Файл: Дипломная работа отцовство как психологический фактор развития личности ребенка Аменова Людмила Владимировна Костанай.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Причастность отца к воспитанию ребенка в возрасте одного месяца сказывается на его когнитивном развитии в возрасте от одного года и более. Исследования также показывают зависимость между отцовским воспитанием и интеллектуальным развитием и социальной зрелостью ребенка в возрасте 6 - 7 лет, когда дети достигают значительных успехов в школе и способны получить хорошее образование. Таким образом, отцы развивают в своих детях различные способности и таланты, проявляющиеся в старшем возрасте. Вовлеченность отца в воспитание ребенка также позитивно влияет на формирование у него таких качеств как самоконтроль, самоуважение, социальная компетентность, ответственность и послушание. В отличие от проблем классической науки, где можно говорить об относительной неизменности объекта изучения и возможности открытия устойчивых закономерностей, психологические проблемы, в том числе проблема влияния отца на развитие ребенка, напрямую связаны с культурным контекстом. Современные методы искусственного оплодотворения, развивающаяся на Западе практика воспитания детей в лесбийских парах [26; 18], беспрецедентный рост числа разводов и неполных семей все чаще приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка, что ставит перед психологической наукой вопрос о последствиях таких сдвигов в воспитании детей для их психического развития, сексуальной идентичности, эмоционального благополучия. Как отмечает И.С. Кон, представление о слабости и неадекватности отцов - один из самых распространенных стереотипов общественного сознания [18; с. 26].

В последние десятилетия число исследований, посвященных роли отца, неуклонно растет. В них показано, что отцовское влияние часто оказывается независимым от материнского или, по крайней мере, таким же важным, как материнское [29; с. 18]. Активно стали изучаться вопросы значимости отцовской вовлеченности, любви, позитивной отцовской заботы
(fathering) для детей и подростков.

Было показано, что отец имеет важнейшее значения для возникновения у ребенка ощущения себя, принадлежности к мужскому или женскому полу (ядерная половая идентичность) и овладения способами поведения, свойственными мужчинам и женщинам (полоролевая, или тендерная, идентичность). [10;с. 24]. Взрослея, мальчик постепенно все больше осознает свое "мужское бытие" и ищет отца, отождествление с которым способствует отделению от матери и деидентификации с ней. Когда ребенок редко общается с отцом, идентификация с ним может быть задержана и установление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается. [10; с. 20]. Следует отметить, что сам по себе уровень маскулинности отца не важен для формирования адекватной полоролевой идентичности (не было обнаружено значимых корреляций между маскулинностью отцов и маскулинностью сыновей); идентификацию ребенка с отцом облегчает степень его теплоты и эмоциональной вовлеченности.

Отец необходим для успешного формирования не только маскулинности сыновей, но и феминности дочерей. [10; с. 20]. Экспериментально показано, что феминность девочек положительно коррелирует с маскулинностью их отцов. Психоаналитически ориентированные исследователи считают, что для успешного принятия женской половой роли девочка должна испытывать гордость от ощущения себя женщиной и идентифицироваться со своей матерью в ее взаимоотношениях с отцом. [10; с. 15]. Отсутствие отца нарушает формирование полоролевой идентичности у девочек, что приводит к усилению сепарационной тревоги, отрицанию чувств, связанных с уходом отца.

О значении семейной атмосферы для эмоционального развития ребенка известно уже достаточно много. Имеется множество экспериментальных свидетельств того, что делинквентное поведение, злоупотребление алкоголем, поведенческие трудности, депрессивные симптомы, безработица у отцов связаны с риском возникновения депрессивных и тревожных состояний у детей и подростков. Есть данные о важности детско-отцовского конфликта для возникновения депрессивной симптоматики у подростков. И, наоборот, удовлетворенность подростков отцовской поддержкой связана с меньшей частотой появления депрессивной и тревожной симптоматики.

Отдельную проблему представляет собой фактическое отсутствие отца в семье. Хотя и было показано, что дети из неполных семей испытывают больше трудностей по сравнению с детьми из полных семей, отмечается, что и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне нормальным. [19; с. 36]. Например, связь между полоролевой идентичностью и наличием в семье отца не является однозначной: многие мальчики, растущие без отца, все же развивают адекватную полоролевую идентичность [10;с. 18]. Иначе говоря, отцовское отсутствие не является пагубным само по себе. В связи с этим ученые обратили внимание на "внутреннего отца", представленного в психике ребенка, т.е. на его образ.


Внутренний образ, или репрезентация "внутреннего отца" подробно изучены в рамках теории объектных отношений и родственных ей концепций. В них предполагается, что все аспекты внешних объектов находят свое психическое представительство во внутреннем мире человека - динамичном и большей частью бессознательном. В теории привязанности Дж. Боулби речь идет о внутренних рабочих моделях, развивающихся за счет обобщения специфических событий и опыта раннего детства. Внутренние объекты не являются простыми, зеркальными репрезентациями внешних, они динамично формируются и развиваются в результате действия множества различных факторов, внешних и внутренних. Например, в зависимости от пола, возраста и ситуации развития ребенка отец представляется ребенку то идеальным, сильным, обожаемым идеалом, то угрожающим и преследующим, то обесцененным, то авторитетным и достойным подражания. [10; с. 26].

Эмпирические исследования значимости репрезентаций родителей в жизни взрослого человека были начаты в конце 1970-х гг. зарубежными психологами. Создание в рамках теории привязанности Дж. Боулби специального опросника (Parental Bonding Instrument - PBI) позволило получить надежные корреляции между степенью воспринимаемой эмоциональной теплоты и контроля со стороны родителей и уровнем тревожности и депрессивности взрослых людей. Были экспериментально открыты феномены "холодного контроля" и "торможения поведения" со стороны родителей как факторы формирования уязвимости к депрессии и тревожным расстройствам соответственно. Относительно особенностей восприятия отца было обнаружено, что сверх контроль с его стороны, а также значительное расхождение в образах идеального и реального отца для мужчин значимо связаны с наличием у них депрессивной симптоматики. [13; с. 8].

Однако следует учитывать, что эти исследования относятся к воспоминаниям взрослых людей о своем детстве. Как отмечают некоторые исследователи, точность этих оценок может быть ограничена действием защитных механизмов. Кроме того, детство - слишком длительная эпоха в жизни человека, и, как показывают данные наблюдений, образ родителя меняется на его протяжении. Например, важнейшей задачей подросткового возраста является деидеализация репрезентаций родительских объектов, сформированных в более ранние годы детства, что усиливает амбивалентность отношений. Такая деидеализация является основой конструктивных отношений с другими людьми, принятия их несовершенства, выработки реалистичных требований и ожиданий, а также принятия собственного несовершенства и постановки реалистичных жизненных целей. Для успешности процесса деидеализации имеют значение, как реальное поведение родителей, так и собственные фантазии ребенка, особенно в ситуации редких контактов или даже их отсутствия, когда отец не проживает с семьей. Жалобы взрослого на неэмпатичность родителей могут отражать его неудачу в деидеализации инфантильных объектов и завершении подростковой индивидуации. [20; с. 18]. Исходя из этого, важен не столько анализ детского развития через призму воспоминаний взрослых, сколько обращение собственно к ребенку, к его чувствам, эмоциям, фантазиям и желаниям, связанным с родителями.


Количество экспериментальных исследований образа отца у детей и подростков невелико. В одном из них было показано, что дети 8 - 13 лет, у которых отмечалась депрессивная симптоматика, оценивают своих отцов как менее заботливых и более контролирующих. [20; с. 25]. A.M. Прихожан выявила, что эмоционально благополучные подростки воспринимают отца как позитивного, отмечая такие его качества, как заботливость, принятие. Подростки с повышенным уровнем тревоги оценивают отца как требовательного, принимающего, но доминантного и ненадежного.

Эмоционально благополучный школьник воспринимает отца как принимающего, заботливого, но требовательного. Для изучения представлений подростков о своих родителях в нашей стране был переведен на русский язык и адаптирован опросник "Подростки о родителях", позволяющий диагностически определить воспитательное воздействие родителей с точки зрения детей посредством нескольких переменных: интереса, директивное, враждебности, автономности и непоследовательности. Исходя из описаний авторов, каждая из переменных по-разному интерпретируется подростками в зависимости от их пола и того, кого из родителей они имеют в виду. Использование этого опросника показало существование некоторых связей между отдельными переменными воспринимаемых воспитательных практик отца с депрессивностью, тревожностью, отклоняющимся поведением.

Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина - существо более эмоциональное, одухотворенное, то в педагогической деятельности она в основном руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А это значит, что отец четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а, не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы. [11; с. 14].

Отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии. [51; с. 26]. Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера - достаточно лишь подражать взрослому. Не будь мужчины в семье, мальчику много недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У нее складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина.


Следует, однако, отметить, что образ отца у ребенка из неполной семьи экспериментально практически не исследован. Это осложняется отсутствием подходящей психодиагностической методики, позволяющей изучать у ребенка образ отца даже в случае отсутствия непосредственных контактов с ним. Широко известный опросник PBI (father) Г. Паркера нацелен на изучение особенностей восприятия отца на основе опыта реальных отношений с ним ребенка. Кроме того, остается неизученным вопрос о возможности совместного влиянии факторов наличия отца и типа его образа на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность ребенка. Немногочисленные исследования особенностей образа отца у детей и их связи с личностными особенностями обычно не учитывают пол и возраст ребенка, что является существенным недостатком, так как формирование отцовского образа может быть в значительной мере связано с половозрастными особенностями ребенка.
1.4 Полная семья как условия гармоничного развития личности
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Поэтому родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности ребенка.