Файл: Смирнов А.А. Основы автоматизации целлюлозно-бумажного и лесохимического производств учебник для техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 0
линию потенциального значения параметра спроектировать точку
экспоненты, соответствующую |
размеру 0,63 |
срк, а |
полученную |
точку соединить прямой линией |
с начальной |
точкой |
кривой раз |
гона. |
|
|
|
Постоянная времени Т представляет собой коэффициент при производной в дифференциальном уравнении объекта- с самовыравниванием и характеризует инерционность объекта. Она пред ставляет собой время, в течение которого регулируемый параметр, начав изменяться от некоторого установившегося значения, достиг бы нового установившегося значения, если бы он изменялся с по
стоянной начальной скоростью |
при мгновенном ступенчатом воз |
||
а |
мущающем воздействии. |
||
|
Постоянная времени в отличие |
||
|
от времени разгона |
определяется |
|
|
при возмущающих |
воздействиях, |
|
|
составляющих обычно |
не более |
|
|
2 0 % от максимально возможных |
||
|
возмущений. |
(69) |
следует: |
|
Из уравнения |
||
|
Р= - у - |
. |
(74) |
Рис. 32. Кривые разгона одноемкост ных и многоемкостных статических и астатических объектов регулирования
Определив экспериментально постоянную емкости Та' и посто янную времени Т объекта регули рования, обладающего самовыравниванием, можно по уравнению (74) определить значение коэф фициента самовыравнивания.
Из уравнения (70) также сле дует
Коб=“ = - г - , |
(75) |
* а
т. е. коэффициент передачи объекта регулирования, обладающего самовыравниванием, представляет собой отношение постоянной времени к постоянной емкости.
Т'а всегда больше Т и поэтому коэффициент самовыравнива ния всегда больше единицы, а коэффициент передачи объекта меньше единицы. Заметим, что для объектов без самовыравнива ния понятие постоянной времени Т неприменимо.
На рис. 32, в приведена кривая разгона одноемкостного аста тического объекта, на рис. 32, д —■двухъемкостного астатического объекта, а на рис. 32, г — двухили многоемкостных статических объектов. В последнем случае касательная проводится через точку перегиба кривой.
Запаздывание. Изменение регулируемого параметра в объектах начинается не сразу после появления возмущающего воздействия, т. е. с некоторым запаздыванием.
124
В одноемкостных объектах различают передаточное, или, иначе, транспортное запаздывание то, а в многоемкостных объектах, кроме того, еще переходное запаздывание тп.
Передаточным запаздыванием объекта регулирования называ ется запаздывание, зависящее от места расположения первичного преобразователя или отборного устройства измерительной части регулятора и представляющее собой промежуток времени, необхо димый для того, чтобы поток, параметр которого регулируется, прошел расстояние от регулирующего органа до места установки первичного преобразователя или отборного устройства чувстви тельного элемента регулятора.
Передаточное запаздывание с увеличением нагрузки объекта уменьшается, так как поток быстрее проходит расстояние от ре гулирующего органа до первичного преобразователя или отборного устройства и регулятор раньше реагирует на изменения регулируе мого параметра. Чем больше время передаточного запаздывания, тем труднее регулировать процесс.
Переходным запаздыванием объекта регулирования называется запаздывание, зависящее от тепловых, гидравлических и других сопротивлений между емкостями объекта. Величина переходного запаздывания почти не зависит от нагрузки объекта и возмущаю щего воздействия. Переходное запаздывание неблагоприятно ска зывается на ходе регулирования, поэтому стремятся к всемерному уменьшению его отрицательного влияния на процесс регулирова ния.
Сумма времени передаточного то и переходного тп запаздыва
ний называется временем полного запаздывания т3: |
|
^ = ( ^ 0+ ^ ) с. |
(76) |
На рис. 32 на кривых разгона показан графический метод опре деления всех трех видов запаздываний.
При оценке динамических свойств объектов регулирования важ ным является не столько абсолютное значение запаздывания т3, сколько отношение запаздывания к постоянной времени, т3/7\
Чем больше отношение т3/Т, тем труднее обеспечить необходи мое качество регулирования параметра, тем сложнее будут при меняемый регулятор и процесс его настройки.
Взаимовлияние параметров. В сложных объектах с несколькими контролируемыми и регулируемыми параметрами регулирование усложняется взаимовлиянием параметров. Например, в варочном котле с естественной циркуляцией для варки сульфитной целлю лозы любое регулирующее воздействие приводит к изменению сразу нескольких параметров. Если, допустим, регулятор давления сдувочных газов начинает сдувку, то вследствие понижения дав ления расширяются пузырьки пара и несколько повышается уро вень варочной жидкости в котле, а также возрастает поступление греющего пара, что приводит к увеличению температуры содержи мого котла. При наличии регулирующего воздействия со стороны
125
регулятора температуры варки, выразившегося, например, в уве личении подачи греющего пара, возрастет давление в газовой фазе, что приведет к срабатыванию регулятора сдувок, а это от разится на работе регулятора температуры и т. д.
Взаимовлияние между контурами регулирования часто приво дит к необходимости усложнения регулирующих устройств введе нием всякого рода компенсаторов воздействий влияющих величин.
ГЛАВА 8. АВТОМАТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ ОБЩЕПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Классификация автоматических регуляторов. В зависимости от вида регулируемого параметра различают регуляторы темпера туры, уровня, давления, расхода и соотношения двух или более потоков и др.
По принципу действия различают регуляторы непрямого и пря
мого действия (см. |
гл. 2). По виду используемой |
энергии регуля |
|
торы |
н е п р я м о г о |
д е й с т в и я принято делить |
на пневматиче |
ские, |
гидравлические, электрические (в том числе электронные) и |
комбинированные. В конечном счете, большинство регуляторов ис пользует электроэнергию как первоисточник энергии. Так, если регулятор пневматический, т. е. работающий на сжатом воздухе или на каком-либо другом газе, то компрессия воздуха достигается
вкомпрессоре, имеющем электропривод и использующем электро энергию. Если регулятор гидравлический, работающий на неагрес сивной жидкости под давлением, то жидкостный насос приводится
вдействие электродвигателем, т. е. используется электроэнергия.
Вэлектрических и комбинированных (электропневматических, электрогидравлических и др.) регуляторах также используется
электроэнергия.
Основными преимуществами п н е в м а т и ч е с к и х р е г у л я т о р о в являются: надежность и простота обслуживания; в 5 раз меньшая по сравнению с электрическими регуляторами нечувстви тельность; пожаро- и взрывобезопасность; хорошая ремонтопри годность. Недостатками являются: сравнительно высокий удель ный расход электроэнергии; необходимость тщательной очистки и осушки воздуха; сжимаемость воздуха и ограниченность расстоя ния между регулятором и исполнительным механизмом.
К преимуществам г и д р а в л и ч е с к и х р е г у л я т о р о в отно сятся: надежность и простота обслуживания; широкий диапазон выходной мощности; пожаро- и взрывобезопасность (при специ альных силиконовых маслах); относительно невысокий расход электроэнергии. К недостаткам этих регуляторов относятся: гро моздкость; худшая по сравнению с пневматическими регуляторами ремонтопригодность; возможность загрязнения помещения и про дукции маслом в случае негерметичности соединительных трубок; возможность ухудшения динамических характеристик регулятора при наличии воздуха (газов) в масле, находящемся в соедини тельных трубках; необходимость систематического наблюдения
126
за герметичностью соединительных трубок и отсутствием в них воздуха; необходимость прокладывания двухтрубных коммуни каций.
К преимуществам э л е к т р и ч е с к и х р е г у л я т о р о в отно сятся: универсальность; быстродействие; отсутствие преобразовате лей (компрессоров, насосов), что упрощает их использование и об служивание. Недостатками этих регуляторов являются: пожаро- и взрывоопасность; недостаточная надежность, особенно электроконтактных регуляторов, в условиях влажной и загрязненной пылью и парами агрессивных жидкостей окружающей среды; боль шая нечувствительность, в 5 раз превышающая нечувствительность пневматических регуляторов, что вызывает возрастание запазды вания срабатывания регулятора.
К преимуществам к о м б и н и р о в а н н ы х р е г у л я т о р о в относятся: сочетание электрического метода измерения с пневмати ческой или гидравлической системой управления; быстродействие со стороны измерительной части; унификация. Недостатками этих регуляторов являются: сравнительно высокий удельный расход электроэнергии; сложность конструкции и другие недостатки, при сущие пневматическим и гидравлическим регуляторам.
В целлюлозно-бумажной промышленности в основном приме няются пневматические регуляторы, в меньшей степени — электри ческие и еще меньше — гидравлические. Комбинированные регу ляторы применяются при регулировании композиции бумажной массы и в некоторых других случаях.
По динамическим свойствам различают регуляторы непрерыв
ного, |
релейного и импульсного действия. |
В |
регуляторах н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я существует во |
времени постоянная функциональная связь между воспринимаю щим и управляющим элементами.
В регуляторах р е л е й н о г о |
( п о з и ц и о н н о г о ) д е й с т в и я |
исполнительный механизм по |
сигналу управляющего устройства |
работает прерывисто, скачками, “перемещая регулирующий орган из одного фиксированного положения в другое.
В регуляторах и м п у л ь с н о г о д е й с т в и я выходная вели чина регулятора представляет собой ряд последовательных им пульсов, отличающихся своей амплитудой и длительностью, что за висит от входных величин.
Регуляторы н е п р е р ы в н о г о д е й с т в и я по закону регули рования (по характеристике регулирующего воздействия) подраз деляются на следующие типы:
1. Пропорциональные регуляторы, или, сокращенно, П-регуля- торы. Эти регуляторы иногда называют статическими или регуля торами с жесткой обратной связью, если она в них имеется, так как П-регуляторы могут и не иметь механизма обратной связи.
2. Интегральные регуляторы, или, сокращенно, И-регуляторы. Эти регуляторы иногда называют астатическими или регуляторами без механизма обратной связи.
127