Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ническим достижением, составит всего лишь 16%. Вместе с тем, такая же стопроцентная механизация сборочных и вспомогатель ных работ обеспечила бы повышение уровня комплексной механи зации производства примерно на 52%.
Таблица 3
Состав трудоемкости вспомогательных работ, связанных с основным производством (на машиностроительных заводах)
|
Операции |
|
Трудо- |
|
|
емкость, |
|
|
|
|
% |
Крановые, |
подъемно-транс |
||
портные и перегрузочные one- |
|||
рации |
|
|
64,1 |
Наладочные работы по сва |
|||
рочному, |
газорезальному |
и |
|
другому оборудованию |
3.2 |
||
Работы по приему, |
комплек |
||
тованию и |
раздаче |
заготовок |
|
и деталей |
|
|
23,4 |
Работы по приему, хранению и выдаче материалов и ин-
струмента |
4,9 |
Изготовление электродов, на- |
|
мотка кассет |
2,3 |
Прочие вспомогательные |
ра |
боты, связанные с основным |
|
производством |
2,1 |
Таблица 4
Состав трудоемкости заготовительных работ
|
Доля |
Операции |
трудо |
емкости, |
|
|
% |
Разметка и маркировка |
10,6 |
Газопламенная резка |
29,8 |
Резка на ножницах и пилах |
8,6 |
Правка |
7,2 |
Штамповка |
2,8 |
Гибка |
3,6 |
Слесарная обработка, рубка |
4,5 |
и зачистка |
|
Механическая обработка на |
26,4 |
металлорежущих станках |
|
Кузнечные работы |
6,0 |
Прочие работы |
0,5 |
В с е г о ......................... |
100% |
В с е г о ......................... |
100% |
Именно этим и объясняются современные тенденции массово го перехода от частичной — локальной — механизации сварочных процессов к комплексной механизации и автоматизации сварочного производства в целом, в первую очередь — к механизации сборочно сварочных и вспомогательных работ, составляющих 68% всего объема работ. Из этого объема работ больше половины приходится на долю вспомогательных операций. В связи с этим представляет значительный интерес эта категория работ, ее структурный анализ, который позволит наметить пути и средства механизации вспомога тельных работ. В табл. 3 приведен состав этих операций.
Из табл. 3 видно, что главное внимание необходимо уделять ме ханизации подъемно-транспортных работ (64,1%), а затем комплек тации и раздаче деталей (23,4%), так как эти две категории работ составляют большую часть всего объема вспомогательных работ.
9
Эти работы являются естественной и обязательной компонентой операций любой механизированной или автоматической линии. Таким образом, пути механизации таких работ заключаются в созда нии комплексных сборочно-сварочных агрегатов и поточных линий, автоматически решающих эту задачу.
Остальные вспомогательные операции, ввиду их сравнительно малого объема, могут не включаться в общую систему комплексной механизации.
На общий баланс трудоемкости сварочного производства суще ственное влияние оказывают заготовительные операции, объем ко торых составляет 22% (см. табл. 1). Чтобы наметить пути и средства их механизации и автоматизации, приводим структурную характе ристику этих работ (табл. 4, для той же группы заводов).
Из табл. 4 следует, что основную долю трудоемкости заготови тельных работ составляют: газопламенная резка — 30% и механо обработка на металлорежущих станках и ножницах — 35%. Имен но эти две группы операций определяют выбор путей и средств механизации заготовительных работ. С точки зрения обычной ло кальной механизации и средств ее осуществления эта проблема ре шается достаточно просто — внедрением обычных газорезательных аппаратов (автоматических и полуавтоматических), металлорежу щих станков и ножниц. Однако, с точки зрения комплексной меха низации и автоматизации, дело обстоит гораздо сложнее, так как возникает проблема увязки этих заготовительных операций со сбо рочно-сварочными, их объединения в единый синхронизированный поток или механизированный агрегат сварочного производства.
Трудности такого объединения настолько велики, что для боль шинства сварочных цехов единичного и мелкосерийного' производ ства оно становится невозможным или невыгодным. Поэтому вопрос об объединении заготовительных операций со сборочно-сварочными приходится решать в каждом отдельном случае в зависимости от ха рактера производства (единичного, серийного, массового) и харак тера заготовительных операций. Однако, намечая пути и средства комплексной механизации сварочного производства, нельзя пре небрегать возможностью включения заготовительных операций в общий комплекс. Вообще не рекомендуется резко разграничивать вопросы механизации по отдельным категориям работ — заготови тельным, сборочным, сварочным и т. д., потому что при таком раз граничении трудно найти оптимальное решение задачи объединен ной комплексной механизации. Приведем пример.
При производстве кузовов шахтных вагонеток на заготовитель ных участках производилась операция штамповки (гибки) днища и боковых частей кузова. На следующем участке цеха выполнялась сборка этих частей с торцовыми донышками (на прихватках). Нако-
10
нец, на последующих позициях осуществлялась их сварка между собой. Каждая из этих операций в отдельности была соответствую щим образом механизирована: штамповка — на прессе или на валь цах, сборка — в механизированном кондукторе, сварка — на уста новке для автоматической сварки под флюсом. Таким образом была
осуществлена полная локальная |
механизация перечисленных |
работ. |
|
При переходе к комплексной |
механизации было предложено |
объединить все три операции (гибку-вальцовку, сборку и сварку) в одну комплексную операцию, выполняемую на специальной маши не, получившей название вальцесварочного станка. Благодаря это му объединению резко повышается производительность труда и исключаются многие вспомогательные операции, чего нельзя было бы достигнуть, если бы задача комплексной механизации решалась простым стыковым сопряжением рассматриваемых операций и со ответствующих машин с помощью линейного поточного транспорта и других устройств, связывающих отдельные звенья механизиро ванной поточной линии.
Выше было установлено значительное отставание механизации сборочных и вспомогательных работ от механизации собственно сварки. Уменьшение этого разрыва заключается не только в повы шении уровня их механизации, но и в совмещении (объединении) этих операций со сварочными, а иногда и в их полном исключении, что возможно только при комплексном решении задачи. В связи с этим вопросы проектирования механизированных устройств (си стем, машин, станков) рассматриваются автором не столько по принципу механизации отдельных видов работ (заготовительных, сборочных, сварочных, вспомогательных) и, следовательно, спе циализации машин по видам работ, сколько по принципам построе ния комбайнов и линий, охватывающих механизацию всего комплек са этих работ. Поэтому и классификация оборудования, приведен ная в книге, произведена по степени комплексной механизации, а не локальной.
Таким образом, прежде чем приступить к составлению проекта комплексной механизации и автоматизации какого-либо сущест вующего или нового сварочного производства, необходимо произ вести количественный и качественный структурный анализ всего комплекса технологических и вспомогательных операций по изго товлению данных сварных конструкций. Удобной формой для такого анализа могут служить структурные таблицы, подобные табл. 1—4, по всем группам производственных операций. Лишь пос ле этого можно наметить конкретные объекты механизации и спо собы ее осуществления, в том числе метод совмещенных операций.
•II.
§ 2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР ВАРИАНТА МЕХАНИЗАЦИИ
Первичными исходными материалами для проектирования ком плексной механизации сварочного производства и определения в дальнейшем основных показателей ее экономической эффективности являются: рабочие чертежи сварных изделий, ТУ на изготовление, условия эксплуатации; годовой выпуск изделий по заданной но менклатуре; тип производства в зависимости от заданной произ водственной программы и номенклатуры изделий и, следователь но, от специализации и концентрации производства (единичное и мелкосерийное; серийное; крупносерийное и массовое); условия производства (в заводских закрытых цехах, на монтажно-строитель ных площадках, на стапелях, в полевых условиях, в космосе, под водой и в других особых условиях); существующий технологический процесс производства заданных сварных изделий и его технико экономические показатели; план и разрезы цеха; режим работы цеха и коэффициент сменности; справка о действующей (или ре комендуемой для новостройки) тарифной сетке с коэффициентами и ставками по разрядам; особые лимитирующие условия и требова ния (см. § 5).
Каждый из этих факторов (особенно первые четыре) оказывает специфическое влияние на выбор схемы механизации, который не обходимо сделать в начальной стадии проектирования. Остановим ся на характере этого влияния и этой специфической взаимосвязи.
Прежде всего необходимо тщательно изучить конструкцию свар ных изделий и сварных соединений и прокорректировать ее с точки зрения технологичности для предполагаемого способа механизиро ванной сборки и сварки (см. § 6—8). В дальнейшем при разработке разных вариантов механизации нужно учитывать, что между кон струкцией изделия и способом его изготовления всегда существует взаимосвязь — прямая и обратная — на всех стадиях производст ва. Эти конструктивные изменения могут производиться лишь в пределах, допустимых по условиям эксплуатации изделий, их проч ности и должны быть согласованы с потребителем и автором чер тежей.
Приведем несколько примеров, иллюстрирующих изменение кон струкций сварных изделий с целью повышения их технологичности и возможности применения механизированных способов сборки и сварки.
При строительстве крупногабаритных нефтерезервуаров в свя зи с переходом на индустриальный, механизированный метод их
12