Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

инков, либо по полученным в Институте теплотехнической физики (ИТТФ) АН УССР 163] эмпирическим зависимостям

 

 

t

6

~

 

0,25Re°'0 S

 

 

 

где Re — число

Рейнольдса,

определенное в сечении носика щели

 

между

дефлектором

 

и лопаткой;

 

 

/•"„ — площадь

 

поперечного

сечения

канала в

характерном

се­

Fc

чении;

 

 

 

 

 

 

 

 

— площадь

 

поперечного

сечения

отверстия

па выходе

из

 

дефлектора;

 

 

 

 

 

F6 — площадь

поперечного сечения щели между лопаткой п

 

дефлектором;

 

 

 

 

 

Gc

— расход

воздуха, вытекающего

из дефлектора;

 

G6

— расход воздуха через щель между лопаткой и дефлектором.

В дефлекторных

лопатках

турбин часто на выходе потока (вы­

ходная кромка) используют решетки. Коэффициент гидравлического сопротивления таких решеток определить трудно. В первом при­ ближении его можно определить по уравнению, полученному экс­

периментально

при

5 • 103

<

Re <

2,5 • 104 ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

1,13(1 — к)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь р

е ш

~

 

R e 0 , 2

 

 

 

 

 

 

где

к — коэффициент

загромождения

сечения

щелей

в

выходной

 

 

кромке, равный отношению площади, занятой перемыч­

 

 

ками, к суммарной площади выходной кромки.

 

 

 

Коэффициент гидравлического сопротивления решетки перестает

зависеть

от Re,

когда

его значения превышают

2,5-101

(для иссле­

дованных в ИТТФ АН УССР

охлаждаемых лопаток

£ р с Ш

1,04

при

к

0,292

и Цеш ^ 0-875

при

к

0,407).

 

 

 

 

 

 

§

75.

Влияние

теплообмена,

вращения

 

 

 

 

 

 

 

и

скорости

потока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на гидравлические

сопротивления

 

 

 

 

 

 

 

Системы охлаждения

газовых турбин

работают

в поле

действия теплообмена,

а

системы

для

охлаждения

ротора

находятся и в поле действия центробежных сил. К тому же скорости охлаждающего воздуха в них могут на некоторых участках доходить до критических. Все эти факторы оказывают влияние на гидравличе­ ские сопротивления тракта охлаждения. Поэтому учет влияния теплообмена, вращения и скорости охлаждающего агента на гидрав­ лические сопротивления является необходимым.

Нагрев (или охлаждение) воздуха в охлаждаемых узлах турбины приводит к изменению его плотности по длине канала, что в свою очередь влияет на изменение скорости и соответственно на изменение коэффициента гидравлического сопротивления.


Потеря давления воздуха вследствие теплообмена в канале может быть определена по зависимости

 

 

I ср

 

 

 

где tY — температура

воздуха

на

выходе

из

канала;

і.г — температура

воздуха

на

входе в

канал.

При нагреве воздуха, что

имеет место

в охлаждаемых узлах

турбины, потеря давления будет всегда положительна, при охлажде­ нии воздуха — отрицательна.

Если скорости охлаждаемого воздуха невелики (М •< 0,3), коэф­ фициент сопротивления трения при турбулентном режиме течения практически не меняется и может быть определен обычными спосо­ бами. При 1,8 - 10 3 < Re < 1-10* в охлаждающих хвостовиках ра­ бочих лопаток коэффициент трения может быть определен по формуле

Блаузиуса

[63].

Если

скорости охлаждающего

воздуха велики

(М ^ 1), то

учет

теплообмена может

быть произведен по методике,

предложенной в работе

[63]. В этой

работе можно с помощью спе­

циальной диаграммы а

f (X) определить влияние

неизотермичности

потока на коэффициент сопротивления трения. Предложенными

методами можно

учесть

и изменение температуры стенки

канала

охлаждения.

 

 

 

 

Гидравлические сопротивления

вращающихся каналов

зависят

от расположения

последних (параллельно или под углом к оси ро­

тора), отношений

угловой

скорости

каналов к скорости протекания

потока, диаметров каналов и др. Увеличение гидравлического сопро­ тивления за счет вращения в основном связано с усложнением усло­ вий входа и выхода. Если вращающийся канал расположен парал­ лельно относительно оси, то падение давления в нем из-за вращения определяется добавкой, которая возникает от действия центробеж­ ных сил (ЦБС) на сопротивление входа и выхода. Если же канал расположен под некоторым углом к оси вращения (радиальные ка­ налы в лопатках), то к изменению сопротивлений на входе и выходе добавляется изменение давления за счет действия ЦБС на воздух в канале охлаждения.

Гидравлические сопротивления за счет действия ЦБС на входе и выходе всегда вызывают уменьшение давления охлаждающего воз­ духа, действие же ЦБС на воздух сказывается по-разному.

Если направление движения охлаждающего

воздуха совпадает

с направлением действия центробежных сил, то

суммарная потеря

давлення в канале от действия центробежных сил может быть вы­ ражена как разность

Apz — Арг — Арц ,

где АрГ — потеря давления на преодоление гидравлических сопро­ тивлений входа и выхода за счет действия ЦБС;

Ари — изменение давления потока за счет действия ЦБС.


Если направление движения охлаждающего воздуха противо­ положно действию ЦБС, то суммарная потеря давления от действий ЦБС выражается как сумма

Лр2 = Лрг -|- ApI V

В первом случае ЦБС как бы помогают движению воздуха и тем самым снижают гидравлические сопротивления, во втором случае — наоборот.

Величина изменения давления потока за счет действия ЦБС мо­ жет быть выражена уравнением

 

 

 

/'

U-(rI-rj)

\

где р1 —давление воздуха

на

входе в канал;

Rx

— расстояние от оси

вращения до входа в канал;

з — расстояние от оси

вращения до выхода из канала;

со — угловая

скорость;

 

 

 

Т — температура воздуха

на входе в

канал;

R

— удельная

газовая

постоянная;

 

g—ускорение

свободного

падения.

 

Вторая составляющая Дрг может быть определена при оценке гидравлических сопротивлений. Коэффициент гидравлического со­

противления

вращающихся

каналов обычно представляют в виде

где £Н 1 Ц

— суммарный коэффициент гидравлического сопротивления

входа и выхода для невращающегося канала;

— поправочный коэффициент,

определяемый

эксперимен­

 

тально.

 

 

 

В работе

[63] приведены

значения

коэффициентов

t|i для враща­

ющихся отверстий диаметром более 4 мм:

 

— при входе воздуха в капал из камеры в корпусе и выходе в не­

подвижную

камеру

 

 

 

 

 

-ф = I -|- 0,66

+ 0,081/С2 — 0,024/Х3;

 

— при входе воздуха из камеры в корпусе и выходе в полость

вращающегося ротора

 

я|; = 1 + 0,13/С2 ;

(430)

— при входе воздуха из камеры в роторе и выходе в такую же вращающуюся камеру

•ф = 1 — 0,075/С + 0,085/С8 ;

при входе воздуха из полости во вращающемся роторе и выходе

внеподвижную камеру в корпусе

 

•ф = 1 +

О.ЗК + 0,16/С2 ,

(431)

где К = u/wa

— параметр,

пропорциональный

критерию Струхаля;

и — окружная

скорость ротора на радиусе оси канала;

wa

— среднерасходная скорость воздуха на входе в канал.


Поскольку эти зависимости получены экспериментально для коротких каналов, то авторы рекомендуют пользоваться ими для длинных каналов в определенных пределах. При оценке сопротив­

ления входа вращающихся каналов, расположенных

параллельно

оси вращения, для определения гидравлических

сопротивлений

можно использовать формулу (430), а для сопротивления выхода — формулу (431).

Чаще всего в системах охлаждения воздух движется со сравни­ тельно небольшими скоростями (М << 0,3). Однако в таких элементах охлаждаемых газовых турбин, как выходные отверстия дефлекторов, монтажные зазоры хвостовиков, решетки (выходные кромки лопаток), и в относительно длинных каналах для подвода охлаждающего воздуха скорости могут достигать значительных величин, близких к критическим. В этом случае можно учитывать зависимость коэф­ фициента сопротивления от числа М, т. е. сжимаемость потока. Коэффициент гидравлического сопротивления может быть определен по зависимости из работы [27]

 

Y

 

£н ж

 

« с ж

 

2 (ft—1) '

 

 

О

к

где

£„ж — гидравлическое

сопротивление канала при скоро­

 

стях М <

0,3;

 

о =

p j p i — сжимаемость потока;

 

k — показатель

адиабаты.

Зная параметры потока, можно определить давление на любом участке канала с учетом сжимаемости потока по формуле

 

 

 

± Е Г

 

 

 

 

 

8

( k . j 2 і )

_ 1

( Д л я

воздуха

р1 =

2,14);

q (к) — приведенный

расход;

 

 

 

F

— площадь

поперечного сечения

канала;

ТІ

— заторможенная

температура потока

в рассматриваемом

 

сечении..

 

.

 

|

 

 

 

§

76.

Гидравлические

сопротивления

 

 

 

в осевом

зазоре

 

 

 

 

 

между

боковой

поверхностью

 

 

 

ротора и

корпусом

 

 

Гидравлические сопротивления в осевом зазоре между боковой поверхностью ротора и корпусом турбины зависят от многих факторов. Основными из них являются:'

конструктивное оформление зазора между ротором и корпусом турбины;

вращение диска;


тип системы охлаждения (радиальный пли струйный обдув диска);

теплообмен на поверхностях охлаждения.

Зазор охлаждения в газовых турбинах выполняется различной формы, но, как правило, площадь поперечного сечения зазора по радиусу возрастает. Вследствие этого в зазоре охлаждения всегда происходят сложные диффузорные процессы. Поэтому в качестве первого приближения полный коэффициент гидравлических потерь можно определить по методике расчета диффузорных каналов с из­ вестными параметрами пограничного слоя |77|

t 3

_ р | V Fa )

(I — б*)3

'

где pj, p., — плотность

воздуха в начале и в конце зазора;

F x — проходная

площадь

в начале

зазора;

проходная площадь зазора на выходе воздуха в про­ точную часть;

б* — отношение

площади вытеснения в

сечении

канала

к

площади

всего

сечения.

 

 

Однако при

работе турбины

вращающийся диск

(ротор)

отбрасы­

вает часть воздуха к периферии, тем самым вызывая у диска движе­ ние воздуха в направлении проточной частії, а у корпуса — к валу ротора. Если подсасываемого воздуха через уплотнения недоста­ точно, то в зазор будет подсасываться из проточной части газ, что увеличит температуру воздуха в зазоре. При вращении диска (ро­ тора) с перекрытым зазором у вершины диска (замкнутый объем) основная масса воздуха будет вращаться вместе с диском и по ра­ диусу последнего возникнет градиент давления. Избыточное давле­

ние может быть определено

по зависимости [77I

 

 

р = О.брсоУ,

где

— угловая скорость

воздуха.

Для диска, вращающегося без дополнительного подвода охла­ ждающего воздуха, изменение давления по радиусу в зазоре между вращающимся диском и корпусом может быть представлено

где

р с р — средняя

плотность

воздуха

в зазоре;

 

г — текущий

радиус;

 

 

 

Z(p — закрутка

потока в

середине

зазора при отсутствии

 

обдува;

 

 

 

х= /7/'0 — относительный радиус.

Взначительной мере на гидравлические сопротивления влияет способ обдува диска при его вращении. Обдув значительно меняет картину течения в зазоре. Выходя в зазор между диском и корпусом

турбины, охлаждающий воздух меняет структуру течения потока и его температуру. При радиальном обдуве струи воздуха ускоряют