ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
прилагаются схемы планируемых исследований и орга низации экспедиции.
Технические задания |
(предписания) составляются |
в развитие технического |
проекта и являются наряду |
с наставлениями и инструкциями основными руководя щими документами для командиров экспедиционных подразделений (отрядов и партий) при выполнении кон кретных видов исследований. В техническом задании должна быть четко сформулирована цель планируемых работ, установлены районы и виды работ, их объем, указаны выделяемые силы и средства, личный состав, организация исследований, их последовательность и сроки, программа работ, технические условия их выпол
нения, сформулированы задачи по исследованию новых методов.
На подготовительном этапе технический проект и технические задания изучаются всеми руководителями экспедиционных подразделений. Личный состав рас пределяется по партиям и группам, исходя из на правленности исследований. Выверяются и ремонтиру ются приборы, инструменты и вспомогательное оборудо вание, подбирается бланковый материал и техническая литература. Судно оборудуется для выполнения данно го задания, личный состав экспедиции расписывается по каютам и лабораториям. Осуществляется тренировоч ный выход в море для отработки организации и связи, испытаний приборов и оборудования.
С завершением подготовительного этапа экспедици онное океанографическое судно осуществляет переход в район предстоящих работ, выполняя попутные гидро метеорологические исследования.
Экспедиционный состав и экипаж судна объединя ются в единый коллектив под общим руководством ко мандира отряда. В течение похода судовой распорядок не должен нарушаться ни во время переходов судна, ни во время работ на станциях. Если программа содер жит помимо гидрометеорологических исследований дру гие виды работ, например, по промеру, геологии моря, геофизике и др., то отряд усиливается соответствующи ми партиями или группами.
Для обеспечения гидрометеорологических исследова ний по стандартной программе личный состав в общем
37
случае может быть распределен по партиям и группам таким образом:
а) 1-я гидрологическая партия (измерение темпера туры, отбор проб для последующих гидрохимических анализов, гидрооптические и другие наблюдения);
б) 2-я гидрологическая партия (наблюдения за вол нением и течением);
в) метеоаэрологическая партия (производство ме теорологических, аэрологических и актинометрических наблюдений);
г) гидрохимическая группа (определение солености, плотности, содержания растворенного кислорода, водо родных ионов и других гидрохимических характери стик) ;
д) группа камеральной обработки (при наличии ре зерва личного состава).
При работах на разрезах и океанографических стан циях длительностью более суток личный состав распре деляется по вахтам. При кратковременных походах, когда количество личного состава ограничено, вахты не назначаются. Длительность вахт зависит от наличия лю дей. Обычно практикуются 8-, 6- или 4-часовые вахты (последние совпадают с судовыми вахтами). Каждой вахтой руководит начальник вахты, ее состав зависит от программы работ, квалификации наблюдателей и дли тельности рейса.
Производство наблюдений на океанографической станции и их обработка. Работы на станции ведутся ,в строго установленном порядке, который зависит от про граммы, состава вахты, количества приборов, типа гид рологических лебедок и якорного устройства.
За 10—15 мин до прихода в запланированную точку экспедиционный состав по судовой трансляции опове щается о начале работ. Наблюдатели 1-й гидрологиче ской партии расчехляют гидрологические лебедки, выва ливают откидную площадку, выводят за борт концевой груз, осматривают батометры. Как только судно пога сит инерцию (если работы выполняются в дрейфе) или станет на якорь, эхолотом измеряется глубина и опре деляется место судна. После сообщения с мостика о глубине места и получения команды, разрешающей на чать работу, определяют, исходя из глубины места, пре
3 8
дельную глубину (горизонт) наблюдений. Затем подве шивают и опускают за борт все батометры данной се рии наблюдений, начиная с нижнего, с таким расчетом, чтобы каждый прибор оказался на стандартном гори зонте. Производятся работы с гидрооптическими прибо рами по определению цвета, прозрачности и других оптических характеристик морской воды. В это лее вре мя с других лебедок личный состав 2-й гидрологической партии опускает приборы для измерения элементов те чения и волнения. Параллельно выполняются метеоро логические, аэрологические и актинометрические наблю дения. Выдержав батометры на заданных горизонтах в течение времени, необходимого для регистрации термо метрами температуры окружающей воды, фиксируют отсчеты термометров и закрывают батометры. Серию выбирают на борт, батометры снимают с троса и уста навливают в особые стойки. Отсчитывают и записывают измеренные температуры в журнал наблюдений, отби рают пробы воды из батометров в склянки для после
дующих анализов в судовой гидрохимической лабора тории.
Сопутствующие грунтовые работы производятся, как правило, до начала или после окончания гидрологиче ских наблюдений. Если программой исследований пре дусматриваются гидробиологические наблюдения, то сбор планктона выполняется параллельно с гидрологи ческими работами, сбор бентоса — после окончания всех работ. Прочие забортные работы должны выполняться таким образом, чтобы избежать перепутывания гидро логических тросов с приборами за бортом.
За 10—15 мин до окончания работ на станции на
чальник вахты докладывает об этом вахтенному офи церу.
С подъемом всех приборов повторно измеряют глу бину и определяют место судна, после чего дают ход и ложатся на курс к следующей станции [2].
Современные океанографические приборы по своей точности отвечают самым высоким требованиям, кото рые могут быть предъявлены к измерению физико-хими ческих характеристик вод океана на больших глубинах. Однако какой бы высокой ни была точность приборов, результаты наблюдений, выполненных с их помощью, обесцениваются, если они не будут с достаточной точно-
39
стыо координированы в пространстве (широта, долгота и глубина наблюдений). Поэтому к точности координи рования океанографических станций должны быть предъявлены жесткие требования.
Рис. 3. График распределения темпе ратуры морской воды по глубине
Если на переходе между станциями забортные рабо ты не предусмотрены, то в это время личный состав за нимается обработкой материалов наблюдений. При большом объеме забортных работ целесообразно иметь специальную группу обработки.
Обработка результатов наблюдений начинается по возможности сразу же после окончания работ на стан ции, с тем чтобы после окончания похода затраты вре мени на завершение обработки были наименьшими.
Первичная обработка результатов наблюдений включает:
а) вычисление истинных значений измеренных эле« ментов и истинных глубин погружения приборов}
4 0
б) техническую проверку, т. е. проверку всех вычис лений «во вторую руку» наиболее опытными наблюда телями;
16 |
17 18 |
№ cm. |
Рис. 4. График распределения температуры воды на океанографическом разрезе
в) построение графиков распределения измеренных элементов по глубине на каждой океанографической станции (рис. 3) и разрезе в целом (рис. 4), графиков временного хода элементов на многосуточных станциях, а также карт географического распределения элементов по данным океанографических съемок;
г) критический анализ материалов наблюдений и построенных графиков и карт, выполняемый командира ми партий в целях:
41
“ выборочного контроля правильности технической проверки;
—оценки качества наблюдений и соответствия их техническому предписанию;
—принятия решения о возможности использования материалов пониженного качества (из-за каких-то при чин) ;
—анализа работы приборов для своевременной за мены неисправных;
—■накопления данных, необходимых для составле ния научно-технических и других отчетов о выполнен ных работах.
После критического анализа все первично обрабо танные материалы подлежат приемке командиром от ряда. Завершающий этап первичной обработки — со ставление на бланках установленной формы сводных таблиц результатов наблюдений, которые в качестве главного приложения включаются в научно-технические отчеты.
Полученные в процессе исследований данные о фак тической гидрометеорологической обстановке в районе плавания регулярно в установленные сроки передаются в базу для использования службой прогнозов.
По завершении похода должны быть представлены обобщенные предварительные сведения о выполненных исследованиях, в которых особое внимание уделяется выявленным расхождениям полученных результатов с данными, указанными в действующих пособиях для пла вания.
Завершающей частью исследований являются науч но-технические отчеты, которые представляют собой окончательное техническое заключение по выполненным работам и содержат полученные научные и практиче ские результаты. Поэтому составление отчетов пору чается ответственным и высококвалифицированным спе циалистам. Отчеты должны содержать все данные на блюдений и измерений, камеральной обработки, анализ этих данных, оценку их точности, описание методов ра боты, сведения по организации и обобщающие выводы по исследованиям. Материалами для составления науч но-технических отчетов служат обработанные данные наблюдений с добавлением сведений, которые могут
42
быть полезными при их использовании. Чтобы отчет по лучился содержательным, был своевременно составлен и хорошо отредактирован, материалы к нему необходи мо подбирать в течение всего экспедиционного периода. Отчет следует писать в живой повествовательной форме, иллюстрируя схемами, картами, графиками, фотосним ками и зарисовками.
§6. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТАХ
ВОКЕАНАХ И МОРЯХ
Производство любого вида наблюдений в открытом океане имеет существенную особенность — необходимо иметь дорогостоящее исследовательское судно в каче
стве платформы для |
размещения технических средств |
и обслуживающего |
научно-технического персонала. |
В течение последних 100 лет изучение глубин океана вы полнялось главным образом с поверхности океана: либо с помощью приборов, опускаемых с борта судна на раз личные глубины, либо путем отбора проб воды с этих
глубин для последующих анализов в судовых лабора ториях.
В |
последние |
годы в |
океанографии прокладывает |
путь |
качественно |
новый |
метод исследований — с по |
мощью автономных (буйковых) станций, когда автома тические или телеметрические приборы подвешиваются к бую, дрейфующему или стоящему на якоре, а изме ренные величины либо регистрируются в самих прибо рах, либо автоматически передаются по радио. В арк тических районах широко используется лед в качестве дрейфующей платформы для размещения стационарных пунктов и дрейфующих автоматических радиометеоро логических станций (ДАРМС).
Взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений, протекающих в океане и атмосфере, потребо вали не только синхронно выполнять измерения обшир ного комплекса параметров морской воды и атмосферы, но и оперативно обрабатывать и согласовывать полу ченные результаты, а также управлять самим процес сом измерений. Отдельные приборы не способны решить эту задачу в полном объеме, поэтому новым шагом в
43
технике гидрометеорологических измерений становятся интегральные информационные измерительные системы, включающие как судовые и автономные комплексы, так и средства сбора, обработки и передачи информации. Эти системы используют специализированные и универ сальные ЭВМ.
Явления и процессы, протекающие на больших глу бинах океана, до последнего времени плохо поддава лись непосредственному изучению человеком, океан был, по существу, как бы «внутренним космосом» нашей пла неты. Развитие подводного фотографирования и телеви дения несколько расширили возможности видеть про исходящее в глубинах океана, не опускаясь в воду. По явление атомных подводных лодок и других новых средств вооруженной борьбы на море дало новый тол чок к исследованиям в области океанографии. Дальней шее изучение и освоение Мирового океана настоятельно потребовало перейти от изучения океана с поверхности к непосредственным погружениям человека на любые интересующие науку глубины. Вот почему XX столетие не только век космонавтики, но и век аквинавтики, век проникновения в глубь океана самого человека. Реше ние этой задачи возможно лишь с помощью подводной техники: аквалангов, мягких и жестких скафандров, аппаратов, подвешенных к судну, подводных домов-ла бораторий, буксируемых аппаратов — подводных плане ров, подводных лодок и подводных аппаратов малых, средних и предельных глубин.
Однако необходимо оговориться, что полученные с помощью новых средств данные не внесли еще сущест венных изменений в накопленные человечеством знания об океане, и приборный метод продолжает пока оста ваться основным средством исследования океана. Этот метод предъявляет определенные требования не только к самим приборам, но и к исследовательскому судну, его специальному оборудованию — лебедкам, якорным устройствам, гидрографическо-штурманскому вооруже нию, лабораториям и т. д.
Океанографические исследовательские суда. Такти ко-технические характеристики любого, в том числе и исследовательского, судна зависят в основном от стоя щих перед ним задач и предполагаемого района плава ния. Так как задачи и условия проведения исследований
44
в океанах и морях весьма разнообразны, то создать единый тип исследовательского судна практически очень трудно, хотя требования к такому судну могут быть сформулированы. Идеальное исследовательское судно в общих чертах должно иметь:
—неограниченную мореходность;
—хорошую маневренность, обеспечиваемую нали
чием винтов регулируемого шага и подруливающих устройств (активных рулей, носовых и поперечных вин тов и т. п.);
— возможность производить работы в дрейфе, удер живаясь на месте против ветра и течения; желательно
также |
иметь |
успокоители |
качки; |
— широкий |
диапазон |
скоростей хода (от 0 до |
|
15—18 |
уз); |
|
|
—большую автономность и дальность плавания;
—современное гидрографическо-штурманское во оружение;
—низкую свободную палубу для установки лебедок
идополнительного оборудования;
—достаточную мощность приводов для лебедок;
—просторные помещения для лабораторий в наи
более спокойной части судна;
— хорошие бытовые условия для команды и экспе диционного состава в любых климатических зонах;
—невысокую стоимость постройки и экономичность
вэксплуатации.
Очевидно, что выполнение этих требований доста точно сложно, поэтому в практике мирового судострое ния последних лет можно отметить появление и доволь но крупных, и небольших исследовательских судов.
Общепринятой классификации исследовательских судов не существует. В зависимости от целенаправлен ности и объема исследований, выполняемых данным исследовательским судном, выделяют универсальные, океанографические, гидрографические, метеорологиче ские (суда погоды), научно-промысловые, рыболовные исследовательские суда, а также суда для других узко специализированных исследований. Все эти суда услов но могут быть разделены на четыре группы.
1. Крупные (более 4000 т водоизмещения) исследо вательские суда (рис. 5) с обширными комплексными
45