфрамованадиевая |
сталь |
ЭИ415) при |
|||||
рациональном подборе |
состава и |
структуры |
обладают |
длитель |
|||
ной прочностью |
более |
100 Мн/лг |
при |
873 К- Большие |
успехи |
наблюдаются в получении высокохромистых нержавеющих сталей. Жаропрочные модификации 12°о-ной хромистой стали (реке 448)
ввиду |
химической стойкости и |
механической |
прочности |
исполь |
зуют |
при температуре до 873 К- |
Лучшие из |
современных |
сортов |
сложнолегированной стали аустеннтного класса при температуре 1073 К имеют предел длительной прочности более 100 Мнім2 (рис. 12). Современные дисперсионно-твердеющие сплавы на никелевой основе в зависимости от напряжения можно применять при температуре 1073—1123 К (см. рис. 12). Наиболее жаропрочными из специальных сплавов, по крайней мере применительно к небольшому ресурсу, является группа кобальтовых сплавов. Они уступают никелевым сплавам в интервале температур 700—800 К, но зато сохраняют сравнительно высокие значения длительной прочности при темпера турах 1173—1223 К (см. рис. 12).
Дальнейшее повышение рабочих температур металлических спла вов потребует, по-видимому, создания сплавов на базе других, более тугоплавких элементов, чем применяемые в настоящее время железо, никель, кобальт с их относительно низкими температурами плавле ния (1808, 128 и 1763 К соответственно).
Имеется много металлов с высокими температурами плавления (титан, ванадий, хром, цирконий, ниобий, молибден, вольфрам). Наиболее перспективными металлами для газотурбостроения яв ляются молибден (7 П Л = 2898 К) и хром ( Г п Л = 2233 К).
Создание высокотемпературных сплавов на базе тугоплавких металлов является одним из возможных направлений в развитии будущих жаропрочных материалов. Однако для этого необходимы значительное время и средства. Заранее предрешить успешное реше ние этого вопроса нельзя.
По мнению иностранных специалистов, основными материалами для высоконагруженных деталей газотурбинных двигателей яв
ляются |
сплавы |
на |
основе |
никеля и кобальта. Эти сплавы спо |
|||||
собны |
обеспечить |
повышение |
, г |
||||||
начальной |
температуры газа до |
>cnHJ__ |
|||||||
1573 |
К- Большое |
внимание |
за |
|
|||||
рубежом |
уделяется |
|
созданию |
|
|||||
новых жаропрочных материалов |
|
||||||||
путем |
дисперсионного |
упрочне |
|
||||||
ния. |
|
Такой |
способ |
сводится |
|
||||
к тому, что мелкие частицы |
|
||||||||
химически |
инертного |
вещества |
|
||||||
(например, |
окиси |
тория), |
об |
|
|||||
ладающего |
высокими |
темпера |
|
||||||
турными свойствами, |
распыля |
|
|||||||
ются |
в металлической |
матрице. |
|
||||||
Это |
позволяет |
увеличить рабо |
|
||||||
чую температуру |
жаропрочного |
|
|||||||
сплава |
на |
никелевой |
основе |
на |
|
||||
220 К- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно данным исследова ний дисперспонпо-упрочненные никелевые сплавы обычно со храняют прочность до темпера тур, составляющих 90% тем пературы плавления, в то время как прочность обычных сплавов сохраняется до температур, со ставляющих 70% температуры плавления. При дисперсион ном упрочнении кобальтовых сплавов частицами окиси тория детали смогут работать крат ковременно при температуре 1573 К.
1173
Рис. 12. Напряжения, вызывающие разру шение материала за 1000 ч работы в за висимости от температуры.
I — жаропрочные |
аустенитные |
3 — |
стали; |
2 — |
||
сплавы |
на |
основе |
никеля; |
кобальтовые |
сплавы.
Использование направленной кристаллизации литых никелевых и кобальтовых сплавов позволяет увеличить их прочностные свой ства. В этих сплавах границы зерен располагаются обычно в направ
лении, |
параллельном оси главных напряжений. Дальнейшим раз |
витием |
направленной кристаллизации является получение деталей |
в виде |
монокристаллов. |
Высокие температурные свойства сплавов на основе никеля и кобальта можно обеспечить подкреплением их тугоплавкими метал лами или керамическими волокнами. В этом случае матрицу
изготовляют из специального сплава, обладающего протпвоокпслптельиой стойкостью, и упрочняют волокнами из более тугоплавкого и высокопрочного материала. В настоящее время разработаны такие композитные материалы на никелевой основе, армированные про волокой из вольфрама. Эти сплавы имеют температуру разрушения при 100 пли 1000-часовой работе выше, чем перспективные никеле вые сплавы, на 40—50 К.
Новые возможности открывает применение методов порошковой металлургии. Не будучи связана с необходимостью расплавления твердых веществ, порошковая металлургия не имеет температурных пределов. Для получения изделий методом порошковой металлургии можно применять не только металлы с различными температурами плавления, но и различные неметаллические и интерметаллические соединения в виде окислов боридов, нитридов, карбидов, силици дов и др.
Применение таких материалов очень важно для газотурбострое ния, так как именно среди этих материалов имеются наиболее огне упорные вещества в виде окислов (АЦ03 ; MgO; BeO, ZnO) тугоплав ких карбидов и нитридов, температуры плавления которых намного превышают 1773 К, а плотность редко выходит за пределы 3—5 про тив 8 и более для существующих жаропрочных сплавов. Однако ши рокому внедрению кермалей и керметов препятствуют основные их недостатки, связанные с повышенной чувствительностью к вибра циям, ударным нагрузкам и местным концентрациям напряжений. Недостатки этих материалов — сложность их механической обра ботки, а также затруднения, возникающие при разработке креплений керамических лопаток к дискам.
Несмотря на это, в некоторых лабораториях проводились иссле дования лопаточного аппарата из керамики. Турбина с лопатками из силлиманита (Al2 03 Si) прошла 38-часовые испытания при тем
пературе |
1213 К п частоте |
вращения 8400 об/мин. |
Разрушение на |
|
ступило |
при повторном испытании при температуре газа |
на входе |
||
в турбину 800 К и частоте |
вращения 8300 об/мин. |
Другая |
турбина |
|
с лопатками из керамики |
С-4811 с высоким содержанием |
бериллия |
проработала до разрушения 50 ч при температуре 1163 К и частоте вращения 14 000 обIмин (окружная скорость ип = 223 м/с). Разру шение лопаток произошло из-за очень резкого теплового удара, вы званного прекращением подачи воздуха. На работающей турбине производилось также испытание лопаток, изготовленных из карби дов титана (80%) и кобальта (20%). Разрушение турбины прои зошло через 12 ч работы при окружной скорости на конце лопатки ип — 215 м/с и при температуре газа на входе в турбину 1473 К-
Проведенные испытания еще раз подтвердили, что если керами ческие и металлокерамические материалы и найдут применение, то только для соплового аппарата, который выдерживает изгибающие усилия от действия газовых сил и незначительные вибрационные нагрузки. По исследованиям фирмы Дженерал Электрик, внедрение порошковой металлургии, направленной кристаллизации и компо зитных материалов возможно к 1990 г. (рис. 13).
Все сказанное дает основание сделать вывод, что существующие материалы в настоящее время позволяют поднять температуру газа перед турбиной до 1223 К при малых ресурсах и до 1073 К — при больших ресурсах. Дальнейшее повышение температуры возможно только за счет интенсивного охлаждения высокотемпературных де талей газовых турбин.
Создание сплавов, способных работать при более высокой тем пературе, не исключает применения систем охлаждения, а будет способствовать еще большему расширению диапазона освоения вы соких температур. Поэтому работы по созданию более жаропрочных
материалов |
так же ценны, как и работы по созданию эффектив |
ных систем |
охлаждения. |
19W " то то " то" то то
т, годы
Рис. 13. Предполагаемый рост рабочих температур для неко торых материалов лопаток турбин.
§ 5, Классификация систем охлаждения
итребования к ним
Всвязи с тем, что современные материалы не
могут обеспечивать резкого увеличения начальной температуры газа для высокотемпературной ГТУ, необходимо разрабатывать и внед рять различные способы охлаждения наиболее напряженных узлов газовой турбины.
Для выбранного материала и заданного ресурса можно опре делить допустимую температуру детали. Превышение действительной температуры над допустимой должно быть снято соответствующим
охлаждением. Количество отведенного при этом тепла |
можно опре |
|||
делить |
по формуле |
|
|
|
|
|
? о х л = J a(Tr~T„)dF, |
(1) |
|
|
|
|
(Л |
|
где |
а — коэффициент теплоотдачи от газа к стенке; |
|
||
|
F — площадь поверхности детали; |
|
||
|
ТГ |
— температура |
газового потока; |
|
|
Г С т |
— допустимая |
температура металла. |
|
Очевидно, чем меньше qoxn, |
тем |
меньше |
энергия, которая от |
|
бирается от газа, п меньше затраты энергии на охлаждение. |
Поэтому |
|||
при создании систем охлаждения естественно |
стремление |
к умень |
||
шению </о х Л . |
|
|
|
|
Приведенная формула для |
qoxJ} |
показывает, что снижения отво |
димого тепла можно достигнуть уменьшением поверхности охлажде ния и увеличением допустимой температуры детали. Следовательно, для высокотемпературных охлаждаемых турбин редкие рабочие ре шетки значительно выгоднее, чем густые. Из формулы также выте кает, что переохлаждение деталей нецелесообразно. Их выгодно охлаждать только до температур, допустимых по условиям длитель ной прочности.
Поскольку системы охлаждения газовых турбин дополнительно усложняют их конструкцию, то при создании надо обращать особое внимание на обеспечение надежности работы газовой турбины. Основ ные требования, предъявляемые к системам охлаждения, сводятся
кследующему:
—экономическая целесообразность применения систем охла ждения, т. е. тот выигрыш, который мы получаем за счет увеличения температуры газа, должен быть больше того проигрыша (всех по терь), который мы имеем за счет охлаждения детален турбины;
— обеспечение надежного п эффективного охлаждения деталей на всех режимах работы ВГТУ, исключение засоления и загрязне ния каналов охлаждения;
— обеспечение равномерного температурного поля в сечении охлаждаемой детали, исключающее местный перегрев;
—простота конструкции и удобство обслуживания;
—возможность контроля работы системы во время эксплуатации. Многочисленные попытки создать максимально эффективную си
стему охлаждения для высокотемпературной газовой турбины вы звали многообразие систем охлаждения, различающихся между со бой конструктивным исполнением, способом подвода охлаждающего агента, родом охлаждающей среды. В настоящее время не существует строгой классификации систем охлаждения, в то время как необхо димость в этом уже назрела.
В основу предлагаемой классификации положены конструктивные особенности систем охлаждения и способы подвода охлаждающего агента. В соответствии с этим все существующие системы охлаждения
можно разделить |
на три основные группы (рис. 14): 1) открытые, |
2) закрытые и 3) |
полузакрытые. |
Открытые системы охлаждения обеспечивают охлаждение нагре тых деталей газовой турбины с последующим смешением охлаждаю щего агента в потоке газа; охлаждающий агент используется одно кратно. Открытые системы охлаждения могут быть внутренние и на ружные. Наружные открытые системы охлаждения характеризуются тем, что охлаждающий агент подается непосредственно снаружи на охлаждаемые детали газовой турбины. Во внутренних открытых системах охлаждения охлаждающий агент охлаждает детали турбин сначала внутри, а затем выбрасывается в проточную часть. К на-