Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 3
делительным пальцем 7 охватывается тремя-четырьмя витками нити. Для увеличения силы трения сцепления с фрикционным цилиндром ролик 4 имеет резиновое кольцо 5. Нитеуловитель 6 предотвращает попадание нити на ось 2 и в сферический самоустанавливающийся шарикоподшипник 3.
Многократный охват нитью ролика 4 и резиновое кольцо 5 необходимы для устранения проскальзывания нити на роликах 4 питающего механизма.
Конструкция бобинодержателя описана в третьем разделе. Бобины вращаются валами с фрикционными цилиндрами (см. рис. 87). Валы с фрикционными цилиндрами — многосекцион ные, многоопорные; каждая секция имеет две опоры в виде сфери ческих шарикоподшипников. Соседние секции валов соединяются гибкими крестово-кулисными муфтами.
Узел промежуточной опоры состоит из разъемного корпуса, двух сферических шарикоподшипников, валов, муфты, распорного кольца, крышек. Опоры четных стоек машины — плавающие, мон
тируются без |
распорного кольца; нечетные стойки — на опорах |
с распорным |
кольцом. Таким способом достигается компенсация |
погрешностей линейных размеров секционных валов.
Шипы капронового вкладыша входят в диаметральные пазы на концах валов по посадке скольжения.
При введении фрикционных цилиндров (насадок) снижается скорость вращения валов и, следовательно, уменьшаются расход энергии, шум, износ и т. д.
Механизм раскладки нити (см. рис. 88) предназначен для сооб щения возвратно-поступательного движения штангам с закреплен ными на них нитеводительными глазками.
Кулачок 9 получает вращение от вала 1 через колеса 2, 11
палец 12 и диск 5. Колесо 4 имеет два |
радиальных паза б, в один |
из которых входит палец с роликом. |
Колесо 11 выполнено с экс |
центричным пазом в, в который входит левый конец пальца 12 с роликом. Так как колеса 4, 11 вращаются с разными угловыми скоростями, палец 12 перемещается в радиальном направлении вдоль паза б. Правый конец пальца 12 с роликом входит в наклон ный паз а диска 5.
Следовательно, при радиальном перемещении пальца 12 диск 5 вместе с кулачком 9 получает дополнительную скорость, величина и знак которой зависят от величины и направления радиальной скорости пальца 12, а также от профиля паза а.
В паз кулачка 9 входит левый конец пальца 8 с роликом. Правый конец пальца 8 жестко закреплен в каретке 7. Таким образом, при вращении кулачка 9 нитеводительная штанга полу чает возвратно-поступательное движение с постоянной амплиту дой, но переменной скоростью, что необходимо для формирования паковок с прямыми торцами и равномерной структурой,
Сменные вставки 6, изготовленные из закаленной стали 45 или 50, позволяют резко увеличить срок службы кулачков 9,
170
изготовленных из чугуна СЧ 18—36. Вставки устанавливают в местах изменения направления паза, где движение нитеводителя ускоряется.
Нитеводительные штанги расположены вдоль машины на мно гих опорах.
Для уменьшения воздействия динамических нагрузок на кула чок 9 нитеводительные штанги выполнены из тонкостенных тру бок, а остальные движущиеся детали (нитеводители, каретка) максимально облегчены.
На модернизированной машине в одной термофиксадионной камере происходит фиксация двух нитей, каждая из которых наматывается на отдельную товарную паковку.
Кинематический расчет машины ФЭ-125-И (рис. |
112). Угловая |
|||||||||||
скорость ротора механизма ложного |
|
кручения |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
3 8 12^14 |
|
|
|
|
|||
|
|
®іб |
|
D g ? |
^ ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
DbZez1(lzlgDlg% Й 2 , |
|
|
|||||||
где |
о»!— угловая скорость ротора электродвигателя 1 |
|||||||||||
|
|
(®і = |
76,9 рад/с); |
|
|
|
причем |
Da = |
||||
|
Da, Db — диаметры |
сменных шкивов, |
||||||||||
|
Db = |
= 140, 190, 210, 230 мм; |
|
|
||||||||
|
180, 210, |
230, |
280 мм; |
|
|
|
||||||
z3; z6; |
z8; z10 — числа зубьев зубчатых колес в коробке ско |
|||||||||||
|
|
ростей (z3 = 54; |
|
z6 = |
45; z8 = |
51; z10 |
= 49); |
|||||
|
z12 — число заходов червяка; |
z13 = |
29; |
|
||||||||
|
Th = |
0,98-=-0,99— коэффициент, |
учитывающий |
|||||||||
|
|
проскальзывание ремня на шкивах а и Ь. |
||||||||||
Скорость движения нити |
через |
термофиксационную |
камеру |
|||||||||
|
|
„ |
_ |
№26^26 |
’ |
|
|
|
|
|
||
|
|
^26 — |
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
где £»26 = |
0,090 мм — наружный |
диаметр |
фрикционного |
ци |
||||||||
|
линдра механизма питания; |
|
|
|
|
|
||||||
<о26 — угловая скорость фрикционного цилиндра; |
|
|||||||||||
|
|
ю2в = ® |
Da |
z5 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
z5 -%• |
|
|
|
|
||||
Следовательно, |
|
|
|
|
|
ч Я 26- |
|
|
|
|||
|
|
Ѵо, = |
со1 Db |
Z20 |
|
|
|
|||||
|
|
*21 |
|
|
|
|||||||
Число кручений |
2<*>16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К = |
^ б ^ і о ^ і з ^ г о ^ і в |
„ |
ü |
м |
|
|
|||||
|
яс>2в |
г Зг 8г 12г 2іТ »14 |
^14 |
|
|
|||||||
|
7 7 7 |
7 |
Г) |
'12 |
 |
'І3> |
|
|
171
где D 14 = D 0 + A — диаметр шкива 14 с учетом толщины ремня (D0—диаметр шкива, Д— толщина ремня); т]2 = 0,96-5-0,97 — коэффициент, учитывающий проскальзы
вание плоского ремня; S — толщина нити;
сІы — диаметр отверстия фрикционного кольца; г)з 0,95ч-0,97 — коэффициент, учитывающий проскальзы вание нити относительно фрикционных ко лец (при правильной установке натяжения
нити).
Рис. 112. Кинематическая схема машины Ф Э -125-И :
I — электродвигатель; 2—11 — колеса зубчатые коробки скоростей; 12 — червяк;
13, 22—25, 30, 31, 34—39, 43, 44 — колеса зубчатые; 14, 17 — шкивы; 15 — ремень пло
ский; 16 — механизм |
ложного кручения; |
18 — рейка |
зубчатая; 19 — груз; 20, 21, 28, |
29, 45 — звездочки; |
26, 32 — цилиндры |
фрикционные; |
27 — валик грузовой; 33 — бо |
бинодержатель; 40 — кулачок мотальный; 41 — штанга нитеводительная; 42 — нитеводи тель; а, Ь — шкивы сменные; с, d, е — колеса сменные зубчатые
172
Скорость наматывания
. __ ^зз^ ззЦі
н — |
2 ’ |
где DS2 = 90 мм, «»за — соответственно диаметр и угловая ско рость фрикционного цилиндра;
г|4 = 0,98-г-0,99 — коэффициент, учитывающий проскальзы вание бобины относительно фрикцион
ного цилиндра; |
|
®32 — ®26 |
■PcZ28Z30 |
DdZ99Z31 |
|
Таким образом, |
|
ѵа оц ^20^28^30 |
РдРс |
|
DbDd |
Нагон нити возникает, когда скорость питания больше ско рости намотки. Величина нагона в процентах:
- _ |
|
^26 100. |
|
|
|
и 29 |
|
Угловая скорость мотального кулачка 40 |
|||
( О 4 0 = С 0 3 2 |
|
= |
Z^( 0D, M- 9g Zg e- Z •31 |
Z35Z39 |
|
Db |
z21^dz29z31z35z39 |
Средняя скорость нитеводительной штанги 41 |
|||
и41 |
' |
и 40 |
|
|
|
где Е — эксцентриситет мотального кулачка. Угол подъема витков нити в теле намотки
t g |
_ Ü 41 . = г<'гз->Е |
|
ë ß |
% |
г352з9л;г]4і?з2 |
Машина 160ѴК
На однопроцессной машине 160ѴК фирмы Спиннер (Финляндия) установлена двухзонная щелевая термофиксационная камера, в которой одновременно движутся две нити (рис. 113). В первой зоне камеры длиной 300 мм температура достигает 723 К, во второй зоне длиной 550 мм — 623 К.
Повышенная температура в камерах позволяет перерабаты вать нить со скоростью до 10 м/с. Точность регулирования тем пературы достигает ± 3 К в первой зоне, и ± 2 К — во второй.
Технологическая схема машины приведена на рис. 114. Нити с двух входных паковок 1 отращиваются, затем огибают диск 2
173
Рис. 113. Однопроцессная машина 160VK:
/ — камера щелевая термо фиксационная; 2, 3— швел леры; 4 — стойка; 5 — ме ханизм питающий; 6 — механизм ложного кручения;
7 — баллоноограничитель; ’
8 — планка кольцевая; 9 — веретено; 10 — брус вере
тенный; П — педаль тор моза
Рис. 114. Технологиче ская схема машины 160ѴК:
1 — паковка |
входная; 2 _ |
||
диск; |
3 — камера |
щелевая |
|
термофиксационная; |
4 —ме |
||
ханизм |
ложного кручения; |
||
5 — механизм |
питающий; |
||
6 — веретено; |
7 — устрой |
||
ство контрольное |
|
магнитного нитенатяжителя, проходят через контрольное устрой ство 7, термофиксационную камеру 3, огибают фрикционные кольца механизма ложного кручения 4 и диски питающего механизма 5 и, наконец, скручиваются и наматываются на шпулю кольцекрутиль
ного веретена 6. |
кольца 14 |
механизмов |
ложного |
кручения |
||||||
Фрикционные |
||||||||||
(рис. 115) получают |
вращение от гибкой |
передачи |
с плос |
|||||||
ким |
ремнем |
3, |
причем |
|
|
|
||||
ремень заправлен на шкивы |
6 7 |
|
|
|||||||
2, 4, |
7 |
и |
ролики |
8, |
9 |
|
|
|
||
таким образом, что фрик |
|
|
|
|||||||
ционные кольца |
соседних |
|
|
|
||||||
механизмов |
ложного кру |
|
|
|
||||||
чения вращаются в про |
|
|
|
|||||||
тивоположных |
направле |
|
|
|
||||||
ниях. |
|
|
|
устрой |
|
|
|
|||
Контрольное |
|
|
|
|||||||
ство 7 (см. рис. 114) |
в слу |
|
|
|
||||||
чае обрыва одной |
из отра |
|
|
|
||||||
щиваемых |
нитей |
перере |
|
|
|
|||||
зает и другую. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
На |
машине 156ѴК пе |
|
|
|
||||||
рерабатываются более тол |
|
|
|
|||||||
стые нити (толщиной 1,67; |
|
|
|
|||||||
2,2; |
3,3 |
текс) |
при |
скоро |
|
|
|
сти 10м/с. Для обеспечения
Рис. 115. Привод механизмов ложного кручения машины
160V К:
I — корпус; 2, 4, 7 — шкивы; 3— ремень; 5, 6 — трубки; 8> 9 — ро лики натяжные; 10 — пружина; II — кронштейн; 12 — ротор; 13 — подшипник; 14— кольца фрикцион ные
эффективной термообработки нити применяют нагреватели кон тактного типа длиной 2,5 м. Теплоносителем служит масло. Гото вая нить наматывается на цилиндрическую бобину, а не на кольце крутильное веретено. Масса входных паковок равна 2—3 кг, вы ходных — 3—4 кг.
На рис. 116 приведена технологическая схема однопроцессной машины типа FL-4 (Япония).
Входные паковки 1 располагаются в средней части (по высоте) машины непосредственно перед термофиксационными камерами 4. Нить сматывается питающим механизмом 2. Из камеры 4 нить
поступает в механизм ложного кручения 5, который состоит из двух втулок, вращающихся в противоположных направлениях, и расположенного между втулками диска. С торцов во втулки вставлены фрикционные кольца. Нить огибает все кольца. Перемещением диска в зазорах между втулками можно изменять общий угол обхвата
нитью контактных поверхностей.
В каждый фрикционный механизм с противо положных сторон заправлены две нити, движу щиеся навстречу одна другой; это позволяет получить крутку нитей противоположных напра влений.
Второй питающий механизм 6 подает нити в наматывающий механизм 7, обеспечивая получе
ние намотки |
с нагоном |
или без него. |
устанавли |
|||
На |
модернизированных машинах |
|||||
вают |
двухзонные |
термофиксационные |
камеры |
|||
Рис. 116. |
Технологическая |
схема однопроцессной |
машины |
|||
FL-4: |
|
|
|
|
|
|
1 — паковки входные; 2, |
6 — механизмы питающие; 3 |
— прутки |
||||
направляющие; |
4 — камера термофиксационная; |
5 — механизм |
||||
ложного кручения; 7 — механизмы наматывающие |
|
|
с устройством для охлаждения нити на выходе. Это устройство представляет собой охлажденный водой ролик, поверхности кото рого касается разогретая нить.
На рис. 117, 118 показаны поперечный разрез и технологическая схема машины FS-1 (Япония), отличающейся в основном от ма шины FL-4 конструкцией крутильного механизма. Конструкция этого механизма описана ниже.
§ 2. ОДНОПРОЦЕССНЫЕ МАШИНЫ С МЕХАНИЗМАМИ ЛОЖНОГО КРУЧЕНИЯ РОТОРНОГО ТИПА
Машины CS-3 и CS-9
На рис. 119 приведена технологическая схема однопроцессных машин CS-3 и CS-9 фирмы Скрагг (Англия).
Две нити, сходящие с двух входных паковок 1, проходят через нитенатяжитель 2 и поступают в нижний питающий механизм 4, состоящий из фрикционного цилиндра и грузового ролика, затем проходят через нагреватель (термофиксационную камеру) 6. При выходе из термокамеры каждая нить заправляется в свой ротор механизма ложного кручения 7, получающий вращение от плоского бесконечного ремня 14. Далее нить подается вторым пи тающим механизмом 9 на выходную паковку 12, вращаемую фрик ционным цилиндром 13. Для раскладки нити служит нитеводитель-
176