Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 306
Скачиваний: 3
находится диск 7 с крестообразным центральным отверстием. Диск 7 прикреплен к втулке 12 тремя винтами. Крестообразное отверстие облегчает выход волокна из трубки 6.
Набор колец 8 позволяет устанавливать необходимую массу (от 0,07 до 1,00 кг) и регулировать степень спрессованности во локна в камере.
Ко втулке 12 прикреплен палец 11, воздействующий на конеч ные микровыключатели 10 и 13.
Рис. 126. Замасливающее устройство машины ГКН-260-И:
/ — брус; 2 — ванна; 3 — трубка; 4 — вал; 5 — диск замасливающий; 6 — подшип ник; 7 — крышка ванны
Натяжное устройство (рис. 128) предназначено для расправле ния спутанных участков нити и создания необходимого натяжения нити перед намоткой. Натяжное устройство— компенсирующего типа; оно состоит из двух вращающихся роликов 10, 11 с кольце выми канавками, плиты 1 и тормозного устройства.
Нить, выходящая из термофиксационной камеры, охватывает четырьмя витками ролики 10 и 11, приводя их во вращение. Ось
183
Рис. 127. Гофрирующее устройство машины ГКН-260-И:
/ — электродвигатель; |
2 — корпус; |
3 — диски |
||
гофрирующие; |
4 — шпилька; 5 — корпус термо- |
|||
фиксационной |
камеры; |
6 — трубка камеры; 7 _ |
||
диск; 8 — кольцо; |
9 — насадка; 10, |
13 — ми |
||
кропереключатели; |
1 1 |
— палец; 12 — втулка |
ролика 11 под действием спиральной пружины 13 перемещается вверх, а под действием натяжения нити — вниз. При нормаль ной подаче нити ролик И находится в равновесном состоянии. При резком уменьшении натяжения нити ролик 11 перемещает ся вверх, при увеличении натяжения — вниз.
Для гашения колеба тельных движений систе мы, возникающих при резких движениях нити, служит демпфер. Демпфер состоит из цилиндра 9, за полненного маслом, порш ня 8 и штока 7, шарнирно соединенного с подвижной опорой ролика 11.
Тормозящее устройство представляет собой -лен- 51точный тормоз, включаю щий тормозной диск 2, жестко закрепленный на левом конце вала ролика 10, тормозную ленту 3, охватывающую тормозной диск, спиральную пружи ну 4, пруток с резьбой и регулировочную гайку 5. Для увеличения натяже ния гайку 5 навертывают на пруток 12, в резуль тате чего пружина растя гивается, а сила торможе ния увеличивается.
Питающий механизм (см. рис. Ш ) установлен на каждом рабочем месте и состоит из фрикцион ного цилиндра, индивиду ального грузового и раз делительного роликов с кольцевыми проточками. Нить охватывает грузовой
184
Рис. 128. Натяжное устройство машины ГКН-260-И:
а — натяжные |
ролики; б — тормозное |
устройство; |
1 — плита; |
||||
2 |
— диск |
тормозной; |
3 — лента |
тормозная; 4, 13 |
— пружины; |
||
5 |
— гайка |
регулировочная; 6 — ползун; |
7— шток; |
8 — поршень; |
|||
9 |
— цилиндр; |
10, 11 |
— ролики |
натяжные; 12 — пруток |
1 — нитеводитель; 2 — барабан; 3 — вкладыш; 4 — полумуфта
185
и разделительный ролики несколькими витками для создания достаточного натяжения нити. Грузовой ролик приводится во вращение от фрикционного цилиндра.
Для уменьшения проскальзывания грузового ролика относи тельно фрикционного цилиндра ролик снабжен резиновым кольцом.
Ось грузового ролика смонтирована на самоустанавливаю щейся шарикоподшипниковой опоре, что обеспечивает контакт
|
|
|
ролика |
с |
фрикционным |
||||
|
|
|
цилиндром по |
всей длине |
|||||
|
|
|
образующей. |
|
Ось грузо |
||||
|
|
|
вого |
ролика |
установлена |
||||
|
|
|
на рычаге, |
который пло |
|||||
|
|
|
ской |
пружиной |
прижи |
||||
|
|
|
мает ролик к цилиндру. |
||||||
|
|
|
Усилие |
прижима |
ролика |
||||
|
|
|
регулируется |
в пределах |
|||||
|
|
|
10—30 Н. |
|
|
|
|||
|
|
|
Разделительный ролик |
||||||
|
|
|
смонтирован |
на |
шарико |
||||
|
|
|
подшипниковых |
опорах. |
|||||
|
|
|
Его ось также |
закреплена |
|||||
|
|
|
на рычаге. |
|
раскладки |
||||
|
|
|
Механизм |
||||||
|
|
|
нити (рис. 129) аналоги |
||||||
|
|
|
чен |
механизму |
последней |
||||
|
|
|
модели машины ФЭ-125-И. |
||||||
Рис. 130. |
Бобинодержатель |
машины |
Механизм представляет со |
||||||
бой цепочку нитеводитель- |
|||||||||
ГКН-260-И |
|
|
|||||||
|
|
ных барабанов |
2 |
с двух- |
|||||
|
|
|
|||||||
ходовыми винтовыми канавками Т-образного |
профиля. |
Враща |
тельное движение каждый следующий барабан получает от пре дыдущего. Ведущий (головной) барабан вращается от фрикци онного вала питающего механизма.
От одного барабана к другому движение передается кресто образным вкладышем 3 и полумуфтой 4 с торцовыми диаметраль ными пазами, в которые входят лопатки вкладыша.
Бобинодержатель (рис. 130) унифицирован с конструкцией ба зовой крутильной машины ФЭ-125-И (см. рис. 279), но имеет до полнительное устройство для поддержания постоянного давления тела намотки на фрикционный цилиндр.
§ 4. УСТРОЙСТВА И МАШИНЫ ДЛЯ ГОФРИРОВАНИЯ ЖГУТОВ
Химические волокна после формования имеют гладкую и ровную поверхность, а в отдельных случаях — слабо выраженную длинно волновую трехмерную извитость. Незначительная извитость воз никает в процессе релаксации волокна при последующей обра-
186
ботке. Такие волокна отличаются малой сцепляемостью по срав нению с натуральными волокнами (шерсть, хлопок, лен и т. д.).
При переработке химических волокон в смеси с натуральными необходимо придать химическим волокнам такую же объемность
иизвитость, как у натуральных.
Внастоящее время существуют механические, химические
физические и комбинированные способы придания извитости хи мическим волокнам. Наиболее распространены механические спо
собы — кручение и |
гофрирова |
|
|
|
7 |
|
||||||
ние. |
|
метода |
гофрирования |
|
|
|
|
|||||
Суть |
|
|
|
|
|
|||||||
заключается |
в |
искусственном |
|
|
|
|
|
|||||
создании гофр на ровном и |
|
|
|
|
|
|||||||
гладком волокне. |
|
_______ |
|
|
|
|
|
|||||
Гофрировать можно все хи |
|
|
|
|
|
|||||||
мические волокна. |
В настоящее |
|
|
|
|
|
||||||
время широкое распространение |
|
|
|
|
|
|||||||
получило |
гофрирование термо |
|
|
|
|
|
||||||
пластичных |
волокон. |
Принцип |
|
|
|
|
|
|||||
искусственного |
придания изви |
|
|
|
|
|
||||||
тости |
методом |
гофрирования |
|
|
|
|
|
|||||
известен с 1880 г. |
[35]. В про |
|
|
|
|
|
||||||
мышленности гофрирование хи |
|
|
|
|
|
|||||||
мических |
волокон |
применяют |
Рис. 131. Технологическая |
схема |
ма |
|||||||
с первой |
половины |
текущего |
||||||||||
шины ГШ-4-ИЗ: |
|
|
|
|||||||||
столетия. |
|
|
|
|
|
1 — плита нагревательная неподвижная; |
||||||
Гофрировочная машина ГШ- |
2 — устройство |
направляющее; 3 —плита |
||||||||||
нагревательная |
поворотная; |
4 — ролики |
||||||||||
4-ИЗ |
(рис. 131), |
предназначен |
питающие; 5 — плита подвижная гофри- |
|||||||||
ная для гофрирования поли |
ровочной камеры; 6 — транспортер; |
7 — |
||||||||||
пневмоцилиндр; |
8 — каретка |
подвижная; |
||||||||||
акрилонитрильного |
|
штапель |
9 — корпус |
|
|
|
|
|||||
ного волокна методом прессо |
|
|
и ШАН-13-И. |
|||||||||
вания, входит в состав агрегатов ШАН-6,75-ИЗ |
||||||||||||
Перед |
гофрированием жгут |
обрабатывается |
паром |
и нагре |
вается от плит 1, 3 длиной 720 мм, имеющих температуру 473 К. Разогретый жгут подается питающими роликами 4 в щелевидную камеру, образованную плитами и щеками. Одна плита камеры закреплена неподвижно, а плита 5 укреплена шарнирно на оси вращения ролика 4. Эта плита вместе с грузовым устройством обра зует клапанный механизм, создающий в камере необходимое для гофрирования противодавление. К плитам с боков плотно приле гают неподвижные щеки.
При заполнении жгутом камеры, образованной плитами и ще ками, плотность предыдущего слоя волокна увеличивается. Воз растает при этом и нормальное давление на стенки плит. При соот ветствующем давлении слоя материала на подвижную плиту 5 она отклоняется вправо. В результате увеличивается ширина щели камеры, и часть сгофрированного жгута выходит из нее,
187
попадая на ленту транспортера 6. После выхода из камеры части материала давление в ней уменьшается, и груз возвращает плиту 5 в исходное положение. Первоначальная фиксация извитости про исходит в камере прессования.
Для окончательной фиксации извитости гофрированное во локно охлаждается в свободном состоянии на ленточном транс портере в течение 12—70 с.
Максимальная ширина ленты жгута 150 мм. Скорость движе ния жгута 0,33—0,67 м/с, транспортерной ленты—0,022—0,028 м/с. Развес жгута доходит до 0,100 кг/м.
Рис. 132. Схема гофрировоч-
ного |
устройства |
машины |
|||
ГМ-ЗЛ: |
|
|
|
|
|
1 — камера |
паровая; |
2 — стол |
|||
направляющий; |
3 — вал |
ниж |
|||
ний питающего механизма; 4 — |
|||||
ролик |
верхний |
питающего ме |
|||
ханизма; 5 — плита |
верхняя; |
||||
6 — плита подвижная гофриро- |
|||||
вочной |
камеры; 7 — клапан |
||||
прижимной; |
8 — лоток; |
9 — |
|||
пневмодилиндр; |
10 — пневмо |
||||
устройство |
|
|
|
|
|
На рис. 132 приведена схема гофрировочного |
устройства |
ма |
шины ГМ-ЗЛ. Отличительные особенности этой схемы по сравне нию с рассмотренной следующие:
горизонтальное расположение жгута облегчает обслуживание машины;
пневматический прижим подвижной плиты 6 вместо груза; плиты 5 и 6 выполнены из бронзы и притерты к стальным ро
ликам питающего механизма; термофиксация извитости происходит на отдельном сетчатом
транспортере.
Для окончательного охлаждения сгофрированного жгута через сетку транспортера продувается воздух.
Скорость подачи жгута достигает 2,67 м/с; скорость движения транспортерной ленты 0,0125-—0,07 м/с. Усилие прижима цилин дров равно 9,81— 10,79 МН.
ГЛАВА V
РЕЗАЛЬНЫЕ МАШИНЫ
Резальные машины предназначены для резки нитей бесконечной длины на отдельные отрезки заданной длины (штапель).
Выпуск химических волокон в виде штапеля имеет следующие преимущества:
188
повышается производительность формовочных машин из-за от сутствия процессов кручения и намотки;
появляется возможность переработки химических волокон в смеси с естественными волокнами (хлопком, шерстью и т. д.) и получения тканей с ценными свойствами (повышенная плотность, улучшенный внешний вид, меньшая сминаемость, лучшая драпи ровочная способность);
значительно снижается себестоимость ткани, полученной из смеси штапельного волокна с шерстью или хлопком, при одновременном расширении ассорти мента выпускаемой продукции.
Основные требования, предъ являемые к резальным машинам:
получение штапеля задан ной длины;
высокая производительность; простота конструкции и лег
кость изготовления;
Рис. 133. |
Схема |
резальной машины |
Рис. 134. |
Схема резальной |
головки |
||
с гидравлической |
подачей жгута: |
с зажимом жгута: |
|
||||
/ — жгут; |
2 — цилиндр |
фрикционный; |
1 — жгут; |
2 — диск направляющий; |
|||
3 — воронка; 4, 8 — резервуары; 5, 10 — |
3 — стол |
неподвижный; 4 — барабан |
|||||
трубы; |
6 — нож; |
7 — диск |
ножевой; 9— |
ножевой; |
5 — нож; 6 — лента |
беско |
|
колесо |
зубчатое |
|
|
нечная; 7 — барабан |
|
легкость регулирования и перехода на другую длину шта пеля;
возможность регулирования скорости резания жгута; длительная работоспособность при больших скоростях подачи
жгута (до 16,7 м/с); простота и безопасность обслуживания.
Резальные машины можно подразделить по способу подачи жгута к режущему инструменту на четыре группы: гидравличе ские, зажимные, центробежные и пневматические.
189