Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14

-при определении и планировании объема, содержания и пе­ риодичности мероприятий по техническому обслуживанию средств;

-при определении рациональных комплектов ЗШ и планирова­

нии работы систем управления запасами;

-

при оценке качества работы личного состава подразделений

и частей, занимающихся эксплуатацией техники;

-

при определении штатного состава обслуживающих подразде­

лений

и частей.

В большинстве случаев для количественной оценки обеих сто­ рон эксплуатационно-технических характеристик в качестве исход­ ных критериев принимаются время и стоимость.

Временному критерию в зависимости от исследуемой характери­ стики может придаваться смысл либо времени безотказной работы, либо времени наработки на один отказ, либо времени подготовки средства к применению, либо времени ремонта, либо времени от начала эксплуатации средства до момента его полной непригодно­ сти (срока службы средства) и т .п .

Однако опыт эксплуатации средств автоматизированного управ­ ления и связи показывает, что время в любом указанном выше смысле является случайной величиной. Аналогичные суждения от­ носятся и к исходному стоимостному критерию. Поэтому на прак­ тике в качестве основных количественных показателей эксплуата­ ционно-технических характеристик средств используются показа­ тели, связанные с характеристиками соответствующих случайных величин (времени или стоимости).

Б теории вероятностей и математической статистике применя­ ются исчерпывающие характеристики (законы распределения, зада­ ваемые в дифференциальной или интегральной форме) и большое количество различных числовых характеристик случайных величин. При известном законе распределения соответствующей случайной величины в качестве основного показателя любой эксплуатацион­ но-технической характеристики принимается вероятность сверше­ ния некоторого желаемого события. Данной вероятности в зависи­ мости от исследуемой эксплуатационно-технической характеристи­ ки может придаваться смысл либо вероятности безотказной работы средства за заданное время, либо вероятности осуществления ре­ монта средства за заданное время, либо вероятности подготовки средства за заданное время и т .п . Отсюда следует, например, что вероятность Р{ь ) выполнения ремонта средства за заданное время t является основным количественным показателем ремонто­


15

пригодности. Этот показатель представляет собой вероятность то­ го , что случайное время ремонта 0* не превзойдет заданного для этой цели времени t :

P it) = Р{Ѳ*£ t) .

Из всего разнообразия числовых характеристик случайных ве­ личин наиболее широкое применение находят математическое ожида­ ние (среднее значение), дисперсия и среднее квадратическое от­ клонение. Например, при исходном временном критерии в качестве показателей ремонтопригодности используются математическое ожи­ дание (среднее значение), дисперсия и среднее квадратическое отклонение времени ремонта.

Если исходной величиной является стоимость, то в качестве показателей наиболее широко используются:

- для оценки ремонтопригодности - средняя стоимость и сред­ няя трудоемкость ремонта;

-для оценки готовности - средняя стоимость и средняя тру­ доемкость подготовки средства к применению;

-для оценки эксплуатационной технологичности - средняя

стоимость эксплуатации, например, в течение года.

Кроме показателей, указанных выше, для оценки эксплуатаци­ онно-технических характеристик широко применяются и такие пока­ затели, как интенсивность отказов (восстановления, обслужива­ ния и т . п . ) и параметр потока отказов (восстановления, обслу­ живания и т . п . ).

Применимость последних показателей зависит от вида и режи­ ма эксплуатации средств автоматизированного управления и связи.

В общем случае конкретный вид показателя эксплуатационно­ технической характеристики выбирается в зависимости от целей задач, возникающих при исследовании процесса эксплуатации. На­ пример, при сравнении ремонтопригодности двух типов средств одинакового назначения бывает достаточно ограничиться матема­ тическим ожиданием времени ремонта или стоимости ремонта.

Физическая и математическая сущность показателей эксплуата* ционно-технических характеристик средств (устройств) рассматри­ вается ниже.

16

Г Л А В А 2

НАПСТШПТЪ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗИ

§ 2 .1 . ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Надежность - способность (свойство) изделия выполнять за­ данные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в за­ данных пределах в течение требуемого промежутка времени.

В более узком смысле под надежностью понимается способность изделия сохранять работоспособность в течение некоторой нара­ ботки без вынужденных перерывов.

Под изделием (средством) в зависимости от уровня сложности понимается элемент или их совокупность - система. Одно и то же средство в зависимости от конкретных задач может рассматривать­

ся как элемент или система.

 

 

Отказ

- событие, сопровождающееся выходом хотя бы одного

параметра

изделия из норм, заданных техническими условиями

( т. е. утратой работоспособности).

 

 

Классификация основных видов отказов приведена в

табл.2 .1 .

 

 

Т а б л и ц а

2. 1

Признак классификации

Вид отказа

Характер

изменения параметра до

Внезапный

 

момента

отказа

Постепенный

Восстанавливаемость полезных

Необратимый

свойств

 

Обратимый

Связь с другими отказами

Независимый

 

 

Зависимый


17

§ 2 . 2 . КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ

Отказ - событие случайное, поэтому исчерпывающей характе­ ристикой его будет интегральная функция распределения ненадеж­ ной работы

 

 

 

 

P it) = Р{т*< t ) ,

 

^2- 1 )

 

представляющая собой

вероятность того, что

случайное событие

 

(отказ) наступит в случайный момент времени

т*

, меньший

t .

 

Часто интегральная функция распределения отказов называется

 

функцией ненадежности.

 

 

 

 

 

 

Так как безотказная работа и отказ являются полной группой

 

событий,

то функция надежности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m t } = i - p i t ) .

 

(2-2)

 

Возможные зависимости Я и

fl представлены

на рис.2 .1 .

 

 

 

 

s'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"7*-----

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 .1 .

Зависимости функций

Рис.2 .2 . Вид функции плотности

 

надежности

Q(£) и ненадежно­

распределения

безотказной

 

сти

P(t)

от t

 

 

работы

 

 

Производная от функции ненадежности является плотностью

 

вероятности отказа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tâit) =

dPjt)

dQ.it)

 

(2.3)

 

 

 

 

d t

d t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это - дифференциальный закон распределения времени безотказ­

 

ной работы или скорость изменения вероятности отказа.

 

 

Зависимость

w-{t)

представлена на рис.2 .2 .

 

 

 

Из (2 .3 ) следует,

что

 

 

 

 

 

 

 

t

 

 

 

во

 

 

 

Pit) =

Г ійіх) dx

 

и

Qit) = f

(т) Нт. .

 

 

 

 

о

 

 

 

t

 

Гос п бгичц' я

 

 

 

 

 

 

 

 

наѵчно-т^-ии ,*,.;т.я

 

 

 

 

 

 

 

 

библио ока

>,

р

ЭКЗЕГ'П г ЯР


18

Статически (опытно) m{t) есть частота отказов и ее можно рассматривать как долю от первоначально включенных в работу из­ делий, отказывающих в единицу времени.

Наиболее часто на практике встречается экспоненциальный за­ кон распределения времени безотказной работы

Ш { і ) = Л ехр{-Л fc} .

Однако возможны и другие законы. Одним из обобщенных законов будет т -распределение (распределение Накагами):

 

 

 

 

2 mmi Z l e~ P Z

(2.4 )

 

 

 

 

т ’

Ѵ{т) 2 т

 

где

Q =

t

 

 

 

 

 

т

2 г

 

 

 

 

 

1*2- Й ) 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г(я?) -

гамма-функция.

т это_распределение

 

 

При различных значениях

переходит в

тот

или иной закон.

Так, при т = ^ оно переходит

в нормальный

закон, при т = I

-

в рэлеевский.

 

 

Зависимость

&?■(£) при различных т представлена

на рис.2 .3 .

 

Другим, наиболее общим законом является обобщенное гамма-

распределение [ 71]:

 

 

 

 

 

 

 

A t a’ex p{- dt azH^ ,

(2.5 )

где

 

 

 

 

 

 

 

 

А =

а2 + /

-{а2+1)

 

 

 

 

о( = b

 

А*-' Г а, +!

4 rW'

При af = а = а этот закон переходит в распределение Вейбулла:

W (t) = Т Г <JW“ р{-(т/

где £ = а + I ; при а2 = 0 - в гамма-распределение:


 

 

 

19

 

V (t) =

t P 'е х р { ~ £ - } ;

 

 

** r ^

)

при

а, = 2 / 7 7 - 1 ,

аг= І и

£ = j / ~ - в m -распределение.

Зависимость w{t)

для обобщенного гамма-распределения представ­

лена

на рис.2 .4 .

 

 

Рис.2 .3 . Функция плотности

Рис.2 .4 . Функция плотности рас-

распределения безотказной ра-

пределения безотказной работы в

боты в соответствии о

соответствии с обобщенным гзмма-

т -распределением

распределением

Тесйо связанным с плотностью вероятности отказа является математическое ожидание времени безотказной работы, определяе­ мое как

Т - j t m(t) ä t .

(2.6)

о

Интегрируя по частям, можно показать, что

оо

г= j amt.

о

Для обобщенного гамма-распределения