Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
движение смеси по |
зазору, появляются дополнительные токи как |
в радиальном, так |
и в осевом направлениях. При струйном обдуве |
диска наблюдается еще более сложное течение, так как с основным потоком взаимодействует несколько потоков (струй), расположен ных на различных радиусах. Струя охлаждающего воздуха уда ряется в диск и растекается в разных направлениях. Скорости дви жения частиц воздуха, направленные к проточной части турбины, складываются со скоростями движения общего потока, а скорости частиц, направленные к осп вращения,— гасятся.
При открытых зазорах (отсутствие перекрышей) у проточной части течение воздуха в зазоре еще более усложняется из-за влияния потока газа на распределение скоростей по зазору. Поэтому опре деление гидравлических сопротивлений в зазоре между диском и корпусом в этих случаях является весьма сложной задачей.
Изменение давления по радиусу в зазоре между вращающимся диском и корпусом при радиальном обдуве можно подсчитать по выражению 163]
|
|
х |
|
|
|
|
Ар = pCpCoV2 |
JL |
J z\x dx -\- г|д„ф / |
|
|
-g-V |
(432) |
где kVa и k0 — значение |
кинематического |
фактора |
на радиусе |
под |
||
вода охлаждающего воздуха /'„ и текущее значение |
||||||
кинематического фактора |
х = |
г/г0; |
|
|||
ї|днФ — к. п. д. |
кольцевого диффузора |
с |
вращающейся и |
неподвижной стенками.
При струйном обдуве заметное повышение давления происходит на радиусе расположения выходных отверстий охлаждающего воз духа. По экспериментальным данным, эта зона находится в пределах 10—20 диаметров отверстий. При открытых осевых зазорах давле
ние между |
диском и корпусом |
турбины можно считать |
близким |
к давлению |
в проточной части за |
сопловым или рабочим |
венцом. |
В случае установки на диске специального дефлектора гидро динамика потока резко меняется. Дефлектор увеличивает закрутку потока, при этом повышается разность давлений воздуха между центральной и периферийной частями зазора. Изменение давления воздуха по радиусу зазора можно определить по уравнению (432), но в этом случае закрутку потока нужно определять с учетом влия ния дефлектора [63].
Для приближенной оценки величины закрутки ядра потока в за
зоре между диском и дефлектором можно использовать |
эмпирическое |
|
уравнение [4], полученное при 0 «s; QD |
5 и zwr sg; |
40, |
где 0а = — — величина, обратная относительной радиальной со ставляющей скорости потока на данном радиусе;
br = |
— радиальная составляющая скорости потоки в за |
зоре.
При приближенных расчетах можно сразу оценить потерю давле ния по радиусу в зазоре между диском и вращающимся вместе с ним дефлектором по эмпирическому соотношению [93 J
|
Ар = .р- 2 ' 1 + |
1450<7 —7,7-10V4- |
1,6-ЮУ |
|
|
где q = |
Q |
|
|
|
|
— безразмерный коэффициент |
расхода; |
|
|||
|
G.— количество |
воздуха, протекающего |
в зазоре; |
||
|
со — угловая скорость |
диска. |
|
|
|
Для |
определения коэффициента |
гидравлического |
сопротивления |
в зазоре между диском и дефлектором можно использовать выражение,
полученное в работе [63] при Re > 9 - 1 |
0 1 . в диапазоне значений |
|||
закрутки 0 , 5 ^ 2 ^ 0 |
|
|
|
I ,. |
£ = 0,0265Re-°'2 (l |
+а2)з/8 |
|
(l—z)V\ |
|
где |
|
I |
|
|
а « 0 , 2 5 |
-f--^EE-_J |
|
, |
|
' |
1 |
cor 1 — z |
' |
либо по уравнению, приведенному в работе [63], с достаточной сте пенью точности в диапазоне 0,8 5= 2 0 коэффициент гидравличе ского сопротивления в зазоре между диском и дефлектором можно представить выражением
£ = 0,0265(1 — 2) Re - 0 ' 2 .
Полный расчет течения воздуха между диском и дефлектором может быть произведен методом последовательных приближений по методике, разработанной в работе [63].
|
§ |
77. |
Гидравлические сопротивления . . . |
. |
|
|
дефлекторной охлаждаемой , |
, . . і |
• . |
і |
воздухом лопатки |
( •• • , . . . . . . • Оценка гидравлических сопротивлений дефлекторных лопаток (см. рис. 3,1) является, одной из главных задач при расчете системы охлаждения газовой турбины, так как необходимый расход врздуха на охлаждение может быть обеспечен в том случае, если гидравлические .сопротивления не превышают располагаемого перепада на охлаждение. Определение..гидравлическихсопротивле ний может быть произведено аналитически и экспериментально. Аналитическое решение этой задачи представляет большие трудно сти, поэтому чаще всего ее решают с помощью экспериментальных коэффициентов. Сущность этого метода сводится к тому, что сложную систему каналов охлаждения, которую представляет собой дефлек тор ная лопатка, расчленяют на ряд элементарных участков, для кото рых, известны экспериментальные зависимости гидравлических со-
противлении от безразмерных определяющих критериев. Полное сопротивление вычисляется как сумма гидравлических сопротивле ний элементарных участков. Для сопловой лопатки дефлекторного типа такими участками могут быть:
—отверстия в дефлекторе, которые могут рассматриваться как короткие отверстия с острыми кромками;
—участок входа в зазор охлаждения, который можно рассма
тривать как криволинейный |
участок |
с разделением потока; |
|
— участок между дефлектором и |
оболочкой |
лопатки, который |
|
может рассматриваться как |
плавно |
изогнутые |
щелевые каналы; |
—- участок за дефлектором, который представляет собой элемент слияния почти параллельных потоков;
— участок выхода воздуха в проточную часть, который можно рассматривать как решетку из параллельно расположенных конфузорных каналов.
Определив для каждого из участков коэффициенты гидравличе ских сопротивлений, нетрудно вычислить общее гидравлическое сопротивление для всей дефлекторной лопатки.
Однако очень часто при тепловых и гидравлических расчетах подобного типа лопаток различают только три основных участка:
—входа потока в зазор охлаждения (от внутренней полости дефлектора до начала плавно изогнутого канала);
—течения потока в плавно изогнутом канале (от начала плавно изогнутого канала до выходных щелей в кромке лопатки);
—выхода потока через решетку в проточную часть.
Полное гидравлическое сопротивление дефлекторной охлаждае мой лопатки складывается из гидравлических сопротивлений трех участков
£s = £i ~г £ц + £ш-
Коэффициенты гидравлических потерь каждого из участков опре деляются экспериментально. Как показали некоторые эксперименты [12], наибольшее гидравлическое сопротивление характерно для первого участка. Результаты экспериментов по гидравлическим со противлениям для участков, сходных по конфигурации с участком входа потока в зазор охлаждения дефлекторной лопатки, позволяют сделать вывод, что при На >• 2 и изотермических режимах течения, когда Ret = (0,015 ч-4,0) • 10Б, и отношении давлений до 3,5 гидрав лические сопротивления участка входа не меняются. Поскольку в практике проектирования дефлекторных лопаток На всегда больше двух, то можно считать, что расстояние между выходным дефлекторным отверстием и оболочкой лопатки не влияет на гидравлические сопротивления при изотермическом течении потока.
При нагреве потока, который наблюдается в реальных условиях работы турбины, гидравлические сопротивления растут (рис. 136), что можно объяснить влиянием вязкости газа в застойной вихревой зоне, образующейся у входной кромки [12]. Графическая зависи мость получена экспериментально и характеризует интенсивность роста гидравлического сопротивления в зависимости от температуры
потока. На рис. 136 по осп абсцисс отложена относительная темпера тура стенки лопатки, по осп ординат — отношение гидравлического сопротивления выхода из дефлектора и поворота потока при подо греве воздуха к гидравлическому сопротивлению того же участка при изотермическом течении.
Для второго участка течения воздуха в плавно изогнутом канале гндравли еские сопротивления могут быть определены, как для ще левого канала постоянного сечения. Влияние теплообмена на гидра влическое сопротивление трения мо жет быть установлено из теории теп лообмена с использованием безраз
|
|
|
мерных |
критериев [20]: |
|
|||||||
|
|
|
|
|
ср • |
г, |
/ |
|
о |
ЕРГ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Fa |
|
|
|
|
|
|
При |
наличии |
в |
плавно |
изогну |
|||||
|
|
|
тых |
каналах |
местных |
сопротивле |
||||||
|
|
|
ний, |
что отмечается |
в каналах с пе |
|||||||
|
|
|
ременным |
сечением |
зазора |
охлажде |
||||||
|
|
|
ния, могут быть использованы раз |
|||||||||
|
|
|
личные |
поправки, |
предложенные |
|||||||
|
|
|
в работах |
[37, |
50], |
учитывающие |
||||||
|
|
|
интенсификацию |
теплообмена за счет |
||||||||
|
|
Тст/Г/ |
местных сопротивлений. Однако вли |
|||||||||
|
|
яние |
подогрева |
на |
гидравлическое |
|||||||
Рис. |
136. Зависимость |
гидравли |
||||||||||
сопротивление |
|
трения |
в |
плавно |
||||||||
ческих |
сопротивлений |
от нагрева |
|
|||||||||
воздуха. |
|
изогнутых |
каналах |
невелико, и им |
можно пренебречь [32 ], особенно при расчетах в первом приближении. Гидравлическое сопротивление
выхода потока через |
решетку в проточную часть можно определить |
|
по зависимостям, приведенным в § 76. В работе |
[32] гидравличе |
|
ское сопротивление выхода потока через кромку |
при продувках ло |
|
паток без дефлектора |
было получено равным 1,6 с подогревом и без |
|
подогрева воздуха. |
|
|
Учитывая, что подогрев воздуха влияет на гидравлическое сопро тивление только первого участка, отношение расхода воздуха через лопатку при течении с подогревом к расходу воздуха при изотерми
ческом |
течении может быть представлено выражением |
|
т = |
|
l + i L f o o . 6 4 _ 0 |
где i|) = |
TJT0. |
Помимо температурного фактора, на гидравлическое сопротивле ние системы охлаждения дефлекторной лопатки влияет вращение ротора. Однако гидравлические сопротивления у лопаток рассма триваемой конструкции не испытывают существенных изменений