Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
инков, либо по полученным в Институте теплотехнической физики (ИТТФ) АН УССР 163] эмпирическим зависимостям
|
|
t |
6 |
~ |
|
0,25Re°'0 S |
|
|
|
где Re — число |
Рейнольдса, |
определенное в сечении носика щели |
|||||||
|
между |
дефлектором |
|
и лопаткой; |
|
|
|||
/•"„ — площадь |
|
поперечного |
сечения |
канала в |
характерном |
се |
|||
Fc |
чении; |
|
|
|
|
|
|
|
|
— площадь |
|
поперечного |
сечения |
отверстия |
па выходе |
из |
|||
|
дефлектора; |
|
|
|
|
|
|||
F6 — площадь |
поперечного сечения щели между лопаткой п |
||||||||
|
дефлектором; |
|
|
|
|
|
|||
Gc |
— расход |
воздуха, вытекающего |
из дефлектора; |
|
|||||
G6 |
— расход воздуха через щель между лопаткой и дефлектором. |
||||||||
В дефлекторных |
лопатках |
турбин часто на выходе потока (вы |
ходная кромка) используют решетки. Коэффициент гидравлического сопротивления таких решеток определить трудно. В первом при ближении его можно определить по уравнению, полученному экс
периментально |
при |
5 • 103 |
< |
Re < |
2,5 • 104 , |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
_ |
1,13(1 — к) |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Ь р |
е ш |
~ |
|
R e 0 , 2 |
|
|
|
|
|
|
где |
к — коэффициент |
загромождения |
сечения |
щелей |
в |
выходной |
|||||||||
|
|
кромке, равный отношению площади, занятой перемыч |
|||||||||||||
|
|
ками, к суммарной площади выходной кромки. |
|
|
|||||||||||
|
Коэффициент гидравлического сопротивления решетки перестает |
||||||||||||||
зависеть |
от Re, |
когда |
его значения превышают |
2,5-101 |
(для иссле |
||||||||||
дованных в ИТТФ АН УССР |
охлаждаемых лопаток |
£ р с Ш |
— 1,04 |
||||||||||||
при |
к |
0,292 |
и Цеш ^ 0-875 |
при |
к |
0,407). |
|
|
|
|
|||||
|
|
§ |
75. |
Влияние |
теплообмена, |
вращения |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
и |
скорости |
потока |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
на гидравлические |
сопротивления |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
Системы охлаждения |
газовых турбин |
работают |
|||||||||
в поле |
действия теплообмена, |
а |
системы |
для |
охлаждения |
ротора |
находятся и в поле действия центробежных сил. К тому же скорости охлаждающего воздуха в них могут на некоторых участках доходить до критических. Все эти факторы оказывают влияние на гидравличе ские сопротивления тракта охлаждения. Поэтому учет влияния теплообмена, вращения и скорости охлаждающего агента на гидрав лические сопротивления является необходимым.
Нагрев (или охлаждение) воздуха в охлаждаемых узлах турбины приводит к изменению его плотности по длине канала, что в свою очередь влияет на изменение скорости и соответственно на изменение коэффициента гидравлического сопротивления.
Потеря давления воздуха вследствие теплообмена в канале может быть определена по зависимости
|
|
I ср |
|
|
|
где tY — температура |
воздуха |
на |
выходе |
из |
канала; |
і.г — температура |
воздуха |
на |
входе в |
канал. |
|
При нагреве воздуха, что |
имеет место |
в охлаждаемых узлах |
турбины, потеря давления будет всегда положительна, при охлажде нии воздуха — отрицательна.
Если скорости охлаждаемого воздуха невелики (М •< 0,3), коэф фициент сопротивления трения при турбулентном режиме течения практически не меняется и может быть определен обычными спосо бами. При 1,8 - 10 3 < Re < 1-10* в охлаждающих хвостовиках ра бочих лопаток коэффициент трения может быть определен по формуле
Блаузиуса |
[63]. |
Если |
скорости охлаждающего |
воздуха велики |
|
(М ^ 1), то |
учет |
теплообмена может |
быть произведен по методике, |
||
предложенной в работе |
[63]. В этой |
работе можно с помощью спе |
|||
циальной диаграммы а |
f (X) определить влияние |
неизотермичности |
потока на коэффициент сопротивления трения. Предложенными
методами можно |
учесть |
и изменение температуры стенки |
канала |
|
охлаждения. |
|
|
|
|
Гидравлические сопротивления |
вращающихся каналов |
зависят |
||
от расположения |
последних (параллельно или под углом к оси ро |
|||
тора), отношений |
угловой |
скорости |
каналов к скорости протекания |
потока, диаметров каналов и др. Увеличение гидравлического сопро тивления за счет вращения в основном связано с усложнением усло вий входа и выхода. Если вращающийся канал расположен парал лельно относительно оси, то падение давления в нем из-за вращения определяется добавкой, которая возникает от действия центробеж ных сил (ЦБС) на сопротивление входа и выхода. Если же канал расположен под некоторым углом к оси вращения (радиальные ка налы в лопатках), то к изменению сопротивлений на входе и выходе добавляется изменение давления за счет действия ЦБС на воздух в канале охлаждения.
Гидравлические сопротивления за счет действия ЦБС на входе и выходе всегда вызывают уменьшение давления охлаждающего воз духа, действие же ЦБС на воздух сказывается по-разному.
Если направление движения охлаждающего |
воздуха совпадает |
с направлением действия центробежных сил, то |
суммарная потеря |
давлення в канале от действия центробежных сил может быть вы ражена как разность
Apz — Арг — Арц ,
где АрГ — потеря давления на преодоление гидравлических сопро тивлений входа и выхода за счет действия ЦБС;
Ари — изменение давления потока за счет действия ЦБС.
Если направление движения охлаждающего воздуха противо положно действию ЦБС, то суммарная потеря давления от действий ЦБС выражается как сумма
Лр2 = Лрг -|- ApI V
В первом случае ЦБС как бы помогают движению воздуха и тем самым снижают гидравлические сопротивления, во втором случае — наоборот.
Величина изменения давления потока за счет действия ЦБС мо жет быть выражена уравнением
|
|
|
/' |
U-(rI-rj) |
\ |
где р1 —давление воздуха |
на |
входе в канал; |
|||
Rx |
— расстояние от оси |
вращения до входа в канал; |
|||
з — расстояние от оси |
вращения до выхода из канала; |
||||
со — угловая |
скорость; |
|
|
|
|
Т — температура воздуха |
на входе в |
канал; |
|||
R |
— удельная |
газовая |
постоянная; |
|
|
g—ускорение |
свободного |
падения. |
|
Вторая составляющая Дрг может быть определена при оценке гидравлических сопротивлений. Коэффициент гидравлического со
противления |
вращающихся |
каналов обычно представляют в виде |
|||
где £Н 1 Ц |
— суммарный коэффициент гидравлического сопротивления |
||||
\р |
входа и выхода для невращающегося канала; |
||||
— поправочный коэффициент, |
определяемый |
эксперимен |
|||
|
тально. |
|
|
|
|
В работе |
[63] приведены |
значения |
коэффициентов |
t|i для враща |
|
ющихся отверстий диаметром более 4 мм: |
|
||||
— при входе воздуха в капал из камеры в корпусе и выходе в не |
|||||
подвижную |
камеру |
|
|
|
|
|
|
-ф = I -|- 0,66 |
+ 0,081/С2 — 0,024/Х3; |
|
— при входе воздуха из камеры в корпусе и выходе в полость
вращающегося ротора |
|
я|; = 1 + 0,13/С2 ; |
(430) |
— при входе воздуха из камеры в роторе и выходе в такую же вращающуюся камеру
•ф = 1 — 0,075/С + 0,085/С8 ;
—при входе воздуха из полости во вращающемся роторе и выходе
внеподвижную камеру в корпусе
|
•ф = 1 + |
О.ЗК + 0,16/С2 , |
(431) |
где К = u/wa |
— параметр, |
пропорциональный |
критерию Струхаля; |
и — окружная |
скорость ротора на радиусе оси канала; |
||
wa |
— среднерасходная скорость воздуха на входе в канал. |
Поскольку эти зависимости получены экспериментально для коротких каналов, то авторы рекомендуют пользоваться ими для длинных каналов в определенных пределах. При оценке сопротив
ления входа вращающихся каналов, расположенных |
параллельно |
оси вращения, для определения гидравлических |
сопротивлений |
можно использовать формулу (430), а для сопротивления выхода — формулу (431).
Чаще всего в системах охлаждения воздух движется со сравни тельно небольшими скоростями (М << 0,3). Однако в таких элементах охлаждаемых газовых турбин, как выходные отверстия дефлекторов, монтажные зазоры хвостовиков, решетки (выходные кромки лопаток), и в относительно длинных каналах для подвода охлаждающего воздуха скорости могут достигать значительных величин, близких к критическим. В этом случае можно учитывать зависимость коэф фициента сопротивления от числа М, т. е. сжимаемость потока. Коэффициент гидравлического сопротивления может быть определен по зависимости из работы [27]
|
Y |
|
£н ж |
|
« с ж |
|
2 (ft—1) ' |
|
|
О |
к |
где |
£„ж — гидравлическое |
сопротивление канала при скоро |
|
|
стях М < |
0,3; |
|
о = |
p j p i — сжимаемость потока; |
||
|
k — показатель |
адиабаты. |
Зная параметры потока, можно определить давление на любом участке канала с учетом сжимаемости потока по формуле
|
|
|
± Е Г |
|
|
|
|
|
|
81г |
( k . j 2 і ) |
_ 1 |
( Д л я |
воздуха |
р1 = |
2,14); |
|
q (к) — приведенный |
расход; |
|
|
|
||||
F |
— площадь |
поперечного сечения |
канала; |
|||||
ТІ |
— заторможенная |
температура потока |
в рассматриваемом |
|||||
|
сечении.. |
|
. |
|
| |
|
|
|
|
§ |
76. |
Гидравлические |
сопротивления |
||||
|
|
|
в осевом |
зазоре |
|
|
||
|
|
|
между |
боковой |
поверхностью |
|||
|
|
|
ротора и |
корпусом |
|
|
Гидравлические сопротивления в осевом зазоре между боковой поверхностью ротора и корпусом турбины зависят от многих факторов. Основными из них являются:'
—конструктивное оформление зазора между ротором и корпусом турбины;
—вращение диска;