Файл: Дипломная работа отцовство как психологический фактор развития личности ребенка Аменова Людмила Владимировна Костанай.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим личным мнением, то ответьте "да", если не совпадает- то "нет".

Обработка результатов и выводы.

Ключ. Ответ по каждой позиции оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только за ответ "да" по следующим позициям: 1 - 5, 8, 11, 14 - 16, 20, и только за ответ "нет" по позициям 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17 - 19.

Чем выше сумма полученных баллов, тем больше потребность в одобрении.

При суммарном показателе 13 баллов и выше - высокий уровень потребности одобрения, 10 - 12 баллов - средний ниже 10 баллов - низкий уровень.

Высокий показатель отражает привычный стиль реагирования, а также особенности ожиданий субъекта в ситуации оценки со стороны других.

Низкий суммарный показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения субъекту дороже, а также о его независимости от группы. Он конфликтен и не податлив социальному влиянию, не стремится походить на образец.

Метод "Методика исследования самоотношения"

Цель: выявление отношения личности к собственному "Я".

Тест-опросник состоит из 9 шкал, в которых содержится 110 пунктов. Испытуемому предъявляется тестовый буклет и стандартный бланк ответов.

Инструкция подразумевает две градации ответов: "согласен - не согласен", которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка.

Шкальные значения подсчитываются с помощью специального ключа - трафарета, накладываемого на бланк. Полученные сырые баллы переводятся по специальной таблице в стандартные оценки-стены:

Более 506. - свойство не выражено; 50 - 746. - свойство выражено; 746. и более - свойство ярко выражено.

Интерпретация проводится путем анализа профиля 9-ти показателей, совместно дающих цельную картину самоотношения испытуемого:

. "Внутренняя честность" - включает 11 пунктов, связанных с такими аспектами самоотношения, которые, являясь значительными, в первую очередь с точки зрения моральных норм, часто оказываются мало значительными.

. "Самоуверенность" - содержит 14 пунктов, задающих представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.


. "Саморуководство" - содержит 12 пунктов. Отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственно личности субъекта, является он сам.

. "Отраженное самоотношение" - включает 11 пунктов, связанных с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

. "Самоценность" - содержит 14 пунктов. Отражает эмоциональную оценку себя, своего "Я" по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.

. "Самопринятие" - включает 12 пунктов. Соответствует эмоциональному, безусловному принятию себя.

. "Самопривязанность" - содержит 11 пунктов, характеризует стремление к сохранению "Образа - Я".

. "Внутренняя конфликтность" - содержит 15 пунктов, свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, связанных с недостаточностью самоуважения.

. "Самообвинение" - включает 10 пунктов, отражает отсутствие симпатии, сопровождающееся негативными эмоциями даже, несмотря на высокую самооценку собственных качеств и достижений.

В качестве метода математической статистики для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака был использован U - критерий Манна-Уитни. Он позволяет выявить различия между малыми выборками и определить, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами.

Данный критерий рассчитывается по следующей формуле:
U = |n1 Х n2| + (((nх х ( nх + 1))/2) - Тх
где n1 - количество испытуемых в выборке 1;

n2 - количество испытуемых в выборке 2;

Тх - большая из дух ранговых сумм;

nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение
В начале экспериментальной работы с помощью опросника "Выход из трудных жизненных ситуаций" нами было исследовано такое личностное свойство как психологическая устойчивость в кризисных ситуациях.


Из общего числа подростков из полных семей - 92% подтвердили психологическую устойчивость к кризисным ситуациям.

Сырые значения испытуемых обеих групп по методике "Выход из трудных жизненных ситуаций" представлены в Приложении А.

Исследование данного свойства в экспериментальной группе показало обратные результаты: подростки воспитывающиеся без отца отличались психологической неустойчивостью к кризисным ситуациям (р < 0,001). При этом степень выраженности неустойчивости была различна. Для 71% (17 чел.) проявление психологической неустойчивости характеризовалось в виде эмоциональных срывов в кризисных ситуациях. Такие подростки при возникновении проблем теряют душевное равновесие, действует необдуманно, расстраиваясь сами и расстраивая других, неадекватно оценивают случившееся и тяжело примиряются с неприятностями.

Остальные 29% (7 чел.) имели ярко выраженную психологическую неустойчивость. В кризисной ситуации она проявляется в виде психологически неадекватной реакции на происходящее и абсолютной неспособности к "нормальным" переживаниям. Наглядно рисунок 1.



Рисунок 1
Проявления психологической неустойчивости по методике "Выход из трудных жизненных ситуаций". Для более полного представления о личностных особенностях подростков воспитывающихся без отца нами была рассмотрена сфера субъективного контроля, в частности нас интересовал локус контроля.

При помощи методики "Исследование уровня субъективного контроля" мы обнаружили следующие особенности: подростки экспериментальной группы характеризуются преобладанием большей экстернальности в сфере субъективного контроля, а подростки контрольной группы более склонны к интернальному типу субъективного контроля (р < 0,005). (Приложение Б). Количественные показатели данных особенностей в таблице 1.
Таблица 1 Направленность локуса субъективного контроля у испытуемых экспериментальной и контрольной групп по методике "УСК".

Значения экспериментальной группы

Значения контрольной группы



Направленность локуса

Общий показатель



Направленность локуса

Общий показатель

1

Общая экстернальность

92

1

Общая интернальность

98

2

Экстернальность достижений

89

2

Экстернальность достижений

49

3

Экстернальность неудач

83

3

Интернальность неудач

76

4

Интернальность семейных отношений

64

4

Интернальность семейных отношений

64

5

Экстернальность производственных отношений

75

5

Интернальность Производственных отношений

78

6

Интернальность межличностных отношений

48

6

Интернальность межличностных отношений

89



То есть в целом локус контроля испытуемых экспериментальной группы характеризуется направленностью более экстернального типа - 92% (22 чел.). По результатам методики, по представлению данных подростков они не способны влиять на окружающую обстановку или владеть ею, так как происходящее в их жизни объясняют влиянием извне. Они видят большинство событий как результат случайностей, контролируемых силами, им неподвластными (83% - 20чел.).

В частности это касается складывающихся с другими людьми отношений, собственных достижений и возникающих в их жизни неудач.

Для изучения личностных особенностей касающихся непосредственного отношения с другими людьми то нами была использована методика "Потребность в похвале и одобрении".
Таблица 2 Показатели потребности в одобрении студентов обеих групп.

X Школа

Эксперимент-я гр.

Контрол-я гр.

U - критерий

Разл.




Сред. зн.

Станд. отк

Сред. зн.

Станд. отк







Потребность в одобрении

14,5

1,99

7,5

2,01

51

Есть


Показатель среднего значения в экспериментальной группе расположен в диапазоне от 13 - 15 баллов, что говорит о высоком уровне потребности в одобрении. В контрольной группе рассматриваемый феномен состоит в диапазоне от 0 до 10, что указывает на среднюю зависимость от одобрения окружающих (что в целом свойственно подростковому возрасту). U - Критерий подтвердил наличие статистически значимых различий.

Следовательно, подросткам, воспитывающимся без отцов, присущи высокая потребность в одобрении другими людьми, и стремление соответствовать одобряемому образцу. Они так же более конформны и нуждаются в поддержке со стороны.

Подростки, чьи отцы принимают активное участие в их воспитании, гораздо самостоятельней и уверенней в собственных суждениях, а также более самодостаточней и удовлетворенней собой.


Наглядно это видно на рисунке 2

Уровень выраженности


Рисунок 2 Потребность в одобрении
Результаты по методике "Потребность в похвале и одобрении" экспериментальная группа "контрольная группа.

Результаты методики "МИС" показали: у подростков из неполных семей проявляется более негативное отношение к собственному "Я - образу" в сравнении с их сверстниками, в воспитании которых отцы принимали активное участие. Данные испытуемых экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 3 - 4.

Таблица 3 Особенности Я-концепции испытуемых экспериментальной группы по методике "МИС"



Особенности самоотношения

Общий показатель, %

1.

Неудовлетворенность собой

92

2.

Экстернальность

79

3.

Неуверенность в своих силах

96

4.

Заниженная самоценность

83

5.

Недостаточное самопринятие

92

6.

Неадекватный Я - образ

88

7.

Наличие внутриличностных конфликтов

58

8.

Самообвинение

75


Таблица 4 Особенности формирования Я - концепции испытуемых контрольной группы по методике "МИС"



Особенности самоотношения

Общий показатель, %

1.

Самоуверенность

92

2.

Саморуководство

73

3.

Удовлетворенность собой

89

4.

Интернальность

69

5.

Самоценность

81

6.

Самопринятие

85

7.

Ригидность Я-концепции

77

8.

Рефлексия

96