Файл: Писчиков М.М. Организация и планирование производства в черной металлургии учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вают, охлаждают и подают за пределы коксохимического цеха пол­ ностью очищенным от механического уноса. На многих заводах коксовый газ подвергают дополнительной очистке от сероводорода, нафталина и аммиака. Содержание сероводорода в газе для завод­ ских потребителей не должно превышать 3—4 г/м3 и для коммунально­ бытовых нужд 0,02 г/м3, а нафталина 0,5 г/м3.

Коксовый газ как более безопасный используют для металлурги­ ческих агрегатов, работающих на газе теплотой сгорания более 1000 ккал/м3, для сушки желобов, ковшей и других вспомогатель­ ных нужд, а также для производства удобрений.

В условиях все расширяющегося использования природного газа для технологических нужд рациональное использование домен­ ного и коксового гайов имеет большое значение, так как теплота сгорания этих газов, получаемых на 1 т угля, составляет примерно 50% теплоты сгорания этого угля.

Конвертерный газ получают при выплавке стали в кислородных конвертерах емкостью 250—350 т по схеме без дожигания газа в газовом тракте. Выход его составляет 60—65 м3/т стали, а теплота сгорания 2200 ккал/м3. Конвертерный газ используют в смеси с до­ менным газом, для чего на заводах сооружают газгольдеры и га­ зоповысительные станции для подачи его в магистраль доменного газа.

Ферросплавный газ, получаемый при выплавке ферросплавов в закрытых электропечах, имеет теплоту сгорания 2500 ккал/м3, выход его — от 300 до 1350 м3/т сплавов.

Богатый газ, возвращаемый азотно-туковым заводом при его кооперации с металлургическим заводом после отбора водорода из коксового газа, представляет собой смесь фракций СО и СН4, имеет теплоту сгорания 5800—6300 ккал/м3. Выход этого газа составляет 350—380 м3 на 1000 м3 коксового газа.

Природный газ — наиболее ценное газообразное топливо. Он имеет теплоту сгорания 8100—$600 ккал/м3 и находит широкое применение в черной металлургии.

Использование природного газа для отопления мартеновских печей характеризуется значительными технико-экономическими пре­ имуществами по сравнению с отоплением смешанным коксо-доменным газом. Он не содержит серы, что обеспечивает получение стали луч­ шего качества. Капитальные затраты на строительство мартеновских печей, переводимых на природный газ, снижаются на 15—20%, умень­ шаются эксплуатационные расходы на выплавку стали, повышается производительность печей, а также улучшаются условия труда сталеплавильщиков. В силу этих обстоятельств новые мартеновские печи, введенные в эксплуатацию в последние десять лет, построены с учетом отопления их природным газом, а многие действующие печи переведены на снабжение доменным, коксовым и природным газами.

Применение природного газа в нагревательных печах прокатных станов улучшает качество нагреваемого металла и повышает произ­ водительность печей.

319



На ряде заводов, подлежащих реконструкции, намечен перевод части потребителей с коксо-доменного газа на природный, что позво­ лит отказаться от эксплуатации газоповысительных станций. Боль­ шинство новых потребителей снабжается природным газом. На­ мечается также предоставление природного газа энергетическим по­ требителям с целью оздоровления воздушного бассейна.

Природный газ может быть заменен попутным нефтяным газом. Газ, добытый попутно с нефтью, служит источником получения сжиженных газов (пропана и бутана) и может быть использован для снабжения металлургических заводов, других промышленных, бытовых и коммунальных предприятий. Средняя теплота сгорания сжиженного углеводородного газа составляет 24 000 ккал/м3, а его выход 510 м3/т жидкого газа.

Применение мазута предусматривается только в мартеновских печах для карбюризации пламени и резервирования их отопления при перебоях в подаче природного газа.

Потребность в кислороде определяют по объему выплавки чугуна и стали, зачистке металла и по удельным нормам расхода. Прочие нужды принимают по фактическому потреблению с корректировкой на объем работ.

Выработку кислорода рассчитывают, исходя из мощности кис­ лородной станции и времени работы блоков разделения воздуха (7000 ч).

При составлении баланса кислорода давление кислорода и азота

(Р) принимают равным 500 мм рт. ст. Потери кислорода в сети со­ ставляют 0,5—1,0%.

Потребность в воде рассчитывают на основе производственных программ отдельных цехов и удельных норм расхода воды на про­ дукцию или на один час работы агрегата.

Мощность насосных станций определяют с учетом максимального удовлетворения потребности в воде с учетом резерва. Она равна произведению количества работающих насосов, их часовой произво­ дительности и календарного времени работы (8760 ч).

Глава XXIV ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

§ I. Назначение складов и их классификация.

Характеристика межцехового механического транспорта

I

Назначение складов состоит в том, чтобы бесперебойно и непре­ рывно снабжать производство сырьем, топливом, поуфабрикатами, вспомогательными материалами, сменным оборудованием, запас­ ными частями и инструментом.

На складах осуществляют работы по улучшению физико-химичес­ ких свойств материалов, по подготовке их к вводу в производство (усреднение руд по химическому и минералогическому составам, усреднение угля для коксования, укладка материалов в контейнеры,

320


развеска материалов и т. п.), производят правку готового проката, удаление пороков металла, осмотр, технический контроль, хранят готовую продукцию и подготавливают ее к отгрузке потребителям. На складах должна быть не только обеспечена сохранность мате­ риалов, но осуществлены мероприятия по улучшению их свойств и предотвращению старения и порчи материалов, а также должны быть сведены к минимуму йотери при приемке, хранении и выдаче материалов.

Взависимости от характера обслуживания различают склады: снабженческие, к которым относят все материальные склады; производственные, т. е. склады полуфабрикатов, сменного оборудо­ вания и инструментов;

сбытовые, т. е. склады готовой продукции и отходов.

Взависимости от сферы деятельности склады делят наобщезаводские (базисные или центральные), снабжающие все

цехи и службы завода материалами; участковые или межцеховые, снабжающие материалами несколько

цехов, территориально расположенных близко один к другому; цеховые, обслуживающие только данный цех; кладовые, находящиеся в ведении отдельных цехов.

В зависимости от условий хранения материалов различают склады:

открытые для хранения сырья (рудный двор), топлива, слитков, железнодорожных рельсов и др.;

полузакрытые (навесы, иногда имеют стены с трех сторон) для хранения некоторых огнеупоров, запасных частей, сменного обору­ дования и др.;

закрытые, имеющие стены и кровлю, для хранения готового проката и других ценных материалов.

Общезаводские и участковые склады подчинены отделу снаб­ жения завода, специализированные склады запасного оборудова­ ния —-главному механику завода, склады сырья и топлива — отделу сырья и топлива, склады полуфабрикатов и готовой продукции, находящиеся на территории определенного цеха, — начальнику дан­ ного цеха.

Расположение складов на территории завода связано с общей компоновкой генерального плана и планировкой отдельных цехов и должно по возможности обеспечивать прямолинейность потоков грузов, ускорение доставки их потребителям и минимальные при­ веденные затраты по складированию и транспортированию. Рудный двор примыкает к доменному цеху, шихтовый двор ■— к стале­ плавильному цеху, склад слитков — к отделению нагревательных колодцев; склады заготовки и готового проката расположены в основ­ ном в поперечных и реже в продольных пролетах.

Массовые сыпучие грузы на заводах разгружают комплексными системами с машинами периодического действия (передвижными вагоноопрокидывателями, мостовыми грейферными перегружателями, грейферными кранами, трансферкарами и пр.), и машинами непре­ рывного действия (стационарными вагоноопрокидывателями, бункер­

321


ными приемными устройствами,

штабелеукладчиками, заборными

и усреднительными машинами

конвейерного типа,' ленточными

конвейерами и пр.).

 

Основными типами складов сырья для доменных и агломерацион­ ных цехов на большинстве заводов являются рудный двор с передвиж­ ными вагоноопрокидывателями и высокими эстакадами для раз­ грузки вагонов, мостовыми перегружателями для складирования и выдачи материалов в бункера доменного цеха или приемные устрой­ ства агломерационной фабрики.

В послевоенные годы на ряде заводов (ММК, НЛМЗ и др.) построены склады сырья хребтового типа с загрузкй в штабеля конвейерами и выдачей со склада конвейерным транспортом. Кон­ вейерный транспорт применяют для транспортирования агломерата с аглофабрики в доменный цех, кокса с коксохимического цеха в доменный, сыпучих шихтовых материалов (извести, руды и пр.) со складов, приемных устройств и известковообжигательного цеха в конвертерные цехи, известняка и доломита со склада в известково­ доломитные цехи. Конвейерные системы эксплуатируют также на подаче материалов непосредственно в металлургические агрегаты, например для подачи шихты непосредственно на колошник домен­ ных печей, в бункера у конвертеров и пр.

Межцеховые перевозки штучных грузов (блюмов, слябов, загото­ вок, рулонов, готовой продукции прокатных цехов) осуществляют железнодорожным и механическим транспортом. Для транспорти­ рования этих грузов на ряде заводов (ММК, НЛМЗ и др.) используют рольганги, пластинчатые, цепные и канатные конвейеры, переда­ точные тележки и другие средства механического межцехового транспорта.

Погрузочно-разгрузочные и складские работы на складах про­ катных цехов осуществляют в основном мостовыми кранами, ос­ нащенными обычными и механизированными грузозахватными при­ способлениями (магнитами, клещами, подхватами и пр.). На ряде складов имеются автоматические крановые захваты, позволяющие обходиться без помощи подкранового рабочего. При этом размеры гі массу пакета или пачки металла, как правило, унифицируют.

Мелкофракционные пылевидные добавки в настоящее время на большинстве заводов выгружают в шихтовых дворах сталепла­ вильных цехов из крытых вагонов вручную или с применением механических лопат, погрузку в контейнеры осуществляют грей­ ферными кранами, что сопряжено с большим пылением, антисани­ тарными условиями труда и большими потерями материала.

Колошниковую пыль транспортируют обычно в открытом под­ вижном составе, что приводит к ее потерям и загрязнению террито­ рии из-за распыления при перевозке.

Гидравлический транспорт применяют для подачи золы и шлака от ТЭЦ в отвалы, а также гранулированного доменного шлака на склад.

Пневматический транспорт используют для транспортирования огнеупорных порошков, сухого песка, пыли от подов печей и дру­

322