Файл: Участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности негосударственных организаций и граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фактическое участие - это непосредственное совершение действий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Опосредованное участие подразумевает косвенное, через посредника, вовлечение граждан и их объединений в решение вопросов совершенствования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Это могут быть обращения граждан в органы государственной власти с предложениями, рекомендациями, например, по повышению эффективности деятельности полиции, расстановке приоритетов, устранению недостатков.

2.Принципы и способы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями.

2.1 Совместная деятельность сотрудников органов внутренних дел и общественных формирований по предупреждению преступлений и административных правонарушений.



В последние годы в России, в силу объективных процессов создаются и функционируют институты гражданского общества, так необходимые для дальнейшей демократизации нашей страны, а также для укрепления «народного» контроля над органами исполнительной власти. Именно поэтому, сегодня так необходима неразрывная связь и взаимодействие органов внутренних дел и общественных формирований. Перспективы развития такого взаимодействия представляются в самом положительном свете.

Однако, для достижения положительных результатов в сфере обеспечения общественного порядка и профилактики правонарушений необходимо выстроить четкий механизм, который будет содержать в себе цели, задачи, принципы, методы и формы взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований.

Говоря о принципах взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями в области обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений, необходимо отметить, что в научной литературе этот вопрос исследован недостаточно. Зачастую анализируются принципы взаимодействия органов внутренних дел лишь с одним из рассматриваемых нами субъектов — гражданами, общественными объединениями правоохранительной направленности, муниципальными органами и т.д. Поэтому вопрос о принципах взаимодействия нельзя признать исчерпанным. В этой связи предполагаем необходимым уточнения общей характеристики принципов, с учетом той роли, которую они играют в процессе взаимодействия рассматриваемых субъектов.


Так, В.Р. Галлеев, рассматривая проблемы взаимодействия гражданского общества и органов внутренних дел, отмечает, что взаимодействие органов внутренних дел с населением базируется на следующих основных началах:

  • Законность. Сотрудники, взаимодействуют с населением, СМИ и общественными формированиями подчиняются праву, не могут нарушать или обходить его требования и предписания, ущемлять права и законные интересы граждан.

  • Демократизм. Выражается в открытости и доступности для граждан совместной деятельности по охране общественного порядка, профилактике преступлений; возможности контроля за проводимыми мероприятиями.

  • Социально-экономическая обусловленность. Взаимодействие основывается на общепризнанных представлениях о социальной природе преступности. Организация и тактика взаимодействия… должны базироваться на актуальных потребностях и реальных возможностях общества современного периода.

  • Адекватность. Предполагает, что формы, интенсивность взаимодействия в каждом конкретном случае должны соответствовать сложившейся криминалистической обстановке и криминогенной ситуации.

  • Преемственность. Предполагает изучение накопленного в области взаимодействия опыта.

  • Системность и комплексность. Подразумевает единство целей и направлений деятельности, координацию и согласованность действий по взаимодействию, контроль за процессом взаимодействия.

Взаимодействие — это деятельность, согласованная по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач.

Взаимодействие обычно осуществляется в следующих формах:

  • в форме непосредственного сотрудничества;

  • в форме обмена информацией.

Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и безопасности, предполагает следующие основные формы:

- совместно проводимый анализ состояния охраны общественного порядка и общественной безопасности;

- разработка совместных мероприятий по профилактике противоправных деяний;

- обучение и инструктаж участников общественных объединений методам и формам правоохранительной деятельности;

- совместное с участковыми уполномоченными полиции обеспечение общественного порядка на административных участках;


- профилактика противоправных деяний среди лиц, не достигших совершеннолетия, совместно с сотрудниками ПДН ОВД;

- совместное патрулирование с нарядами ППСП.

К общим принципам взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями относят гуманность, законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. К принципам, характерным для деятельности граждан, участвующих в обеспечении правопорядка, причисляют добровольность, территориальность; индивидуальное или коллективное участие, гласные или негласные методы.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и другим правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах, есть «участие граждан в охране общественного порядка».

Кроме того, упомянутым законом определены формы и принципы участия граждан в охране общественного порядка, ограничения, которые связаны с их участием, внештатное сотрудничество с полицией, участие в деятельности народных дружин; устанавливаются основы материального стимулирования, льготы и компенсации народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции, регламентируются вопросы социальной и правовой защиты.

Самая распространенная и с положительной стороны зарекомендовавшая себя форма сотрудничества органов внутренних дел с общественными объединениями — это совместная деятельность с добровольными народными дружинами и казачьими войсковыми обществами.

Следует признать, что отечественное законодательство в рассматриваемой области сравнительно молодое. До 2014 года единый нормативно-правовой акт, регламентирующий вопросы, связанные с участием граждан в охране общественного порядка, отсутствовал. В некоторых регионах участие граждан в обеспечении правопорядка регулировалось подзаконными актами высших должностных лиц соответствующих субъектов РФ и местных органов исполнительной власти. В силу сказанного, для нас чрезвычайно важно обратиться к аналогичному зарубежному опыту. В первую очередь это касается наиболее развитых в экономическом и политическом плане государств мира.

Суть состоит в привлечении граждан к совместной деятельности с органами внутренних дел, в результате которой возрастает значимость, а также возможности гражданского общества в вопросах обеспечения правопорядка и общественной безопасности.


Указанная форма характеризуется следующими направлениями полицейской деятельности:

- обслуживание населения в пределах района;

- профилактические мероприятия;

- работа по формированию у граждан чувства защищенности;

-рост позитивных установок в среде общественности и их поддержание на высоком уровне;

- совершенствование различных форм деятельности органов внутренних дел;

- сближение населения;

- установление тесных контактов с иными исполнительными органами и общественными объединениями.

Ощутимые успехи в вопросах участия граждан в охране общественного порядка и безопасности отмечаются в Японии, где профилактическая работа по предупреждению противоправных деяний (особенно совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия) практически полностью находится в руках общественных организаций. В частности, в целях профилактики подростковой преступности, создан институт наставников несовершеннолетних. Главное полицейское управление государства всячески способствует развитию движения наставников и укреплению их взаимодействия с полицией в масштабах всей страны. Наряду с наставниками лиц, не достигших совершеннолетия, существенную помощь полиции в профилактике подростковой преступности оказывают добровольные члены комиссий по руководству несовершеннолетними, которые работают в специальных подростковых центрах.

3.Формы и методы участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности частных охранных и детективных предприятий.

3.1. Взаимодействие с частными детективными и охранными предприятиями



Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются основными обязанностями государства. Видимо, принимая во внимание в основном только эти конституционные положения, в нашем обществе сложилось устоявшееся мнение, что борьба с нарушениями правопорядка является уделом исключительно правоохранительных и других органов власти. Однако состояние общественного порядка и общественной безопасности в любом государстве во многом зависит от того, насколько все граждане проявляют активность в борьбе с правонарушениями. Противодействие преступности бывает эффективно лишь в том случае, когда в качестве его субъектов выступают в единстве государственные и негосударственные структуры. Характер таких структур и их вклад в борьбу с преступностью различен в разных государствах и в различные исторические периоды.


Кардинальные изменения в общественной жизни, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменение системы субъектов борьбы с преступностью в России. Осмысление правового статуса граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка, в новых экономических, социальных и правовых реалиях носит остро актуальный характер. В период реформ утратили прежнее значение отдельные формы участия общественности в охране общественного порядка. В то же время создавались новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно формировался и развивался институт частной детективной и охранной деятельности.

В складывающейся в России негосударственной системе обеспечения безопасности и борьбы с преступностью частные детективные и охранные предприятия играют все более активную роль. Они выступают в качестве одного из специализированных субъектов борьбы с преступностью, прежде всего как субъект профилактической деятельности.

Частная охранная и детективная деятельность - это деятельность, направленная на оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Эта деятельность направлена на защиту законных прав и интересов граждан и организаций, в чем проявляется ее сходство с правоохранительной деятельностью. Отличие же состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской и осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги.

Осуществление этой деятельности допускается лишь при получении в установленном законом порядке от органов внутренних дел лицензии на право заниматься частной охранной или детективной деятельностью и прохождении государственной регистрации3. На лиц, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, статус работников правоохранительных органов не распространяется.

Основным содержанием данной деятельности являются услуги частных детективных и охранных предприятий, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц и другие подобные виды услуг.