Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
621.393.5 Т 338
4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО У П Р А В Л Е Н И Я
ІІІІІІІІІІІІШ!
ШГ : .ѵ/. '
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ С С С Р - Ш 4
г*
621.393.5 Т 338
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКСПЛУАТАЦИИ СРЕДСТВ
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Под общей редакцией А. А. ВОРОНИНА
Утверждено в качестве учебника для слушателей военных академий
и высших командно-инженерных училищ
М И Н И С Т Е Р С Т В О ОБ О Р ОН Ы СССР
1974
УДК 621.396.6.004 (075.8)
Учебник предназначен для изучения курсов эксплуа тации радиоэлектронной аппаратуры и средств автома тизированного управления.
Учебник подготовлен авторским коллективом в со ставе Б. С. Абраменко, В. К. Бочкарева, Г. И. Влади мировича, А. А. Воронина, А. Я- Маслова и И. В. Хиврича.
ГОО |
П б ”ИЧІ' |
я |
I |
научно |
и - |
'а ° |
! |
библи. |
1 |
Р |
|
з к : |
|
|
: |
ЧИТАЛЫ О. О ■?....ЛА |
! |
Подписанок печати 3.4.74 Печ. листов 27+1 вкл. Уч.-изд. листов 25
Зак. 5378 Для внутриведомственной продажи цена 1 р. 18 коп. Г-330515
3
ВВЕДЕНИЕ
Коммунистическая партия Советского Союза и Советское пра вительство придают особо важное значение вопросам обеспечения высокой и постоянной боеготовности и боеспособности Советских Вооруженных Сил в связи с усилением агрессивности современного империализма и наличием угрозы развязывания им войны против
СССР и других социалистических стран.
Высокая боеготовность войск, призванных обеспечить безопас ность наших рубежей, существенно зависит от эксплуатационной подготовки выпускников высших военных учебных заведений - во енных инженеров. Непрерывное совершенствование радиотехниче ских систем, средств автоматизированного управления и связи, проникновение их во многие отрасли военной техники, возраста ние сложности, стоимости и количества этих средств и систем требуют качественной теоретической и практической подготовки инженеров, эксплуатирующих данную технику.
В последние годы появилось большое количество работ, посвя щенных различным аспектам теории эксплуатации техники. К ним можно отнести работы Е.Ю. Барзиловича.Ю.К. Беляева, К .Г. Гусе ва, Г.В. Дружинина, Н.М. Седякина, А.С. Сердакова, Н.А. Шишонка и др. В работах этих и ряда других авторов достаточно пол но и на хорошей математической основе рассмотрены отдельные вопросы теории и практики эксплуатации техники. Однако несмот ря на наличие большого количества трудов, цельное изложение основ теории эксплуатации до сих пор отсутствует, что в зна чительной степени затрудаяет высококачественную эксплуатацион ную подготовку военных инженеров.
Настоящий учебник написан на основе материалов курса лек ций, читаемого на протяжении ряда лет авторами, с привлечением изданных в последние годы трудов по теории эксплуатации и смеж ным с ней вопросам.
4
В учебнике авторы |
сделали попытку отразить все наиболее |
|||||||
серьезные |
достижения |
в |
теории эксплуатации, систематизиро |
|||||
вав имеющийся материал |
и |
дополнив его рядом своих работ. Ма |
||||||
териал |
учебника излагается |
в |
соответствии |
с |
программами |
|||
курсов |
по |
теоретическим |
основам эксплуатации |
средств ав |
||||
томатизированного управления |
и |
связи и |
полностью отвечает |
этим программам. Общность решения многих вопросов позволяет использовать учебник при подготовке военных инженеров других специальностей, в том числе и нерадиотехнических. Учебник мо жет быть полезен инженерно-техническому составу, занимающему ся организацией эксплуатации и непосредственно эксплуатирующе му технику.
Авторы выражают надежду, что их труд будет способствовать повышению качества подготовки военных инженеров, повышению ка чества эксплуатации техники, подготовке научных кадров, зани мающихся вопросами эксплуатации, постановке и решению новых проблем теории эксплуатации и будет содействовать выполнению решений ХХІУ съезда КПСС по укреплению оборонной мощи нашей Родины.
Главы 3, 8, |
12, |
14, 15, 20 написаны |
кандидатом |
техн. |
|||
наук, доцентом Б.С. |
Абраменко, |
главы 7,10, |
21 и § 9 |
.4 |
- |
канди |
|
датом техн.наук, |
доцентом В.К. |
Бочкаревым, |
главы 13 |
и 16 |
- кан |
дидатом техн.наук, доцентом Г.И. Владимировичем, главы 2 и 6 -
доктором техн.наук, профессором А.А. Ворониным, главы I I , |
17, |
19 - кандидатом техн.наук, доцентом А.Я.Масловым, главы I , |
4, |
5 и 9 - кандидатом техн.наук, доцентом И.Г.Хивричем, глава 18
написана совместно |
В.К.Бочкаревым и А.Я.Масловым. |
Авторы приносят |
глубокую благодарность рецензентам докто |
ру технических наук, профессору А.Н. Жигареву и кандидату тех нических наук, доценту В.К. Дедкову, а также кандидату философ ских наук, доценту Е.Ф. Луцкому и кандидату технических наук, старшему научному сотруднику В.З. Сюбарову за ряд ценных заме чаний и предложений, способствовавших повышению качества учеб ника. Авторы считают своим долгом выразить благодарность кан дидатам технических наук, доцентам Ю.П. Рышкову и Г.А. Шикину за любезно предоставленные при написании учебника материалы.
5
Г Л А В А I |
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |
ТЕОРИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ |
§ І . І . ЭКСПЛУАТАЦИЯ. |
ФАЗЫ ПРОЦЕССА ЭКСПЛУАТАЦИИ |
Теория эксплуатации, как и всякая наука, опирается на ряд'
основных понятий.
Эксплуатация средств автоматизированного управления и свя зи есть совокупность организованных действий личного состава по приведению данных средств в заданное состояние, поддержа нию их в этом состоянии и применению с требуемой эффективно
стью.
Из этого определения следует, что эксплуатация есть орга низованная, а не произвольная совокупность действий личного состава частей. Этим особо подчеркивается важность организа ции действий личного состава частей и взаимодействия между специализированными подразделениями части на всех этапах учеб
ной и боевой работы.
Из приведенного определения также следует, что в зависимо сти от сложившейся обстановки эксплуатируемые средства могут быть приведены в различные состояния, принимаемые в качестве заданных. При этом состояние эксплуатируемого средства опре деляется с точки зрения его положения. С этой точки зрения оно может находиться в определенных фиксированных состояниях.
Так, для связной радиостанции в качестве примера можно ука
зать |
следующие ее |
состояния: |
- |
радиостанция |
находится в свернутом и законсервированном |
виде в различного рода хранилищах; - радиостанция находится в развернутом положении на откры
той или закрытой позиции, причем с установленным или неуста новленным заданным режимом работы;
6
|
- приемник находится в рабочем режиме, а передатчик |
- в |
||||
нерабочем, |
но готовый |
к немедленному включению. |
|
|||
|
Таким |
образом, |
заданным |
состоянием средства может быть одно |
||
из |
его возможных конкретных |
состояний, которое устанавливается |
||||
в |
основном исходя |
из |
требуемой степени готовности к |
приме |
нению.
В общем случае весь процесс эксплуатации средств автомати зированного управления и связи складывается из таких чередую щихся фаз, как транспортировка3^ , хранение, применение, подго товка к применению (к хранению или транспортировке), техниче ское обслуживание (плановое и внеплановое) и ремонт.
Порядок чередования вышеперечисленных фаз эксплуатации средств с течением времени может изменяться. Существование фаз применения и хранения связано с потребностями выполнения кон кретных задач. Обычно фазе применения, связанной с выполнением задачи, соответствует рабочий режим (включенное состояние)
средства, а фазе хранения - нерабочий |
(выключенное состояние). |
|
Фаза процесса эксплуатации, |
связанная |
с подготовкой средства |
к применению или хранению, |
является промежуточной. |
Как правило, фазы применения и хранения прерываются на вре мя выполнения планового или внепланового технического обслужи вания и ремонта, ß связи с этим может рассматриваться техниче ское обслуживание при хранении или при применении.
Всю совокупность возможных заданных состояний средств мож но разделить на отдельные группы, каждая из которых будет при суща определенной фазе процесса эксплуатации.
Например, в фазе применения радиоприемник может находить ся в состояниях, обеспечивающих прием телефонных, телеграфных, фототелеграфных сигналов и т .п .
Дадим определение фазам процесса эксплуатации с учетом от меченных выше замечаний.
П о д х р а н е н и е м понимается поддержание средств в заданном состоянии в промежутки времени, не связанные с их подготовкой и применением.
При хранении средства могут находиться на складах, откры тых и закрытых позициях, в рабочих помещениях и т .п .
х) Фаза транспортировки в дальнейшем не рассматривается.
7
Заданное состояние средств в процессе хранения обеспечива ется, во-первых, за счет создания и поддержания условий, огра ничивающих воздействия внешней среды, во-вторых, за счет прове дения комплекса мероприятий по техническому обслуживанию.
И о д |
п р и м е н е н и е м |
средств понимается непосред |
||
ственное использование их по прямому назначению. |
||||
П о д г о т о в к а |
средств |
есть |
совокупность мероприятий |
|
(действий), |
обеспечивающих перевод их |
из одной фазы в другую. |
||
Б частном случае подготовка средств |
может сводиться к пере |
воду их из одного состояния в другое в одной и той же фазе. Каждому случаю перевода средства из одной фазы в другую со
ответствует своя совокупность мероприятий.
Характерными мероприятиями, выполняемыми при подготовке,
являются:
-консервация и расконсервация средств;
-развертывание и свертывание средств на позициях или дру
гих рабочих местах;
-включение и выключение средств;
-установка заданного режима работы средств;
- проверка на функционирование и настройка в соответствии
с заданным режимом работы средств и т .п . |
|
|
||
Кроме |
того, в процессе |
подготовки могут осуществляться |
про |
|
филактика |
и текущий ремонт средств. |
|
|
|
Т е х н и ч е с к о е |
о б с л у ж и в а н и е |
есть |
ком |
плекс мероприятий, целью которого является поддержание требуе мых показателей качества техники, находящейся в заданном со
стоянии.
К основным мероприятиям, проводимым при техническом обслу живании, относятся контрольные, профилактические и ремонтные. Иначе говоря, контроль состояния средств, профилактика и теку щий ремонт определяют содержание технического обслуживания.
На практике широко используется такое понятие, как регла
ментные |
работы. |
|
|
Р е |
г л а м е н т н ы е |
р а б о т ы |
есть техническое |
обслуживание, проводимое в соответствии с |
единым регламентом |
||
в строго установленные сроки. |
Техническое |
обслуживание может |
быть и внеплановое, осуществляемое по мере необходимости. Ра боты, выполняемые в процессе такого технического обслуживания, относятся к неплановым работам.
Фазы процесса эксплуатации, связанные с приведением средств
8
в заданное состояние и поддержанием их в этом состоянии, со ставляют основное содержание технической эксплуатации. Кроме того, техническая эксплуатация включает:
-доработку средств;
-категорирование средств;
-рекламационную работу;
-контрольные технические осмотры и проверки средств долж ностными лицами;
-сбор.обобщение и анализ статистических данных по экс плуатации средств;
-ведение эксплуатационной документации;
-материально-техническое обеспечение процесса эксплуата
ции.
На р и с .І.І представлена система |
рассмотренных выше поня |
тий теории эксплуатации. |
|
Организация эксплуатации различных видов средств автомати |
|
зированного управления и связи имеет |
свои специфические особен- |
Р и с .І .І . Система понятий теории эксплуатации
ности. Поэтому полезно ввести такие понятия, как средства одно кратного применения и средства многократного применения.
Для средства однократного применения характерен сравнитель но продолжительный период хранения, после которого следует цикл подготовки, а затем и использование по прямому назначению. По
9
том такая техника больше не используется. Во время хранения осу ществляются мероприятия по техническому обслуживанию (ри с.I.2 а). Примером систем однократного применения может являться бортовая аппаратура зенитного управляемого снаряда, передатчика помех разового применения и др.
Для средства многократного применения характерным является чередование фаз его хранения и применения. При переходе от хра нения к применению и наоборот средство проходит цикл подготов ки. На таком виде средств проводится комплекс мероприятий по
Ж
хр и Хр |
1 1 |
шт |
ТПГ" |
Пр |
Пр |
По |
|
Ж ■ |
«/> 1 .Ж Ш |
.Ж... |
В)
|
|
1 |
мт m |
|
|
V |
___ |
Пр |
k |
|
6) |
M |
l |
И |
|
|
|
|
|
I Xp I |
Хранение |
|
Ремонт |
|
I Регламентные |
|
|
|
|
I |
работы |
|
Применение |
|
|
Подготобна |
I |
||
|
|
|
Рис.1 .2 . Фазы эксплуатации средств автоматизированного управления и связи:
а) средства однократного применения; б) средства многократного применения; в) средства непрерывного применения
техническому обслуживанию, охватывающий как фазы применения, так и фазы хранения (рис.1 .2 6 ). Примером средств многократно го применения могут являться наземные радиопередатчики, радио релейные и тропосферные радиостанции в случае многократного перевода их в рабочий режим на сравнительно короткое время.
В частном случае для определенного класса средств много кратного применения характерным является нахождение их в ра бочем режиме в течение длительного времени. При отказе они некоторое время находятся в нерабочем состоянии (ремонтируют ся) и затем вновь ставятся в рабочий режим (р и с .І.2 в ).