Файл: 12. Понятие, назначение и структура платежного календаря.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Величина и структура собственных оборотных средств могут отражать длительность и особенности финансового цикла.

Величина собственных оборотных средств показывает не только то, насколько текущие активы превышают текущие обязательства, но и то, насколько внеоборотные активы финансируются за счет собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов.

Состав и структура оборотных средств неодинаковы в различных отраслях и подотраслях экономики. Они определяются многими факторами производственного, экономического и организационного порядка. Так, в машиностроении, где производственный цикл длительный, высок удельный вес незавершенного производства. На предприятиях легкой и пищевой промышленности главное место занимают сырье и материалы (например, в текстильной промышленности). В то же время в пищевой промышленности относительно высоки запасы вспомогательных материалов, тары, готовой продукции.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Главными относительными показателями является система показателей рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если его результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл состоит в определении суммы прибыли с 1 руб. вложенного капитала, а поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции.

Рассмотрим основные показатели рентабельности.

Рентабельность активов (имущества) Ра показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы:

Ра = Пч / А,

где Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль); А – средняя величина активов (валюта баланса).

Рентабельность текущих активов Рт.а показывает, сколько прибыли получает предприятие с 1 руб., вложенного в текущие активы:

Рт.а = Пч / Ат,

где Ат – средняя величина текущих активов.

Этот показатель позволяет дать комплексную оценку эффективности использования оборотных средств и может быть представлен как произведение двух других индикаторов – рентабельности продаж Рпр и рентабельности активов Ра:


Рт.а = Рпр ? Ра.

Оптимальный уровень оборотных средств позволит максимизировать прибыль при приемлемом уровне ликвидности и коммерческого риска.

Рентабельность инвестиций Ри отражает эффективность использования средств, инвестированных в предприятие. В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель выражает оценку «мастерства» управления инвестициями:

Ри = П / (СК + ДО),

где П – общая сумма прибыли за период; СК – средняя величина собственного капитала; ДО – средняя величина долгосрочных обязательств.

Рентабельность собственного капитала РСК отражает долю прибыли в собственном капитале:

РСК = Пч / СК,

Рентабельность основной деятельности Рд показывает, какова доля прибыли от реализации продукции (работ, услуг) основного вида деятельности в сумме затрат на производство:

Рд = Пр / З,

где Пр – прибыль от реализации; З – затраты на производство продукции.

Рентабельность реализованной продукции Рп показывает размер прибыли на 1 руб. реализованной продукции:

Рп = Пч / Вр,

где Вр – выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования.

Модифицированным показателем рентабельности продукции является рентабельность объема продаж:

Ро.пр = Пр / Vпр,

где Пр – прибыль от реализации продукции: Vпр – объем продаж.

Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используют показатели, приведенные ниже.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

КДЗ = Vр / Zср.д ,

где Vр – объем реализации; Zср.д — средняя величина дебиторской задолженности.

Этот коэффициент показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Если при расчете коэффициента выручка от реализации считается по переходу права себестоимости, то увеличение коэффициента означает сокращение продаж в кредит, а его снижение свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита.

Период погашения дебиторской задолженности

Тпог = 360 / КДЗ.

Чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения. Этот показатель следует рассматривать по юридическим и физическим лицам, видам продукции, условиям расчетов, т.е. условиям заключения сделок.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов

Коб МПЗ = Д / Zср МПЗ,

где Д – себестоимость; Zср МПЗ — средняя величина материально-производственных запасов.


Период оборота МПЗ

Tоб МПЗ =360 / Коб МПЗ.

Этот показатель свидетельствует о рациональном, эффективном или, наоборот, неэффективном использовании оборотных средств, исходя из динамики коэффициента за ряд лет

16. Определение собственных оборотных средств

Собственные оборотные средства, или рабочий капитал (working capital, net working capital) – это сумма, на которую оборотные активы организации превышают ее краткосрочные обязательства. Данный показатель используется для оценки возможности предприятия рассчитаться по краткосрочным обязательствам, реализовав все свои оборотные активы.

Собственные оборотные средства определяют степень платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

Расчет (формула)

Собственные оборотные средства (СОС) = Оборотные активы – Краткосрочные обязательства

Такое же значение можно получить другим способом:

Собственные оборотные средства (СОС) = (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) - Внеоборотные активы

Нормальное значение

Нормальным считается положительное значение показателя СОС, т.е. ситуация, когда оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. По сути, показатель СОС схож с коэффициентом текущей ликвидности с той лишь разницей, что последний считается как отношение двух составляющих формулу факторов.

Отрицательный показатель собственных оборотных средств крайне негативно характеризует финансовое положение организации. Однако есть примеры отраслей, где фирма может успешно работать даже с отрицательным показателем. Классическим примером выступает отрасль быстрого питания (McDonalds), где данное негативное соотношение перекрывается сверхбыстрым операционным циклом, когда запасы практически сразу превращаются в денежную выручку.

При дальнейшем анализе показатель СОС сравнивают с величиной запасов организации. В нормальных условиях показатель СОС должен быть не просто положительным, но и не меньше величины запасов. Объясняется это тем, что запасы – это, как правило, наименее ликвидная часть оборотных средств, поэтому запасы должны финансироваться за счет собственных (и/или) долгосрочно привлеченных средств.

17. Текущие финансовые потребности предприятия


Считается, что за счет собственных источников должна быть покрыта минимальная, но достаточная потребность организации в оборотных активах, дополнительная же потребность покрывается за счет привлечения в оборот предприятия заемных ресурсов. В процессе формирования величины оборотных активов предприятия и выбора источников их финансирования рассчитывается показатель текущей финансовой потребности предприятия — ТФП (в некоторых учебниках показатель называется финансово-эксплуатационная потребность — ФЭП). Он напрямую связан с оборачиваемостью оборотных активов и кредиторской задолженности. Его принято исчислять:

а) в абсолютном выражении;

б) в процентах к обороту (объему продаж);

в) по времени относительно оборота (в днях или месяцах).

Расчет показателя в абсолютном выражении можно произвести

следующими способами:

1. ТФП = (Запасы + Дебиторская задолженность) — Кредиторская задолженность по товарно-материальным ценностям.

2. ТФП = (Текущие активы — денежные средства — Краткосрочные финансовые вложения) — Кредиторская задолженность по товарноматериальным ценностям.



Для оценки и анализа величины ТФП можно исчислить данный показатель в процентах к обороту.



Если, к примеру, результат равен 50%, то это означает, что нехватка оборотных средств эквивалентна половине годового оборота. Следовательно, полгода предприятие работает на то, чтобы покрыть свою ТФП.

18. Методы управления дебиторской задолженностью

Для построения рациональной системы управления дебиторской задолженностью необходимо следить за соотношением показателей дебиторской и кредиторской задолженности, осуществлять контроль за сроками погашения обязанностей и планирование поступления денежных средств от дебиторов предприятия.



Для анализа дебиторской задолженности принято применять коэффициент ее оборачиваемости, который рассматривается и сопоставляется со значением коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности. От скорости оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности напрямую зависит уровень платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.


Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КОКЗ) определяется как отношение выручки от реализации к среднему значению кредиторской задолженности. Показывает, сколько раз предприятие погасило свою кредиторскую задолженность за анализируемый период.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОДЗ) рассчитывается как отношение выручки от реализации к среднему значению дебиторской задолженности. Показывает скорость трансформации товаров (услуг, работ) предприятия в денежные средства.

Нормативов значений для коэффициентов оборачиваемости нет, положительной тенденцией считается рост значений:

чем выше значение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности, тем выше платежеспособность предприятия;

чем выше значение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, тем выше скорость оборота денежных средств между анализируемым предприятием и его контрагентами.

Рентабельность предприятия увеличивается и в том случае, если значение коэффициента кредиторской задолженности больше, чем значение коэффициента дебиторской задолженности.

19. Кредитная политика предприятия: назначение и содержание

Кредитную политику можно определить как совокупность мероприятий, направленных на создание условий для эффективного размещения привлеченных средств в качестве кредитов в целях обеспечения стабильного роста прибыли кредитора.

Кредитная политика — это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за размещением и использованием кредитов, предоставляемых организацией или банком. Кредитная политика организации включает в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности.

Кредитная политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия. Положения кредитной политики могут быть отражены в объемном документе, содержащем подробные инструкции, или занимать всего одну страницу.

Кредитная политика должна включать в себя:

• продуманную работу с клиентом: правила сегментирования типов заказчиков и правила работы с каждым сегментом;

• распределение внутри компании обязанностей по взаимодействию с должниками;

• процедуру взыскания долгов внутренними силами;