Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
ІО
Такие средства многократного применения принято называть средствами непрерывного использования. Укажем, что в данном случае понятие о непрерывности использования (работы) средств является условным. Примером средств непрерывного использования могут являться радиорелейные и тропосферные станции и радио приемники в случае перевода их в рабочий режим на длительное время.
В процессе хранения средства как однократного, так и мно гократного применения могут находиться в особом, так называе
мом дежурном состоянии. Для дежурных средств характерным |
яв |
||
ляется |
то, что они полностью или частично |
подготовлены к |
рабо |
те, но |
находятся в выключенном состоянии. |
При поступлении |
ко |
манды на применение полностью подготовленные дежурные средства
переводятся из |
дежурного состояния в рабочее путем включения. |
В данном случае |
время перевода средства из дежурного состояния |
в рабочее определяется временем переходных процессов (временем разогрева средства).
§ 1 .2 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДСТВ
Эффективность применения средств автоматизированного управ ления и связи в сильной степени зависит от их свойств.Для рас крытия свойств средств используются тактико-технические и экс плуатационно-технические характеристики. Основные из этих ха рактеристик приведены в т а б л .І .І .
|
Т а б л и ц а І . І |
|
Тактико-технические |
Эксплуатационно-технические |
|
характеристики |
характеристики |
|
Дальность действия |
Надежность |
|
Точность |
||
Эксплуатационная технологич |
||
Помехоз ащищенность |
||
ность |
||
Вес |
||
Ремонтопригодность |
||
Габариты |
||
Готовность |
||
Чувствительность |
||
Долговечность |
||
Мощность электромагнитных |
||
излучений и др. |
|
Какими бы ценными тактико-техническими характеристиками ни обладали средства, эффективность их практического примене-
II
нт может быть сведена к нулю, если они будут иметь плохие экс плуатационно-технические характеристики.
Надежность, эксплуатационная технологичность, ремонтопри годность, готовность и долговечность относятся к эксплуатацион но-техническим характеристикам потому, что они непосредственно связаны с организацией процесса эксплуатации.
Дадим определения и раскроем сущность эксплуатационно-тех нических характеристик срецств автоматизированного управления
исвязи.
На д е ж н о с т ь (в смысле безотказности) есть свойст во средства сохранять работоспособность в течение некоторой на работки без вынужденных перерывов. При высокой надежности суще ственно упрощается эксплуатация и повышается эффективность при менения средств автоматизированного управления и связи. При низ кой надежности не только снижается эффективность применения средств, но и возникает необходимость в проведении в процессе эксплуатации трудоемких профилактических и ремонтных работ, связанных с использованием большого количества запасного иму щества, контрольно-испытательной аппаратуры, инструмента, при способлений и т .п . Кроме того, при низкой надежности приходит ся готовить квалифицированных специалистов, способных выполнить ремонт сложных средств. Все это приводит к большим материальным затратам.
При таких условиях весьма важными являются вопросы опреде ления оптимальных методов организации и способов осуществления процесса эксплуатации с учетом надежности средств.
Э к с п л у а т а ц и о н н а я |
т е х н о л о г и ч |
|
н о с т ь |
есть совокупность свойств |
конструкции средств,опре |
деляющих их приспособленность к проведению мероприятий по пере воду в заданное состояние и техническому обслуживанию.
Простота и удобство проведения контрольных,профилактиче ских и ремонтных мероприятий, определяющих содержание техниче ского обслуживания, а также мероприятий по переводу в заданное состояние зависят от того, в какой мере конструкция средств приспособлена к проведению этих мероприятий. В ряде случаев из-за неудобных подходов к конструктивным элементам, сложно сти монтажа и демонтажа, неприспособленности к автоматическо му контролю параметров элементов и средств в целом удлиняются сроки проведения проверочных, ремонтных и других работ, что приводит к большим затратам труда и средств. Поэтому проблема
12
повышения эксплуатационной технологичности средств автоматизи рованного управления и связи имеет первостепенное значение и требует уделения ей должного внимания.
Эксплуатационная технологичность, как совокупность свойств,
является обобщающей характеристикой. Одним из |
важнейших свойств |
|
средства, входящих в указанную выше совокупность, является ре |
||
монтопригодность. |
|
|
Р е м о н т о п р и г о д н о с т ь |
есть |
свойство средст |
ва, заключающееся в приспособленности его к предупреждению,об наружению и устранению отказов и неисправностей путем проведе ния технического обслуживания и ремонта [3 2 ].
Понятие ремонтопригодности относится к большинству исполь зуемых на практике средств. Это понятие не имеет смысла только для тех средств, которые не ремонтируются ни в процессе хране ния, ни в процессе применения.
В последнее время обеспечению высокой ремонтопригодности уделяется большое внимание со стороны конструкторов. Она стала предметом изучения многих отечественных и зарубежных исследова телей, работающих в области теории эксплуатации и надежности.
Для военных средств имеет исключительно важное значение та кая эксплуатационно-техническая характеристика, как готовность.
Г о т о в н о с т ь есть свойство средства, заключающееся в его приспособленности к переводу из любого исходного состоя ния в состояние непосредственного использования по назначению. Эта характеристика является производной от совокупности свойств средства, определяющих его эксплуатационную технологичность и надежность. Системы с более высокой эксплуатационной техноло гичностью и надежностью при прочих равных условиях имеют и бо лее высокую готовность. Например, готовность непрерывно функ ционирующего средства тем выше, чем выше его надежность и ре монтопригодность. Готовность такого средства полностью опреде ляется его надежностью и ремонтопригодностью.
Важной характеристикой любого вида техники является долго вечность.
Д о л г о в е ч н о с т ь есть свойство средства сохра нять работоспособность до предельного состояния с необходимы ми перерывами для технического обслуживания и ремонта [3 2 ].
В рассматриваемом случае "предельное состояние" средства определяется невозможностью его дальнейшей эксплуатации, кото рая обусловливается либо снижением эффективности, либо требо ваниями безопасности.
13
Наряду с приведенным выше общим определением могут рассмат риваться частные определения: моральная долговечность и техни
ческая долговечность. |
|
|
|
|
|
М о р а л ь н а я |
д о |
л г о в е ч н о с т ь |
есть |
свой |
|
ство средства удовлетворять |
возрастающим требованиям к |
его |
|||
эффективности в условиях быстрого |
развития науки и техники. |
||||
Т е х н и ч е с к а я |
|
д о л |
г о в е ч н о с т |
ь |
есть |
свойство, заключающееся в приспособленности средства к сохра нению и поддержанию заложенных в него характеристик в заданных условиях эксплуатации.
Понятие технической долговечности нельзя отождествлять с надежностью. В процессе эксплуатации возникающие в средствах отказы устраняются, что позволяет использовать их многократно на протяжении большого промежутка времени. Продолжительность этого промежутка времени может составлять несколько лет, по истечении которых дальнейшая эксплуатация средств либо невоз можна, либо нецелесообразна.
При исследовании любой эксплуатационно-технической харак теристики, как правило, учитывается две характерные для нее стороны: техническая и организационная. Например, техническая сторона ремонтопригодности средства, которая закладывается на этапах разработки и производства, связана с приспособленностью его к предупреждению, обнаружению и устранению отказов. Орга низационная сторона ремонтопригодности средства обусловливает ся квалификацией обслуживающего персонала, материально-техни ческим снабжением и т .п .
§ 1 .3 . ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Необходимость количественной оценки эксплуатационно-техни ческих характеристик возникает:
- при разработке технических требований к вновь создавае мым средствам;
- при установлении совершенства опытного или серийного об разца средства (устройства) и удовлетворении его тактико-тех ническому заданию (ТТЗ);
- |
при |
сравнении нескольких |
проектов средств одного назна |
|
чения |
и выборе из них |
наиболее |
совершенного; |
|
- |
при |
оперативном |
планировании боевых задач; |