Файл: Литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся: Осипенко Ольга Андреевна

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна

Цель занятия: закрепление знаний о детской литературе с практикумом по выразительному чтению, совершенствование навыков её практического применения.

 

 

Задание 1. Максимальное количество баллов – 5

 

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.


Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

1.УМК «Школа России»Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова

1

»Теремок»,»Курочка ряба»,»Гуси-лебеди» »Рукавичка»,»Петух и собака»,»Каша из топора», »Лиса и журавль».

Сказки о животных

Волшебные сказки


2

 »Петушок и бобовое зернышко»,»У страха глаза велики»,»Лиса и тетерев»,»Лиса и журавль»,»Два мороза».»Царевна-лягушка»,»Сивка-бурка».

 

3

 »Сказка о жабе и розе»

»Сказка о потерянном времени»,»Серебрянное копытце»,»Оранжевое горлышко»,»Приемыш»,»Малыш и Карлсон»

,»Маленький принц».

 

4

»Городок в табакерке»

,»Аленький цветочек»,

«Что любит мишка»

«Корзина с еловыми

шишками»,

«Елка»,

»Борбос и жулька»

,»Выскочка».



 

2.»Начальная школа XXI»Л.А.Ефросинина,М.И.Оморокова

1

 »Сказка о царе салтане»

«Волшебное письмо»

«Томкины сны»

«Пузырь соломинка и лапоть»

«Лис и мышонок»

«Аистыи лягушка»

«Кораблик»

 Сказки о животный

Бытовые сказки

Сказки смешанного типа


2

 »Кот Васька»

«Старый гриб»

«Уж спаситель»

«Плутишка кот»

«Журавль и цапля»

«Зимовье зверей»

«Сказка про Воробья

Воробеича и Урша Ершовича».

 



3

«Снеговик»

Собачье счастье»

«Теплый хлеб»

«Кошкин дом»

«Девочка на шаре»

«Зимняя сказка»

«Умная

дочь крестьянина»

 

4

 »Конек горбунок»

«Лягушка путешествкнница»

«Дикие лебеди»

«Дети года»

«Спящая царевна»

«Иван царевич и серый волк»

«Детство Темы».

 



 

 

 



 После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

1.      Каково назначение сказок по каждой программе?

2.      В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
1)УМК»Школа России». Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

  а) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

  б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

УМК «Начальная школа XXIв.формировать представление о слове и предложении: их различие, выделении слов из предложений; характеризовать языковые единицы: предложение, слова, звуки, слоги, буквы;

 научить детей читать, отрабатывать механизм чтения и осмысление текста, составлять рассказы разного вида (описание, повествование, рассуждение);

  1. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).

Перед чтением сказок о животных желательно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных

Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.
Задание 2. Максимальное количество баллов – 5

 

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      название книги, класс обучающихся;

2.      смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;


3.      ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4.      ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);

5.      предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.

 

Перечень книг для анализа по установленному плану:

-        Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;

-        Тургенев И. С. «Бежин луг»;

-        Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;

-        Куприн А. И. «Белый пудель»;

-        Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;

-        Свирский А. И. «Рыжик»;

-        Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;

-        Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;

-        Олеша Ю. К. «Три толстяка»;

-        Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;

-        Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;

-        Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».


  1. Катаев.В.П. «Цветик-семицветик» 4 класс

  2. Смысл сказки »Цветик -семицветик» заключактся в том,что люди иногда бездумно,впустую растрачивают свои возможности,У девочки был шанс чтобы принести счастье себе и другим людям,а в итоге 6 лепестков были потрачены на пустяки.Возврастная категория 8-10 лет.

  3. Замечательная добрая и интересная сказка.Иллюстрации яркие и милые.Текст легко читаем для детей .

  4. В процессе чтения и анализа с учащимися сказки «Цветик-семицветик» привести детей к пониманию вечных ценностей жизни,научить ценить простые человеческие радости.Учить сравнивать и анализировать произведения.Развивать навыки пересказа литературного текста.

  5. Альтернативу сказки «Цветик-семицветик» я могу предложить сказку «Старик Хоттабыч» так как сказка добрая, юморная написана простым языком ,а своим волшебством схожа со сказкой «Цветик-семицветик».


Задание 3. Максимальное количество баллов – 3 Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:1.      общая характеристика сказки;2.      время, место написания;3.      фольклорная и литературная основа;4.      главные герои;5.      основной конфликт;6.      тема, идея сказки. Перечень сказок для анализа по установленному плану:-        «Сказка о Мертвой царевне»;-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;-        «Сказка о царе Салтане...»;-        «Сказка о золотом петушке»-        «Сказка о Медведихе»;-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;-        «Сказка о попе и работнике его Балде». Сказка А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке-это кладезь народной мудрости.В ней
представлены такие понятия,как человеческая мораль,осуждение алчности,жадности,влавствования.Сказка написана 2 октября 1833 года в период Болдинской осени.Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».Фольклорная основа.В сказке есть просторечие и пословицы,скащзка напоминает нородное творчество.Литературная основа.В сказке есть добро зло и волшебчтво.Сюжет последователен развиваетсч вокруг главного героя.

Главные герои. Старик-положительный герой.Старуха-отрицательный герой. Золотая рыбка-волшебный герой.Основной конфликт сказки заключается в том,что желания старухи не бесконечны последнее желание стало окончательным. Старуха осталась как и прежде у разбитого корыта и во всем винила старика.Идея автора показать на примере сказки о том,что человеческой жадности нет предела.Человеку всегда мало,хочется больше и больше но к сожалению в жизни есть эффект бумеранга.Задание 4

Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:1.      Каков характер основных событий?2.      Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?3.      Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.4.      Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?
1) В основу повести легли события из жизни Николеньки Иртеньева.Мальчик 10 лет рассказывает о событиях в его жизни.

2)Повесть «Детство» считается автобиографической, поскольку Толстой вложил в неё собственные детские впечатления, сумел передать атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос. Так же, как и герой повести, Толстой в детстве лишился матери, только случилось с ним это совсем в раннем, полуторогодовалом возрасте. Он не помнил мать, однако вложил в образ maman в повести свои лучшие представления о женщине-матери, её некий священный идеал. Глубокое исследование себя и окружающего мира побудило Толстого написать повесть «Детство», в которой прослеживаются различные этапы становления человека в раннюю пору его жизни, определяющие его путь и судьбу.3) Николенька Иртеньев-десятилетний мальчик,отпрыск графского рода.Щн умен,раним,чувствителен ,горяче привязан к матери.Не очень прилежен в учении но склонен к рассуждения,анализу чувств и мыслей.Детство мальчика омрачило горе (смерть матери) это привело к раннему взрослению героя.


4) Нельзя недооценивать детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.

 Задание 5. Максимальное количество баллов – 3 Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт. Перечень произведений для анализа по установленному плану:-        Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;-        С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;-        М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);-        А. Фет «Весенний дождь»;-        В. Брюсов «Детская»;-        Д. Кедрин «Бабье лето»;-        Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;-        В. Берестов «Хитрые грибы»;-        А.А. Блок «Ветхая избушка».А.А.Блок «Ветхая избушка»

  1. Самый главный эпитет – «ветховая» вносит в образ свое особое дополнение. Сразу можно представить плачевное состояние здания и бедность его владельца. Но позитивный контекст позволяет рассмотреть и другие стороны избы. Старый дом олицетворяет деревенский уклад, семейное тепло и прошлую жизнь. Образ избушки — это составляющая картины счастливого детства.

Эпитеты (ветхая избушка,внукам-шалунишкам,быстрых санок,резвая игра)Метафоры(избушка стоит,по калено в снегу,звонко раздаются)

Олицетворение(весел бег).
Задание 6.  Максимальное количество баллов – 3 Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:1.      Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?2.      Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?3.      Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?4.      Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?1) В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. Изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.