Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/

временно вызвать опасную ситуацию, в результате чего п происходит травмирование работающих.

Важным моментом в изучении факторов, вызвавших несчастный случай, является нахождение основных, или главных, причин, которые, как правило, действуют в на­ чальном и конечном периодах проявления опасной ситу­ ации. Например, отсутствие ограждения на вращаю­ щихся частях машины постоянно в процессе работы соз­ дает опасную обстановку. Достаточно появления одной или нескольких объективных или субъективных при­ чин— как создаются условия для реализации опасной ситуации в травматическую.

Несчастный случай происходит, как правило, в ре­ зультате совместного действия целого ряда условий, не­ посредственно существующих в момент события. Каж­ дое из этих условий в свою очередь можно рассматри­ вать как конечный результат цепи ранее существовав­ ших во времени, последовательно расположенных при­ чин, число которых доходит до десятка и более.

Травматическая ситуация является окончательным завершением сложившихся обстоятельств, и ее нужно рассматривать как результат отступления от существу­ ющих норм или правил техники безопасности (произ­ водственной среды) или субъективных причин.

Выяснить объективные причины несчастного случая трудно, так как одни причины оказывают непосредст­ венное действие, другие только косвенное. Обнаружить или выявить все действующие причины и разорвать их связи осуществлением определенных мероприятий — главная задача охраны труда на производстве.

Все причины несчастных случаев делятся на две группы: организационные и технические.

Кпервой группе относятся:

1.Отсутствие инструктажей по технике безопасности: вводного, на рабочем месте, периодического и при переводе на другую работу.

2.Необученность работника:

а)

устройству и обслуживанию судовой силовой,

рефрижераторной

установок, электрооборудования;

б)

особенностям

технологического оборудования;

в)

безопасным приемам работы или плаванию;

г)

правилам пользования инструментом, приспособ­

лениями, применению защитных средств;

24—224

377


д) грузовым и швартовным операциям. 3. Отсутствие должного надзора за:

а) соблюдением инструкций по технике безопасности и трудовой дисциплины; б) исправностью орудий лова, палубных механизмов,

механизмов и машин рыбфабрики, силовой и рефри­ жераторной установок; в) использованием спецодежды, спецобуви, защит­

ных средств, приспособлений и инструмента; г) поддержанием порядка на палубах, в производст­ венных помещениях, трюмах.

4.Несоблюдение правил техники безопасности или применение опасных приемов труда (обученными, опытными работниками) при:

а) эксплуатации силовой, рефрижераторной уста­ новок, технологического и судового оборудования; б) ремонте судовых механизмов", машин и выполне­

нии корпусных работ;

 

 

 

 

в)

работе с орудиями лова;

работах

и

работах

г)

погрузочно-разгрузочных

в трюмах (при складировании грузов и тары)

д)

обработке рыбы на палубах и в цехах;

работах;

е)

швартовных операциях и на малярных

ж)

зачистке танков из-под

топлива,

мазута, жира;

з)

эксплуатации

и ремонте

радионавигационных

средств связи и электроустановок;

 

в опасной

и)

нахождении

и передвижении

экипажа

зоне;

 

 

 

 

 

к)

работе с пиротехническими средствами.

 

5.Отсутствие должной организации труда и непринятие мер по содержанию рабочих мест (теснота, беспоря­ док, несвоевременная уборка отходов, неправильная упаковка тары, рыбы, неровности и скользкость на палубах и др.), проходов, палуб, трапов.

Ко второй группе относятся:

1..Отсутствие на рабочем месте:

а) средств механизации и автоматизации тяжелых и опасных работ; б) ограждений, предохранительных устройств, тра­ пов, сходней и т. п.;

в) условий, предусмотренных судовыми санитарны­ ми нормами (по техническим причинам);

378


 

г)

заземления

на

электрооборудовании

и

электро­

 

установках;

 

 

 

 

 

 

 

2.

д)

инструмента и приспособлений.

техники

безопас­

Несовершенство

точки зрения

 

ности) :

приспособлений,

инструмента или

 

а)

конструкций,

 

его несоответствие

характеру

выполняемой

работы;

 

б)

конструкции

технологического

оборудования,

 

орудий лова;

 

 

 

 

 

 

 

 

в) палубных машин, швартовных и шлюпочных

 

устройств, средств пересадки с судна на судно;

 

г) индивидуальных защитных средств, спецодежды,

 

спецобуви, приспособлений, специального

инструмен­

3.

та и прочего инвентаря.

 

 

 

 

 

Неисправность:

 

установки

и

технологического

 

а)

судовой силовой

 

оборудования;

 

 

 

 

 

 

 

 

б) приспособлений, инструмента, .орудий лова, про­

 

чего оборудования и инвентаря;

 

 

 

 

 

в) подъемно-транспортного оборудования, механиз­

 

мов, тросов и грузозахватных приспособлений;

 

г) паросилового, холодильного оборудования и его

 

систем;

 

 

радионавигационных средств,

 

д) электрооборудования,

 

заземления;

 

 

 

 

 

 

 

 

е) ограждений, предохранительных, швартовных и

 

шлюпочных устройств;

 

 

 

 

 

 

ж)

непригодность (по характеру выполняемой рабо­

 

ты)

или неисправность

индивидуальных

защитных

 

средств;

 

 

 

 

 

 

 

 

з) трапов, сходней, настилов, люковых закрытий и

 

дверей.

 

 

 

 

на производстве

 

При изучении причин травматизма

иногда

следует учитывать

не только

организационные

итехнические, но и субъективные причины.

Вотдельных случаях реализация опасных ситуаций происходит вследствие невнимательности и недисципли­

нированности работника. Основной причиной большин­ ства таких несчастных случаев являются ошибки в дей­ ствиях, возникающие либо перед началом работы (на­ пример, рабочий не надел спецодежду), либо в ходе ра­ боты (забыл установить ограждение или производил ремонт редуктора без остановки агрегата).

24*

379


Во всех случаях производственного травматизма причины ошибочных действий обусловлены слабой под­ готовкой рабочего, отсутствием или недостаточностью у него необходимых знаний и навыков; несоответствием его индивидуально-психологических качеств выполняе­ мой работе; недисциплинированностью, нерадивостью, временным снижением работоспособности в результате заболевания, утомления, отрицательного воздействия условий труда, а также некоторыми внутренними зако­ номерностями развития трудового навыка.

Выявить все действующие причины, найти их взаимо­ связь, роль и место в процессе формирования опасной ситуации можно только при умелом расследовании не­ счастного случая. Если при расследовании несчастных случаев будут правильно обнаружены и занесены в акт формы Н-1 все действующие причины, то, разрабатывая и осуществляя мероприятия по их предотвращению, можно добиться исключения производственного травма­ тизма.

РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Одним из важнейших вопросов в профилактике про­ изводственного травматизма является своевременное и квалифицированное расследование несчастных случаев. Расследование позволяет устанавливать действительные причины травмирования работающих и намечать пути их ликвидации.

Мероприятия, намеченные в период расследования несчастных случаев, обычно являются основой работы предприятия по предупреждению и недопущению пов­ торного травматизма.

При расследовании несчастных случаев на произ­ водстве следует руководствоваться «Положением о рас­ следовании и учете несчастных случаев на производст­ ве», утвержденным постановлением президиума ВЦСПС от 20 мая 1966 г., и «Инструкцией о порядке расследо­ вания и учета несчастных случаев на судах флота рыб­ ной промышленности СССР», утвержденной президи­ умом ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности от 15 сентября 1967 г. В соответствии с этими докумен­ тами все несчастные случаи, которые произошли при выполнении работы по заданию администрации, рас­ следуются администрацией. О каждом несчастном слу-

380


чае на производстве пострадавший или очевидец не­ медленно извещает руководителя работ.

Руководитель работ, узнав о несчастном

случае,

обязан организовать

оказание первой помощи постра­

давшему, направить

его в медицинский

пункт,

сохра­

нить до расследования

обстановку

на

рабочем

месте

такой, какой она была

в момент

происшествия

(если

это не угрожает жизни и здоровью окружающих), после этого рапортом сообщить о случившемся своему на­ чальнику или капитану судна.

Капитан судна в течение 24 ч должен расследовать несчастный случай вместе со старшим общественным инспектором по охране труда судового комитета и ин­ женером по технике безопасности. При расследовании устанавливают обстоятельства и причины несчастного случая, а также намечают мероприятия, исключающие возможность его повторения.

Изучение обстоятельств и причин несчастного слу­ чая проводят в следующем порядке.

Во-первых, осматривают место несчастного случая, проверяют оборудование, инструмент, оснастку, а так­ же изучают организацию труда на рабочем месте по­ страдавшего. Для этого, если необходимо, организуют фотографирование места работы, а также экспертное, лабораторное исследование материалов или воздушной среды, проводят соответствующие расчеты и испытания.

Во-вторых, в период расследования опрашивают по­ терпевшего и свидетелей. Объяснения и ответы на во­ просы даются в письменной форме.

В-третьих, изучают документацию по вопросам ох­ раны труда (журналы инструктажа, инструкции по технике безопасности и технической эксплуатации, тех­ нологический процесс, чертежи, схемы и т. п.).

При выявлении причин несчастного случая необхо­ димо принимать во внимание индивидуальные особен­ ности человека, допустившего ошибку, условия окру­ жающей среды, отношение к товарищам по работе. Обработка полученного таким образом материала

позволит четко

представить обстоятельства

и

вы­

явить причины

возникновения

несчастного

слу­

чая.

 

 

 

 

Материалы расследования несчастного случая на

производстве, вызвавшего потерю

трудоспособности

не

381