ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
ш
Рис. 5. Универсальное научно-исследовательское судно типа «Академик Курчатов:
задачами (гидрофизические, геофизические и гидрогра фические исследования), располагающие 10—30 лабора ториями разнообразного профиля, вертолетами, глубо ководными аппаратами, установками для запуска ме теорологических и геофизических ракет, ЭВМ и способ ные принять на борт экспедицию до 80 человек («Ви тязь», «Академик Курчатов» — СССР).
2. Средние (2000—3000 т водоизмещения) суда (рис. 6), предназначенные для работ в открытых частях океана и по широкой, и по специальной программе ис следований, располагающие 4—8 лабораториями и спо
собные принять экспедицию до 40 человек |
(«Василий |
||||
Головнин» — СССР, |
«Атлантис-П» — США, |
«Хекла» — |
|||
Великобритания). |
|
|
работы |
в |
|
3. |
Суда (800—1800 т водоизмещения) для |
||||
морях и прибрежных районах океанов. |
Такие суда имеют |
||||
2—3 |
лаборатории, |
обеспечивающие |
исследования |
по |
стандартным программам («Зенит» — СССР, «Буль дог» — Великобритания).
4. Небольшие (100—700 т водоизмещения) суда для производства гидрографических, гидрометеорологиче ских и лоцмейстерских работ в прибрежных и защищен ных районах. На таких судах может быть специальная лаборатория, а если ее нет, то приспосабливается под лабораторию часть штурманской рубки или какое-либо подсобное помещение.
Судовые лаборатории. Требования je судовым лабо раториям определяются задачами, которые ставятся пе ред исследовательским судном. Для обеспечения стан дартной программы гидрометеорологических исследова ний можно обойтись двумя лабораториями — гидроло гической и гидрохимической, однако на крупных судах возникает необходимость иметь грунтовую, гидрографи ческую, геофизическую, гидроакустическую, гидроопти ческую, гидробиологическую, метеоаэрологическую, ка меральную и другие лаборатории, обеспечивающие потребности ученых самых разнообразных про филей.
Основными помехами для производства работ в су довых лабораториях являются качка и вибрация корпу са судна при работе судовых двигателей. Поэтому ла боратории должны размещаться в средней, наиболее спокойной части судна. Они должны иметь хорошее
47
Рис. 6. Океанографическое исследовательское судно типа «Василий Головнин»
освещение и вентиляцию, а также возможность установ ки, кроме штатного, дополнительного оборудования.
П р и б о р ы , предназначенные |
для гидрометеороло |
||
гических |
исследований, |
должны |
отвечать следующим |
требованиям. |
|
|
|
1. |
Иметь высокую |
точность |
измерений, достаточную, |
чтобы детально исследовать микроструктуру физиче ских полей в океане (точность измерения отдельных па раметров при исследованиях в океане, приведенная в табл. 3, считается в настоящее время совершенно необ ходимой).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
|
|
Необходимая точность измерения основных |
|
|||
|
|
гидрометеорологических параметров |
|
|
|
№ |
|
Измеряемый параметр |
Средняя квадратическая |
||
по пор. |
|
ошибка измерения ( 2 z m ) |
|||
1 |
Время |
.............................................. |
, , . . |
0,1 с |
|
2 |
Координаты..................... ... |
0,6' |
|||
3 |
Глубина |
места ................................ |
. . |
1% |
|
4 |
Горизонт |
наблюдений ............ |
0, б% |
||
5 |
Температура: |
, . . . |
0,005°С |
||
|
поверхностного слоя |
||||
6 |
на |
глубинах ........................ |
|
0.01°С |
|
Соленость.......................................... |
0,01—0.02%о |
||||
7 |
Скорость |
звука в воде .................. |
|
0,1 |
м/с |
8 |
Колебания уровня моря .................. |
|
2 см |
||
9 |
Океанские течения: |
0,02—0,05 уз |
|||
|
скорость ............................... |
||||
10 |
направление ......................... |
|
|
5° |
|
Ветровое |
волнение: |
|
10 см |
||
|
высота ........................ |
|
|||
11 |
период ................................... |
|
0,5 с |
||
Температура воздуха ..................... |
|
0,05°С |
|||
12 |
Влажность воздуха........................ |
|
5% |
||
13 |
Атмосферное давление..................... |
0,1 |
мбар |
||
14 |
Ветер: |
|
, |
1 |
м/с |
|
скорость ................................ |
||||
15 |
направление .................. |
... . |
|
5° |
|
Радиационные потоки ..................... |
|
5% |
2. Быть герметичными и нечувствительными к влия нию громадного гидростатическбго давления, достигаю щего 1100 кгс/см2.
3—972 |
49 |
3.Быть достаточно прочными для работы в усло виях качки.
4.Иметь высокую устойчивость к химическому воз
действию морской воды.
5. Обладать хорошей электроизоляцией кабелей, при меняемых при электрических методах измерений.
6. Получать искомые данные в удобной для считы вания форме (цифровые индикаторы визуального отсче та, цифропечатающие устройства, запись на магнито фонную, киноили перфоленту), а также вводить дан ные измерений в ЭВМ.
Для опускания гидрологических приборов на глуби ны и подъема их на палубу экспедиционное судно
должно иметь специальное |
вспомогательное оборудо |
вание. |
л е б е д к и различных си |
Г и д р о л о г и ч е с к и е |
стем применяются в зависимости от глубины и харак тера наблюдений:
—гидрологические лебедкй с ручным и электроме ханическим приводами — для опускания батометров и других легких приборов;
—специальные тяжелые лебедки — для постановки судна на глубоководный якорь и опускания тяжелых приборов (драг, больших грунтовых трубок и т. п.);
—кабельные лебедки — при электрических методах измерений.
В табл. 4 приведены основные технические данные наиболее распространенных гидрологических лебедок отечественного производства. Большие емкости бараба нов, значительные скорости выбирания, высокая стои мость опускаемых лебедкой приборов предъявляют по вышенные требования к конструкции лебедок, а именно:
—возможность переключения и торможения без рывков при достаточно широком диапазоне скоростей;
—наличие тросоукладчиков для равномерной на
бивки троса на барабан;
—высокая прочность барабанов, исключающая воз можность деформации и разрыва их щек;
—удобное размещение лебедок и другого оборудо вания на палубе судна с соблюдением правил техники безопасности (расстояние между лебедками должно быть возможно большим, лебедки с большей емкостью барабана должны устанавливаться ближе к корме).
50
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Тактико-технические данные |
океанографических лебедок |
|||||
|
|
Емкость |
Мощность |
Диапазон |
|
|
Название |
электро |
Тип привода |
||||
барабана, |
мотора, |
скоростей, |
||||
|
|
м |
кВт |
м/с |
|
|
«Океан» |
(боль |
|
17,6 |
0,3—4,5 |
Электромехани |
|
шая) .............. |
12000 |
ческий |
||||
«Океан» (малая) |
4500 |
|
7,3 |
0,3—4,5 |
|
|
ЛЭРОК-1,2 . . . |
12500 |
36,0 |
0,4—4,4 |
» |
||
ЛЭРОК-0,5 . . . |
4500 |
11,5 |
0,1—4,3 |
|||
ЛГ-1200 .............. |
1200 |
|
3,2 |
0,4—10,0 |
» |
|
ЛМ-046 . . . . . . |
100 |
— |
— |
Ручной |
||
«Марка IV» |
, . . |
500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
|
Т р о с ы для |
опускания |
гидрологических прибороз |
изготовляются из оцинкованной проволоки углероди стой" стали, получаемой методом холодной протяжки. Наиболее часто употребляются тросы с мягкими сер дечниками правой крестовой свивки из оцинкованной проволоки высшей марки для жестких условий работы.
Конструкцию |
тросов |
принято обозначать выражением |
|
|
а X b + с, |
где а — число |
прядей |
в тросе; |
b — число проволок в пряди; |
||
с — число |
мягких |
сердечников. |
Технические данные тросов, рекомендуемых для раз личного рода гидрологических работ, приведены в табл. 5.
При выборе троса в каждом конкретном случае не обходимо учитывать:
—конструкцию лебедки и емкость ее барабана;
—нагрузки на трос, определяемые собственным ве сом троса ^поднимаемых им приборов;
—увеличение нагрузки под действием внешних ди
намических факторов;
— увеличение нагрузки при прохождении троса че рез систему блоков.
3* |
61 |