Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
положно друг другу. В некоторых случаях вдавливание может быть настолько велико, что практически эффект перемещения электро дов наблюдаться не будет. Особенно сильно вдавливание сказывае тся при сварке алюминиевых сплавов. При сварке сталей вдавли вание сравнительно невелико.
Регуляторы скорости оплавления (при стыковой сварке). В ма шинах для стыковой сварки оплавлением основной задачей автома тизации сварочного процесса является поддержание устойчивого оплавления торцов свариваемых деталей, не допуская при этом ни коротких замыканий, ни разрывов. Большинство машин строится на принципе естественного саморегулирования процесса оплавле ния. Однако, как показали работы С. И. Кучук-Яценко [20] и дру гих, при сварке изделий с большим поперечным сечением во многих случаях саморегулирование оказывается недостаточным и не мо жет обеспечить устойчивости оплавления. Поэтому современные машины для стыковой сварки непрерывным оплавлением снаб жаются автоматическими регуляторами, предотвращающими пере ход оплавления в короткое замыкание и, следовательно, обеспечи вающими устойчивость всего процесса оплавления (краткосрочные разрывы легко компенсируются сближением торцов и возобновле нием процесса оплавления).
По характеру регулирующего воздействия эти регуляторы раз деляются на две группы: регуляторы скорости оплавления; регу ляторы напряжения.
Р е г у л я т о р ы с к о р о с т и оплавления автоматически корректируют скорость подачи (сближения) деталей в зависимости от тока в сварочной цепи: чем больше ток, тем должна быть меньше скорость подачи, иначе произойдет короткое замыкание. Поэтому регулятор меняет скорость в функции тока. Регулятор позволяет также автоматически возобновить процесс оплавления после ко роткого замыкания деталей, возникшего по причинам случайного характера.
Эффективность действия регулятора скорости в значительной мере зависит от инерционности привода подачи и всех подвижных частей машины. Замыкание деталей при оплавлении можно преду предить лишь в том случае, если снижение скорости в этот момент будет происходить достаточно быстро. В противном случае (при за паздывании) регулятор скорости будет только реверсировать при вод после замыкания, т. е. работать в режиме прерывистого подо грева, а не непрерывного оплавления.
Из двух наиболее распространенных приводов — механического и гидравлического — наименьшей инерционностью и наивысшей точностью в отработке получаемых сигналов обладает гидропри вод, снабженный силовыми цилиндрами, особенно следящий гид
164
ропривод с обратной связью по перемещению подвижной плиты машины. Следящий гидропривод используется в стыковых машинах К-190, К-155 и других (ИЭС им. Е. О. Патона) и устойчиво рабо тает даже при самых низких скоростях перемещения 0,1— 0,08 ммісек [45]. Применение следящего гидропривода открывает большие возможности для комплексной автоматизации процесса сварки и для программирования таких параметров, как скорость и путь перемещения при оплавлении и при осадке.
Регуляторы напряжения (при стыковой сварке). Регуляторы на пряжения при стыковой сварке непрерывным оплавлением повы шают тепловой к. п. д. машины до максимально возможного зна чения. Наибольший тепловой к. п. д. оплавления получается в том случае, когда в любой момент времени напряжение близко к мини мально возможному значению. Так как условия сварки практи чески не могут быть строго стабильными, то оплавление при мини мальном напряжении возможно лишь с помощью обратной связи, корректирующей программу напряжения по току в сварочной цепи. Наибольший эффект дают регуляторы напряжения, обладающие минимальной инерционностью. Этому требованию удовлетворяет игнитронный регулятор напряжения, разработанный в ИЭС
им. Е. О. Патона [20]. Он с успехом используется в стационарных |
|
машинах типа К-190, К-163 и др. |
Однако для машин, работающих |
в полевых условиях, например |
для рельсосварочных или трубо |
сварочных машин на трассе, использование такого регулятора за труднительно. Для таких машин приходится применять более про стые схемы, в которых понижение напряжения производится с помощью контактного устройства переключением ступеней авто трансформаторов.
Самонастраивающиеся системы управления. В последние годы в сварочной технике все большее развитие приобретают кибернети ческие самонастраивающиеся системы управления, являющиеся высшей формой автоматизации технологического процесса. Их по явление и развитие в сварочной технике обусловлено тем, что в обычных системах жесткого программного управления, как прави ло, заранее заданная программа является оптимальной только для определенных условий эксплуатации сварочной машины. При слу чайных изменениях условий работы эта программа оказывается уже не оптимальной, что естественно отражается и на качестве сварного соединения. Для ответственных сварных изделий с высо кими требованиями, предъявляемыми к качеству сварки и его ста бильности, такие системы жесткого управления могут оказаться неприемлемыми.
Что же касается рассмотренных выше систем управления с ав томатической компенсацией возмущений и обратными связями, т. е.
165
ие имеющих жесткой программы, то для стыковой сварки особо ответственных изделий их также нельзя признать идеальными. В. П. Кривонос, Н. В. Подола и другие [17] доказали, что системы с обратной связью по одному из электрических параметров режима сварки — сварочному току, напряжению на электродах, сопротив лению контакта, либо энергии, выделяющейся в контакте,— не обес печивают полного воспроизведения заданного режима сварки при колебаниях напряжения сети и изменении сопротивления машины.
Впротивоположность этим системам и обычным программным самонастраивающаяся система регулирования автоматически изме няет программу работы машины— перенастраивается в зависимос ти от действующих возмущений и таким образом восстанавливает оптимальный режим работы для изменившихся условий эксплуата ции. Этот процесс автоматической оптимизации программы и яв ляется отличительной особенностью самонастраивающихся систем автоматического управления и регулирования.
Вкачестве примера подобной системы можно привести разра ботанную в ИЭС им. Е. О. Патона применительно к стыковой свар ке непрерывным оплавлением самонастраивающуюся систему управ ления, автоматически обеспечивающую стабильность качества свар ных соединений при изменяющихся условиях работы сварочного оборудования [17]. Для оптимизации процесса сварки система управления стыковой машиной снабжена двумя автономно действу ющими устройствами: экстремальным регулятором частоты пульса ций сварочного тока, устанавливающим скорость оплавления де талей *, аналоговым вычислительным устройством, определяющим
необходимый припуск деталей на оплавление и осадку методом вы числения в реальном масштабе времени распределения температур ного поля в свариваемых деталях.
Для экстремального регулирования процесса оплавления при менена замкнутая импульсная система с оптимизатором типа ЭРА.
Так как в начальной стадии процесса оплавления частота пуль саций тока не является непрерывной функцией скорости подачи, то оптимизатор должен включаться в работу после возбуждения процесса оплавления. Для устранения возможных коротких замы каний сварочной цепи в начальной стадии оплавления предусмотре но формирование команды на ограничение скорости вплоть до ре верса при возникновении в сварочной цепи тока, не модулированно го высокочастотными пульсациями.
В соответствии с этим разработан экстремальный регулятор частоты пульсаций тока с использованием стандартных операцион
* При непрерывном оплавлении частота пульсаций сварочного тока является функцией скорости оплавления.
166
ных усилителей типа У-1. В нем предусмотрены: автоматическое включение регулятора в работу после возбуждения оплавления, задание начальной скорости подачи перемещения плиты и направ ление первого шага, возврат схемы в исходное состояние после окон чания сварочного цикла и контроль исправности всех блоков ре гулятора.
Описанная самонастраивающаяся система управления была исследована в лаборатории и в производственных условиях. При этом за критерий оценки правильности выбора программы ско рости перемещения плиты машины, автоматически устанавливаемой оптимизатором, приняты: непрерывность процесса оплавления, а также величина и стабильность зоны нагрева деталей к моменту осадки, обеспечивающие получение сварных соединений требуемого качества и стабильность качества, независимо от различных воз мущений процесса сварки.
Испытания производились при сварке деталей из углеродистых сталей с развитым сечением (от 200 до 12 500 мм2), в частности при сварке магистральных трубопроводов на стыковых машинах типа ТКУС.
Испытания показали, что программа перемещения плиты маши ны (подачи оплавляемой детали), устанавливаемая экстремальным регулятором частоты пульсаций тока, при вычисленных значениях припусков на оплавление и на осадку (путем анализа теплового поля в деталях) обеспечивает стабильные механические свойства сварных соединений.
К категории самонастраивающихся систем управления можно отнести и рассмотренный выше регулятор энергии, основанный на применении вычислительной техники.
Наряду с указанными выше преимуществами самонастраиваю щихся систем следует отметить и их недостаток, заключающийся
вструктурной сложности схемы и ее конструктивных узлов.
Сувеличением сложности схемы растет количество взаимодей ствующих элементов и, следовательно, падает степень надежности системы. Дублирование же элементов как средство повышения степени надежности сильно удорожает всю систему и делает сом нительной ее экономическую целесообразность. Поэтому, несмотря на высокую степень автоматизации, обеспечиваемую кибернетиче скими самонастраивающимися системами управления, применение их в сварочной технике может быть оправдано лишь в тех случаях, когда более простая система, например система жесткого програм много управления или система с обратными связями, не может обеспечить требуемого качества сварки и высокой его стабильности. Такие требования обычно предъявляются к особо ответственным сварным конструкциям, для которых стоимость изготовления и
167
эксплуатации сварочного оборудования не имеют существенного значения, а на первый план выдвигаются требования высокого ка чества и гарантия его стабильности.
Метод математического моделирования. Повышенные требования, предъявляемые к качеству ответственных сварных соединений, могут быть удовлетворены лишь при условии оптимального управ ления сварочными процессами, которое предполагает возможность осуществлять количественные прогнозы и непрерывный контроль качества сварного соединения в процессе сварки, а также оптими зацию самого процесса.
С этой точки зрения весьма перспективно новое направление в автоматизации сварочных процессов, основанное на таком тезисе: чтобы управлять сварочным процессом с помощью современных средств автоматики, необходимо на основе физических представле ний формализовать задачу, т. е. описать ее достаточно точными ма тематическими зависимостями. При этом объект управления заме няется математической моделью, отражающей те особенности про цесса, которые существенны для управления им, несущественные — с доказанной несущественностью при заданных кондициях процес са — отбрасываются.
Вывод соответствующих уравнений производится на основе экспериментально-статистических исследований и зависимостей кри терия качества от параметров технологического процесса.
Такая математическая модель может быть использована для про гнозирования качества выпускаемой продукции и оптимального управления процессом. В нашем случае это должна быть математи ческая модель сварочного процесса, описывающая зависимость качества сварки или сварного шва от параметров сварочного процес са. Например, для контактной точечной сварки, критерием каче ства которой может служить размер ядра точки и его стабиль ность, это должна быть математическая модель, описывающая статис тическую зависимость диаметра ядра точки от параметров режима сварки, т. е.
Д = |
Д/св, U3, Ra, Дж, Р, Q), |
где / св, U3, R3, Fex, Р, |
Q— параметры режима, соответственно |
сварочный ток, падение напряжения на электродах, сопротивление в сварочной цепи электрод — электрод, усилие сжатия, мощность, энергия.
В связи с тем, что такая модель необходима для активного конт роля сварочного процесса и соответствующего воздействия на него, в эту модель должны быть включены основные управляемые (/ сп, Рсж) и контролируемые (U3, R3, Р, Q) параметры, количественная оценка которых в ходе сварки не вызывает особых затруднений.
168