Файл: Океанография и морская метеорология учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ш

Рис. 5. Универсальное научно-исследовательское судно типа «Академик Курчатов:

задачами (гидрофизические, геофизические и гидрогра­ фические исследования), располагающие 10—30 лабора­ ториями разнообразного профиля, вертолетами, глубо­ ководными аппаратами, установками для запуска ме­ теорологических и геофизических ракет, ЭВМ и способ­ ные принять на борт экспедицию до 80 человек («Ви­ тязь», «Академик Курчатов» — СССР).

2. Средние (2000—3000 т водоизмещения) суда (рис. 6), предназначенные для работ в открытых частях океана и по широкой, и по специальной программе ис­ следований, располагающие 4—8 лабораториями и спо­

собные принять экспедицию до 40 человек

(«Василий

Головнин» — СССР,

«Атлантис-П» — США,

«Хекла» —

Великобритания).

 

 

работы

в

3.

Суда (800—1800 т водоизмещения) для

морях и прибрежных районах океанов.

Такие суда имеют

2—3

лаборатории,

обеспечивающие

исследования

по

стандартным программам («Зенит» — СССР, «Буль­ дог» — Великобритания).

4. Небольшие (100—700 т водоизмещения) суда для производства гидрографических, гидрометеорологиче­ ских и лоцмейстерских работ в прибрежных и защищен­ ных районах. На таких судах может быть специальная лаборатория, а если ее нет, то приспосабливается под лабораторию часть штурманской рубки или какое-либо подсобное помещение.

Судовые лаборатории. Требования je судовым лабо­ раториям определяются задачами, которые ставятся пе­ ред исследовательским судном. Для обеспечения стан­ дартной программы гидрометеорологических исследова­ ний можно обойтись двумя лабораториями — гидроло­ гической и гидрохимической, однако на крупных судах возникает необходимость иметь грунтовую, гидрографи­ ческую, геофизическую, гидроакустическую, гидроопти­ ческую, гидробиологическую, метеоаэрологическую, ка­ меральную и другие лаборатории, обеспечивающие потребности ученых самых разнообразных про­ филей.

Основными помехами для производства работ в су­ довых лабораториях являются качка и вибрация корпу­ са судна при работе судовых двигателей. Поэтому ла­ боратории должны размещаться в средней, наиболее спокойной части судна. Они должны иметь хорошее

47


Рис. 6. Океанографическое исследовательское судно типа «Василий Головнин»

освещение и вентиляцию, а также возможность установ­ ки, кроме штатного, дополнительного оборудования.

П р и б о р ы , предназначенные

для гидрометеороло­

гических

исследований,

должны

отвечать следующим

требованиям.

 

 

1.

Иметь высокую

точность

измерений, достаточную,

чтобы детально исследовать микроструктуру физиче­ ских полей в океане (точность измерения отдельных па­ раметров при исследованиях в океане, приведенная в табл. 3, считается в настоящее время совершенно необ­ ходимой).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

Необходимая точность измерения основных

 

 

 

гидрометеорологических параметров

 

 

 

Измеряемый параметр

Средняя квадратическая

по пор.

 

ошибка измерения ( 2 z m )

1

Время

..............................................

, , . .

0,1 с

2

Координаты..................... ...

0,6'

3

Глубина

места ................................

. .

1%

4

Горизонт

наблюдений ............

0, б%

5

Температура:

, . . .

0,005°С

 

поверхностного слоя

6

на

глубинах ........................

 

0.01°С

Соленость..........................................

0,01—0.02%о

7

Скорость

звука в воде ..................

 

0,1

м/с

8

Колебания уровня моря ..................

 

2 см

9

Океанские течения:

0,02—0,05 уз

 

скорость ...............................

10

направление .........................

 

 

Ветровое

волнение:

 

10 см

 

высота ........................

 

11

период ...................................

 

0,5 с

Температура воздуха .....................

 

0,05°С

12

Влажность воздуха........................

 

5%

13

Атмосферное давление.....................

0,1

мбар

14

Ветер:

 

,

1

м/с

 

скорость ................................

15

направление ..................

... .

 

Радиационные потоки .....................

 

5%

2. Быть герметичными и нечувствительными к влия­ нию громадного гидростатическбго давления, достигаю­ щего 1100 кгс/см2.

3—972

49



3.Быть достаточно прочными для работы в усло­ виях качки.

4.Иметь высокую устойчивость к химическому воз­

действию морской воды.

5. Обладать хорошей электроизоляцией кабелей, при­ меняемых при электрических методах измерений.

6. Получать искомые данные в удобной для считы­ вания форме (цифровые индикаторы визуального отсче­ та, цифропечатающие устройства, запись на магнито­ фонную, киноили перфоленту), а также вводить дан­ ные измерений в ЭВМ.

Для опускания гидрологических приборов на глуби­ ны и подъема их на палубу экспедиционное судно

должно иметь специальное

вспомогательное оборудо­

вание.

л е б е д к и различных си­

Г и д р о л о г и ч е с к и е

стем применяются в зависимости от глубины и харак­ тера наблюдений:

гидрологические лебедкй с ручным и электроме­ ханическим приводами — для опускания батометров и других легких приборов;

специальные тяжелые лебедки — для постановки судна на глубоководный якорь и опускания тяжелых приборов (драг, больших грунтовых трубок и т. п.);

кабельные лебедки — при электрических методах измерений.

В табл. 4 приведены основные технические данные наиболее распространенных гидрологических лебедок отечественного производства. Большие емкости бараба­ нов, значительные скорости выбирания, высокая стои­ мость опускаемых лебедкой приборов предъявляют по­ вышенные требования к конструкции лебедок, а именно:

возможность переключения и торможения без рывков при достаточно широком диапазоне скоростей;

наличие тросоукладчиков для равномерной на­

бивки троса на барабан;

высокая прочность барабанов, исключающая воз­ можность деформации и разрыва их щек;

удобное размещение лебедок и другого оборудо­ вания на палубе судна с соблюдением правил техники безопасности (расстояние между лебедками должно быть возможно большим, лебедки с большей емкостью барабана должны устанавливаться ближе к корме).

50


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

Тактико-технические данные

океанографических лебедок

 

 

Емкость

Мощность

Диапазон

 

Название

электро­

Тип привода

барабана,

мотора,

скоростей,

 

 

м

кВт

м/с

 

«Океан»

(боль­

 

17,6

0,3—4,5

Электромехани­

шая) ..............

12000

ческий

«Океан» (малая)

4500

 

7,3

0,3—4,5

 

ЛЭРОК-1,2 . . .

12500

36,0

0,4—4,4

»

ЛЭРОК-0,5 . . .

4500

11,5

0,1—4,3

ЛГ-1200 ..............

1200

 

3,2

0,4—10,0

»

ЛМ-046 . . . . . .

100

Ручной

«Марка IV»

, . .

500

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

Т р о с ы для

опускания

гидрологических прибороз

изготовляются из оцинкованной проволоки углероди­ стой" стали, получаемой методом холодной протяжки. Наиболее часто употребляются тросы с мягкими сер­ дечниками правой крестовой свивки из оцинкованной проволоки высшей марки для жестких условий работы.

Конструкцию

тросов

принято обозначать выражением

 

 

а X b + с,

где а — число

прядей

в тросе;

b — число проволок в пряди;

с — число

мягких

сердечников.

Технические данные тросов, рекомендуемых для раз­ личного рода гидрологических работ, приведены в табл. 5.

При выборе троса в каждом конкретном случае не­ обходимо учитывать:

конструкцию лебедки и емкость ее барабана;

нагрузки на трос, определяемые собственным ве­ сом троса ^поднимаемых им приборов;

увеличение нагрузки под действием внешних ди­

намических факторов;

— увеличение нагрузки при прохождении троса че­ рез систему блоков.

3*

61