Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

движение смеси по

зазору, появляются дополнительные токи как

в радиальном, так

и в осевом направлениях. При струйном обдуве

диска наблюдается еще более сложное течение, так как с основным потоком взаимодействует несколько потоков (струй), расположен­ ных на различных радиусах. Струя охлаждающего воздуха уда­ ряется в диск и растекается в разных направлениях. Скорости дви­ жения частиц воздуха, направленные к проточной части турбины, складываются со скоростями движения общего потока, а скорости частиц, направленные к осп вращения,— гасятся.

При открытых зазорах (отсутствие перекрышей) у проточной части течение воздуха в зазоре еще более усложняется из-за влияния потока газа на распределение скоростей по зазору. Поэтому опре­ деление гидравлических сопротивлений в зазоре между диском и корпусом в этих случаях является весьма сложной задачей.

Изменение давления по радиусу в зазоре между вращающимся диском и корпусом при радиальном обдуве можно подсчитать по выражению 163]

 

 

х

 

 

 

 

Ар = pCpCoV2

JL

J z\x dx -\- г|д„ф /

 

 

-g-V

(432)

где kVa и k0 — значение

кинематического

фактора

на радиусе

под­

вода охлаждающего воздуха /'„ и текущее значение

кинематического фактора

х =

г/г0;

 

ї|днФ к. п. д.

кольцевого диффузора

с

вращающейся и

неподвижной стенками.

При струйном обдуве заметное повышение давления происходит на радиусе расположения выходных отверстий охлаждающего воз­ духа. По экспериментальным данным, эта зона находится в пределах 10—20 диаметров отверстий. При открытых осевых зазорах давле­

ние между

диском и корпусом

турбины можно считать

близким

к давлению

в проточной части за

сопловым или рабочим

венцом.

В случае установки на диске специального дефлектора гидро­ динамика потока резко меняется. Дефлектор увеличивает закрутку потока, при этом повышается разность давлений воздуха между центральной и периферийной частями зазора. Изменение давления воздуха по радиусу зазора можно определить по уравнению (432), но в этом случае закрутку потока нужно определять с учетом влия­ ния дефлектора [63].

Для приближенной оценки величины закрутки ядра потока в за­

зоре между диском и дефлектором можно использовать

эмпирическое

уравнение [4], полученное при 0 «s; QD

5 и zwr sg;

40,

где 0а = — — величина, обратная относительной радиальной со­ ставляющей скорости потока на данном радиусе;


br =

— радиальная составляющая скорости потоки в за­

зоре.

При приближенных расчетах можно сразу оценить потерю давле­ ния по радиусу в зазоре между диском и вращающимся вместе с ним дефлектором по эмпирическому соотношению [93 J

 

Ар = .р- 2 ' 1 +

1450<7 —7,7-10V4-

1,6-ЮУ

 

где q =

Q

 

 

 

 

— безразмерный коэффициент

расхода;

 

 

G.— количество

воздуха, протекающего

в зазоре;

 

со — угловая скорость

диска.

 

 

Для

определения коэффициента

гидравлического

сопротивления

в зазоре между диском и дефлектором можно использовать выражение,

полученное в работе [63] при Re > 9 - 1

0 1 . в диапазоне значений

закрутки 0 , 5 ^ 2 ^ 0

 

 

 

I ,.

£ = 0,0265Re-°'2 (l

+а2)з/8

 

(l—z)V\

где

 

I

 

 

а « 0 , 2 5

-f--^EE-_J

 

,

'

1

cor 1 — z

'

либо по уравнению, приведенному в работе [63], с достаточной сте­ пенью точности в диапазоне 0,8 5= 2 0 коэффициент гидравличе­ ского сопротивления в зазоре между диском и дефлектором можно представить выражением

£ = 0,0265(1 — 2) Re - 0 ' 2 .

Полный расчет течения воздуха между диском и дефлектором может быть произведен методом последовательных приближений по методике, разработанной в работе [63].

 

§

77.

Гидравлические сопротивления . . .

.

 

 

дефлекторной охлаждаемой ,

, . . і

• .

і

воздухом лопатки

( •• • , . . . . . . • Оценка гидравлических сопротивлений дефлекторных лопаток (см. рис. 3,1) является, одной из главных задач при расчете системы охлаждения газовой турбины, так как необходимый расход врздуха на охлаждение может быть обеспечен в том случае, если гидравлические .сопротивления не превышают располагаемого перепада на охлаждение. Определение..гидравлическихсопротивле­ ний может быть произведено аналитически и экспериментально. Аналитическое решение этой задачи представляет большие трудно­ сти, поэтому чаще всего ее решают с помощью экспериментальных коэффициентов. Сущность этого метода сводится к тому, что сложную систему каналов охлаждения, которую представляет собой дефлек­ тор ная лопатка, расчленяют на ряд элементарных участков, для кото­ рых, известны экспериментальные зависимости гидравлических со-


противлении от безразмерных определяющих критериев. Полное сопротивление вычисляется как сумма гидравлических сопротивле­ ний элементарных участков. Для сопловой лопатки дефлекторного типа такими участками могут быть:

отверстия в дефлекторе, которые могут рассматриваться как короткие отверстия с острыми кромками;

участок входа в зазор охлаждения, который можно рассма­

тривать как криволинейный

участок

с разделением потока;

— участок между дефлектором и

оболочкой

лопатки, который

может рассматриваться как

плавно

изогнутые

щелевые каналы;

—- участок за дефлектором, который представляет собой элемент слияния почти параллельных потоков;

— участок выхода воздуха в проточную часть, который можно рассматривать как решетку из параллельно расположенных конфузорных каналов.

Определив для каждого из участков коэффициенты гидравличе­ ских сопротивлений, нетрудно вычислить общее гидравлическое сопротивление для всей дефлекторной лопатки.

Однако очень часто при тепловых и гидравлических расчетах подобного типа лопаток различают только три основных участка:

входа потока в зазор охлаждения (от внутренней полости дефлектора до начала плавно изогнутого канала);

течения потока в плавно изогнутом канале (от начала плавно изогнутого канала до выходных щелей в кромке лопатки);

выхода потока через решетку в проточную часть.

Полное гидравлическое сопротивление дефлекторной охлаждае­ мой лопатки складывается из гидравлических сопротивлений трех участков

£s = £i ~г £ц + £ш-

Коэффициенты гидравлических потерь каждого из участков опре­ деляются экспериментально. Как показали некоторые эксперименты [12], наибольшее гидравлическое сопротивление характерно для первого участка. Результаты экспериментов по гидравлическим со­ противлениям для участков, сходных по конфигурации с участком входа потока в зазор охлаждения дефлекторной лопатки, позволяют сделать вывод, что при На >• 2 и изотермических режимах течения, когда Ret = (0,015 ч-4,0) • 10Б, и отношении давлений до 3,5 гидрав­ лические сопротивления участка входа не меняются. Поскольку в практике проектирования дефлекторных лопаток На всегда больше двух, то можно считать, что расстояние между выходным дефлекторным отверстием и оболочкой лопатки не влияет на гидравлические сопротивления при изотермическом течении потока.

При нагреве потока, который наблюдается в реальных условиях работы турбины, гидравлические сопротивления растут (рис. 136), что можно объяснить влиянием вязкости газа в застойной вихревой зоне, образующейся у входной кромки [12]. Графическая зависи­ мость получена экспериментально и характеризует интенсивность роста гидравлического сопротивления в зависимости от температуры


потока. На рис. 136 по осп абсцисс отложена относительная темпера­ тура стенки лопатки, по осп ординат — отношение гидравлического сопротивления выхода из дефлектора и поворота потока при подо­ греве воздуха к гидравлическому сопротивлению того же участка при изотермическом течении.

Для второго участка течения воздуха в плавно изогнутом канале гндравли еские сопротивления могут быть определены, как для ще­ левого канала постоянного сечения. Влияние теплообмена на гидра­ влическое сопротивление трения мо­ жет быть установлено из теории теп­ лообмена с использованием безраз­

 

 

 

мерных

критериев [20]:

 

 

 

 

 

 

ср •

г,

/

 

о

ЕРГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fa

 

 

 

 

 

При

наличии

в

плавно

изогну­

 

 

 

тых

каналах

местных

сопротивле­

 

 

 

ний,

что отмечается

в каналах с пе­

 

 

 

ременным

сечением

зазора

охлажде­

 

 

 

ния, могут быть использованы раз­

 

 

 

личные

поправки,

предложенные

 

 

 

в работах

[37,

50],

учитывающие

 

 

 

интенсификацию

теплообмена за счет

 

 

Тст/Г/

местных сопротивлений. Однако вли­

 

 

яние

подогрева

на

гидравлическое

Рис.

136. Зависимость

гидравли­

сопротивление

 

трения

в

плавно

ческих

сопротивлений

от нагрева

 

воздуха.

 

изогнутых

каналах

невелико, и им

можно пренебречь [32 ], особенно при расчетах в первом приближении. Гидравлическое сопротивление

выхода потока через

решетку в проточную часть можно определить

по зависимостям, приведенным в § 76. В работе

[32] гидравличе­

ское сопротивление выхода потока через кромку

при продувках ло­

паток без дефлектора

было получено равным 1,6 с подогревом и без

подогрева воздуха.

 

 

Учитывая, что подогрев воздуха влияет на гидравлическое сопро­ тивление только первого участка, отношение расхода воздуха через лопатку при течении с подогревом к расходу воздуха при изотерми­

ческом

течении может быть представлено выражением

 

т =

 

l + i L f o o . 6 4 _ 0

где i|) =

TJT0.

Помимо температурного фактора, на гидравлическое сопротивле­ ние системы охлаждения дефлекторной лопатки влияет вращение ротора. Однако гидравлические сопротивления у лопаток рассма­ триваемой конструкции не испытывают существенных изменений