Файл: Жаров Г.Г. Судовые высокотемпературные газотурбинные установки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

под воздействием вращения ротора, поэтому ими можно пренеб­ речь.

При проектировании и создании охлаждаемых дефлекторных лопаток важной характеристикой является их пропускная способ­ ность. Обобщенная экспериментальная зависимость пропускной способности охлаждающего тракта исследуемых лопаток при подо­

греве

воздуха

представлена на

 

 

 

рис.

137

 

-

 

 

зави­

ffe

 

 

[32]. Используя

 

 

 

симость GD =

f (е), можно

всег­

i,o\

 

 

да определить

пропускную спо­

 

 

 

собность

тракта

охлаждения

 

 

 

дефлекторных

лопаток.

Про­

 

 

 

пускная

способность

является

 

 

 

критерием оценки эффективно­

 

 

 

сти любой системы охлаждения,

 

 

 

так

как

дает

возможность

 

 

 

оценить

окончательно

темпе­

Рис. 137. Пропускная

способность трак­

ратурное

состояние охлаждае­

та

охлаждения.

 

мых

лопаток.

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные

зависимости для

коэффициентов

гидравлических

сопротивлений участков системы охлаждения дефлекторных лопаток позволяют рассчитывать уже готовые лопатки и проектировать ка­

налы охлаждения

для

создаваемых лопаток подобного

типа.

§

78.

Гидравлические

сопротивления

 

 

 

в

охлаждаемых

канальных

лопатках

 

 

В

охлаждаемых

лопатках

канального типа

(см. рис. 30)

в качестве охладителя

используют

как

газообразные

вещества (в первую очередь воздух), так и жидкости (преимуще­ ственно вода). Гидравлические сопротивления таких охлаждаемых лопаток зависят в основном от местных сопротивлений.

В канальных лопатках с прямым протоком воздуха гидравличе­ ские потери состоят из потерь на вход в каналы охлаждения, потерь на трения в длинных каналах и потерь на выход воздуха в проточную часть. В канальных лопатках петлевого типа (см. рис. 50 и 51) к выше­ перечисленным потерям добавляются потери, связанные с поворотом потока, и потери из-за слияния и разделения потоков. Естественно, что гидравлические потери лопаток петлевого типа будут больше, чем у лопаток с прямым протоком воздуха.

Влияние нагрева и действия

центробежных сил

можно

учесть

с помощью зависимостей, приведенных в § 77.

 

 

 

 

Особое влияние на гидравлические сопротивления

оказывают

центробежные силы при водяной

системе охлаждения. Полученный

экспериментально

коэффициент

гидравлического

сопротивления

тракта охлаждения ротора с системой

при вращении

оказался

в

2500 раз больше

подсчитанного

обычным методом

[23].

 

 

Известно, что

гидравлическое

сопротивление вращающихся

ка­

налов больше, чем у невращающихся.

Некоторые

авторы

утвер-


ждают, что гидравлические сопротивления указанных лопаток раз­ личаются на 50%, другие считают, что в два раза больше. Однако хорошо известно, что увеличение гидравлических сопротивлений зависит от отношения угловой скорости к скорости движения потока

втракте охлаждения. Особенно это сказывается при использовании

вкачестве охлаждающего агента воды и при наличии местных сопро­ тивлений. Многочисленные эксперименты, проведенные в этой обла­ сти, показывают, что характер течения жидкости во вращающихся каналах несколько иной, нежели в неподвижных. При больших отношениях ulv в потоке появляются сильно развитые вторичные течения, которые сильно искажают основной поток. Иногда в ка­ нале возникают ярко выраженные циркуляционные течения, на­

правление

которых иногда противоположно

направлению

вра­

щения.

 

 

 

В работе

[23] было проведено исследование

гидравлических

со­

противлений водяного тракта охлаждения ротора турбины при ее вращении. Вода подводилась через специальные каналы по центру вала через диск турбины к камере смещения, откуда поступала в охла­ ждаемую лопатку. Отвод воды осуществлялся через каналы в диске, специальные каналы и отверстия на поверхности ступицы. Движение

жидкости в тракте ротора

осуществляется под давлением, равным

 

 

Др =

Др„ | Дрр

-|- Др„ э ,

где

Др„ — давление,

создаваемое

насосом;

 

Др р — давление, создаваемое вследствие разности плотностей

 

жидкости в подводящей п отводящей трубе;

Дрн , э — давление,

создаваемое насос-эффектом.

При проведении эксперимента с увеличением частоты вращения

ротора

снижался расход воды.

 

В работе экспериментально получена зависимость коэффициента гидравлического сопротивления ротора в зависимости от относи­ тельной скорости ulv:

С = і.об (-=-)'•*.

Авторы отмечают, что поскольку наибольшее влияние на гидрав­ лические сопротивления оказывают местные сопротивления, а испы­ танный ими ротор характеризуется большой концентрацией послед­ них, то полученная зависимость характеризует максимальные ги­ дравлические сопротивления для подобных трактов охлаждения.

Для сравнения приведены графические зависимости £ = /

по экспериментальным данным, полученным по опытам Феттингера. Последние характеризуются испытанием ротора с меньшим коли­ чеством местных сопротивлений и могут в известной степени служить низшим пределом значений гидравлических сопротивле­ ний.


I 79. Расчет систем

гидравлического сопротивления

Система охлаждения газовых турбин пред­ ставляет собой широко разветвленную сеть последовательно и па­ раллельно соединенных элементарных гидравлических сопротивле­ ний, которые значительно различаются по абсолютной величине. В зависимости от распределения воздуха по каналам воздушные системы охлаждения газовых турбин могут быть разделены на три основные группы [63]:

последовательные, в, которых воздух последовательно про­ ходит через несколько охлаждаемых узлов турбины;

параллельные, в которых воздух подводится отдельно к ка­ ждому охлаждаемому узлу турбины;

 

смешанные,

или параллельно-последовательные, в

которых,

к

некоторым охлаждающим узлам

воздух подводится параллельно,

а

к

некоторым —

последовательно.

 

 

 

 

 

'

1 і

,

,

 

 

 

 

1

2

 

 

3

*

5

6

 

 

Рис. 138. Эквивалентная

расчетная

схема

охлаждения

статора

 

 

 

ТВД ГТУ-9-750

КТЗ.

 

 

 

 

 

 

Чаще всего в газовых турбинах

встречаются смешанные

системы

охлаждения. Отдельные же узлы могут охлаждаться как последова­ тельно, так и параллельно.

Примером системы охлаждения последовательного типа служит система охлаждения статора ТВД ГТУ-9-750 КТЗ. Эквивалентная расчетная схема представлена на рис. 138 и содержит пять элемен­ тарных соединений и четыре узловые точки.

Участки 1-—2

и 5-—6 изображают проход воздуха через диа­

фрагмы, участки

2—3; 3—4; 5—6—проход

воздуха через устано­

вочные кольца. Точки 2, 3, 4, 5 представляют полости охлаждения между установочными и бандажными кольцами. Точка / соответ­

ствует входу

воздуха в полость охлаждения, точка

б — месту вы­

хода воздуха

из полости охлаждения

статора.

 

, Примером

параллельной системы

охлаждения

может служить

система охлаждения дефлекторной лопатки. Эквивалентная расчет­ ная схема системы охлаждения дефлекторной лопатки представлена на рис. 139. Она содержит 19 элементарных сопротивлений и шесть узловых точек, при этом одна из них соединяет больше двух элемен­ тарных сопротивлений или ветвей. Участок 1—2 соответствует ги­ дравлическому сопротивлению отверстий выхода воздуха из: дефлек­

тора.. Тройник 2—3—4—участок

разветвления

потоков.

Участки

3—5

и 4—6 соответствуют течению

воздуха в слабо изогнутых-ка­

налах

(щелях), Тройник 5—6—7—участок слияния почти, парал­

лельных

потоков и

участки. 7—5

соответствуют

участкам

выхода

потока в

проточную

часть через решетку.

 

 


Системы охлаждения смешанного типа применяются во многих элементах газовых турбин. Наиболее характерные системы охла­ ждения подобного типа ротора имеют турбины высокого давлення ГТ-6-750 ЛМЗ, турбины низкого давления ГТУ-50-800. Эквивалент­ ные расчетные схемы для них можно составить аналогично, исходя из конструкции. Зная расчетные схемы систем охлаждения, можно

проводить

их

гидравлический

расчет.

 

Задача

расчета может быть

представлена в двух

вариантах:

— прямая

задача •— определение геометрических

характери­

стик системы охлаждения, обеспечивающих необходимое распре­ деление расхода воздуха по всем участкам

(с учетом

утечек);

 

 

 

П-оя

обратная

задача — при

заданных

 

геометрических

характеристиках

системы

 

охлаждения определение

расходов

воз­

П-о 10

духа

по

всем

участкам

(с учетом

уте­

 

чек).

Рис. 139. Эквивалентная расчетная схема дефлекторной лопатки.

Как правило, прямая задача решается при конструировании и создании газотурбинной установки, обратная — при проведении исследования готовых систем охлаждения.

При решении прямой задачи гидравлического расчета за исход­ ные данные принимают:

расходы охлаждающего воздуха, которые определяются из расчета температурного состояния охлаждаемых деталей;

начальное давление и температуру охлаждающего воздуха;

распределение давления газа по проточной части в местах выхода охлаждающего воздуха;

температуру охлаждающего воздуха по тракту охлаждения, расчитанную предварительно.

Искомыми величинами при прямом расчете являются:

— суммарный расход воздуха, необходимого для охлаждения газовой турбины, отличающийся на величину потерь охладителя;


— распределение давления охлаждающего воздуха по элементам

системы охлаждения;

 

 

 

— площади проходных

сечений

по тракту

охлаждения;

•; —• гидравлические сопротивления.

 

Весь расчет проводится

обычно

несколькими

последовательными

приближениями. Критерием точности выполненного расчета яв­ ляется отличие заданной температуры охлаждающего воздуха от полученной при расчете меньше чем на 5%.

При решении обратной задачи гидравлического расчета за исход­ ные данные принимают:

•— геометрические характеристики всей системы охлаждения;

начальную температуру

и давление охлаждающего воздуха;

распределение давления газа в полостях выхода охлажда­

ющего воздуха в проточную

часть.

 

 

Искомыми величинами во

втором

случае

являются:

•— распределение охлаждающего

воздуха

по тракту охлаждения;

распределение давления и температуры воздуха по элементам системы охлажден и я;

гидравлические сопротивления.

В этом случае первое приближение оценивается на основании ориентировочного задания распределения температур по тракту охлаждения, второе — на основании теплового расчета системы охлаждения.

Для решения прямой или обратной задачи необходимо решить систему уравнений из т + z нелинейных алгебраических уравнений вида:

 

 

 

Др(. = ktGni\

 

 

 

(433)

 

 

 

 

E G ,

= 0 .

 

 

 

При этом первых уравнений г, вторых

т,

 

 

 

где

 

z—число

ветвей

охлаждающей

системы;

 

т

число узловых точек

системы;

 

Ар,- —

перепад давления воздуха на элементарном

 

 

 

гидравлическом

сопротивлении;

 

 

— расход воздуха при элементарном гидрав­

 

 

 

лическом

сопротивлении;

 

ki —

F 2 J Q - 4

—приведенный

коэффициент сопротивления;

 

£,i — коэффициент

гидравлического

сопротивле­

 

Tt

 

ния

рассматриваемого

участка;

 

— температура

охлаждающего

воздуха на

 

Fi

 

рассматриваемом

участке;

 

 

— площадь

проходного

сечения

участка;

 

п — величина,

зависящая

от режима течения

иот соотношения местных сопротивлений

исил трения (для местных сопротивлений коротких каналов п — 2, для длинных каналов /г = 1ч-1,75).