Файл: Участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности негосударственных организаций и граждан.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего образования
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра "Правоохранительная деятельность"
Курсовая работа
по дисциплине «Административная деятельность ПО»
на тему: «Участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности негосударственных организаций
и граждан»
ПГУ 1.114040062.04.001
Специальность - 40.05.02 - Правоохранительная деятельность
Специализация: Административная деятельность
Выполнил студент: Прохорова Д.
Группа: 19КПД1
Руководитель:
к.и.н., доцент _Плоткин В.А.
Работа защищена с оценкой ___________________
Дата защиты ___________________
Пенза, 2022
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой КПД, к.т.н., к.ю.н.
____________Н.И. Свечников
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
по дисциплине «Административная деятельность правоохранительных органов»
Тема: «Участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности негосударственных организаций и граждан»
При написании курсовой работы необходимо:
- дать понятие общественного порядка;
- рассмотреть организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении общественного порядка;
-отразить порядок взаимодействия правоохранительных органов с гражданами в охране общественного порядка;
- показать обязательность проведения административного расследования;
- выявить особенности обеспечения общественной безопасности частных охранных и детективных предприятий;
Руководитель работы:
доцент кафедры «Правоохранительная деятельность»
доцент, к.и.н. Плоткин В.А.
Оглавление
Введение 4
1.Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. 7
1.1 Сущность, виды организационно-правовых форм, проблемы правового регулирования 7
2.Принципы и способы взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями. 12
2.1 Совместная деятельность сотрудников органов внутренних дел и общественных формирований по предупреждению преступлений и административных правонарушений. 12
3.Формы и методы участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности частных охранных и детективных предприятий. 17
3.1. Взаимодействие с частными детективными и охранными предприятиями 17
Заключение 24
Список использованных источников 28
Введение
Человек проявляет и утверждает себя как личность в трудовой деятельности, в повседневном общении с другими людьми. Стремление людей к социальному общению - их насущная потребность. Это общение людей отражается в их поведении. В сфере производственной и иной общественной деятельности, в быту складываются социальные связи людей, их взаимоотношения. В результате возникает сложная сеть многообразных общественных отношений, прав и обязанностей людей по отношению друг к другу и к обществу. Наиболее важные из этих отношений закрепляются правовыми нормами.
Совместная и целеустремленная производственная и иная социальная деятельность людей невозможна без упрочения социальных связей и общественных отношений. В доклассовом обществе порядок регулировался обычаями и традициями. С разделением труда, появлением частной собственности и классов общественный порядок и общественная безопасность регулируются прежде всего правом и моралью и охраняются государством.
Общественный порядок складывается из волевых отношений людей, которые проявляются в их поведении, действиях как результат их сознательной деятельности. Политическая система (государство, общественные объединения) формирует общественный порядок, активно влияет на общественные отношения путем установления социальных правил поведения и обеспечения их исполнения и соблюдения.
Борьба за укрепление общественного порядка составляет важную задачу государства. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития указано развитие человеческого потенциала России, для чего необходимо обеспечение безопасности и общественного порядка.
Существенная роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, российской полиции. Именно они в тесном контакте и взаимодействии с иными государственными органами и различными организациями ведут большую работу по предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, используя при этом широкую гамму средств правового и морального воздействия, разнообразный арсенал мер убеждения и принуждения.
Мировой опыт показывает, что ни одно даже самое стабильное государство не может решить проблемы обеспечения общественного порядка только на путях оснащения судебно-полицейского аппарата, без использования научного инструментария изучения её истоков и генезиса, прогнозирования её тенденций, выбора оптимальных превентивных мер. И, наконец, без опоры власти на сознательные слои населения. В.В. Путин по этому поводу отмечал: "Не подлежит сомнению - чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой. Подчеркну: этот вопрос должен быть детально продуман. И местным законодательством нужно более четко определять статус общественных организаций, помогающих вести борьбу с противоправными деяниями, а для привлечения добровольцев - находить новые стимулы".
Цель работы - изучение основ взаимодействия правоохранительных органов с общественностью в области охраны общественного порядка.
В задачи работы входит:
-
выяснить понятие общественного порядка и кратко проанализировать содержание управленческой деятельности государства в области его охраны общественного порядка; -
рассмотреть организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении общественного порядка; -
отразить порядок взаимодействия правоохранительных органов с трудовыми коллективами, населением в обеспечении общественного порядка.
1.Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
1.1 Сущность, виды организационно-правовых форм, проблемы правового регулирования
Вопросы участия граждан в обеспечении безопасности в настоящее время не регламентированы специальным федеральным законом. Регламентация отношений в этой области ограничивается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами муниципальных образований.
Более чем в 50 субъектах Российской Федерации приняты законы об участии граждан в охране общественного порядка.
Добровольное участие граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности является важным компонентом гражданского общества. Актуальной научно-теоретической проблемой, связанной с этим, является классификация форм такого участия. Возможность классификации участия граждан по различным основаниям свидетельствует о разнообразии его форм.
Законодатель выделяет следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;
2) участие в поиске лиц, пропавших без вести;
3) внештатное сотрудничество с полицией;
4) участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.
Критерием приведенной классификации выступает направление деятельности граждан по охране общественного порядка и формы их взаимодействия с правоохранительными органами. Анализ нормативных правовых актов и правоприменительной практики позволяет заключить, что помимо приведенного законодательного подхода возможны и многие другие классификации участия граждан в охране общественного порядка.
Обосновываются следующие классификации форм участия граждан в охране общественного порядка:
1) в зависимости от числа граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, — индивидуальные и коллективные формы участия;
2) в зависимости от характера возложения полномочия — право участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности и обязанность участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; в зависимости от практического осуществления участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — фактическое и опосредованное участие граждан.
Участие граждан в правоохранительной деятельности – тема актуальная, но в комплексном виде пока до конца не изученная, хотя отдельным направлениям и видам такого участия (особенно добровольным народным дружинам) уделялось достаточно внимания в отечественной науке. До недавнего времени даже не существовало единого нормативного правового акта, регламентирующего вопросы участия граждан в правоохранительной деятельности, но 21 марта 2014 г. был принят ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», которые предусматривает определенные формы участия граждан в правоохранительной деятельности.
Соответственно, закон предусматривает определенные организационные формы участия граждан в правоохранительной деятельности. Это знакомые все народные дружины и внештатные сотрудники.
Кроме того, закон предусматривает создание общественных объединений правоохранительной направленности – т.е. не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка. Такие объединения могут:
1. оказывать содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2. участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений;
3. распространять правовые знания, разъяснять нормы поведения в общественных местах.
Примером такого объединения может служить добровольный поисковый отряд «Лиза Алерт», активно участвующий в поиске пропавших детей. Поиск пропавших без вести – отдельно выделенное в законе направление участия граждан в правоохранительной деятельности.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами:
1. добровольности;
2. законности;
3. приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4. права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
5. взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6. недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления
Добровольное участие граждан и их объединений в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности является неотъемлемым компонентом гражданского общества. Этот процесс носит характер двустороннего взаимодействия правоохранительных органов и представителей общества, не имеющих к ним отношения, но желающих в той или иной степени принять участие в охране общественного порядка. С одной стороны, граждане проявляют соответствующую инициативу. С другой стороны, правоохранительные органы должны обеспечить возможность практической реализации этой инициативы. Наконец, государство должно создать правовые гарантии для возможности указанного взаимодействия.
Наряду с легальной классификацией форм участия граждан в охране общественного порядка можно выделить и другие классификации, основанные на иных критериях.
1. В зависимости от числа граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, различаются индивидуальные и коллективные формы участия.
Индивидуальная форма участия подразумевает действия по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности со стороны одного гражданина.
Учитывая важность укрепления в обществе чувства патриотизма, гражданского долга, социальной ответственности, чести, уважения к закону, непримиримости по отношению к правонарушителям, государство активно поощряет гражданскую инициативу и активность по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Важной формой такого поощрения является наградная система Российской Федерации.
2. В зависимости от характера возложения полномочия различается:
- право участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
- обязанность участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
3. В зависимости от практического осуществления участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности выделяется фактическое и опосредованное участие граждан.