Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

менее одного рабочего дня, оформляются актом формы Н-1. Такие акты составляются на все несчастные слу­ чаи независимо от того, связаны ли они с производст­ вом или нет.

Акты составляются в четырех экземплярах и подпи­ сываются капитаном судна, старшим общественным инспектором по охране труда судового комитета и ин­ женером по технике безопасности. Если несчастный слу­ чай не связан с производством, администрация пред­ приятия может обратиться в базовый комитет профсо­ юза за решением вопроса о признании его не связанным с производством.

Если от несчастного случая пострадали два челове­ ка и более, то на каждого пострадавшего составляют отдельный акт.

Оформленный акт представляется главному инжене­ ру предприятия, который в суточный срок проверяет правильность заполнения в нем всех граф, достовер­ ность причин и эффективность разработанных меро­ приятий. Убедившись, что акт отражает истинное по­ ложение дел, он утверждает его и рассылает в следую­ щие адреса: техническому инспектору профсоюза, ба­ зовый комитет профсоюза, на участок или судно, где

произошло

происшествие, а один экземпляр оставляет

у себя для

контроля. Этот экземпляр находится у ин­

женера или в отделе техники безопасности.

Акт установленной формы, как и материалы рассле­ дования, должны оформляться без исправлений и по­ марок. Всего его графы заполняются разборчиво и ак­ куратно. По истечении трех лет все акты и материалы расследования сдаются в архив предприятия, где хра­ нятся 45 лет.

Групповой (групповым считается случай, происшед­ ший с двумя работниками и более), смертельный или тяжелый несчастные случаи должны быть немедленно расследованы техническим инспектором профсоюза.

О групповых и тяжелых несчастных случаях, пов­ лекших за собой инвалидность или смерть, капитан обязан немедленно поставить в известность руководст­ во предприятия. Главный инженер или руководитель предприятия в свою очередь обязаны срочно сообщить о таком несчастном случае по радио, телефону или с нарочным в вышестоящую организацию (управление

382

или главк), техническому инспектору профсоюза и в прокуратуру по месту нахождения предприятия.

Такие несчастные случаи расследуются техническим инспектором с участием представителей вышестоящего хозяйственного органа и с обязательным участием пред­ ставителя местных профсоюзных органов. Комиссия производит расследование как было описано выше.

По собранным материалам комиссия в трехдневный срок составляет акт расследования в произвольной форме.

Действующее положение дает право администрации рыбодобывающего предприятия в исключительных слу­ чаях при получении извещения о невозможности немед­ ленного прибытия технического инспектора назначить ведомственную комиссию с участием представителя ба­ зового комитета или внештатного технического инспек­ тора, которая обязана изучить обстоятельства, устано­ вить причины несчастного случая, составить акт и все материалы расследования выслать техническому ин­ спектору для заключения. Все несчастные случаи, про­ исшедшие в период выполнения работ по заданию администрации или при выполнении служебных обязан­ ностей, расследуются и учитываются там, где они про­ изошли,— по месту работы пострадавшего. На судах несчастный случай может произойти с работником, ко­ торый был туда направлен из другой организации или с другого судна для выполнения тех или иных служеб­ ных обязанностей. Такой несчастный случай расследу­ ется на том судне, где он произошел, с указанием в акте формы Н-1 предприятия или судна, где постоянно работает или числится пострадавший. Указанные не­ счастные случаи учитываются той организацией, работ­ ником которой является пострадавший.

Несчастные случаи, происшедшие с учащимися или курсантами мореходных училищ, проходящими произ­ водственную практику под руководством технического персонала судов, расследуются и учитываются адми­ нистрацией судна, где они произошли, с указанием в акте формы Н-1 того учебного заведения, которое на­ правило пострадавшего.

Если работа на судах производится рабочими дру­ гой организации под руководством технического персо­ нала сторонней организации, то несчастный случай,

383


происшедший на этом судне, расследуется и учитыва­ ется этой (сторонней) организацией. Например, на судно прибыла бригада судоремонтного завода под ру­ ководством мастера. При выполнении ремонтных работ произошел несчастный, случай с рабочим этой брига­ ды. Расследование и учет данного несчастного случая производит администрация судоремонтного завода.

Учету подлежат все травмы, происшедшие на про­ изводстве. Все незначительные травмы должны учи­ тываться в специальном журнале: на больших судах в медпунктах, а на судах, где нет медицинских пунктов, журналы должны вести старший помощник капитана и старший механик судна.

Отчету по форме 7-т подлежат не только несчастные случаи, вызвавшие потерю трудоспособности свыше трех рабочих дней, но и случаи со смертельным исхо­ дом, перевод на другую работу с основной профессии по заключению лечащего врача на срок более трех ра­ бочих дней.

Медицинские пункты судов обязаны ежесуточно представлять сведения капитану судна и судовому ко­ митету профсоюза о несчастных случаях, травмах, про­ исшедших на производстве, в связи с которыми постра­ давшие переведены на другую работу. Работники отдела техники безопасности по возвращении судна в порт должны изучать действия судовой администрации по ликвидации причин травматизма, а также выяснять, не допускалось ли скрытие несчастных случаев па про­ изводстве.

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА НА СУДАХ

Для успешной борьбы с производственным травма­ тизмом необходимо постоянно располагать данными об его уровне и причинах по отдельным типам судов, райо­ нам промысла, видам и характеру работ. Чем полнее эти данные и меньше период, за который они изучают­ ся, тем быстрее будут выявлены участки с наиболее опасными условиями труда и приняты меры по устра­ нению причин травматизма.

В практике существуют три метода: монографиче­ ский, топографический и статистический. Схема анализа производственного травматизма на судах приведена на рис. 82.

384

Рис. 82. Схема анализа производственного травматизма.

М о н о г р а ф и ч е с к и м м е т о д о м изучают техно­ логические. процессы, машины и другие виды оборудо­ вания; организацию рабочих мест, состояние воздуш­ ной среды, освещенность и другие элементы производ­ ственной обстановки на судах, погрузочно-разгрузочных площадках (пирсах), судоремонтных участках; средст­ ва индивидуальной защиты и их применение.

Целью изучения является выявление опасных мест и вредных условий труда. Объектом монографического исследования может быть судно или группа однотип­ ных судов, предприятие в целом или группа предприя­ тий. Такой метод изучения является наиболее совер­ шенным и эффективным, так как он дает возможность не только заранее предупредить повторение несчастных случаев, но вскрыть причины травматизма и наметить меры по их устранению. В этом его основное преиму­ щество перед другими методами;

Монографические исследования проводят следующим образом. Судно (группа однотипных судов), судоре­ монтный участок или предприятие в целом подвергают детальному обследованию, в процессе которого выявля­ ются причины травматизма, а также недостатки в ор­

ганизации

работы по технике безопасности и

произ­

водственной санитарии. Кроме того, используют

мате­

риалы по

травматизму за прошедший период.

Такой

метод изучения травмоопасных участков дает материал для широких обобщений и проведения различных меро­

приятий общего характера

по охране труда.

Т о п о г р а ф и ч е с к и й

м е т о д позволяет изучить

причины несчастных случаев на месте. Каждый несчаст­ ный случай наносят условным знаком на план разме­ щения рабочих мест на судне. Выделенный таким об­ разом опасный участок затем изучают монографическим •методом и по результатам изучения проводят профи­ лактические мероприятия.

Такие наглядные планы командный состав судна может использовать при проведении инструктажа по технике безопасности' с вновь поступившими членами экипажа.

С т а т и с т и ч е с к и й м е т о д позволяет определить количественную сторону травматизма, а также изучить основные причины, закономерность их проявления по значительному числу факторов.

386


Этот метод дает возможность проанализировать сте­ пень обученности и опытности работника, характер травм, а также определить организационно-технические причины как В'период промысла, так и на переходах и в порту и по ним установить экономические затраты.

В связи с тем что производственный травматизм на судах является результатом не одной, а совокупности нескольких причин, действующих одновременно, то для их выяснения целесообразно пользоваться математиче­ ской статистикой.

Необходимо учитывать, что применение статистиче­ ского метода может быть эффективным в том случае, если случаи травмирования неоднократно повторяются при выполнении одних и тех же операций.

Если на предприятии в течение года при выполнении одной и той же операции происходит небольшое коли­ чество несчастных случаев, то для их анализа следует пользоваться следующей методикой. Во-первых, анализу подвергаются не только учтенные несчастные случаи, но и все микротравмы, которые можно группировать. Во-вторых, необходимо увеличивать число травм, беря за основу более продолжительный промежуток време­ ни (от 3 до 5 лет). В-третьих, следует проводить более укрупненную группировку несчастных случаев, класси­ фицируя их не более чем на три-четыре группы.

Чтобы получить количественную оценку уровня про­ изводственного травматизма, определяют коэффициен­ ты частоты и тяжести.

К о э ф ф и ц и е н т ч а с т о т ы характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих

Я -1000

за изучаемый период, /гч = — ----- ,

где Я — количество несчастных случаев; С — среднесписочное число работающих.

Практически k 4 за квартал или полугодие сравнива­

ют только с соответствующими показателями за прош­ лый год. Для этого можно определять среднегодовой

уровень травматизма k 4— —-IQQ0- . —

С п

где 12— количество месяцев в году;

п— количество месяцев, за которое определяется годовой по­ казатель травматизма.

Определение k 4 по этой формуле позволяет сравни-

387

ваіь показатели отдельных месяцев п более наглядно

отражать действительное состояние травматизма в те­ чение года.

К о э ф ф и ц и е н т т я ж е с т и т р а в м а т и з м а по­ казывает среднее число дней нетрудоспособности, при­ ходящееся на один несчастный случай за определенный

период

D

 

кт = — ,

где D — общее число дней

Н

нетрудоспособности (в рабочих днях)

вызваниоп несчастными случаями, нетрудоспособность по которым закончилась в рассматриваемый отрезок време-

Н —число несчастных случаев.

Кроме основных коэффициентов при анализе нес­ частных случаев можно определять и другие показате­ ли. Например, для сравнения травматизма двух судов участков, предприятий используют показатель общей нетрудоспособности, который определяется по формуле

,

, t

D-I000

J

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УБЫТКОВ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ТРАВМАТИЗМА

 

 

 

Несчастные случаи

на

производстве

наносят боль­

шие убытки как предприятию, на котором они происхо­ дят, так и народному хозяйству в целом.

К числу убытков, которые несет предприятие от травматизма на производстве, относится ущерб, обра­ зующийся в связи с временным (при легких травмах) или постоянным (при смертельных или тяжелых слу­ чаях) уходом пострадавшего из трудового процесса или переходом его на более легкую и менее производитель­ ную работу. Как известно, каждый занятый в произ­ водстве работник участвует в создании национального дохода, который складывается также и из прибавочно­ го продукта. Если бы рабочий не погиб или не ушел на пенсию по инвалидности, то за время, оставшееся до ухода на пенсию по старости, он мог бы дать обществу определенный размер прибавочного продукта. Полная

инвалидность лишает его этой возможности

и

госу­

дарство несет ущерб.

Помимо прямых затрат и убытков несчастные слу­ чаи оказывают большое моральное влияние на работаю­ щих, что сказывается на производительности труда. Определение и учет экономических последствий несчаст-

388


пых случаев па производстве являются важным стиму­ лом повышения безопасности работ на флоте рыбной промышленности.

Зная полную потерю рабочего времени в связи с не­ счастными случаями и среднюю выработку на одного работающего, можно определить экономические потери на предприятии (судне).

 

Общие убытки

(в руб.) в связи с несчастными слу­

чаями на производстве за изучаемый

период

опреде­

ляют по формуле У = "$ + Фу,

 

 

 

 

 

где

ф— убытки с учетом оплаты больничных листов и возмещения

 

ущерба инвалидам труда,

а также иждивенцам в связи

 

с

потерей кормильца в

результате

несчастного

случая.

 

В

этот показатель входит

ущерб,' причиненный

в

связи с

 

потерей рабочего времени на переход судна для оказания

 

первой помощи пострадавшим;

 

 

 

 

 

ф ѵ—: убытки в связи с потерей

рабочего времени пострадавши­

 

ми

(с учетом средней выработки), ф у определяют до фор-

 

 

R W

,

 

 

 

 

 

 

муле фу =

 

 

 

 

 

где

Q— количество рабочих дней в году;

одного

работающего

 

R — среднегодовая

(дневная)

выработка

 

по рыбодобывающему предприятию;

 

рЯ +

ЕГ,

где

W — полная потеря времени, рабочие дни; W = Scr +

2сг—сумма дней

временной

нетрудоспособности

в

результа­

 

те несчастных случаев, подлежащих отчету;

 

 

 

 

р — средний показатель нетрудоспособности для неучтенных

встатистическом отчете травм, равный 1,5 дням;

Н— количество несчастных случаев с потерей трудоспособ­ ности до трех дней, не вошедших в отчетность;

2Г — оставшийся эквивалент

трудоспособности

для травми­

рованных со смертельным

или инвалидным

исходом, дни.

Г = (5 — n ) Q ,

 

где 5 — предельный возраст до ухода на пенсию для плавсостава; п —возраст пострадавшего.

Пример. На предприятии в течение года вследствие производ­

ственного травматизма было потеряно 3524

дня. Два

несчастных

случая

имели смертельный исход (возраст погибших:

моторист —

45 лет,

тралмастер — 39 лет). Среднегодовая

выработка

на одного

работающего на предприятии составляет 1980 руб. Определить убыт­ ки предприятия.

По приведенной выше формуле определим оставшийся эквива­

лент трудоспособности:

 

(55 — 45) 250 =

2500 дней;

Т г = ( S — л) Q =

Т 2 — ( S — п ) Q =

(55 — 39) 250 =

4000 дней;

Т =

2500 + 4000 =

6500 дней.

Полная потеря рабочего времени

10024 дня,

W = 6500 +

3524 =

Убытки от потери рабочего времени

 

Фу —

10024-1980

= 55 628 руб.

 

 

250

 

 

389


список и с п о л ь з о в а н н о й л и т е р а т у р ы

Белова А. М. Техника безопасности и противопожарная техника в рыбной промышленности. М., «Пищевая промышленность», 1971. 266 с.

Балинт И., Мурани М. Психология безопасности труда. М.( Профиздат,

1968, 206 с.

Загорская Е. П. Техника безопасности в доках. М., «Морской транспорт»,

1956, 82 с.

Загорская Е. Я. Обеспечение техники безопасности на судах. Л., «Судо­

строение», 1971.

Единые правила охраны труда на водолазных работах. М., «Транспорт»,

1965. 222 с.

Никитин Г. М. Основы техники безопасности и противопожарной техники. М., «Морской транспорт», 1966. 440 с.

Памятка для плавсостава промысловых судов по ядовитым и опасным ры­ бам. — «Калининградская правда», 1968. 14 с.

Правила классификации и постройки морских судов Регистра СССР. Л.,

«Транспорт», 1970. 854 с.

Справочник по технике безопасности, противопожарной технике и произ­ водственной санитарии. Т. 1—4. Л., «Судостроение», 1970—1972. 550, 582, 662 с.

Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности. М., «Рыбное хозяйство», 1973. 168 с.

Правила обслуживания судовых двигателей внутреннего сгорания н уход за ними. М., «Речной транспорт», 1958. 82 с.

Правила обслуживания паровых котлов и уход за ними. М., «Речной транс­ порт», 1958. 142 с.

Правила техники безопасности на аммиачных холодильных установках. М., 1967. 187 с.

Правила техники безопасности при эксплуатации средств связи, электро­ радионавигации н гидроакустики на судах флота рыбной промышленности. М.,

«Рыбное хозяйство», 1961. 12 с.

Санитарные правила для судов рыбной промышленности. — «Псковская правда», 1959. 152 с.

Солодовников Г. С. Электробезопасность при работе на судах и под водой. Л., «Судостроение», 1971. 208 с.

Шарапов В. И. Техника безопасности на рыбопромысловых судах, М., «Пи­ щевая промышленность», 1966. 195 с.

Шарапов В. И. Несчастный случай и его причины. — «Охрана труда н со­ циальное страхование», 1970, № 7, с. 16—18.

Шарапов В. И. О некоторых вопросах влияния рациональной окраски су­ довых помещений на безопасность труда моряков рыбопромыслового флота. — «Сборник трудов по технической эстетике», 1968, с. 43—61.

Шарапов В. И. Методика углубленного анализа производственного травма­ тизма на рыбопромысловых судах. ЦБТИ, Калининград, 1968. 42 с.