Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
/
временно вызвать опасную ситуацию, в результате чего п происходит травмирование работающих.
Важным моментом в изучении факторов, вызвавших несчастный случай, является нахождение основных, или главных, причин, которые, как правило, действуют в на чальном и конечном периодах проявления опасной ситу ации. Например, отсутствие ограждения на вращаю щихся частях машины постоянно в процессе работы соз дает опасную обстановку. Достаточно появления одной или нескольких объективных или субъективных при чин— как создаются условия для реализации опасной ситуации в травматическую.
Несчастный случай происходит, как правило, в ре зультате совместного действия целого ряда условий, не посредственно существующих в момент события. Каж дое из этих условий в свою очередь можно рассматри вать как конечный результат цепи ранее существовав ших во времени, последовательно расположенных при чин, число которых доходит до десятка и более.
Травматическая ситуация является окончательным завершением сложившихся обстоятельств, и ее нужно рассматривать как результат отступления от существу ющих норм или правил техники безопасности (произ водственной среды) или субъективных причин.
Выяснить объективные причины несчастного случая трудно, так как одни причины оказывают непосредст венное действие, другие только косвенное. Обнаружить или выявить все действующие причины и разорвать их связи осуществлением определенных мероприятий — главная задача охраны труда на производстве.
Все причины несчастных случаев делятся на две группы: организационные и технические.
Кпервой группе относятся:
1.Отсутствие инструктажей по технике безопасности: вводного, на рабочем месте, периодического и при переводе на другую работу.
2.Необученность работника:
а) |
устройству и обслуживанию судовой силовой, |
|
рефрижераторной |
установок, электрооборудования; |
|
б) |
особенностям |
технологического оборудования; |
в) |
безопасным приемам работы или плаванию; |
|
г) |
правилам пользования инструментом, приспособ |
лениями, применению защитных средств;
24—224 |
377 |
д) грузовым и швартовным операциям. 3. Отсутствие должного надзора за:
а) соблюдением инструкций по технике безопасности и трудовой дисциплины; б) исправностью орудий лова, палубных механизмов,
механизмов и машин рыбфабрики, силовой и рефри жераторной установок; в) использованием спецодежды, спецобуви, защит
ных средств, приспособлений и инструмента; г) поддержанием порядка на палубах, в производст венных помещениях, трюмах.
4.Несоблюдение правил техники безопасности или применение опасных приемов труда (обученными, опытными работниками) при:
а) эксплуатации силовой, рефрижераторной уста новок, технологического и судового оборудования; б) ремонте судовых механизмов", машин и выполне
нии корпусных работ; |
|
|
|
|
||
в) |
работе с орудиями лова; |
работах |
и |
работах |
||
г) |
погрузочно-разгрузочных |
|||||
в трюмах (при складировании грузов и тары) |
||||||
д) |
обработке рыбы на палубах и в цехах; |
работах; |
||||
е) |
швартовных операциях и на малярных |
|||||
ж) |
зачистке танков из-под |
топлива, |
мазута, жира; |
|||
з) |
эксплуатации |
и ремонте |
радионавигационных |
|||
средств связи и электроустановок; |
|
в опасной |
||||
и) |
нахождении |
и передвижении |
экипажа |
|||
зоне; |
|
|
|
|
|
|
к) |
работе с пиротехническими средствами. |
|
5.Отсутствие должной организации труда и непринятие мер по содержанию рабочих мест (теснота, беспоря док, несвоевременная уборка отходов, неправильная упаковка тары, рыбы, неровности и скользкость на палубах и др.), проходов, палуб, трапов.
Ко второй группе относятся:
1..Отсутствие на рабочем месте:
а) средств механизации и автоматизации тяжелых и опасных работ; б) ограждений, предохранительных устройств, тра пов, сходней и т. п.;
в) условий, предусмотренных судовыми санитарны ми нормами (по техническим причинам);
378
|
г) |
заземления |
на |
электрооборудовании |
и |
электро |
|||
|
установках; |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
д) |
инструмента и приспособлений. |
техники |
безопас |
|||||
Несовершенство |
(с |
точки зрения |
|||||||
|
ности) : |
приспособлений, |
инструмента или |
||||||
|
а) |
конструкций, |
|||||||
|
его несоответствие |
характеру |
выполняемой |
работы; |
|||||
|
б) |
конструкции |
технологического |
оборудования, |
|||||
|
орудий лова; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) палубных машин, швартовных и шлюпочных |
||||||||
|
устройств, средств пересадки с судна на судно; |
||||||||
|
г) индивидуальных защитных средств, спецодежды, |
||||||||
|
спецобуви, приспособлений, специального |
инструмен |
|||||||
3. |
та и прочего инвентаря. |
|
|
|
|
|
|||
Неисправность: |
|
установки |
и |
технологического |
|||||
|
а) |
судовой силовой |
|||||||
|
оборудования; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) приспособлений, инструмента, .орудий лова, про |
||||||||
|
чего оборудования и инвентаря; |
|
|
|
|
||||
|
в) подъемно-транспортного оборудования, механиз |
||||||||
|
мов, тросов и грузозахватных приспособлений; |
||||||||
|
г) паросилового, холодильного оборудования и его |
||||||||
|
систем; |
|
|
радионавигационных средств, |
|||||
|
д) электрооборудования, |
||||||||
|
заземления; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е) ограждений, предохранительных, швартовных и |
||||||||
|
шлюпочных устройств; |
|
|
|
|
|
|||
|
ж) |
непригодность (по характеру выполняемой рабо |
|||||||
|
ты) |
или неисправность |
индивидуальных |
защитных |
|||||
|
средств; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
з) трапов, сходней, настилов, люковых закрытий и |
||||||||
|
дверей. |
|
|
|
|
на производстве |
|||
|
При изучении причин травматизма |
||||||||
иногда |
следует учитывать |
не только |
организационные |
итехнические, но и субъективные причины.
Вотдельных случаях реализация опасных ситуаций происходит вследствие невнимательности и недисципли
нированности работника. Основной причиной большин ства таких несчастных случаев являются ошибки в дей ствиях, возникающие либо перед началом работы (на пример, рабочий не надел спецодежду), либо в ходе ра боты (забыл установить ограждение или производил ремонт редуктора без остановки агрегата).
24* |
379 |
Во всех случаях производственного травматизма причины ошибочных действий обусловлены слабой под готовкой рабочего, отсутствием или недостаточностью у него необходимых знаний и навыков; несоответствием его индивидуально-психологических качеств выполняе мой работе; недисциплинированностью, нерадивостью, временным снижением работоспособности в результате заболевания, утомления, отрицательного воздействия условий труда, а также некоторыми внутренними зако номерностями развития трудового навыка.
Выявить все действующие причины, найти их взаимо связь, роль и место в процессе формирования опасной ситуации можно только при умелом расследовании не счастного случая. Если при расследовании несчастных случаев будут правильно обнаружены и занесены в акт формы Н-1 все действующие причины, то, разрабатывая и осуществляя мероприятия по их предотвращению, можно добиться исключения производственного травма тизма.
РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Одним из важнейших вопросов в профилактике про изводственного травматизма является своевременное и квалифицированное расследование несчастных случаев. Расследование позволяет устанавливать действительные причины травмирования работающих и намечать пути их ликвидации.
Мероприятия, намеченные в период расследования несчастных случаев, обычно являются основой работы предприятия по предупреждению и недопущению пов торного травматизма.
При расследовании несчастных случаев на произ водстве следует руководствоваться «Положением о рас следовании и учете несчастных случаев на производст ве», утвержденным постановлением президиума ВЦСПС от 20 мая 1966 г., и «Инструкцией о порядке расследо вания и учета несчастных случаев на судах флота рыб ной промышленности СССР», утвержденной президи умом ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности от 15 сентября 1967 г. В соответствии с этими докумен тами все несчастные случаи, которые произошли при выполнении работы по заданию администрации, рас следуются администрацией. О каждом несчастном слу-
380
чае на производстве пострадавший или очевидец не медленно извещает руководителя работ.
Руководитель работ, узнав о несчастном |
случае, |
||||
обязан организовать |
оказание первой помощи постра |
||||
давшему, направить |
его в медицинский |
пункт, |
сохра |
||
нить до расследования |
обстановку |
на |
рабочем |
месте |
|
такой, какой она была |
в момент |
происшествия |
(если |
это не угрожает жизни и здоровью окружающих), после этого рапортом сообщить о случившемся своему на чальнику или капитану судна.
Капитан судна в течение 24 ч должен расследовать несчастный случай вместе со старшим общественным инспектором по охране труда судового комитета и ин женером по технике безопасности. При расследовании устанавливают обстоятельства и причины несчастного случая, а также намечают мероприятия, исключающие возможность его повторения.
Изучение обстоятельств и причин несчастного слу чая проводят в следующем порядке.
Во-первых, осматривают место несчастного случая, проверяют оборудование, инструмент, оснастку, а так же изучают организацию труда на рабочем месте по страдавшего. Для этого, если необходимо, организуют фотографирование места работы, а также экспертное, лабораторное исследование материалов или воздушной среды, проводят соответствующие расчеты и испытания.
Во-вторых, в период расследования опрашивают по терпевшего и свидетелей. Объяснения и ответы на во просы даются в письменной форме.
В-третьих, изучают документацию по вопросам ох раны труда (журналы инструктажа, инструкции по технике безопасности и технической эксплуатации, тех нологический процесс, чертежи, схемы и т. п.).
При выявлении причин несчастного случая необхо димо принимать во внимание индивидуальные особен ности человека, допустившего ошибку, условия окру жающей среды, отношение к товарищам по работе. Обработка полученного таким образом материала
позволит четко |
представить обстоятельства |
и |
вы |
|
явить причины |
возникновения |
несчастного |
слу |
|
чая. |
|
|
|
|
Материалы расследования несчастного случая на |
||||
производстве, вызвавшего потерю |
трудоспособности |
не |
381