Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
толщину стенки иеемногослойность, представляет собой довольно сложную технологическую задачу. Во-первых, требуется фасонная проточка торцовых кромок обечаек под U-образную или угловую разделку шва, во-вторых, необходима точная сборка обечаек меж ду собой при помощи специальных приспособлений на прихватках и,
в-третьих, требуется на
|
ложение большого коли |
||||||
|
чества слоев сварочного |
||||||
|
шва, намного превышаю |
||||||
|
щего число слоев стенки |
||||||
|
даже |
при |
автоматичес |
||||
|
кой сварке |
под флюсом |
|||||
|
(рис. 97, б). |
|
|
|
|
-т- |
|
|
Применение |
вальце |
|||||
|
сварочного комбайна по |
||||||
|
зволяет резко |
упростить |
|||||
|
весь |
процесс |
изготовле |
||||
|
ния сосудов за счет |
объ |
|||||
|
единения операций |
на |
|||||
|
вивки, сборки и сварки |
||||||
|
в одну комплексную опе |
||||||
|
рацию. |
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 97 изобра |
||||||
|
жен |
в а л к о в ы й |
с б о |
||||
|
р о ч н о - с в а р о ч н ы й |
||||||
|
с т а н д л я п р о и з |
||||||
|
в о д с т в а |
|
м н о г о |
||||
|
с л о й н ы х с о с у д о в |
||||||
|
и т р у б . |
Из |
несколь |
||||
|
ких рулонов стали 5 (по |
||||||
|
числу обечаек) листы по |
||||||
|
ступают в валковый сбо |
||||||
|
рочно-сварочный стан, |
||||||
|
где |
одновременно |
вы |
||||
|
полняются |
пять |
техно |
||||
|
логических |
|
операций, |
||||
Рис. 97. Сборочно-сварочный стан для производ |
объединенных |
|
в |
|
одну |
||
ства многослойных сосудов. |
комплексную: |
|
|
|
|
||
|
1. |
Вальцовка |
(загиб) |
листов с плотным прижатием их к нижележащему слою барабана при помощи прижимных валков 3.
2. Прижатие листов друг к другу по кромкам боковыми ролика ми 4 с целью устранения зазоров в свариваемых стыках и их пра вильной сборки между собой, либо с целью ограничения зазоров
314
в стыках. Если сборку стыков требуется производить с определен ным зазором, то это легко осуществляется с помощью ножевых раз делительных дисков заданной толщины, входящих в стыковые за зоры между листами перед обжимными валками 3.
3.Автоматическая дуговая сварка всех стыков одновременно сварочными головками 2 в зоне прижатия листов к барабану вал ками 3. При этом сварка листов производится с полным проваром благодаря наличию остающейся стальной подкладки, роль которой выполняет шов нижележащего слоя барабана. В результате полу чается узкий шов «кинжального» типа (рис. 97, в), сечение которого для данной толщины барабана в несколько раз меньше сечения обычного многослойного шва с рюмочной или угловой разделкой.
4.Автоматическая дуговая приварка крайних листов к обоим днищам сосуда (барабана). Возможна сварка барабана или трубы
ибез днищ.
5.Снятие наружного усиления шва вращающейся фрезой 1, абразивным камнем или другим устройством (в том числе резцо вым); эта операция производится на ходу со скоростью вращения барабана, т. е. со скоростью сварки.
Местное концентрированное прижатие листов к барабану или нижележащему слою валками 3 создает высокие удельные дав ления, локализованные в зоне сварки листов. Благодаря этому гарантируется отсутствие межслойных зазоров и безукоризненно плотная навивка барабана. Жесткая фиксация плотного сопряже ния листов (слоев) в этом месте производится самим сварным швом, соединяющим навиваемые листы не только между собой, но и с нижележащим слоем или барабаном. Таким образом, данный способ производства многослойных сосудов и труб исключает возможность от слаиваний и образования зазоров в процессе навивки из-за проскаль зывания одного слоя относительно другого, так как эти проскаль зывания физически невозможны без разрушения (среза) всего шва.
Способ совмещенной навивки и сварки барабана обеспечивает не только плотность его навивки, но и создает возможность обра зования натяга с отрицательными напряжениями во внутренних слоях барабана. Достигается это постепенным увеличением давле ния Q валков 5 по мере навивки барабана. При этом оси валков и сварочных головок должны быть расположены по одной образую щей барабана. Процесс автофретирования (создания отрицательных напряжений во внутренних слоях барабана) может быть значитель но облегчен местным нагревом наружных слоев перед сваркой с целью их временного температурного удлинения и последующего натяга при охлаждении после сварки.
Высокая технико-экономическая эффективность описанного спо соба производства многослойных сосудов и труб достигается не только
315
за счет объединения мно гих технологических опера ций в одну комплексную, но и вследствие резкого уменьшения сечения коль цевых швов, а следователь но, и снижения их трудо
емкости |
в несколько |
раз. |
При |
рассмотрении |
обо |
рудования VI класса |
для |
к о н т а к т н о й с в а р к и
gследует особо выделить сты-
акосварочные машины. Эти
и |
машины по самому прин |
та |
ципу действия являются в |
§сущности сборочно-свароч-
дными, так как в процессе о. сварки выполняют и сбор-
*ку деталей (зажатие, цент- o' ровку, сближение, соедине- “ ние). Поэтому все обычные
§ стыковые машины, в том
§числе и серийные универ-
*сальные, можно отнести к
§ |
оборудованию VI класса, |
к |
Приведем лишь один при- |
* |
мер специализированных |
и |
машин VI класса, разработ- |
gка которых удостоена Ле-
^нинской премии. Эти маши-
ю ны типа К-155, К-255 и
jК-355 (рис. 98) предназна-
£чены для контактной сварки рельсов среднего и тяжело го типа непосредственно на железнодорожных путях, в полевых условиях; выпол нены они в подвесном пор тативном исполнении. Их можно использовать также и для работы в стационар ных условиях. Характер ной особенностью этих ма шин является их очень
316
малый вес и габариты по сравнению с обычными серийными ма шинами для стыковой сварки таких же сечений. Достаточно сравнить их с машиной AEG для сварки рельсов сечением 7000 мма, которая имеет мощность 320 та и вес 13 т, в то время как машина типа К-155 (ИЭС им. Е. О. Патона) для сварки таких же рельсов имеет мощность ПО та и вес 1,9 т. Средний расход энер гии на стык: в машине AEG = 5,5 тт-ч, в машине К-155 = = 2,6 тт-ч.
Машина К-355 (для более тяжелых профилей) при ПВ-50% имеет мощность 150 та и вес 2,4 т.
Снижение веса и габаритов этих машин достигнуто, во-первых, за счет уменьшения мощности машины и удельного давления осад ки, а во-вторых, за счет изменения конструкции узлов зажатия и осадки изделия (взамен асимметричной консольной конструкции зажимного устройства применена симметричная двухопорная кон струкция).
В рассматриваемых рельсосварочных машинах механизм зажа тия выполнен в виде сдвоенных клещей, насаженных на общую шарнирную ось 7. Такая система клещей позволяет легко захваты вать рельсы сверху простым раскрытием и последующим зажатием клещей. При этом щеки каждой пары клещей поворачиваются во круг оси шарнира 7 и сжимаются гидроцилиндром 5, который со единен со щеками через траверсу и серьги, образующие систему шарнирно «ломающегося» рычага. Такая конструкция механизма зажатия позволяет при относительно небольших размерах гидро цилиндров получать весьма большие усилия зажатия — до 125 т (в машине К-355). В нижней части щек (в зеве клещей) укреплены зажимные губки 4, выполненные по профилю рельса. Рельсы за жимаются в шейке. При сварке рельсов разного типа используются сменные губки.
Машина имеет два клещевых зажима 1 и 2 для захвата обоих концов свариваемых рельсов. Оба зажима связаны между собой в продольном направлении двумя направляющими штоками, по ко торым они перемещаются относительно друг друга при оплавлении и осадке. На этих направляющих штоках, расположенных симмет рично относительно центра тяжести свариваемого профиля, наса жены поршни силовых гидроцилиндров 3, развивающих усилие осадки до 45 т. Эти же цилиндры осуществляют относительное дви жение стыкуемых рельсов при их оплавлении.
Внутри пустотелых коробчатых щек клещей встроены свароч ные трансформаторы 6 с очень короткой вторичной цепью.
Процесс сварки полностью автоматизирован, для чего машина снабжена гидроприводом со следящей системой, при помощи которой автоматически воспроизводится заданная программа оплавления
317
и осадки [20]. Автоматическая система управления сварочным про цессом описана в § 11.
Производительность рельсосварочной машины— 12 сгпыков/ч. На аналогичном принципе построены трубосварочные контакт ные машины для полевой сварки стыков трубопроводов диаметром
от 114 до 1420 мм (К-152 и др.).
Все эти машины являются лишь частью большого комплекса оборудования для строительства магистральных трубопроводов или железнодорожных путей.
В этот комплекс обычно входит подвижная дизельная элек тростанция для питания сварочных машин и вспомогательных устройств, насосная станция для питания гидроприводов, тракторы с трубоукладчиками либо железнодорожные платформы с анало гичным оборудованием и многие другие устройства и механизмы, не имеющие непосредственного отношения к сборочно-сварочным процессам.
К VI классу оборудования следует также отнести машины для стыковой с в а р к и т р е н и е м и для х о л о д н о й с в а р - к и давлением, поскольку на этих машинах, как и на контактных стыкосварочных, осуществляется не только сварка, но и сборка стыкуемых деталей.
Во ВНИИЭСО разработана серия у н и в е р с а л ь н ы х м а ш и н д л я с в а р к и т р е н и е м четырех типоразмеров: МСТ-23; МСТ-35; МСТ-41 и МСТ-51 для сварки стержней диамет ром от 10 до 70 мм мощность машин (электроприводов) — соответ ственно 10; 22; 40 и 75 кет и максимальная производительность — 150; 120, 100 и 70 стыковіч. Разработан также ряд специализирован ных машин СМСТ и других мощностью от 10 до 40 кет и одна из машин (МСТ-100.1)— 125 кет. Машины СМСТ широко применяют для сварки тракторных деталей, машины МСТ и МСТА — для свар ки заготовок режущего инструмента и др.
В области х о л о д н о й с в а р к и д а в л е н и е м приме ром машины VI класса может служить разработанная в Болгарии [40] универсальная машина, обладающая сравнительно высокими показателями уровня комплексной механизации. В обычных ма шинах для холодной сварки многие подготовительные и вспомога тельные операции остаются немеханизированными, в частности, операция очистки соединяемых концов от различных загрязнений и особенно от жировых пленок, обрезки соединяемых торцов пер пендикулярно продольной оси соединяемых деталей или проволок, регулирования вылета, смены зажимных планок для сварки деталей или проволок различного сечения.
Рассматриваемая машина выгодно отличается от обычных тем, что в ней предусмотрены устройства для полной механизации пере
318