Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
под воздействием вращения ротора, поэтому ими можно пренеб речь.
При проектировании и создании охлаждаемых дефлекторных лопаток важной характеристикой является их пропускная способ ность. Обобщенная экспериментальная зависимость пропускной способности охлаждающего тракта исследуемых лопаток при подо
греве |
воздуха |
представлена на |
|
|
|
|||||
рис. |
137 |
|
- |
|
|
зави |
ffe |
|
|
|
[32]. Используя |
|
|
|
|||||||
симость GD = |
f (е), можно |
всег |
i,o\ |
|
|
|||||
да определить |
пропускную спо |
|
|
|
||||||
собность |
тракта |
охлаждения |
|
|
|
|||||
дефлекторных |
лопаток. |
Про |
|
|
|
|||||
пускная |
способность |
является |
|
|
|
|||||
критерием оценки эффективно |
|
|
|
|||||||
сти любой системы охлаждения, |
|
|
|
|||||||
так |
как |
дает |
возможность |
|
|
|
||||
оценить |
окончательно |
темпе |
Рис. 137. Пропускная |
способность трак |
||||||
ратурное |
состояние охлаждае |
|||||||||
та |
охлаждения. |
|
||||||||
мых |
лопаток. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Приведенные |
зависимости для |
коэффициентов |
гидравлических |
сопротивлений участков системы охлаждения дефлекторных лопаток позволяют рассчитывать уже готовые лопатки и проектировать ка
налы охлаждения |
для |
создаваемых лопаток подобного |
типа. |
|||
§ |
78. |
Гидравлические |
сопротивления |
|
||
|
|
в |
охлаждаемых |
канальных |
лопатках |
|
|
|
В |
охлаждаемых |
лопатках |
канального типа |
|
(см. рис. 30) |
в качестве охладителя |
используют |
как |
газообразные |
вещества (в первую очередь воздух), так и жидкости (преимуще ственно вода). Гидравлические сопротивления таких охлаждаемых лопаток зависят в основном от местных сопротивлений.
В канальных лопатках с прямым протоком воздуха гидравличе ские потери состоят из потерь на вход в каналы охлаждения, потерь на трения в длинных каналах и потерь на выход воздуха в проточную часть. В канальных лопатках петлевого типа (см. рис. 50 и 51) к выше перечисленным потерям добавляются потери, связанные с поворотом потока, и потери из-за слияния и разделения потоков. Естественно, что гидравлические потери лопаток петлевого типа будут больше, чем у лопаток с прямым протоком воздуха.
Влияние нагрева и действия |
центробежных сил |
можно |
учесть |
||||
с помощью зависимостей, приведенных в § 77. |
|
|
|
|
|||
Особое влияние на гидравлические сопротивления |
оказывают |
||||||
центробежные силы при водяной |
системе охлаждения. Полученный |
||||||
экспериментально |
коэффициент |
гидравлического |
сопротивления |
||||
тракта охлаждения ротора с системой |
при вращении |
оказался |
в |
||||
2500 раз больше |
подсчитанного |
обычным методом |
[23]. |
|
|
||
Известно, что |
гидравлическое |
сопротивление вращающихся |
ка |
||||
налов больше, чем у невращающихся. |
Некоторые |
авторы |
утвер- |
ждают, что гидравлические сопротивления указанных лопаток раз личаются на 50%, другие считают, что в два раза больше. Однако хорошо известно, что увеличение гидравлических сопротивлений зависит от отношения угловой скорости к скорости движения потока
втракте охлаждения. Особенно это сказывается при использовании
вкачестве охлаждающего агента воды и при наличии местных сопро тивлений. Многочисленные эксперименты, проведенные в этой обла сти, показывают, что характер течения жидкости во вращающихся каналах несколько иной, нежели в неподвижных. При больших отношениях ulv в потоке появляются сильно развитые вторичные течения, которые сильно искажают основной поток. Иногда в ка нале возникают ярко выраженные циркуляционные течения, на
правление |
которых иногда противоположно |
направлению |
вра |
щения. |
|
|
|
В работе |
[23] было проведено исследование |
гидравлических |
со |
противлений водяного тракта охлаждения ротора турбины при ее вращении. Вода подводилась через специальные каналы по центру вала через диск турбины к камере смещения, откуда поступала в охла ждаемую лопатку. Отвод воды осуществлялся через каналы в диске, специальные каналы и отверстия на поверхности ступицы. Движение
жидкости в тракте ротора |
осуществляется под давлением, равным |
|||
|
|
Др = |
Др„ | Дрр |
-|- Др„ э , |
где |
Др„ — давление, |
создаваемое |
насосом; |
|
|
Др р — давление, создаваемое вследствие разности плотностей |
|||
|
жидкости в подводящей п отводящей трубе; |
|||
Дрн , э — давление, |
создаваемое насос-эффектом. |
|||
При проведении эксперимента с увеличением частоты вращения |
||||
ротора |
снижался расход воды. |
|
В работе экспериментально получена зависимость коэффициента гидравлического сопротивления ротора в зависимости от относи тельной скорости ulv:
С = і.об (-=-)'•*.
Авторы отмечают, что поскольку наибольшее влияние на гидрав лические сопротивления оказывают местные сопротивления, а испы танный ими ротор характеризуется большой концентрацией послед них, то полученная зависимость характеризует максимальные ги дравлические сопротивления для подобных трактов охлаждения.
Для сравнения приведены графические зависимости £ = /
по экспериментальным данным, полученным по опытам Феттингера. Последние характеризуются испытанием ротора с меньшим коли чеством местных сопротивлений и могут в известной степени служить низшим пределом значений гидравлических сопротивле ний.
I 79. Расчет систем
гидравлического сопротивления
Система охлаждения газовых турбин пред ставляет собой широко разветвленную сеть последовательно и па раллельно соединенных элементарных гидравлических сопротивле ний, которые значительно различаются по абсолютной величине. В зависимости от распределения воздуха по каналам воздушные системы охлаждения газовых турбин могут быть разделены на три основные группы [63]:
—последовательные, в, которых воздух последовательно про ходит через несколько охлаждаемых узлов турбины;
—параллельные, в которых воздух подводится отдельно к ка ждому охлаждаемому узлу турбины;
|
— |
смешанные, |
или параллельно-последовательные, в |
которых, |
||||
к |
некоторым охлаждающим узлам |
воздух подводится параллельно, |
||||||
а |
к |
некоторым — |
последовательно. |
|
|
|
||
|
|
' |
1 і |
, |
, |
|
|
|
|
1 |
2 |
|
|
3 |
* |
5 |
6 |
|
|
Рис. 138. Эквивалентная |
расчетная |
схема |
охлаждения |
статора |
|
|
|
|
ТВД ГТУ-9-750 |
КТЗ. |
|
|
|
|
|
|
Чаще всего в газовых турбинах |
встречаются смешанные |
системы |
охлаждения. Отдельные же узлы могут охлаждаться как последова тельно, так и параллельно.
Примером системы охлаждения последовательного типа служит система охлаждения статора ТВД ГТУ-9-750 КТЗ. Эквивалентная расчетная схема представлена на рис. 138 и содержит пять элемен тарных соединений и четыре узловые точки.
Участки 1-—2 |
и 5-—6 изображают проход воздуха через диа |
|
фрагмы, участки |
2—3; 3—4; 5—6—проход |
воздуха через устано |
вочные кольца. Точки 2, 3, 4, 5 представляют полости охлаждения между установочными и бандажными кольцами. Точка / соответ
ствует входу |
воздуха в полость охлаждения, точка |
б — месту вы |
|
хода воздуха |
из полости охлаждения |
статора. |
|
, Примером |
параллельной системы |
охлаждения |
может служить |
система охлаждения дефлекторной лопатки. Эквивалентная расчет ная схема системы охлаждения дефлекторной лопатки представлена на рис. 139. Она содержит 19 элементарных сопротивлений и шесть узловых точек, при этом одна из них соединяет больше двух элемен тарных сопротивлений или ветвей. Участок 1—2 соответствует ги дравлическому сопротивлению отверстий выхода воздуха из: дефлек
тора.. Тройник 2—3—4—участок |
разветвления |
потоков. |
Участки |
|||
3—5 |
и 4—6 соответствуют течению |
воздуха в слабо изогнутых-ка |
||||
налах |
(щелях), Тройник 5—6—7—участок слияния почти, парал |
|||||
лельных |
потоков и |
участки. 7—5 |
соответствуют |
участкам |
выхода |
|
потока в |
проточную |
часть через решетку. |
|
|
— распределение давления охлаждающего воздуха по элементам
системы охлаждения; |
|
|
|
— площади проходных |
сечений |
по тракту |
охлаждения; |
•; —• гидравлические сопротивления. |
|
||
Весь расчет проводится |
обычно |
несколькими |
последовательными |
приближениями. Критерием точности выполненного расчета яв ляется отличие заданной температуры охлаждающего воздуха от полученной при расчете меньше чем на 5%.
При решении обратной задачи гидравлического расчета за исход ные данные принимают:
•— геометрические характеристики всей системы охлаждения;
— |
начальную температуру |
и давление охлаждающего воздуха; |
||
— |
распределение давления газа в полостях выхода охлажда |
|||
ющего воздуха в проточную |
часть. |
|
|
|
Искомыми величинами во |
втором |
случае |
являются: |
|
•— распределение охлаждающего |
воздуха |
по тракту охлаждения; |
—распределение давления и температуры воздуха по элементам системы охлажден и я;
—гидравлические сопротивления.
В этом случае первое приближение оценивается на основании ориентировочного задания распределения температур по тракту охлаждения, второе — на основании теплового расчета системы охлаждения.
Для решения прямой или обратной задачи необходимо решить систему уравнений из т + z нелинейных алгебраических уравнений вида:
|
|
|
Др(. = ktGni\ |
|
|
|
(433) |
||
|
|
|
|
E G , |
= 0 . |
|
|
|
|
При этом первых уравнений г, вторых |
т, |
|
|
|
|||||
где |
|
z—число |
ветвей |
охлаждающей |
системы; |
||||
|
т— |
число узловых точек |
системы; |
||||||
|
Ар,- — |
перепад давления воздуха на элементарном |
|||||||
|
|
|
гидравлическом |
сопротивлении; |
|||||
|
|
— расход воздуха при элементарном гидрав |
|||||||
|
|
|
лическом |
сопротивлении; |
|
||||
ki — |
F 2 J Q - 4 |
—приведенный |
коэффициент сопротивления; |
||||||
|
£,i — коэффициент |
гидравлического |
сопротивле |
||||||
|
Tt |
|
ния |
рассматриваемого |
участка; |
||||
|
— температура |
охлаждающего |
воздуха на |
||||||
|
Fi |
|
рассматриваемом |
участке; |
|
||||
|
— площадь |
проходного |
сечения |
участка; |
|||||
|
п — величина, |
зависящая |
от режима течения |
иот соотношения местных сопротивлений
исил трения (для местных сопротивлений коротких каналов п — 2, для длинных каналов /г = 1ч-1,75).