Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
свойства по сравнению с литым металлом шва при сварке плавле нием.
Взависимости от типа и конструкции сварного соединения раз личают четыре способа контактной сварки: стыковую, точечную, рельефную и роликовую (рис. 15).
Взависимости от схемы питания машин электрическим током различают три вида сварки: контактная сварка переменным током
Рис. 15. Схемы контактной сварки:
а — точечной; б — роликовой; с — шовно-стыковой (т.в.ч.); г *—рельефной.
промышленной частоты; сварка токами высокой частоты; сварка аккумулированной энергией, главным образом конденсаторная.
К о н т а к т н а я с т ы к о в а я с в а р к а с о п р о т и в л е н и е м . В процессе сварки сопротивлением нагрев осуществля ется теплом, которое выделяется электрическим током на контакт ном сопротивлении между свариваемыми деталями и на собственном
сопротивлении |
этих деталей. При этом металл в месте контакта |
не доводится до |
расплавления, а только до горячего пластического |
86
состояния в противоположность способу стыковой сварки оплавле нием. Физический процесс сварки деталей происходит под дей ствием приложенного к ним усилия осадки до 13— 15 кгімм2.
Ток большой силы при низком напряжении вторичной цепи под водится к изделию от сварочного трансформатора через зажимные электродные губки. Количество выделенного в зоне нагрева тепла Q пропорционально квадрату силы тока /, активному сопро тивлению нагреваемого участка R и времени t сварки (см. форму лу 34).
Неблагоприятным фактором при нагреве сопротивлением являет ся его неравномерность по сечению свариваемых деталей из-за случайного и также неравномерного расположения мест физическо го контакта деталей. Отрицательное влияние этого фактора тем боль ше, чем больше сечение свариваемых деталей и чем больше разви ты его площадь и периметр.
При сварке сопротивлением без какой-либо защиты качество со единений в решающей степени зависит от того, насколько удалось избежать окисления в стыке. Разрушение и удаление образовавшей ся окисной пленки (окалины) может быть осуществлено лишь очень большой пластической деформацией. Необходимость в связи с этим высоких давлений осадки, наряду со значительной неравномер ностью нагрева при развитых сечениях стыка, резко ограничивает область рационального применения контактной сварки сопротивле нием (на воздухе).
Преимущества стыковой сварки сопротивлением:
1)простота принципиальной схемы сварки и сварочной машины;
2)сравнительно малый расход энергии на нагрев и высокая про изводительность сварки;
3)отсутствие припусков на оплавление и вследствие этого умень шенный расход металла (металл расходуется только на осадку).
Недостатки:
1)весьма большие удельные давления осадки и в результате чрез
мерно мощные по своим силовым параметрам машины, особенно для сварки больших сечений;
2) невысокое качество сварных соединений (особенно при боль ших сечениях) из-за неравномерного нагрева стыка и ненадежного удаления окислов из стыка.
Области рационального применения:
1. Применение ограничивается сваркой деталей малого сечения, главным образом, типа проволок, где силовые параметры не имеют решающего значения, и в то же время можно легко обеспечить рав номерный нагрев по сечению.
2. При специальной подготовке торцов соединяемых деталей (круглых — «на конус», плоских — «на нож») можно рекомендовать
87
для соединения стержней диаметром до 30—50 мм или полос тол щиной до 20 мм из нелегированной стали.
3. Обширна и весьма эффективна область применения при изго товлении сварных сеток и каркасов арматуры железобетона, осо бенно в виде комплексных автоматических линий.
К о н т а к т н а я с т ы к о в а я с в а р к а о п л а в л е н и - е м. Этот способ стыковой сварки получил гораздо большее распро странение в промышленности и в строительстве, чем стыковая свар ка сопротивлением, особенно для соединений с развитым сечением, когда сварка сопротивлением практически вообще невозможна из-за чрезмерно больших усилий осадки или недопустима из-за низкого качества сварных соединений.
Разработанные в Институте электросварки им. Е. О. Патона тех нология и машины для стыковой сварки непрерывным оплавлением [20, 30] позволяют сваривать детали практически из любого металла сечением до 80 тыс. мм2 и более, получая высокое качество сварных соединений.
Процесс стыковой сварки оплавлением может выполняться: без подогрева — непрерывным оплавлением; с прерывистым подо гревом — обычно импульсами тока — при возвратно-поступатель ном движении одной из свариваемых деталей. Роль оплавления и подогрева сводится к получению требуемого температурного поля с образованием на оплавляемых торцах более или менее равномерного слоя жидкого металла. Последующая осадка выравнивает соединяе мые поверхности, вытесняет из зазора между ними расплавленный металл и окислы (если они образовались) и формирует прочное соеди нение. При этом окислы, а также расплавленный и полурасплав ленный металл выдавливаются наружу в виде грата и местного уси ления шва (валика). Этот грат, а иногда и усиление шва, приходит ся затем удалять.
Получение при сварке оплавлением бездефектных соединений с высокой прочностью основано на предупреждении окисления, а ес ли это не удается, то на удалении окислов из стыка вместе с расплав ленным металлом. Только в этом случае стык может быть свободен от окисных включений при относительно малой степени деформации и малом усилии осадки. В противоположность этому, при контакт ной сварке сопротивлением для разрушения окисных пленок тре буется деформация и усилия' в несколько раз большие.
А. С. Гельман [9] считает, что стыковая сварка оплавлением по своей физической сущности занимает промежуточное положение меж ду сваркой плавлением и сваркой в твердом состоянии: на отдель ных участках соединение может образоваться между поверхностями твердого (пластичного) металла; однако в основном оно формирует ся в жидкой фазе, которая затем, в ходе осадки, полностью или час
88
тично удаляется из соединения. Только благодаря второму процес су при сварке оплавлением удается получать соединения высокого качестваі при умеренной деформации осадки.
Разработанная в ИЭС им. Е. О. Патона технология сварки мето дом непрерывного оплавления изделий большого сечения позволила значительно снизить мощность машины и источника питания, увели чить производительность сварки при высоком качестве сварного соединения.
С точки зрения автоматизации этот процесс сварки (в его совре менном виде) также обладает существенным преимуществом: при непрерывном оплавлении он выполняется полностью автоматиче ски. Сварочная машина снабжена устройством для программного регулирования напряжения и.скорости подачи (при оплавлении) с обратными связями по току. Применение специального регулятора скорости, позволяющего корректировать скорость подачи в зависи мости от тока в сварочной цепи, значительно повышает устойчивость оплавления и снижает мощность, необходимую для возбуждения оплавления. Исполнительным рабочим органом машин для сварки непрерывным оплавлением в большинстве случаев служит специ альный следящий гидропривод или пневмогидропривод.
Современные контактные стыковые машины для сварки оплавле нием, например, машины К-155 для сварки рельсов сечением до 7000 лша, имеют почти в полтора раза большую производительность, в три раза меньшую мощность (ПО ква вместо 320) и меньший вес, чем машины МСГР-500, РСКМ-320, AEG, рассчитанные на сварку прерывистым подогревом деталей и рельсов того же сечения.
Общим недостатком стыковой сварки оплавлением является суще ственная потеря металла на угар, оплавление и выдавливание в грат, необходимость последующего удаления грата, а также повы шенная энергоемкость процесса по сравнению со сваркой сопротив
лением.
Выше рассматривалась только стыковая сварка стержней одина кового сечения. В последнее время В. Т. Чередничек и др. [2, 44] доказали возможность контактной сварки оплавлением тавровых соединений и разработали соответствующую технологию сварки этих асимметричных соединений, например, приварку круглых, трубчатых или пластинчатых стержней торцом к стальному листу. Подобные соединения весьма распространены в закладных деталях железобетонных конструкций, в коленчатых валах, в сопряжениях труб с трубными решетками или коллекторами (трансформаторов), в рамах грузовых автомобилей и т. д.
Преимущества стыковой сварки оплавлением:
1) возможность стыковой сварки сталей и цветных металлов и сплавов сечением до 80 000 мм2;
89
2)высокая производительность, значительно превышающая про изводительность электродуговой и электрошлаковой сварки ана логичных компактных сечений встык;
3)высокое качество сварных соединений даже при больших се чениях стыка по сравнению со стыковой сваркой сопротивлением;
4)возможность полной автоматизации сварочного процесса и ■программного управления.
Недостатки:
1)существенный расход металла на оплавление и осадку;
2)необходимость удаления (срезания) грата, а иногда и выдав
ленного |
наружу металла шва — усиления (если это требуется по |
ТУ на |
изготовление); |
* 3) повышенная сложность сварочного процесса и вследствие это го усложненная схема привода машины и органов автоматического управления.
Области рационального применения:
1. Сварка трубных стыков диаметром от 18 до 2500 мм сечением
до 20 000 мм2, |
а |
также фасонных профилей (например, рельсов) |
||||
и стержней массивного сечения |
из стали и цветных |
метал |
||||
лов, в |
частности алюминия, сечением до 80 |
000 мм2, в том |
числе |
|||
сварка |
стыков |
из |
разнородных |
металлов |
(например, алюминия |
истали).
2.В промышленности — сварка встык котельных труб поверх ностей нагрева и теплообменных аппаратов, массивных стальных и алюминиевых деталей и колец фасонного профиля, различных ма шинных деталей, например, стальных рештаков в угольном машино строении, коленчатых многоопорных валов мощных двигателей, па ропроводов и коллекторов высокого давления из толстостенных теп лоустойчивых труб, широкополосной стали и т. д.
При необходимости тщательного удаления грата и срезания уси ления шва (по ТУ) контактная сварка оплавлением может оказать ся экономически менее выгодной, чем сварка под флюсом или электро шлаковая.
К о н т а к т н а я т о ч е ч н а я с в а р к а . Из всех существу ющих способов контактной сварки металлов наиболее распростра нен способ точечной сварки. По объемам применения в промышлен ности СССР он охватывает свыше 60% всей контактной сварки; сты ковая — 30%, шовная и рельефная — 10%.
При точечной сварке (рис. 15, а) электрический ток проходит меж ду двумя стержневыми электродами 2 через металл свариваемых деталей 1 (соединяемых обычно внахлестку) и производит их мест ный — точечный — нагрев в зоне сопряжения. В результате разви ваемой в этом месте высокой температуры оплавляются контакти рующие поверхности и образуется характерное литое ядро точки 3.
90