Файл: Дипломная работа отцовство как психологический фактор развития личности ребенка Аменова Людмила Владимировна Костанай.rtf
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим личным мнением, то ответьте "да", если не совпадает- то "нет".
Обработка результатов и выводы.
Ключ. Ответ по каждой позиции оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только за ответ "да" по следующим позициям: 1 - 5, 8, 11, 14 - 16, 20, и только за ответ "нет" по позициям 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17 - 19.
Чем выше сумма полученных баллов, тем больше потребность в одобрении.
При суммарном показателе 13 баллов и выше - высокий уровень потребности одобрения, 10 - 12 баллов - средний ниже 10 баллов - низкий уровень.
Высокий показатель отражает привычный стиль реагирования, а также особенности ожиданий субъекта в ситуации оценки со стороны других.
Низкий суммарный показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения субъекту дороже, а также о его независимости от группы. Он конфликтен и не податлив социальному влиянию, не стремится походить на образец.
Метод "Методика исследования самоотношения"
Цель: выявление отношения личности к собственному "Я".
Тест-опросник состоит из 9 шкал, в которых содержится 110 пунктов. Испытуемому предъявляется тестовый буклет и стандартный бланк ответов.
Инструкция подразумевает две градации ответов: "согласен - не согласен", которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка.
Шкальные значения подсчитываются с помощью специального ключа - трафарета, накладываемого на бланк. Полученные сырые баллы переводятся по специальной таблице в стандартные оценки-стены:
Более 506. - свойство не выражено; 50 - 746. - свойство выражено; 746. и более - свойство ярко выражено.
Интерпретация проводится путем анализа профиля 9-ти показателей, совместно дающих цельную картину самоотношения испытуемого:
. "Внутренняя честность" - включает 11 пунктов, связанных с такими аспектами самоотношения, которые, являясь значительными, в первую очередь с точки зрения моральных норм, часто оказываются мало значительными.
. "Самоуверенность" - содержит 14 пунктов, задающих представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
. "Саморуководство" - содержит 12 пунктов. Отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственно личности субъекта, является он сам.
. "Отраженное самоотношение" - включает 11 пунктов, связанных с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.
. "Самоценность" - содержит 14 пунктов. Отражает эмоциональную оценку себя, своего "Я" по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.
. "Самопринятие" - включает 12 пунктов. Соответствует эмоциональному, безусловному принятию себя.
. "Самопривязанность" - содержит 11 пунктов, характеризует стремление к сохранению "Образа - Я".
. "Внутренняя конфликтность" - содержит 15 пунктов, свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, связанных с недостаточностью самоуважения.
. "Самообвинение" - включает 10 пунктов, отражает отсутствие симпатии, сопровождающееся негативными эмоциями даже, несмотря на высокую самооценку собственных качеств и достижений.
В качестве метода математической статистики для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака был использован U - критерий Манна-Уитни. Он позволяет выявить различия между малыми выборками и определить, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами.
Данный критерий рассчитывается по следующей формуле:
U = |n1 Х n2| + (((nх х ( nх + 1))/2) - Тх
где n1 - количество испытуемых в выборке 1;
n2 - количество испытуемых в выборке 2;
Тх - большая из дух ранговых сумм;
nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение
В начале экспериментальной работы с помощью опросника "Выход из трудных жизненных ситуаций" нами было исследовано такое личностное свойство как психологическая устойчивость в кризисных ситуациях.
Из общего числа подростков из полных семей - 92% подтвердили психологическую устойчивость к кризисным ситуациям.
Сырые значения испытуемых обеих групп по методике "Выход из трудных жизненных ситуаций" представлены в Приложении А.
Исследование данного свойства в экспериментальной группе показало обратные результаты: подростки воспитывающиеся без отца отличались психологической неустойчивостью к кризисным ситуациям (р < 0,001). При этом степень выраженности неустойчивости была различна. Для 71% (17 чел.) проявление психологической неустойчивости характеризовалось в виде эмоциональных срывов в кризисных ситуациях. Такие подростки при возникновении проблем теряют душевное равновесие, действует необдуманно, расстраиваясь сами и расстраивая других, неадекватно оценивают случившееся и тяжело примиряются с неприятностями.
Остальные 29% (7 чел.) имели ярко выраженную психологическую неустойчивость. В кризисной ситуации она проявляется в виде психологически неадекватной реакции на происходящее и абсолютной неспособности к "нормальным" переживаниям. Наглядно рисунок 1.
Рисунок 1
Проявления психологической неустойчивости по методике "Выход из трудных жизненных ситуаций". Для более полного представления о личностных особенностях подростков воспитывающихся без отца нами была рассмотрена сфера субъективного контроля, в частности нас интересовал локус контроля.
При помощи методики "Исследование уровня субъективного контроля" мы обнаружили следующие особенности: подростки экспериментальной группы характеризуются преобладанием большей экстернальности в сфере субъективного контроля, а подростки контрольной группы более склонны к интернальному типу субъективного контроля (р < 0,005). (Приложение Б). Количественные показатели данных особенностей в таблице 1.
Таблица 1 Направленность локуса субъективного контроля у испытуемых экспериментальной и контрольной групп по методике "УСК".
То есть в целом локус контроля испытуемых экспериментальной группы характеризуется направленностью более экстернального типа - 92% (22 чел.). По результатам методики, по представлению данных подростков они не способны влиять на окружающую обстановку или владеть ею, так как происходящее в их жизни объясняют влиянием извне. Они видят большинство событий как результат случайностей, контролируемых силами, им неподвластными (83% - 20чел.).
В частности это касается складывающихся с другими людьми отношений, собственных достижений и возникающих в их жизни неудач.
Для изучения личностных особенностей касающихся непосредственного отношения с другими людьми то нами была использована методика "Потребность в похвале и одобрении".
Таблица 2 Показатели потребности в одобрении студентов обеих групп.
Показатель среднего значения в экспериментальной группе расположен в диапазоне от 13 - 15 баллов, что говорит о высоком уровне потребности в одобрении. В контрольной группе рассматриваемый феномен состоит в диапазоне от 0 до 10, что указывает на среднюю зависимость от одобрения окружающих (что в целом свойственно подростковому возрасту). U - Критерий подтвердил наличие статистически значимых различий.
Следовательно, подросткам, воспитывающимся без отцов, присущи высокая потребность в одобрении другими людьми, и стремление соответствовать одобряемому образцу. Они так же более конформны и нуждаются в поддержке со стороны.
Подростки, чьи отцы принимают активное участие в их воспитании, гораздо самостоятельней и уверенней в собственных суждениях, а также более самодостаточней и удовлетворенней собой.
Наглядно это видно на рисунке 2
Уровень выраженности
Рисунок 2 Потребность в одобрении
Результаты по методике "Потребность в похвале и одобрении" экспериментальная группа "контрольная группа.
Результаты методики "МИС" показали: у подростков из неполных семей проявляется более негативное отношение к собственному "Я - образу" в сравнении с их сверстниками, в воспитании которых отцы принимали активное участие. Данные испытуемых экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 3 - 4.
Таблица 3 Особенности Я-концепции испытуемых экспериментальной группы по методике "МИС"
Таблица 4 Особенности формирования Я - концепции испытуемых контрольной группы по методике "МИС"
Обработка результатов и выводы.
Ключ. Ответ по каждой позиции оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только за ответ "да" по следующим позициям: 1 - 5, 8, 11, 14 - 16, 20, и только за ответ "нет" по позициям 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17 - 19.
Чем выше сумма полученных баллов, тем больше потребность в одобрении.
При суммарном показателе 13 баллов и выше - высокий уровень потребности одобрения, 10 - 12 баллов - средний ниже 10 баллов - низкий уровень.
Высокий показатель отражает привычный стиль реагирования, а также особенности ожиданий субъекта в ситуации оценки со стороны других.
Низкий суммарный показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения субъекту дороже, а также о его независимости от группы. Он конфликтен и не податлив социальному влиянию, не стремится походить на образец.
Метод "Методика исследования самоотношения"
Цель: выявление отношения личности к собственному "Я".
Тест-опросник состоит из 9 шкал, в которых содержится 110 пунктов. Испытуемому предъявляется тестовый буклет и стандартный бланк ответов.
Инструкция подразумевает две градации ответов: "согласен - не согласен", которые фиксируются испытуемым в соответствующих позициях бланка.
Шкальные значения подсчитываются с помощью специального ключа - трафарета, накладываемого на бланк. Полученные сырые баллы переводятся по специальной таблице в стандартные оценки-стены:
Более 506. - свойство не выражено; 50 - 746. - свойство выражено; 746. и более - свойство ярко выражено.
Интерпретация проводится путем анализа профиля 9-ти показателей, совместно дающих цельную картину самоотношения испытуемого:
. "Внутренняя честность" - включает 11 пунктов, связанных с такими аспектами самоотношения, которые, являясь значительными, в первую очередь с точки зрения моральных норм, часто оказываются мало значительными.
. "Самоуверенность" - содержит 14 пунктов, задающих представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
. "Саморуководство" - содержит 12 пунктов. Отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственно личности субъекта, является он сам.
. "Отраженное самоотношение" - включает 11 пунктов, связанных с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.
. "Самоценность" - содержит 14 пунктов. Отражает эмоциональную оценку себя, своего "Я" по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.
. "Самопринятие" - включает 12 пунктов. Соответствует эмоциональному, безусловному принятию себя.
. "Самопривязанность" - содержит 11 пунктов, характеризует стремление к сохранению "Образа - Я".
. "Внутренняя конфликтность" - содержит 15 пунктов, свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, связанных с недостаточностью самоуважения.
. "Самообвинение" - включает 10 пунктов, отражает отсутствие симпатии, сопровождающееся негативными эмоциями даже, несмотря на высокую самооценку собственных качеств и достижений.
В качестве метода математической статистики для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо количественно измеренного признака был использован U - критерий Манна-Уитни. Он позволяет выявить различия между малыми выборками и определить, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами.
Данный критерий рассчитывается по следующей формуле:
U = |n1 Х n2| + (((nх х ( nх + 1))/2) - Тх
где n1 - количество испытуемых в выборке 1;
n2 - количество испытуемых в выборке 2;
Тх - большая из дух ранговых сумм;
nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждение
В начале экспериментальной работы с помощью опросника "Выход из трудных жизненных ситуаций" нами было исследовано такое личностное свойство как психологическая устойчивость в кризисных ситуациях.
Из общего числа подростков из полных семей - 92% подтвердили психологическую устойчивость к кризисным ситуациям.
Сырые значения испытуемых обеих групп по методике "Выход из трудных жизненных ситуаций" представлены в Приложении А.
Исследование данного свойства в экспериментальной группе показало обратные результаты: подростки воспитывающиеся без отца отличались психологической неустойчивостью к кризисным ситуациям (р < 0,001). При этом степень выраженности неустойчивости была различна. Для 71% (17 чел.) проявление психологической неустойчивости характеризовалось в виде эмоциональных срывов в кризисных ситуациях. Такие подростки при возникновении проблем теряют душевное равновесие, действует необдуманно, расстраиваясь сами и расстраивая других, неадекватно оценивают случившееся и тяжело примиряются с неприятностями.
Остальные 29% (7 чел.) имели ярко выраженную психологическую неустойчивость. В кризисной ситуации она проявляется в виде психологически неадекватной реакции на происходящее и абсолютной неспособности к "нормальным" переживаниям. Наглядно рисунок 1.
Рисунок 1
Проявления психологической неустойчивости по методике "Выход из трудных жизненных ситуаций". Для более полного представления о личностных особенностях подростков воспитывающихся без отца нами была рассмотрена сфера субъективного контроля, в частности нас интересовал локус контроля.
При помощи методики "Исследование уровня субъективного контроля" мы обнаружили следующие особенности: подростки экспериментальной группы характеризуются преобладанием большей экстернальности в сфере субъективного контроля, а подростки контрольной группы более склонны к интернальному типу субъективного контроля (р < 0,005). (Приложение Б). Количественные показатели данных особенностей в таблице 1.
Таблица 1 Направленность локуса субъективного контроля у испытуемых экспериментальной и контрольной групп по методике "УСК".
Значения экспериментальной группы | Значения контрольной группы | ||||
№ | Направленность локуса | Общий показатель | № | Направленность локуса | Общий показатель |
1 | Общая экстернальность | 92 | 1 | Общая интернальность | 98 |
2 | Экстернальность достижений | 89 | 2 | Экстернальность достижений | 49 |
3 | Экстернальность неудач | 83 | 3 | Интернальность неудач | 76 |
4 | Интернальность семейных отношений | 64 | 4 | Интернальность семейных отношений | 64 |
5 | Экстернальность производственных отношений | 75 | 5 | Интернальность Производственных отношений | 78 |
6 | Интернальность межличностных отношений | 48 | 6 | Интернальность межличностных отношений | 89 |
То есть в целом локус контроля испытуемых экспериментальной группы характеризуется направленностью более экстернального типа - 92% (22 чел.). По результатам методики, по представлению данных подростков они не способны влиять на окружающую обстановку или владеть ею, так как происходящее в их жизни объясняют влиянием извне. Они видят большинство событий как результат случайностей, контролируемых силами, им неподвластными (83% - 20чел.).
В частности это касается складывающихся с другими людьми отношений, собственных достижений и возникающих в их жизни неудач.
Для изучения личностных особенностей касающихся непосредственного отношения с другими людьми то нами была использована методика "Потребность в похвале и одобрении".
Таблица 2 Показатели потребности в одобрении студентов обеих групп.
X Школа | Эксперимент-я гр. | Контрол-я гр. | U - критерий | Разл. | |||||
| Сред. зн. | Станд. отк | Сред. зн. | Станд. отк | | | |||
Потребность в одобрении | 14,5 | 1,99 | 7,5 | 2,01 | 51 | Есть |
Показатель среднего значения в экспериментальной группе расположен в диапазоне от 13 - 15 баллов, что говорит о высоком уровне потребности в одобрении. В контрольной группе рассматриваемый феномен состоит в диапазоне от 0 до 10, что указывает на среднюю зависимость от одобрения окружающих (что в целом свойственно подростковому возрасту). U - Критерий подтвердил наличие статистически значимых различий.
Следовательно, подросткам, воспитывающимся без отцов, присущи высокая потребность в одобрении другими людьми, и стремление соответствовать одобряемому образцу. Они так же более конформны и нуждаются в поддержке со стороны.
Подростки, чьи отцы принимают активное участие в их воспитании, гораздо самостоятельней и уверенней в собственных суждениях, а также более самодостаточней и удовлетворенней собой.
Наглядно это видно на рисунке 2
Уровень выраженности
Рисунок 2 Потребность в одобрении
Результаты по методике "Потребность в похвале и одобрении" экспериментальная группа "контрольная группа.
Результаты методики "МИС" показали: у подростков из неполных семей проявляется более негативное отношение к собственному "Я - образу" в сравнении с их сверстниками, в воспитании которых отцы принимали активное участие. Данные испытуемых экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 3 - 4.
Таблица 3 Особенности Я-концепции испытуемых экспериментальной группы по методике "МИС"
№ | Особенности самоотношения | Общий показатель, % |
1. | Неудовлетворенность собой | 92 |
2. | Экстернальность | 79 |
3. | Неуверенность в своих силах | 96 |
4. | Заниженная самоценность | 83 |
5. | Недостаточное самопринятие | 92 |
6. | Неадекватный Я - образ | 88 |
7. | Наличие внутриличностных конфликтов | 58 |
8. | Самообвинение | 75 |
Таблица 4 Особенности формирования Я - концепции испытуемых контрольной группы по методике "МИС"
№ | Особенности самоотношения | Общий показатель, % |
1. | Самоуверенность | 92 |
2. | Саморуководство | 73 |
3. | Удовлетворенность собой | 89 |
4. | Интернальность | 69 |
5. | Самоценность | 81 |
6. | Самопринятие | 85 |
7. | Ригидность Я-концепции | 77 |
8. | Рефлексия | 96 |