Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

находится диск 7 с крестообразным центральным отверстием. Диск 7 прикреплен к втулке 12 тремя винтами. Крестообразное отверстие облегчает выход волокна из трубки 6.

Набор колец 8 позволяет устанавливать необходимую массу (от 0,07 до 1,00 кг) и регулировать степень спрессованности во­ локна в камере.

Ко втулке 12 прикреплен палец 11, воздействующий на конеч­ ные микровыключатели 10 и 13.

Рис. 126. Замасливающее устройство машины ГКН-260-И:

/ — брус; 2 — ванна; 3 — трубка; 4 — вал; 5 — диск замасливающий; 6 — подшип­ ник; 7 — крышка ванны

Натяжное устройство (рис. 128) предназначено для расправле­ ния спутанных участков нити и создания необходимого натяжения нити перед намоткой. Натяжное устройство— компенсирующего типа; оно состоит из двух вращающихся роликов 10, 11 с кольце­ выми канавками, плиты 1 и тормозного устройства.

Нить, выходящая из термофиксационной камеры, охватывает четырьмя витками ролики 10 и 11, приводя их во вращение. Ось

183

Рис. 127. Гофрирующее устройство машины ГКН-260-И:

/ — электродвигатель;

2 — корпус;

3 — диски

гофрирующие;

4 — шпилька; 5 — корпус термо-

фиксационной

камеры;

6 — трубка камеры; 7 _

диск; 8 — кольцо;

9 — насадка; 10,

13 — ми­

кропереключатели;

1 1

палец; 12 — втулка

ролика 11 под действием спиральной пружины 13 перемещается вверх, а под действием натяжения нити — вниз. При нормаль­ ной подаче нити ролик И находится в равновесном состоянии. При резком уменьшении натяжения нити ролик 11 перемещает­ ся вверх, при увеличении натяжения — вниз.

Для гашения колеба­ тельных движений систе­ мы, возникающих при резких движениях нити, служит демпфер. Демпфер состоит из цилиндра 9, за­ полненного маслом, порш­ ня 8 и штока 7, шарнирно соединенного с подвижной опорой ролика 11.

Тормозящее устройство представляет собой -лен- 51точный тормоз, включаю­ щий тормозной диск 2, жестко закрепленный на левом конце вала ролика 10, тормозную ленту 3, охватывающую тормозной диск, спиральную пружи­ ну 4, пруток с резьбой и регулировочную гайку 5. Для увеличения натяже­ ния гайку 5 навертывают на пруток 12, в резуль­ тате чего пружина растя­ гивается, а сила торможе­ ния увеличивается.

Питающий механизм (см. рис. Ш ) установлен на каждом рабочем месте и состоит из фрикцион­ ного цилиндра, индивиду­ ального грузового и раз­ делительного роликов с кольцевыми проточками. Нить охватывает грузовой

184


Рис. 128. Натяжное устройство машины ГКН-260-И:

а — натяжные

ролики; б — тормозное

устройство;

1 — плита;

2

— диск

тормозной;

3 — лента

тормозная; 4, 13

— пружины;

5

— гайка

регулировочная; 6 — ползун;

7— шток;

8 — поршень;

9

— цилиндр;

10, 11

— ролики

натяжные; 12 — пруток

1 — нитеводитель; 2 — барабан; 3 — вкладыш; 4 — полумуфта

185

и разделительный ролики несколькими витками для создания достаточного натяжения нити. Грузовой ролик приводится во вращение от фрикционного цилиндра.

Для уменьшения проскальзывания грузового ролика относи­ тельно фрикционного цилиндра ролик снабжен резиновым кольцом.

Ось грузового ролика смонтирована на самоустанавливаю­ щейся шарикоподшипниковой опоре, что обеспечивает контакт

 

 

 

ролика

с

фрикционным

 

 

 

цилиндром по

всей длине

 

 

 

образующей.

 

Ось грузо­

 

 

 

вого

ролика

установлена

 

 

 

на рычаге,

который пло­

 

 

 

ской

пружиной

прижи­

 

 

 

мает ролик к цилиндру.

 

 

 

Усилие

прижима

ролика

 

 

 

регулируется

в пределах

 

 

 

10—30 Н.

 

 

 

 

 

 

Разделительный ролик

 

 

 

смонтирован

на

шарико­

 

 

 

подшипниковых

опорах.

 

 

 

Его ось также

закреплена

 

 

 

на рычаге.

 

раскладки

 

 

 

Механизм

 

 

 

нити (рис. 129) аналоги­

 

 

 

чен

механизму

последней

 

 

 

модели машины ФЭ-125-И.

Рис. 130.

Бобинодержатель

машины

Механизм представляет со­

бой цепочку нитеводитель-

ГКН-260-И

 

 

 

 

ных барабанов

2

с двух-

 

 

 

ходовыми винтовыми канавками Т-образного

профиля.

Враща­

тельное движение каждый следующий барабан получает от пре­ дыдущего. Ведущий (головной) барабан вращается от фрикци­ онного вала питающего механизма.

От одного барабана к другому движение передается кресто­ образным вкладышем 3 и полумуфтой 4 с торцовыми диаметраль­ ными пазами, в которые входят лопатки вкладыша.

Бобинодержатель (рис. 130) унифицирован с конструкцией ба­ зовой крутильной машины ФЭ-125-И (см. рис. 279), но имеет до­ полнительное устройство для поддержания постоянного давления тела намотки на фрикционный цилиндр.

§ 4. УСТРОЙСТВА И МАШИНЫ ДЛЯ ГОФРИРОВАНИЯ ЖГУТОВ

Химические волокна после формования имеют гладкую и ровную поверхность, а в отдельных случаях — слабо выраженную длинно­ волновую трехмерную извитость. Незначительная извитость воз­ никает в процессе релаксации волокна при последующей обра-

186


ботке. Такие волокна отличаются малой сцепляемостью по срав­ нению с натуральными волокнами (шерсть, хлопок, лен и т. д.).

При переработке химических волокон в смеси с натуральными необходимо придать химическим волокнам такую же объемность

иизвитость, как у натуральных.

Внастоящее время существуют механические, химические

физические и комбинированные способы придания извитости хи­ мическим волокнам. Наиболее распространены механические спо­

собы — кручение и

гофрирова­

 

 

 

7

 

ние.

 

метода

гофрирования

 

 

 

 

Суть

 

 

 

 

 

заключается

в

искусственном

 

 

 

 

 

создании гофр на ровном и

 

 

 

 

 

гладком волокне.

 

_______

 

 

 

 

 

Гофрировать можно все хи­

 

 

 

 

 

мические волокна.

В настоящее

 

 

 

 

 

время широкое распространение

 

 

 

 

 

получило

гофрирование термо­

 

 

 

 

 

пластичных

волокон.

Принцип

 

 

 

 

 

искусственного

придания изви­

 

 

 

 

 

тости

методом

гофрирования

 

 

 

 

 

известен с 1880 г.

[35]. В про­

 

 

 

 

 

мышленности гофрирование хи­

 

 

 

 

 

мических

волокон

применяют

Рис. 131. Технологическая

схема

ма­

с первой

половины

текущего

шины ГШ-4-ИЗ:

 

 

 

столетия.

 

 

 

 

 

1 — плита нагревательная неподвижная;

Гофрировочная машина ГШ-

2 — устройство

направляющее; 3 —плита

нагревательная

поворотная;

4 — ролики

4-ИЗ

(рис. 131),

предназначен­

питающие; 5 — плита подвижная гофри-

ная для гофрирования поли­

ровочной камеры; 6 — транспортер;

7 —

пневмоцилиндр;

8 — каретка

подвижная;

акрилонитрильного

 

штапель­

9 — корпус

 

 

 

 

ного волокна методом прессо­

 

 

и ШАН-13-И.

вания, входит в состав агрегатов ШАН-6,75-ИЗ

Перед

гофрированием жгут

обрабатывается

паром

и нагре­

вается от плит 1, 3 длиной 720 мм, имеющих температуру 473 К. Разогретый жгут подается питающими роликами 4 в щелевидную камеру, образованную плитами и щеками. Одна плита камеры закреплена неподвижно, а плита 5 укреплена шарнирно на оси вращения ролика 4. Эта плита вместе с грузовым устройством обра­ зует клапанный механизм, создающий в камере необходимое для гофрирования противодавление. К плитам с боков плотно приле­ гают неподвижные щеки.

При заполнении жгутом камеры, образованной плитами и ще­ ками, плотность предыдущего слоя волокна увеличивается. Воз­ растает при этом и нормальное давление на стенки плит. При соот­ ветствующем давлении слоя материала на подвижную плиту 5 она отклоняется вправо. В результате увеличивается ширина щели камеры, и часть сгофрированного жгута выходит из нее,

187


попадая на ленту транспортера 6. После выхода из камеры части материала давление в ней уменьшается, и груз возвращает плиту 5 в исходное положение. Первоначальная фиксация извитости про­ исходит в камере прессования.

Для окончательной фиксации извитости гофрированное во­ локно охлаждается в свободном состоянии на ленточном транс­ портере в течение 12—70 с.

Максимальная ширина ленты жгута 150 мм. Скорость движе­ ния жгута 0,33—0,67 м/с, транспортерной ленты—0,022—0,028 м/с. Развес жгута доходит до 0,100 кг/м.

Рис. 132. Схема гофрировоч-

ного

устройства

машины

ГМ-ЗЛ:

 

 

 

 

1 — камера

паровая;

2 — стол

направляющий;

3 — вал

ниж­

ний питающего механизма; 4

ролик

верхний

питающего ме­

ханизма; 5 — плита

верхняя;

6 — плита подвижная гофриро-

вочной

камеры; 7 — клапан

прижимной;

8 — лоток;

9

пневмодилиндр;

10 — пневмо­

устройство

 

 

 

 

На рис. 132 приведена схема гофрировочного

устройства

ма­

шины ГМ-ЗЛ. Отличительные особенности этой схемы по сравне­ нию с рассмотренной следующие:

горизонтальное расположение жгута облегчает обслуживание машины;

пневматический прижим подвижной плиты 6 вместо груза; плиты 5 и 6 выполнены из бронзы и притерты к стальным ро­

ликам питающего механизма; термофиксация извитости происходит на отдельном сетчатом

транспортере.

Для окончательного охлаждения сгофрированного жгута через сетку транспортера продувается воздух.

Скорость подачи жгута достигает 2,67 м/с; скорость движения транспортерной ленты 0,0125-—0,07 м/с. Усилие прижима цилин­ дров равно 9,81— 10,79 МН.

ГЛАВА V

РЕЗАЛЬНЫЕ МАШИНЫ

Резальные машины предназначены для резки нитей бесконечной длины на отдельные отрезки заданной длины (штапель).

Выпуск химических волокон в виде штапеля имеет следующие преимущества:

188


повышается производительность формовочных машин из-за от­ сутствия процессов кручения и намотки;

появляется возможность переработки химических волокон в смеси с естественными волокнами (хлопком, шерстью и т. д.) и получения тканей с ценными свойствами (повышенная плотность, улучшенный внешний вид, меньшая сминаемость, лучшая драпи­ ровочная способность);

значительно снижается себестоимость ткани, полученной из смеси штапельного волокна с шерстью или хлопком, при одновременном расширении ассорти­ мента выпускаемой продукции.

Основные требования, предъ­ являемые к резальным машинам:

получение штапеля задан­ ной длины;

высокая производительность; простота конструкции и лег­

кость изготовления;

Рис. 133.

Схема

резальной машины

Рис. 134.

Схема резальной

головки

с гидравлической

подачей жгута:

с зажимом жгута:

 

/ — жгут;

2 — цилиндр

фрикционный;

1 — жгут;

2 — диск направляющий;

3 — воронка; 4, 8 — резервуары; 5, 10

3 — стол

неподвижный; 4 — барабан

трубы;

6 — нож;

7 — диск

ножевой; 9—

ножевой;

5 — нож; 6 — лента

беско­

колесо

зубчатое

 

 

нечная; 7 — барабан

 

легкость регулирования и перехода на другую длину шта­ пеля;

возможность регулирования скорости резания жгута; длительная работоспособность при больших скоростях подачи

жгута (до 16,7 м/с); простота и безопасность обслуживания.

Резальные машины можно подразделить по способу подачи жгута к режущему инструменту на четыре группы: гидравличе­ ские, зажимные, центробежные и пневматические.

189