Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ІО

Такие средства многократного применения принято называть средствами непрерывного использования. Укажем, что в данном случае понятие о непрерывности использования (работы) средств является условным. Примером средств непрерывного использования могут являться радиорелейные и тропосферные станции и радио­ приемники в случае перевода их в рабочий режим на длительное время.

В процессе хранения средства как однократного, так и мно­ гократного применения могут находиться в особом, так называе­

мом дежурном состоянии. Для дежурных средств характерным

яв­

ляется

то, что они полностью или частично

подготовлены к

рабо­

те, но

находятся в выключенном состоянии.

При поступлении

ко­

манды на применение полностью подготовленные дежурные средства

переводятся из

дежурного состояния в рабочее путем включения.

В данном случае

время перевода средства из дежурного состояния

в рабочее определяется временем переходных процессов (временем разогрева средства).

§ 1 .2 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДСТВ

Эффективность применения средств автоматизированного управ­ ления и связи в сильной степени зависит от их свойств.Для рас­ крытия свойств средств используются тактико-технические и экс­ плуатационно-технические характеристики. Основные из этих ха­ рактеристик приведены в т а б л .І .І .

 

Т а б л и ц а І . І

Тактико-технические

Эксплуатационно-технические

характеристики

характеристики

Дальность действия

Надежность

Точность

Эксплуатационная технологич­

Помехоз ащищенность

ность

Вес

Ремонтопригодность

Габариты

Готовность

Чувствительность

Долговечность

Мощность электромагнитных

излучений и др.

 

Какими бы ценными тактико-техническими характеристиками ни обладали средства, эффективность их практического примене-


II

нт может быть сведена к нулю, если они будут иметь плохие экс­ плуатационно-технические характеристики.

Надежность, эксплуатационная технологичность, ремонтопри­ годность, готовность и долговечность относятся к эксплуатацион­ но-техническим характеристикам потому, что они непосредственно связаны с организацией процесса эксплуатации.

Дадим определения и раскроем сущность эксплуатационно-тех­ нических характеристик срецств автоматизированного управления

исвязи.

На д е ж н о с т ь (в смысле безотказности) есть свойст­ во средства сохранять работоспособность в течение некоторой на­ работки без вынужденных перерывов. При высокой надежности суще­ ственно упрощается эксплуатация и повышается эффективность при­ менения средств автоматизированного управления и связи. При низ­ кой надежности не только снижается эффективность применения средств, но и возникает необходимость в проведении в процессе эксплуатации трудоемких профилактических и ремонтных работ, связанных с использованием большого количества запасного иму­ щества, контрольно-испытательной аппаратуры, инструмента, при­ способлений и т .п . Кроме того, при низкой надежности приходит­ ся готовить квалифицированных специалистов, способных выполнить ремонт сложных средств. Все это приводит к большим материальным затратам.

При таких условиях весьма важными являются вопросы опреде­ ления оптимальных методов организации и способов осуществления процесса эксплуатации с учетом надежности средств.

Э к с п л у а т а ц и о н н а я

т е х н о л о г и ч ­

н о с т ь

есть совокупность свойств

конструкции средств,опре­

деляющих их приспособленность к проведению мероприятий по пере­ воду в заданное состояние и техническому обслуживанию.

Простота и удобство проведения контрольных,профилактиче­ ских и ремонтных мероприятий, определяющих содержание техниче­ ского обслуживания, а также мероприятий по переводу в заданное состояние зависят от того, в какой мере конструкция средств приспособлена к проведению этих мероприятий. В ряде случаев из-за неудобных подходов к конструктивным элементам, сложно­ сти монтажа и демонтажа, неприспособленности к автоматическо­ му контролю параметров элементов и средств в целом удлиняются сроки проведения проверочных, ремонтных и других работ, что приводит к большим затратам труда и средств. Поэтому проблема


12

повышения эксплуатационной технологичности средств автоматизи­ рованного управления и связи имеет первостепенное значение и требует уделения ей должного внимания.

Эксплуатационная технологичность, как совокупность свойств,

является обобщающей характеристикой. Одним из

важнейших свойств

средства, входящих в указанную выше совокупность, является ре­

монтопригодность.

 

 

Р е м о н т о п р и г о д н о с т ь

есть

свойство средст­

ва, заключающееся в приспособленности его к предупреждению,об­ наружению и устранению отказов и неисправностей путем проведе­ ния технического обслуживания и ремонта [3 2 ].

Понятие ремонтопригодности относится к большинству исполь­ зуемых на практике средств. Это понятие не имеет смысла только для тех средств, которые не ремонтируются ни в процессе хране­ ния, ни в процессе применения.

В последнее время обеспечению высокой ремонтопригодности уделяется большое внимание со стороны конструкторов. Она стала предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследова­ телей, работающих в области теории эксплуатации и надежности.

Для военных средств имеет исключительно важное значение та­ кая эксплуатационно-техническая характеристика, как готовность.

Г о т о в н о с т ь есть свойство средства, заключающееся в его приспособленности к переводу из любого исходного состоя­ ния в состояние непосредственного использования по назначению. Эта характеристика является производной от совокупности свойств средства, определяющих его эксплуатационную технологичность и надежность. Системы с более высокой эксплуатационной техноло­ гичностью и надежностью при прочих равных условиях имеют и бо­ лее высокую готовность. Например, готовность непрерывно функ­ ционирующего средства тем выше, чем выше его надежность и ре­ монтопригодность. Готовность такого средства полностью опреде­ ляется его надежностью и ремонтопригодностью.

Важной характеристикой любого вида техники является долго­ вечность.

Д о л г о в е ч н о с т ь есть свойство средства сохра­ нять работоспособность до предельного состояния с необходимы­ ми перерывами для технического обслуживания и ремонта [3 2 ].

В рассматриваемом случае "предельное состояние" средства определяется невозможностью его дальнейшей эксплуатации, кото­ рая обусловливается либо снижением эффективности, либо требо­ ваниями безопасности.


13

Наряду с приведенным выше общим определением могут рассмат­ риваться частные определения: моральная долговечность и техни­

ческая долговечность.

 

 

 

 

 

М о р а л ь н а я

д о

л г о в е ч н о с т ь

есть

свой­

ство средства удовлетворять

возрастающим требованиям к

его

эффективности в условиях быстрого

развития науки и техники.

Т е х н и ч е с к а я

 

д о л

г о в е ч н о с т

ь

есть

свойство, заключающееся в приспособленности средства к сохра­ нению и поддержанию заложенных в него характеристик в заданных условиях эксплуатации.

Понятие технической долговечности нельзя отождествлять с надежностью. В процессе эксплуатации возникающие в средствах отказы устраняются, что позволяет использовать их многократно на протяжении большого промежутка времени. Продолжительность этого промежутка времени может составлять несколько лет, по истечении которых дальнейшая эксплуатация средств либо невоз­ можна, либо нецелесообразна.

При исследовании любой эксплуатационно-технической харак­ теристики, как правило, учитывается две характерные для нее стороны: техническая и организационная. Например, техническая сторона ремонтопригодности средства, которая закладывается на этапах разработки и производства, связана с приспособленностью его к предупреждению, обнаружению и устранению отказов. Орга­ низационная сторона ремонтопригодности средства обусловливает­ ся квалификацией обслуживающего персонала, материально-техни­ ческим снабжением и т .п .

§ 1 .3 . ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

Необходимость количественной оценки эксплуатационно-техни­ ческих характеристик возникает:

- при разработке технических требований к вновь создавае­ мым средствам;

- при установлении совершенства опытного или серийного об­ разца средства (устройства) и удовлетворении его тактико-тех­ ническому заданию (ТТЗ);

-

при

сравнении нескольких

проектов средств одного назна­

чения

и выборе из них

наиболее

совершенного;

-

при

оперативном

планировании боевых задач;