Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
При этом человек заполняет предметами труда и необходимыми материалами загрузочные устройства и питатели, производит на ладку автомата, контроль и подналадку, смену инструмента, кас сет и электродов, удаляет отходы за пределы автомата. На отдель ных типах автоматов контроль обработки (сборки, сварки, наплав ки), подналадка автомата, а также смена инструмента и удаление отходов (грата, флюсовой пыли и т. д.) выполняются автоматически.
Поточная линия — комплекс основного, вспомогательного, подъемно-транспортного и технологического оборудования, машин и механизмов (состоит, как минимум, из двух единиц основного обо рудования, выполняющих разные операции), в котором производ ственные операции, например, заготовительные, сборочные, свароч ные и др., выполняемые с участием человека, закреплены за опре деленным оборудованием или определенными рабочими местами. При этом последовательность расположения оборудования или рабочих мест соответствует, как правило, последовательности вы полнения операций.
Механизированная поточная линия — поточная линия, в кото рой большая часть операций производственного процесса (по тру доемкости) выполняется с помощью машин и механизмов и, кроме того, механизированы операции перемещения заготовок или изде лия от одного рабочего места к другому. При этом в отдельных слу чаях допускается перемещение заготовки или изделия вручную, ес ли его механизация на данном этапе нецелесообразна по технико экономическим соображениям.
Комплексная механизированная поточная линия — поточная ли ния, в которой все основные операции производственного процесса изготовления выполняются механизмами, машинами и другими видами оборудования с взаимноувязанной производительностью и, кроме того, механизированы операции перемещения заготовок или изделий от одного рабочего места к другому.
Автоматическая линия — комплекс основного, вспомогатель ного, подъемно-транспортного и технологического оборудования, машин и механизмов (состоит, как минимум, из двух единиц основ ного оборудования, выполняющих разные операции), который вы полняет без непосредственного участия человека в определенной последовательности и с определенным ритмом некоторую часть про изводственного процесса изготовления данных изделий. При этом имеется система общего управления и автоматические транспорт ные устройства для перемещения заготовок или изделий от одного вида оборудования к другому, а человек производит лишь наладку и наблюдение. В отдельных случаях человек выполняет начальные загрузочные и конечные разгрузочные операции вручную или с по мощью неавтоматических механизмов и устройств.
18
Комплексная автоматическая линия — автоматическая линия, в которой все операции производственного процесса изготовления выполняются без непосредственного участия человека, в определен ной технологической последовательности и с определенным ритмом.
В соответствии с приведенными выше определениями типы обо рудования можно увязать с типом производства по степени их ме ханизации и автоматизации следующим образом: отдельные маши ны-автоматы и станки-автоматы или их группы — автоматизиро ванное производство (частично или полностью); механизированные поточные линии — механизированное производство; комплексные механизированные линии — комплексно-механизированное произ водство; автоматические линии — автоматизированное производ ство; комплексные автоматические линии — комплексно-автомати зированное производство.
Основным этапом проектирования комплексно-механизирован ного или автоматизированного сварочного производства является выбор способов сварки (см. § 7, 8) и всего технологического процес са в целом, который оказывает решающее влияние на производи тельность и конструктивное оформление отдельных машин, агрега тов и устройств, осуществляющих этот технологический процесс.
Современные технологические процессы механизированного сва рочного производства, как правило, осуществляются рабочими ма шинами (заготовительными, сборочными, сварочными и др.), рас положенными в технологической последовательности — по поточ ной системе. При этом в каждой машине может быть выполнена лишь часть технологического процесса, например, сборка или свар ка какого-либо шва. Наиболее целесообразным решением (при про чих равных условиях) будет то, при котором весь технологический процесс осуществляется на меньшем числе машин или даже на од ной машине, так называемой, машине-комбайне, например, на сбо рочно-сварочном стане непрерывного действия (изготовление свар ных труб).
Существуют два различных принципа построения технологиче ского процесса сборки и сварки изделий: первый характеризуется расчленением процесса изготовления (сборки, сварки и т. п.) на отдельные операции, которые можно выполнять на узкоспециали зированных станках (машинах, установках); второй — сосредоточе нием многих операций на одном станке или агрегате, например, на вальцесварочном станке, где производится одновременно гибка, сборка и сварка деталей между собою.
При организации крупносерийного и массового производства до создания комбинированных сборочно-сварочных установок и мно гопозиционных машин-агрегатов чаще всего стремились к расчле нению операций.
19
Развитие массового производства повлекло за собой создание специальных сборочно-сварочных машин и установок, каждая из которых зачастую заменяет десятки простых универсальных или однооперационных машин и в то же время исключает межоперацион ный транспорт изделий, что весьма существенно снижает трудоем кость вспомогательных работ. Поэтому в современном массовом производстве стремятся, где это возможно, к сосредоточению (кон центрации) операций в одной или в группе связанных между собою машин на основе их автоматизации. Такая группа машин представ ляет уже автоматическую линию.
Комплексная автоматизация производства и ее главная особен ность — передача функций управления машине,— как правило, влечет за собой объединение операций. Если до недавнего времени развитие машинной индустрии и, в частности, сварочного произ водства в основном характеризовалось расчленением производст венного процесса на простейшие операции, исполняемые отдель ными машинами, то автоматизация ведет к комбайнированию всех операций, обеспечивает техническое единство процесса. Возника ет, таким образом, интегрированная система машин, взаимно свя занных в одно целое (агрегат или линию); происходит комбайнирование сборочно-сварочных машин.
В зависимости от характера и типа сварочного производства мож но рекомендовать следующие организационно-технические формы комплексной механизации и автоматизации.
1. Для единичного и мелкосерийного производства тяжелых и громоздких сварных изделий — параллельно работающие стацио нарные, механизированные сборочно-сварочные стенды или кон дукторы, на которых производится сборка и сварка поочередно; при этом бригады сборщиков и сварщиков поочередно переходят от одного стенда к другому в порядке последовательности выполне ния операций технологического процесса. Сборка и сварка_производятся в одном и том же кондукторе или стенде.
Такие комплексные сборочно-сварочные стенды, во-первых, да ют возможность во многих случаях производить сборку без прихва ток и, во-вторых, исключают необходимость межоперационного транспорта, что особенно важно при изготовлении громоздких конструкций. Оба эти обстоятельства существенно влияют на сни жение трудоемкости вспомогательных и транспортных операций.
Недостатком такой системы является необходимость перехода рабочих с одного места на другое со всеми вытекающими отсюда последствиями. Этот недостаток, однако, является существенным лишь при сравнительно коротких циклах работы, когда переходы становятся слишком частыми.
В отдельных случаях этот недостаток может быть устранен тем,
20
что к каждому стенду прикрепляется одна комплексная бригада универсальных рабочих (сборщиков-сварщиков), последовательно выполняющих операции сборки и сварки на этом стенде без всяких переходов. Важное преимущество такой организационной системы (с прикрепленными комплексными бригадами) заключается также в том, что отпадает необходимость в строгой синхронности работы сборщиков и сварщиков на разных стендах и, следовательно, нет простоев из-за неодновременности начала и окончания работ сбор щиков и сварщиков, что естественно повышает их производитель ность. Кроме того, при такой системе обеспечивается более четкая ответственность каждой бригады за качество выпускаемой ею про дукции, независимо от причины его нарушения — по вине сборки или по вине сварки. Наконец, при системе комплексных бригад, каждая из которых прикреплена к своему стенду, создаются благо приятные предпосылки для повышения производительности труда путем социалистического соревнования между отдельными бригада ми, так как они не связаны между собою требованиями синхроннос ти работы. Эти требования иногда вынуждают равняться по узкому месту технологической цепи. В случае взаимосвязанных специали зированных бригад это может привести к равнению на наименее производительную бригаду.
К недостаткам системы комплексных бригад следует отнести: необходимость более высокой квалификации рабочих по сравнению со специализированными бригадами сборщиков и сварщиков; по требность в большем количестве сварочного оборудования, так как оно должно быть закреплено за каждым стендом и не может пооче редно работать на разных стендах (как в первом варианте), вслед ствие этого снижается коэффициент использования сварочного обо рудования (оно простаивает во время сборки).
Целесообразность того или иного варианта решается в каждом конкретном случае технико-экономическим анализом.
В обоих вариантах сварка преимущественно должна быть ме ханизированная или автоматизированная: в первом случае — в виде передвижных машин и устройств; во втором — возможны и ста ционарные сварочные установки.
2. Для серийного и крупносерийного производства наиболее целесообразны механизированные поточные линии, представляющие собой комплексные производственные участки, состоящие из меха низированных или автоматизированных рабочих мест, расположен ных в строгой последовательности выполнения технологического процесса. Синхронизация всех операций, выполняемых на линии, и поддержание заданного ритма осуществляются системой транспор та, построенного по одному из следующих принципов: специальные межоперационные транспортные устройства (механизированные или
21