Файл: Qui bene diagnoscit, bene curat (кто хорошо диагностирует хорошо лечит) Диагностика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятия "педиатрия", "пропедевтика", виды педиатрических дисциплин


На кафедре пропедевтики педиатрии студенты должны научиться собирать анамнез, проводить объективное обследование всех органов и систем, выявлять симптомы заболеваний, синтезировать их в синдромы поражений, определять дополнительное инструментальное или лабораторное обследование, которое подтверждает наличие данного синдрома поражения, назначать мероприятия по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях и проводить мероприятия по уходу за детьми с различной патологией. Также после изучения курса пропедевтической педиатрии студент должен уметь оценивать физическое и нервно-психическое развитие детей и составлять рацион питания для детей первого года жизни при различных видах вскармливания. И во время своей работы студент должен следовать принципам этики и деонтологии в общении с ребенком, его родственниками, медицинским персоналом.

Педиатрия (от греч. paidos — дитя, iatreia — лечение) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения.

Пропедевтика – начальная, базисная часть дисциплины, введение в специальность.

Пропедевтика педиатрии – первичный курс изучения педиатрии.

На третьем курсе предполагается синдромная диагностика. То есть, диагноз выставляется в виде синдрома поражения без уточнения этиологии, степени тяжести, течения и т.д. При этом часто следует искусственно разделить заболевание пациента на несколько синдромов. Например, если у пациента имеется острая респираторная инфекция (нозологическая единица), то можно у него обнаружить синдром общей интоксикации (симптомы гипертермии, вялость, снижение аппетита), синдром ринита (выделения из носа), синдром фарингита (гиперемия слизистой оболочки задней стенки глотки) и т.д.

На этапе факультетской педиатрии (4-5 курсы обучения) студенты  изучают заболевания, в том числе этиологию, патогенез, классификацию, дифференциальную диагностику
, лечение, прогноз. 

На этапе госпитальной педиатрии (6 курс обучения) студенты изучают течение заболеваний и их лечение у конкретных пациентов с учетом возможного наличия нескольких болезней, психического состояния, привычек и т.п. 

Периоды детского возраста


Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому возникает определенная потребность выделить ряд периодов, или этапов, развития. Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого.

1. Период новорожденности (с рождения до окончания 28 суток), который делится на ранний неонатальный и поздний неонатальный периоды.

Ранний неонатальный период – это период от момента перевязки пуповины до окончания 7 суток жизни (168 ч). Этот период самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.

Наиболее существенными физиологическими изменениями в этот период являются начало легочного дыхания и функционирование малого круга кровообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (артериального протока и овального отверстия), а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное питание ребенка. В периоде новорожденности все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на общем состоянии новорожденного и даже его выживании.

Поздний неонатальный период охватывает 21 день (с 8 по 28-й день жизни ребенка). Важнейшей характеристикой этого этапа являются интенсивное развитие анализаторов (прежде всего зрительного), начало развития координации движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального
, зрительного и тактильного контактов с матерью. Около трехнедельного возраста многие дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный контакт многие считают началом психической жизни ребенка.

2. Период грудного возраста. Он длится от 29-го дня жизни до года.

В этот период основные этапы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован, происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

3. Преддошкольный, или ясельный, период – от 1 года до 3 лет. Он характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем.

Интенсивно увеличивается мышечная масса, заканчивается прорезывание молочных зубов, стремительно расширяются двигательные возможности, интенсивно развиваются все анализаторы, совершенствуется речь, четко определяются индивидуальные черты характера и поведения.

4. Дошкольный период – от 3 до 7 лет. В этот период идет дифференцировка строения различных внутренних органов, интенсивно развивается интеллект, улучшается память, совершенствуются координированные движения, формируются индивидуальные интересы и увлечения, увеличивается длина конечностей, постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

5. Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет. В этом возрасте у детей происходит замена молочных зубов постоянными, улучшается память, повышается интеллект, формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.

6. Старший школьный возраст – с 12 до 17–18 лет. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, гражданственности, нравственности. Этот период характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Это период полового развития и пубертатного скачка роста.

Календарь осмотров ребенка врачом


Профилактические осмотры – система мер, направленных на выявление самых ранних стадий заболеваний, когда они еще не проявились, а также своевременное проведение лечебно-профилактической работы, способствующей сохранению и укреплению здоровья. 

Медицинские работники в проведении профилактических осмотров руководствуются рядом нормативных приказов:

  • Приказ МЗ Украины №434 от 29.11.2002 г. «Об усовершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детям в Украине»



  • Приказ МЗ Украины №149 от 20.03.2008 г. «Клинический протокол медицинского осмотра за здоровым ребенком до 3-х лет»

Согласно приказу проведение обязательных медицинских осмотров здорового ребенка в возрасте до 3-х лет осуществляется по календарному плану в поликлиниках по месту жительства, включая семейные:

  • на первом месяце жизни - еженедельно

  • до 1 года - ежемесячно

  • от 1 года до 2-х лет - раз в квартал

  • с 2-х до 3-х лет - 2 раза в год

  • после 3-х лет - 1 раз в год

По результатам профилактического осмотра в зависимости от состояния здоровья малыша, врач может назначить дополнительные исследования (общий анализ крови и мочи, исследования кала и пр.).

Невропатолог (невролог) определяет правильно ли происходит развитие нервной системы ребенка, проверит, научился ли он держать голову, реагирует ли на резкие звуки, на свет и т.д. Именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы. При необходимости более детального обследования возможно проведение нейросонографии (ультразвукового исследования мозга через большой родничок), позволяющей более полно оценить развитие структур головного мозга.

Ортопед оценивает развитие костно-мышечной системы ребенка, исключает врожденную патологию развития (врожденная косолапость, врожденный подвывих или вывих тазобедренного сустава и др.).

Офтальмолог проводит осмотр глазного дна, что особенно важно у недоношенных детей (выявление ретинопатии), исключает слепоту, дакриоцистит (воспаление слезного мешка) и т.д.

В возрасте 9 месяцев, наряду с осмотром педиатра, ребенка осматривает 
детский стоматолог. Именно в этом возрасте необходимо контролировать прорезывание и рост зубов. Родители получают советы по уходу за полостью рта ребенка, обучаются контролю правильности роста зубов, формирования прикуса.

В 3 года – перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение, наряду с педиатром и врачами-специалистами, ребенка осматривает дерматолог, консультирует логопед, а в детском саду – педагог или психолог.

В 11 лет – переход к предметному обучению в школе, начало подросткового периода развития (к традиционному объему врачебного, лабораторного и инструментального обследования добавляется осмотр эндокринологом, девочек – гинекологом, всем проводится электрокардиография (ЭКГ).

В 12 лет – период начала интенсивного полового созревания (дополнительно к объему предшествующего осмотра проводится осмотр мальчиков урологом).

После осмотра специалистов школьникам проводится проба Руфье (оценка работоспособности сердца, заключается в следующем: после 5-минутного спокойного состояния в положении сидя ребенку подсчитывают пульс за 15 секунд, затем в течение 45 секунд он выполняет 30 приседаний, сразу после приседаний подсчитывают пульс за первые 15 секунд и последние 15 секунд первой минуты периода восстановления, результаты оцениваются по индексу, который определяется по специальной формуле), которая определяет функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, после чего родителям на руки выдается форма 086 с рекомендациями врача. Также там указана группа здоровья ребенка и физкультурная группа.

Группы здоровья

Выделяют следующие группы здоровья:

  • к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов (пороков развития), нарушений функций внутренних органов;

  • ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые нарушения, дети, выздоравливающие после заболеваний, особенно перенесшие тяжелые и средней степени тяжести инфекционные заболевания: пиелонефрит (воспаление почек), кишечные инфекции, ангину и т.д.; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, вес), дети с избыточной массой тела, а также часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций; Диспансеризация поможет предупредить или выявить заболевания на раннем этапе.

  • к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии – отсутствия проявлений заболеваний, с редкими обострениями, при отсутствии осложнений основного заболевания: дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения ребенка;

  • к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения;

  • к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями с частыми обострениями, непрерывно повторяющимся течением, с выраженной декомпенсацией (полным нарушением) функциональных возможностей организма (наличием осложнений основного заболевания, требующих постоянной терапии), дети-инвалиды, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения.