Файл: Участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности негосударственных организаций и граждан.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частная детективная и охранная деятельность, несмотря на тесное сходство с «обычной» правоохранительной деятельностью, обладает специфическими признаками, к которым относятся следующие:

1. Эта деятельность по своему характеру является предпринимательской; она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.

2. Эта деятельность лицензируемая, то есть ее имеют право осуществлять только такие предприятия, которые получили специальное разрешение (лицензию) ОВД и прошли государственную регистрацию.

3. Эта деятельность рассчитана на оказание индивидуально определенным клиентам - физическим и юридическим лицам.

4. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статус работников государственных правоохранительных органов не распространяется.

5. Закон особо оговаривает, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено

Частные охранные предприятия имеют право на предоставление следующих видов услуг:

- защита жизни и здоровья граждан, в ходе которой осуществляются различные мероприятия по физической защите охраняемых лиц от преступных посягательств;

- охрана имущества собственников, в т.ч. и при его транспортировке, осуществляется как физическими, так и техническими средствами. Охрана может осуществляться в отношении любых объектов независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране;

- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно-охранной сигнализации;

- консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

В отличие от частной охраной деятельности, частной детективной деятельностью могут заниматься как предприятия, так и отдельные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Правовым основанием для осуществления частной детективной деятельности является получение лицензии от органа внутренних дел сроком на 3 года, в дальнейшем лицензия может быть продлена на 5 лет.

Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения частных детективных предприятий. Объединение имеет собственное наименование, действует на основании собственного устава, но при этом частные детективные предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.


Формы содействия субъектов частной детективной и охранной деятельности органам внутренних дел могут быть различными: предоставление конфиденциальной информации, поиск преступников и установление очевидцев преступлений, совместное патрулирование с включением в систему единой дислокации, в которой работники частных охранно-сыскных структур отмечены как приданные силы, и т.п.

Частные охранные предприятия могут выделять сотрудников в территориальные подразделения полиции по месту своего нахождения для оказания помощи участковым уполномоченным, многие работники частных охранно-сыскных структур являются внештатными сотрудниками полиции. Появляются и новые, нетрадиционные формы взаимодействия между частными охранно-сыскными структурами и органами внутренних дел.

Частные охранно-сыскные структуры могут дополнить работу правоохранительных органов по следующим направлениям:

1) обеспечение правопорядка на территории, охраняемой на договорной основе с юридическими лицами или органами исполнительной власти, и сокращение нагрузки на правоохранительные органы;

2) участие в мероприятиях по обеспечению общественного порядка (совместные с милицией рейды, патрулирование улиц, жилых районов);

3) информирование о совершенных и готовящихся преступлениях (особенно в сфере экономики), содействие в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также в розыске без вести пропавших лиц, утраченного имущества и денежных средств;

4) содействие при проведении оперативных и следственных мероприятий (обеспечение сохранности следов преступления, выявление очевидцев, участие в качестве понятых и т.д.);

5) помощь в ситуациях чрезвычайного характера (вспомогательных сил для оцепления и т.д.);

6) участие в проведении профилактических мероприятий (лекции для населения, детские и юношеские школы, секции, услуги по правовому консультированию граждан и т.д.).

Как уже отмечалось, наиболее распространенной формой взаимодействия частных охранносыскных структур и полиции является совместное патрулирование, но возможны и другие формы взаимодействия, а именно:

1) учет дислокации постов частных охранно-сыскных структур в интересах полиции (рассылка примет лиц, находящихся в розыске, сбор свидетельских показаний охранников в случае совершения преступления вблизи объектов охраны);


2) привлечение экспертов из числа руководителей частных охранно-сыскных структур к разработке ведомственных документов, регламентирующих охранную деятельность;

3) сбор и анализ информации о фактах практического участия сотрудников частных охранносыскных структур в содействии правоохранительным органам, фиксация таких фактов в официальной статистике полиции;

4) привлечение сотрудников полиции к обучению частных охранников и детективов в рамках взаимодействия с правоохранительными органами;

5) использование ведомственных средств массовой информации в освещении практики успешного взаимодействия частных охранно-сыскных структур и полиции;

6) трудоустройство сотрудников органов внутренних дел, вышедших на пенсию, в частные охранно-сыскные структуры (создание специализированной биржи труда);

7) создание «горячей линии» для оперативного взаимного информирования при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организация прямой связи дежурных частей частных охранных структур с дежурными частями территориальных органов внутренних дел.

Еще одной формой взаимодействия органов внутренних дел с частными детективными и охранными предприятиями является взаимный обмен информацией - оперативное информирование сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности о совершенных преступлениях, угонах автотранспорта, приметах преступников и похищенного, ориентирование на установление лиц, совершающих преступления. Для развития данной формы взаимодействия необходимы регулярные встречи, совещания, подготовка совместных информационных материалов.

Всякое взаимодействие предполагает прежде всего заинтересованность сторон в налаживании и поддержании взаимных контактов, а также доверие друг к другу. На практике необходимо шире использовать экономические факторы и материальные стимулы в отношениях правоохранительных органов с частными сыскными и охранными структурами. Однако органам внутренних дел не стоит недооценивать и использование иных стимулов для повышения эффективности сотрудничества, в т.ч. мер поощрения морального характера, например грамотами доверия за большой вклад в развитие негосударственной системы безопасности, активное содействие правоохранительным органам и высокий профессионализм, благодарностями за оказание помощи правоохранительным органам в охране общественного порядка и задержании правонарушителей и других.

Сегодня частные охранные предприятия и частные детективные организации по своей численности, используемым силам и средствам, интеллектуальному
потенциалу и специальной подготовленности, уровню организованности, дисциплинированности и управляемости представляют собой действительно мощную силу, способную выполнять целый ряд общественно полезных функций. Практика взаимодействия органов внутренних дел с частными детективными и охранными структурами в охране общественного порядка и предупреждении правонарушений с учетом перемен, происходящих в стране, еще только формируется. Многие формы и направления данного взаимодействия не могут считаться вполне сложившимися и устойчивыми. Однако конечной целью взаимодействия частных охранно-сыскных структур с правоохранительными органами должно стать повышение уровня обеспечения общественного порядка в стране, снижение уровня криминальных проявлений в обществе.

Заключение



Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.

Охрана общественного порядка, соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране немыслимы без участия в этом деле граждан. Опора на поддержку граждан и общественных объединений - одно из непременных условий эффективной деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений, устранению порождающих их причин.

Происходящие в нашем обществе динамичные процессы политического, экономического, социального и культурного развития, совершенствование общественных отношений, рост нетерпимости граждан к различным антиобщественным проявлениям - все это требует значительного повышения эффективности охраны всех видов собственности, законности и правопорядка, участия в этом процессе граждан. Это требование в равной степени относится как к предупреждению (профилактике) преступлений, обеспечению правопорядка в городах и сельской местности, так и участию граждан в обеспечении исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию, что органически соответствует сущности правового государства, его гуманистической направленности, принципам законности и социальной справедливости.


Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов России. При осуществлении этой охранительной функции государством в условиях формирования в России гражданского общества и реформирования органов внутренних дел необходимо создать благоприятные условия для реализации личностью своих прав, свобод и законных интересов.

Понятия "общественный порядок" и "общественная безопасность" очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Обеспечивая общественный порядок, правоохранительные органы обеспечивают общественную безопасность и наоборот. Поддержание общественного порядка и общественной безопасности на должном уровне - одна из важных и необходимых задач государства в современных условиях.

Частная детективная и охранная деятельность представляет собой оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Законом определены виды охранных и сыскных услуг, правомочия частных охранников и детективов. Особо регламентированы в Законе порядок и условия применения охранниками и детективами огнестрельного оружия и специальных средств.

Частная сыскная деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности, поскольку, подобно предпринимательству вообще, она:

а) осуществляется субъектами частного сыска самостоятельно;

б) на свой страх и риск;

в) направлена на систематическое извлечение прибыли от оказания услуг;

г) осуществляющие ее лица подлежат государственной регистрации в качестве предпринимателей.

Негосударственная правоохранительная деятельность частных сыскных организаций обладает следующими признаками:

а) применяемые меры юридического воздействия должны соответствовать предписаниям законов или иных правовых актов;