Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
вает механического воздействия на ленту и обеспечивает ее большую долговечность.
В некоторых случаях программа записывается на магнитную лен ту. Считывающее устройство представляет собой магнитную голов ку (рис. 82, а). Лента с магнитной записью протягивается с опре деленной скоростью мимо головки, в которой возбуждается элект родвижущая сила. Полученные сигналы через усилитель подаются исполнительным механизмам. Магнитная лента удобна для записи сложных процессов и быстрого их воспроизведения.
По принципу управления системы с быстросменными програм моносителями делятся на две группы: с разомкнутой цепью (без обратной связи) и с замкнутой цепью (с обратной связью).
В системах с разомкнутой цепью движение или иное действие машины в процессе управления не контролируется и не сопостав ляется с величиной, которая задана программой. Точность движе ния обеспечивается шаговыми двигателями, которые реагируют на количество и частоту подаваемых импульсов. В этих системах отсутствуют сложные устройства для точного измерения отрабаты ваемых перемещений, вследствие чего они проще систем с замкну той цепью. Все системы с разомкнутой цепью управления являются системами дискретного действия.
В системах с замкнутой цепью движение или иное действие машины в процессе управления непрерывно или дискретно (через некоторые интервалы времени) сопоставляются с величиной, ко торая задана программой. Управление движением осуществляется в функции величины рассогласования фактического перемещения от заданного. Цепь, которая передает результат фактического пере мещения к органу управления, является обратной связью. Следо вательно, системы с замкнутой цепью являются системами с обрат ной связью. Эти системы различаются способом измерения откло нения фактического положения от заданного. Они могут быть непрерывными и дискретными. Непрерывное измерение отклонения осуществляется чаще всего по рассогласованию фаз датчиков про граммы и положения. Дискретное измерение производится счетчи ком импульсов, сравнивающим число импульсов программы и дат чика, измеряющего перемещение.
Рассмотрим системы управления с быстросменными програм моносителями применительно к комплексному автоматическому оборудованию V, VII и IX классов.
Для использования машин-автоматов в условиях серийного сва рочного производства с часто меняющейся программой требуется их перенастройка. В ранее рассмотренных системах управления перенастройка могла осуществляться путем замены профильных кулачков или шаблонов, перестановки кулачков на дисках коман-
2 8 2
доаппарата и регулирования концевых упоров, ограничивающих положение перемещаемых элементов машины. Вследствие этого настройка таких систем дорога и продолжительна. Поэтому для бы строй перенастройки машин-автоматов (если она необходима) при меняют системы управления с легкосменными программоносителя ми, на которых записывают программу работы машины.
В системах программного управления сборочно-сварочными станками и агрегатами может быть запрограммировано изменение следующих параметров: последовательности действия; величины перемещений; скорости перемещений; времени действия; давлений воздуха или жидкости; усилий и др.
Последовательность действия. Это достигается сравнительно
простым способом — периодической подачей команд |
«Включено» |
и «Выключено». Команды в соответствии с заданной |
программой |
могут подаваться в функции времени или по сигналам рефлектор ных датчиков, контролирующих конец предыдущего действия. В последнем случае имеется обратная связь в конце действия. Этими командами может осуществляться включение и выключение приводов сварочных тележек, подающих и транспортных механиз мов, электромагнитных клапанов пневматических приводов для вспомогательных операций и т. п. Наиболее часто программирова ние последовательности действий применяют одновременно с про граммированием других параметров технологического процесса, что, однако, не исключает возможности его использования и как автономной системы управления.
Такую систему управления целесообразно применять вместо рефлекторной системы управления в тех случаях, когда один и тот же механизм включается в работу в течение одного цикла не сколько раз, а также при изменении последовательности в работе отдельных механизмов. При этом возможно применение и смешан ной системы: отдельные группы механизмов могут иметь свой част ный цикл и управляться по рефлекторной системе последовательно го управления, а связь между группами механизмов и отдельными механизмами осуществляется системой управления, программирую щей последовательность действий этих групп.
Программирование последовательности действий может являть ся составной частью системы, программирующей путь или скорость перемещения.
Величина пути перемещения. За величиной перемещения сва рочной головки, плиты стыкосварочной машины или какой-либо транспортной тележки может следить специальное устройство, ко торое сравнивает действительную величину перемещения с величи ной, записанной на программоносителе. Когда величина перемещения достигает заданной, подается команда на прекращение движения.
283
В качестве сравнивающих устройств могут быть использованы счет чик пройденного пути, счетчик поданных импульсов (каждый им пульс в этом случае соответствует определенной величине переме щения) и др. Системы управления, в которых программируется путь перемещения, называются координатными или позиционными. Точность их действия обеспечивается шаговыми электродвигателя ми, которые в зависимости от поданного количества импульсов поворачивают вал двигателя на строго определенный угол.
Скорость перемещения. Заданные изменения скорости записы вают на программоносителе. Скорость перемещения может изме няться в соответствии с частотой подаваемых импульсов (путем из менения скорости продвижения перфоленты или густоты отверстий на ней и др.). При одновременном изменении скоростей переме щения в двух или в трех взаимно перпендикулярных направлени ях можно получить результирующее движение по любой заданной траектории и с любой скоростью (постоянной или переменной). Следовательно, эту систему программного управления можно ис пользовать в станках-автоматах для сварки или наплавки сложных контуров или поверхностей, имеющих пространственную кривизну, например фасонных штампов, лопастей гребных винтов и др.
Такие системы дают возможность получить сложную траек торию движения без применения специальных кинематических звеньев. Запись на программоносителе в этом случае преобразуется в пространственное геометрическое движение. Такая система про граммного управления применена в многокоординатном свароч нонаплавочном станке У-61 (см. рис. 85). Этот станок-автомат дей ствует по жесткой программе с разомкнутой цепью, без обратных связей. Однако в сварочном производстве типичны случаи, когда невозможно заранее задать жесткую программу перемещения элект рода и его траекторию, так как слишком велики неточности подго товленного к сварке изделия или (в случае наплавки) слишком ин дивидуальны величина и характер износа наплавляемой фасонной детали, например вагонной автосцепки, штампа и пр. В то же время весьма трудно или невозможно осуществить непрерывную обратную связь со свариваемым (или наплавляемым) изделием в процессе сварки (или наплавки). В этих случаях .целесообразно применять метод предварительной записи траектории на програм моносителе по фактической кривизне изделий (со всеми его инди видуальными неточностями и отступлениями от номинала) и последую щего считывания этой программы при действии сварочного автомата.
Такая система управления с запоминающим устройством, хотя и не может быть отнесена к классическим следящим системам с об ратной связью, однако она вполне эквивалентна им по достигае мому эффекту слежения и совпадения с натурой. Подобная система
284
применяется иногда в устройствах для автоматического направле ния сварочной дуги по шву (см. § 10). Ее недостатком является не обходимость двойной проходки по свариваемому изделию: первая проходка — для запоминания траектории, вторая — для ее отра ботки. Это естественно снижает производительность сварочной установки и затрудняет ее автоматизацию.
Системы управления, в которых программируется скорость пе ремещения, являются более сложными по сравнению с системами, в которых программируется только путь перемещения, но они обладают более широкими технологическими возможностями, так как с их помощью можно программировать не только скорость, но и путь перемещения.
Так как в рассматриваемых системах скорость перемещения регулируется частотой подачи импульсов, то результирующее пере мещение происходит в сущности по ломаной линии, заменяющей кривую. При малых элементарных перемещениях, которые прини маются равными (0,3—0,5) б, где б — допуск на отклонения при сварке, ломаная линия с достаточной точностью совпадает с кривой.
Разработанная в последние годы система числового програм много управления [41] применительно к сварочным процессам поз волила существенно упростить подготовку программы. Метод под готовки этих программ для импульсно-шаговых систем числового программного управления сварочными и наплавочными станками описан в § 10.
Типичным примером станка-автомата V класса с импульсно-ша говой системой числового программного управления может служить универсальный сварочно-наплавочный станок У-61 (рис. 85).
6. Смешанные системы автоматического управления представ ляют собой комплекс различных по своей структуре локальных систем управления, связанных общей системой централизованного управления. Они применяются главным образом в сложных маши нах и агрегатах, в частности в автоматических линиях, где каждый механизм или станок имеет свою оптимальную для него систему управления, например с помощью жестких программных устройств в виде кулачков или командоаппаратов, и все они связаны единой си стемой управления, по своему принципу отличной от локальных си стем, например рефлекторной системой последовательного действия.
§17. АВТОМАТИЧЕСКИЕ СВАРОЧНЫЕ СТАНКИ
ИМАШИНЫ V КЛАССА
Вэтих машинах автоматизированы не только сварочные и вспо могательные операции, но также операции управления и регули рования. Таким образом, автоматические машины V класса в
285
принципе могут осуществлять производственный процесс без непо средственного участия человека. Человек в этом случае выполняет лишь функции наладки и общего наблюдения за процессом.
Все элементы автоматики, которые содержатся в оборудовании IV класса, могут также входить в состав оборудования V класса, но с обязательным добавлением органов автоматического управ ления, так как именно это является классификационным призна ком автоматических машин, отличающим их от механизированных и автоматизированных с частичной автоматизацией отдельных тех нологических приемов и операций. При комплексной автоматиза ции сварочного процесса ручной труд может быть допущен только на тех операциях, автоматизация которых по тем или иным сообра жениям невозможна или нецелесообразна, например периодиче ской зарядки сварочного станка электродной проволокой и флюсом, укладки и съема кассет с изделиями и т. д. Выполнение этих опера ций вручную еще не дает оснований для исключения данной маши ны из категории автоматов, если все остальные операции, в том числе и операции управления, производятся автоматически.
Многие сварочные станки и машины-автоматы, установленные вне поточной линии, не имеют и не могут иметь автоматических устройств для подачи и выдачи сварных изделий, так как для этого необходима автоматизация ориентированного соответствующим обра зом транспорта изделий до и после машины. Этот транспорт, в свою очередь, должен быть связан с предшествующими и последующими операциями производственного процесса. Как известно, механиза ция и автоматизация межоперациониого транспорта и его синхрон ная связь со всеми технологическими операциями является харак терной особенностью комплексных поточных линий, т. е. оборудо вания более высокого класса (VIII и IX).
Подача изделий в сварочную машину может быть, однако, авто матизирована и без межоперационного транспорта, например с по мощью магазина-питателя или зарядных кассет периодического действия. В этих случаях машина может работать автономно, вне по точной линии. Такие машины применяются, главным образом, для сварки мелких, негромоздких изделий, выпускаемых в массовом количестве, например клапанов автомобильных двигателей, дета лей радиоаппаратуры и др. Подобные изделия нетрудно накопить в достаточно большом количестве при сравнительно малом объеме накопителя. Более громоздкие изделия (шахтные стойки или кар теры автомобильных задних мостов) не могут быть накоплены в ма газине-питателе достаточной емкости и требуют непрерывного или пульсирующего (периодического) транспорта, в том числе межопе рационного, являющегося признаком поточных линий.
Станки-автоматы V класса в отличие от станков VI и VII клас
286