Файл: Дипломная работа отцовство как психологический фактор развития личности ребенка Аменова Людмила Владимировна Костанай.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также мужчина, у которого не возник бондинг, может ревновать жену к ребенку, такое отношение будет еще больше способствовать отстранению отца от ребенка и ведет к различным семейным проблемам. Несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.

Исследования германских ученых [28] показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, его удовлетворенность жизнью, а также на мировоззрение мужчины. Вовлеченные в воспитание своих детей мужчины показывали менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассматривали отцовство, как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом. Кроме того, было выявлено, что мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самим собой по сравнению с контрольной группой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением и принятием отцовской заботы о детях на себя. Меняется представление о ценности человеческой жизни, очень важным становится благополучие ребенка, его нормальное развитие. Именно такие мужчины проводят с ребенком много времени, не считая его потерянным бесцельно. Ученые связывают даже продуктивность на работе с удовлетворенностью семейной жизнью. Так, по итогам работы в 1995 году компанией "DuPont" был сделан следующий вывод: развитие социальных программ компании повышает результативность работы служащих [29].

Таким образом, принятие роли отца оказывает влияние на личность мужчины и сопровождается изменениями в операциональном аспекте ее выполнения [30]. Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию и установки человека, однако многие исследователи говорят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней, так как, по мнению И.С. Кона, социальная роль связывает деятельность личности и ее самосознание с функционированием социальной системы, причем отправной точкой является не индивид, а социум [31]. Функции самосознания Л.С. Выготский назвал "третичными" функциями, имея в виду, что они производны как от непосредственного социального общения личности, так и от ее уже интернализованных и в этом смысле "вторичных" психических функций. Кроме того, при неблагоприятном развитии событий возможен ролевой конфликт, когда представления о ролях, выполняемых одним человеком, разнятся. Например, П. Попова [32] полагает, что многие проблемы мужчин, бегущих от отцовства, связаны, прежде всего, с ролевым конфликтом. Выделяется два типа таких мужчин: для первых роль отца несовместима с профессиональным ростом, свободой и ролью "свободного" мужчины, для вторых - сложности взаимоотношений с собственными родителями и связанная с этим безответственность являются препятствием для выполнения отцовской роли. Однако такие ролевые конфликты должны активизировать работу самосознания, побуждая личность иерархизировать различные аспекты своей жизнедеятельности, что происходит не всегда, но чаще всего, когда человек достигает зрелости.


И.С. Кон утверждает, что понятием социальная роль обозначается та сторона деятельности, которая является интернализованной ролью. При этом внимание должно концентрироваться на том, как сам человек воспринимает, оценивает и осознает ту или иную свою функцию, какое место она занимает в его "образе Я", какой личностный смысл он в нее вкладывает. Интернализованная роль - это компонент самосознания, отношение к тому или иному аспекту жизнедеятельности. Таким образом, успешное функционирование в роли отца невозможно без ее интернализации, которая, в свою очередь, "встраивает" отцовство в самосознание личности, ее "Я-концепцию" и "образы Я". Аспект отношения связан с оценкой своего ребенка, с самооценкой себя как мужчины, себя как отца и с оценкой своего выполнения социальных ролей, что формирует определенный "образ Я". Так формируются "Я-реальное" и "Я-социальное", через сравнение собственного поведения с требованиями общества. "Я - идеальное" формируется также под воздействием общества, воспитания и представлений о том, как следует поступать в различных ситуациях. Соотношения компонентов "образа Я", их взаимодействие определяет осознание себя как отца и может изменяться в процессе жизни [33].

Современные социальные стереотипы отцовства являют собой достаточно разнообразную и противоречивую систему представлений и нормативных требований общества в том, что именно должен делать отец. По мнению ряда авторов [34], это противоречие - следствие переходного периода в истории отцовства с момента, когда общество всерьез обратило внимание на важность отца для развития личности ребенка. Изучение феномена отцовства, оказывающего влияние и на благосостояние семьи, и на особенности общественных отношений в целом, необходимо для более полного понимания процесса развития личности в семье. Перед исследователями встают многочисленные задачи как теоретического, так и прикладного характера, решение которых возможно только при масштабном, лонгитюдном (в двух и более поколениях) или кросскультурном исследовании феномена отцовства, которое позволило бы своевременно прогнозировать и находить пути решения различных сложностей взаимодействия отца и ребенка, а также выявить и исследовать важнейшие детерминанты феномена отцовства, социальную значимость которого невозможно переоценить.
.3 Роль отца в формировании личности ребенка
Современные сравнительно-исторические данные убедительно свидетельствуют, что современные житейские представления о родительстве не являются универсальными, и родительская любовь, как мы ее понимаем, - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.


На ранних этапах развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. Родительские функции распределяются между широким кругом родственников, и детей поощряют считать себя принадлежащими к группе как к целому. Привязанность между ребенком и его физическими родителями не развивалась.

Демографы считают, что существует специфическая "потребность в родительстве", в отцовстве и материнстве. С одной стороны, эта потребность поддерживалась тем, что дети были экономически полезны. Дети были помощниками в производстве и кормильцами в старости. В патриархальной семье много детей, особенно сыновей, было гарантией прочности социальных позиций в семье.

Существует другое объяснение, с точки зрения теорий "полезности", которая заявляет, что "дети нужны как объект альтруистической заботы и опеки". Но у этой теории есть серьезные ограничения: данная теория гласит, что, когда полезность детей падает, то и "потребность в детях" ослабевает. Но люди прошлого далеко не всегда имели выбор - это противоречило основным догматам их поведения (религия, традиции).

Кроме того, существовала практика инфантицида, связанная с дефицитом средств к существованию. Оседлый образ жизни и более надежная пищевая база снижают вероятность инфантицида, убивали в основном младенцев, которых считали физически неполноценными или по ритуальным соображениям (например, близнецов).

В первобытном обществе убийство ребенка не считалось таким преступлением, как убийство взрослого, похоронный обряд сводился к минимуму или отсутствовал. Но иметь детей считалось почетным, и не только родители и близкие родственники, но и другие взрослые члены общины обычно были ласковы и внимательны к детям.

Даже в античном обществе забота о детях была весьма избирательна. Аристотель считал справедливым, что ребенка-калеку кормить не следует, Цицерон писал, что смерть ребенка нужно переносить "со спокойной душой". Маленькие дети не вызывали у античных народов чувства умиления, их, по большей части, не замечали. Ребенок рассматривался как низшее существо, которое принадлежит родителям, как прочая собственность. Например, по данным P. Aries, в древнем Египте отношения отцов и детей строились на взаимовыгодном сотрудничестве, дети помогали по дому, отцы их кормили. Дети были полностью подчинены воле отца. И, хотя в позднем Египте уже существовали школы, тем не менее, в большинстве случаев, подчиняясь традиции, именно отцы обучали своих сыновей, в том числе и тому, что значит быть отцом.


В древней арабской культуре отец был главой семьи и решал все вопросы, в том числе и выбирал брачных партнеров своим детям. Отношения "отец-ребенок" строились на строгости и жесткости. У древних израильтян отец почитался, как Бог-творец, был не только защитником и кормильцем, но и карал за проступки. В Древней Греции отец вообще не принимал участия в воспитании своих детей, однако, позднее во времена полиса, вернулся к своим функциям, так как общество осознало, что взаимоотношения родителей и детей транслируются на все последующие поколения. [13; с. 28].

Раннее христианство привнесло духовность в отношения отца и детей, кроме того, стали четче разграничиться отцовская и материнская функции. В отношениях появилась эмпатия. Однако позднее в средние века происходят значительные изменения: появляется новая социальная роль - священник, исповедник, который вмешивается во все внутренние дела семьи и берет на себя функцию отца. При этом сам дает обет безбрачия и не имеет права иметь детей. Таким образом, происходит ущемление отцовства как важнейшей роли в жизни мужчины. Данная тенденция еще более усиливается в 12 - 13 веках, когда отцовство связывается с женщиной и грехом. Только в 14 веке церковь начинает почитать материнство, и позднее, отцовство, когда, согласно учению Фомы Аквинского, духовные наставления отца становятся важны для воспитания ребенка в духе почитания религии.

Однако формирование стойкой привязанности родителей к детям затруднялось,
во-первых, из-за высокой смертности и высокой же рождаемости - холодное отношение к смерти детей - своеобразная психологическая защита на то, что случалось очень часто. Во-вторых, обычай воспитывать детей вне семьи в среде феодальной знати приводил к тому, что взаимоотношения родителей и детей регламентировались не чувствами, а нормой и сознанием родственных обязанностей и правил этикета. В России зависимость детей от родителей была рабской. От отца - главы семьи - находились в зависимости и женщина (жена) и дети.

Церковные предписания требовали строгости воспитания. Домострой запрещал даже смеяться и играть с ребенком.

Современная картина отцовства достаточно разнообразна. По данным Т.Г. Гурко [13; с. 9], с одной стороны, наблюдается значительный кризис семьи, рост безотцовщины и уменьшение общего вклада отца в воспитание детей. Рост разводов приводит к возрастанию количества детей, живущих с одним родителем, в подавляющем большинстве - это мать. Т.А. Гурко говорит о том, что мужчины редко вносят материальный или духовный вклад в воспитание детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве. А женщины в таких семьях выполняют и родительские роли и роли добытчиц. Особенно это распространено в России, так как в советское время понятие отцовство было весьма слабо представлено в общественном мнении, появляясь только тогда, когда речь шла о лишении родительских прав.

Фактически за очень короткое время, в течение жизни двух поколений, картина отцовства существенно изменилась, изменились и социальные представления о том, каким должен быть отец, и как он должен себя вести. На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская [54; с. 35], говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка, это, прежде всего, любить свою жену (В.И. Кочетков, Т.М. Афанасьева, А.С. Спиваковская и другие). К. Витакер, (1998), отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта "невключенность" вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль. В то же время, К. Флэйк-Хобсон (1993), полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения.